Учебная программа по вариативному курсу "Родной край"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».Программа составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках познания мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_po_kursu_kraevedenie_dlya_3_klassa_2013-2014_uchebnyy_god.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа
по курсу «Родной край» для 3 класса
уровня начального образования
1. Пояснительная записка.
1. Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда».
Программа составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках познания мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 класса. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
2. Главной целью курса «Родной край» является:
1) реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае – городе Усть-Каменогорске и Восточно-Казахстанской области;
2) расширение кругозора учащихся, воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции школьников.
3. В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Восточно-Казахстанской области и города Усть-Каменогорска, культурными учреждениями, историей возникновения и развития Малой Родины, её животным и растительным миром; повышать познавательные интересы учащихся;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические и интеллектуальные умения и навыки; поисково-исследовательские качества личности;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества, как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, патриотические чувства.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе; накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни города, области, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса “Родной край” необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность её форм.
Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Программа “Родной край” предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
4. Курс «Родной край» логически дополняет курсы познания мира, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае.
5. Изучается как занятие по выбору по определенной программе.
6.Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внурочное время, выходя из школьных кабинетов в окрестности, на берега рек и озер, к памятникам и местам исторической славы, музеям и выставкам и так далее.
7. За время обучения у учащихся должна сложиться система знаний о своем крае: о его природе, природных ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, историческом и культурном развитии, о выдающихся людях, особенностях и значении края для области и всей республики.
8. Данная программа является алгоритмом поисково-исследовательских действий, которые являются основными формами учебно-познавательной деятельности учащихся в краеведении, способствующих выявлению главных специфических особенностей своего края. Программа имеет универсальный характер и показывает основные направления изучения родного края (города, области).
10. Объем учебной нагрузки по курсу «Родной край» составляет 0,75 часа в неделю, всего 26 часов в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета
Программа курса
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения ВКО. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины” (2 ч)
1.Территория и географическое положение Восточно-Казахстанской области. Знакомство с картой области. Усть-Каменогорск на карте ВКО. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий» («Исторические названия улиц Усть-Каменогорска»)
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья” (3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…”
- Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 5: “Моя улица” (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам города Усть-Каменогорска. Учащиеся знакомятся с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе “Прогулка по улицам моего города”.
Тема 6: “Наша школа” (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа. «Мои родители – выпускники КГУ СШ № 40» - сообщение, презентация на тему, фотоотчёт.
Тема 7: “Моя малая Родина” (2 ч)
1. Экскурсия по городу, по микрорайону.
2. Знакомство с историческим Усть-Каменогорском, архитектурные объекты старого Усть-Каменогорска, памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ, мини- сочинений, эссе и др.
Тема 8: “Природа нашего края” (5 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Восточно-Казахстанской области. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. Охраняемые территории ВКО (заповедники, заказники и др.)
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат (2 ч)
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
в) операция “Чистый двор”.
Тема 9:“Что дает наш край стране” (2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города , его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия (реальная/ виртуальная – через электронную презентацию Power Point).
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”, эл. презентации, фотоотчёты, конкурс рисунков и коллажей.
Тема 10: “Наш край богат талантами” (2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта, культурные традиции народов, проживающих в ВКО.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков, Дома дружбы народов.
Тема 11: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (2 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 12: “Герб города” (2 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего города.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Мой край на карте Родины. | 2 | |
3. | Я и моя семья. | 3 | |
4. | Дом, в котором я живу или хотел бы жить. | 2 | |
5. | Моя улица. | 1 | |
6. | Наша школа. | 2 | |
7. | Моя малая Родина. | 2 | |
8. | Природа нашего края. | 5 | |
9. | Что даёт наш край стране. | 2 | |
10. | Наш край богат талантами. | 2 | |
11. | Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 2 | |
12. | Герб города. | 2 |
Итого: 26 часов, по 0,75 часа в неделю.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
При изучении программы курса “Родной край” учащиеся должны знать:
- историю своей семьи;
- основные даты, связанные с историей города, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов; названия географических объектов ВКО;
- соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории города;
- главные месторождения полезных ископаемых области; основные водные объекты региона; виды рельефа территории области; особенности погоды и климата своего края;
- уникальные виды растений и животных края; особо охраняемые территории края;
- действия во время возникновения чрезвычайных ситуаций;
- ближайшие археологические памятники и исторические объекты;
-основные народы, проживающие на территории ВКО, их культуру, традиции, обычаи и ремесла;
- выдающихся, заслуженных людей края.
Учащиеся должны уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях города, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
-излагать свои суждения и взгляды на события города; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;
Личностные результаты учащихся. Учащиеся должны проявлять:
- высокие патриотические чувства;
- стремление беречь и приумножать богатства природы родного края, своим посильным трудом улучшать его экологию;
- уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях края.
Литература для учителей и учащихся:
- Город рабочей доблести:Сборник статей и очерков / сост. Черных С.Е., Носкина В.С.— Алма-Ата: Казахстан, 1986. — 328 с.
- Красная книга Казахстана.
- Черных С. Е. С берегов Иртыша.— Алма-Ата: Казахстан, 1981.—288 с.
- Черных С. Одна, но пламенная страсть.— Алма-Ата: Казахстан, 1986.— 160 с.
- Черных Станислав Под небом Алтая.— 1988.— Кн.1.— Алма-Ата: Жазушы, 1988.— 288 с.
- Штрихи к портрету города: Усть-Каменогорску 270 лет (1720-1990)/сост.: Г.П. Андрусенко, О.В. Жандабекова, С.Е. Черных.— Усть- Каменогорск: Облтипография. – 1990.
- Щербаков Б.В. Восточный Казахстан – сердце Евразии.
- Щербаков, Б. В. Птицы за окном : (Пособие по птицам населенных пунктов Восточного Казахстана) / Щербаков Б.В. - Усть-Каменогорск : Б.и., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
учебный проект "Красная книга Приморского края"
Информационный проект создание настольной Красной книги Приморского края....
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧАСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ДЗЮДО ПРОЕКТ «ДЗЮДО В ШКОЛУ»
Учебная программа по дзюдо предназначена для учащихся 1 - 4 классов, занимающихся в системе общеобразовательной школы. В содержание учебного материала вошли тесты по общей физической подгот...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
Учебная программа кружковой деятельности "Родной край"
Кружковая программа расчитана для учащихся начальных классов,ФГОС. Челябинская область. Дети узнают много интересного о родной природе.Об экологических проблемах,которые возникли за много лет....
Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).
Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....