Учебная программа по вариативному курсу "Родной край"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Ефремова Наталья Ивановна

Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».Программа  составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках познания мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная программа

по курсу «Родной край» для 3 класса

уровня начального образования

1. Пояснительная записка.

1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».

Программа  составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках познания мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

2. Главной целью курса «Родной край» является:

1)  реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае – городе Усть-Каменогорске и Восточно-Казахстанской области;

2) расширение кругозора учащихся, воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции школьников.

3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Восточно-Казахстанской области и города Усть-Каменогорска, культурными учреждениями, историей возникновения и развития Малой Родины, её животным и растительным миром; повышать познавательные интересы учащихся;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические и интеллектуальные умения и навыки; поисково-исследовательские качества личности;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, патриотические чувства.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе; накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни города, области, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений  детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Родной край” необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность её форм.

Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Программа “Родной край” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

4. Курс «Родной край» логически дополняет курсы познания мира, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае.

5. Изучается как занятие по выбору по определенной программе.

6.Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внурочное время, выходя из школьных кабинетов в окрестности, на берега рек и озер, к памятникам и местам исторической славы, музеям и выставкам и  так  далее.

7. За время обучения у учащихся должна сложиться система знаний о своем крае: о его природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для области и всей республики.

8. Данная программа является алгоритмом поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебно-познавательной деятельности учащихся в краеведении, способствующих выявлению главных специфических особенностей своего края. Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения родного края (города, области).

10. Объем учебной нагрузки по курсу «Родной край» составляет 0,75 часа  в неделю, всего 26 часов в учебном году.

2. Базовое содержание учебного предмета

Программа курса

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения ВКО. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)

1.Территория и географическое положение Восточно-Казахстанской области. Знакомство с картой области. Усть-Каменогорск на карте ВКО. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

 2. Творческая работа «Загадочный мир названий» («Исторические названия улиц Усть-Каменогорска»)

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”

- Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

 2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица” (1 ч)

Урок-экскурсия по улицам города Усть-Каменогорска. Учащиеся знакомятся с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего города”.

Тема 6: “Наша школа” (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа. «Мои родители – выпускники КГУ СШ № 40» - сообщение, презентация на тему, фотоотчёт.

Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)

1. Экскурсия по городу, по микрорайону.

 2. Знакомство с историческим Усть-Каменогорском, архитектурные объекты старого Усть-Каменогорска, памятники.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ, мини- сочинений, эссе и др.

Тема 8: “Природа нашего края” (5 ч)

1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Восточно-Казахстанской области.  Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. Охраняемые территории ВКО (заповедники, заказники и др.)

 2. Памятники природы района.

 3.Объекты природы своей области.

 4. Климат (2 ч)

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

 б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

 в) операция “Чистый двор”.

Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города , его предприятиями, их история.

 2. Экскурсии на предприятия (реальная/ виртуальная – через электронную презентацию Power Point).

 3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”, эл. презентации, фотоотчёты, конкурс рисунков и коллажей.

Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта, культурные традиции народов, проживающих в ВКО.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков, Дома дружбы народов.

Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (2 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

 2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

 4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

Тема 12: “Герб города” (2 ч)

1. Лекция по геральдике.

 2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего города.

Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Введение.

1

2.

Мой край на карте Родины.

2

3.

Я и моя семья.

3

4.

Дом, в котором я живу или хотел бы жить.

2

5.

Моя улица.

1

6.

Наша школа.

2

7.

Моя малая Родина.

2

8.

Природа нашего края.

5

9.

Что даёт наш край стране.

2

10.

Наш край богат талантами.

2

11.

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

2

12.

Герб города.

2

Итого: 26 часов, по 0,75 часа в неделю.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

При изучении программы курса “Родной край” учащиеся должны знать: 

- историю своей семьи;

- основные даты, связанные с историей города, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов; названия географических объектов ВКО;

- соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории города;

- главные месторождения полезных ископаемых области; основные водные объекты региона; виды рельефа территории области; особенности погоды и климата своего края;

- уникальные виды растений и животных края; особо охраняемые территории края;

- действия во время возникновения чрезвычайных ситуаций;

- ближайшие археологические памятники и исторические объекты;

-основные народы, проживающие на территории ВКО, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;

- выдающихся, заслуженных  людей края.

Учащиеся должны уметь:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях города, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

-излагать свои суждения и взгляды на события города; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;

Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:

  1.  высокие патриотические чувства;
  2.  стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экологию;
  3.  уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях  края.

Литература для учителей и учащихся:

  1. Город рабочей доблести:Сборник статей и очерков / сост. Черных С.Е., Носкина В.С.— Алма-Ата: Казахстан, 1986. — 328 с.
  2. Красная книга Казахстана.
  3. Черных С. Е. С берегов Иртыша.— Алма-Ата: Казахстан, 1981.—288 с.
  4. Черных С. Одна, но пламенная страсть.— Алма-Ата: Казахстан, 1986.— 160 с.
  5. Черных Станислав   Под небом Алтая.— 1988.— Кн.1.— Алма-Ата: Жазушы, 1988.— 288 с.
  6. Штрихи к портрету города: Усть-Каменогорску 270 лет (1720-1990)/сост.: Г.П. Андрусенко, О.В. Жандабекова, С.Е. Черных.— Усть- Каменогорск: Облтипография. – 1990.
  7. Щербаков Б.В. Восточный Казахстан – сердце Евразии.
  8. Щербаков, Б. В. Птицы за окном : (Пособие по птицам населенных пунктов Восточного Казахстана) / Щербаков Б.В. - Усть-Каменогорск : Б.и., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

учебный проект "Красная книга Приморского края"

Информационный проект создание настольной Красной книги Приморского края....

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧАСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ДЗЮДО ПРОЕКТ «ДЗЮДО В ШКОЛУ»

Учебная программа по дзюдо предназначена для учащихся 1 - 4 классов, занимающихся в системе общеобразовательной школы. В содержание учебного материала вошли тесты по общей физической подгот...

Учебная программа кружковой деятельности "Родной край"

Кружковая программа расчитана для учащихся начальных классов,ФГОС. Челябинская область. Дети узнают много интересного о родной природе.Об экологических проблемах,которые возникли за много лет....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....