Учебная программа кружковой деятельности "Родной край"
рабочая программа по окружающему миру (1, 4 класс)

Мингазова Гульсина Кираматовна
Кружковая программа расчитана для учащихся начальных классов,ФГОС. Челябинская область. Дети узнают много интересного о родной природе.Об экологических проблемах,которые возникли за много лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родной край42.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Управление образования Аргаяшского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ "Бажикаевская СОШ"

Рассмотрено    на  заседание                                     Протокол от№____от                                                 Утверждаю:

педагогического Совета                                            Приказ№_______ от

 Директор школы:                                              «___»______20__г

Хабибуллин А.Я.        «___»______20__г

                                                                                                                       

                                                                                                                         

   

   

              Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  

                   программа  туристко-краеведческой  направленности

                                              « Родной край»

Срок реализации программы : 1 год. 
Возраст обучающихся :7-11 лет.

             

                                             Бажикаева 2020г       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 

                    Направленность программы.

 Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой туристско - краеведческой направленности, модифицированной.  Она обеспечивает:

- воспитывает любовь к родному краю;

-формирование у школьников целостное представление о своем родном крае;

-сохранение и развитие социально экономических и культурных достижений и традиций края за счет становления ключевых компетенций;

-укрепление семейных связей;

-изучение истории своей деревни, через семейные архивы. 

       

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы. Туризм и краеведение, дополняя друг друга, осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туристско - краеведческая деятельность является  комплексным средством в деле воспитания и образования учащихся.  Следовательно, туристско-познавательная деятельность учащихся является весьма актуальной для их всестороннего развития,  занимает важное место в общей системе обучения учащихся и остается педагогически целесообразной. Именно туристско - краеведческая деятельность детей способствует выполнению этих задач и является весьма актуальной для нашего времени, для современных детей и их родителей. . Предлагаемая программа учитывает возрастные  и индивидуальные  особенности детей. Проведение занятий по данной программе учитывает все требования СанПиНа по организации образовательного процесса. Данная программа востребована в связи с тем, что способствует личностному и культурно-эстетическому  развитию школьников.

Отличительные особенности программы

   Программа разработана как специальная программа  «Юный краевед»,имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуру народов, составляющих целостную систему. Эта система позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.

  Адресат программы. Комплектовать состав кружка следует таким образом: первая группа состоит из ребят 7-8 лет (2 классы),вторая группа состоит из ребят 9-10 лет (3 классы)  . В составе кружка должно быть не менее 15 человек.  

Заниматься в кружке могут все ребята , хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям в туристко- краеведческом кружке.  Нужно также получить письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий кружка и его участие во всех экскурсиях.

Цель кружка «Родной край» 

- формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой родной край.

Задачи кружка:

- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;

- познакомить учащихся с историко-культурными памятниками города;

- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;

- развивать творческие способности учащихся;

- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;

- знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;

- воспитание любви к родному краю, патриотизма;

Особенности организации образовательного процесса:

Объем программы: 68 часов, один год обучения.

Форма обучения: очная

Срок реализации программы: 34 учебной недели, возраст детей-7-8лет,9-10лет.

Вид занятий: беседа, практическое занятие, лекции, экскурсии, проект.

Сроки освоения программы. Программа рассчитана на один год.

Режим работы. Занятия проводятся  для школьников по одному   академическому часу. Для первой  группы школьников (7-8лет) академический час равен 40 минутам, группе школьников(9-10лет) - 40 минут.  Наполняемость группы -15 человек.

Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

 

Раздел 1. Введение.

1

1

2

 Что такое краеведение.

2

2

-

Диагностика уровня подготовки учащихся

     3

Раздел 2. Карта – источник краеведческих знаний. 

2

1

1

4

 Основные краеведческие понятия: страна, край, область, город.

3

2

1

     5

 Что такое краеведение.

4

1

3

     6

Города Челябинской области. ( 6ч.)

6

2

4

Тестирование

7

 Выдающиеся спортсмены Южного Урала. (2ч.)

2

1

1

 Подготовка сообщений

8

Самый уральский народ.  

3

2

1

Контрольные задания на местности

9.

 Природа нашего края. (16ч.)

16

13

3

  10

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания. 

5

3

2

11.

Общая характеристика края: история, география, природа

4

3

1

Тестирование

12.

Культура и народные традиции

3

2

1

13.

Природа и экология, охрана природы

3

2

1

14.

Сбор краеведческого материала

3

-

3

Краеведческое задание

15.

 Подвиг тыла. Южный Урал в годы ВОВ. ( 2 ч.)

4

2

2

16.

 Танкоград. Предприятия оборонной промышленности Челябинска. Известные люди.

3

1

3

17.

«Урал! Урал! Твои просторы!» (1ч.)

Что мы узнали за год? Краеведческая игра. Подведение итогов 

4

2

2

Контрольные упражнения

Итого

68

40

27

                           Содержание программы:

Раздел 1. Введение. Беседа о родном крае и о работе кружка, о значении родного края для человека и для государства. Мотивация для изучения родного края.  Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ слайдов).Заполнение анкет  кружковцев.Общие вопросы организации.Инструктаж по ТБ.

Раздел 2 .Что такое краеведение.Моя малая родина –часть России,частица мира.Понятия «история»,»события»,»краеведение»- фактический адрес нашей деревни,района,области.

Раздел 3. Карта – источник краеведческих знаний. Формирование первичного представления о территории области ,городах,поселках.Практическая работа: Челябинская область на карте России и своего района на карте(раскрашивание территории  Челябинской области)

Раздел 4.Основные краеведческие понятия: страна, край, область, город. Практическая работа :раскрашивание флага,герба нашей области.

 Раздел 5. Города Челябинской области. ( 6ч.) Названия городов в Челябинской области.Изучение флагов,гербов.Путешествие по малым городам .

Раздел 6. Выдающиеся спортсмены Южного Урала. (2ч.)Знакомство с выдающимися спортсменами во всех временах.Индивидуальные задания ,сообщения.

Раздел 7. Самый уральский народ.  Коренной народ Южного Урала-башкиры и другие народы.Подбор материалов.Презентация «Знакомство с коренным народом и сохранение истории»

Раздел 8. Природа нашего края. (16ч.) Проект :растения и животные Челябинской области,занесенные в Красную книгу.Знакомство с «Красной книгой».Оценка своего и чужого поведения в природе.Отрицательное влияние людей на природу.Продолжение  составления собственной «Красной книги».Практическая работа.

Раздел 9. Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.  Практическая работа :названия деревень, городов. Мини проект.

Раздел 10. Общая характеристика края: история, география, природа.Обзорная экскурсия по родным местам.подбор материалов для проекта» Мой любимый уголок» Мультимедийная презентация «Путешествие по Челябинской области» ,»Памятники природы».

Раздел 11. Культура и народные традиции. Знакомство с народными традициями,обычаями ,праздниками,песнями,играми.

Раздел 12. Природа и экология, охрана природы. Изучение глобальных экологических проблем в нашей области. Какие вопросы стоят перед областью.Мини прект «Проблемы экологии»

Раздел 13. Сбор краеведческого материала. Практическая работа .Посещение краеведческого музея.

        Раздел 14. Подвиг тыла. Южный Урал в годы ВОВ. Герои ВОВ ,принимавшие участие в сражениях(архивные материалы и фотоматериалы).Знакомство с  оборонным предприятием, известные люди. Памятники воинам –героям.(презентация).

      Раздел 15. «Урал! Урал! Твои просторы!» Что мы узнали за год? Краеведческая игра

 Раздел 16. Подведение итогов. Итоговое тестирование.Игры на свежем воздухе. Экскурсия. Поход .

Раздел 17. Подведение итогов.Посещение музея.

          Планируемые результаты освоения дополнительной                       общеразвивающей программы «Юный краевед».

Личностные:

Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края.

Привитие устойчивого интереса школьников к систематическим занятиям  краеведения.Умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;оценивать их возможное влияние на будущее.

Метапредметные:

Углубление, расширение знаний, получаемых на уроках окружающего мира ,    знаний о своей малой Родине.

Развитие творческих, организаторских способностей, инициативы, самостоятельности, познавательной активности, нравственной культуры.

 Предметные:

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

02.09.2020

31.05.2021

34

34

68

1 раз в нед. по 2 часа

Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в кабинете,на природе, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается

№п.п.

Наименование основного оборудования

Кол-во единиц

1

  1. Персональный ноутбук

1

2

  1. Проектор,глобус,карты.

1

  1.  Мебель

 1

  1.  Стол для учителя

1

2

  1. Парты для учеников

8

6

  1.  Стулья для учеников

16

 

 

2. Формы текущего контроля:

- Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике кружка.

- Выставки готовых рисунков, изготовленных в течение года.

- Индивидуальный контроль.

- Опросы  

- Проведение внутрикружковых выставок

- Отбор работ для участия в конкурсах

                                     3. Форма итоговой аттестации:

   -Индивидуальная и коллективная выставка

   -Практические занятия

   -Проекты

                               4. Фонд оценочных средств текущего контроля и итоговой аттестации:

Форма контроля

Уровень освоения материала

Зачетные требования

Практическая работа

Самостоятельная работа

Достаточный

Выполнение работы с помощью педагога или воспитанника.

Средний

Самостоятельная работа над проектом, композицией, но есть небольшие исправления и устранения ошибок педагогом.

Высокий

Самостоятельная работа над проектом,  демонстрация творческой индивидуальности.

Опрос

Достаточный

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения, исправленные после нескольких наводящих вопросов педагога.

Средний

Обучающийся допустил один-два недочета при освещении основного содержания ответа, но исправил их по замечанию педагога; неточно использовал специализированную терминологию.

Высокий

Обучающийся изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, отвечал самостоятельно без наводящих вопросов педагога.

Индивидуальное и коллективное

Выполнение проекта

Достаточный

Проекты и творческие работы  выполнены в соответствии с заданной темой независимо от качества исполнения

Средний

Проекты и творческие работы получаются выполнены аккуратно, грамотное композиционное решение, цветовая гамма в соответствии с требованиями.

Высокий

Пректы и творческие работы  выполнены грамотно, аккуратно, исполнение в материале высокого качества, присутствует творческий подход в работе.

5.Методические материалы

Форма обучения- очная

Методы обучения- словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, игровой, частично-поисковый

Метод воспитания- убеждение, поощрение, упражнение, мотивация

Форма организации образовательного процесса- групповая

Форма организации учебного занятия- беседа, практическое занятие, мастер-класс, игровое

Педагогические технологии- технология группового обучения, технология коллективной творческой деятельности

Программа строится на следующих принципах

-доступность

 -наглядность

-индивидуальный подход

Алгоритм учебного занятия:

-тема занятия

-теоретический материал по теме

-постановка задачи для выполнения практической работы

-физминутка

                           6. Список литературы:

1. «Край мой родной – Южный Урал»( школьное краеведение)/

Кузнецова Я. А.,Челябинск, 2002.

2. «Кое – что о птицах Южного Урала»Информационное пособие по естествознанию для учителей начальных классов/ Евстифеева Н. А., Челябинск: Взгляд,2002.

3.»Природа Южного Урала» Учебное пособие для учащихся 3 – 4 классов/ Григорьева Е. В., Южно – Уральское книжное издательство, 2001.

4.«Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1 – 4»/сост. Горская А. Б./ Взгляд, 2007.

5. «Сказания о Древнем Урале: Книга для чтения в начальной школе»/

сост. Шигина А. Н. / Екатеринбург, Банк культурной информации, 2000.

6. Ресурсы ЦДГБ ( презентации, беседы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы в детском саду "Умелые ручки"

Целью программы “Умелые ручки” является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Календарно-тематическое планирование по теме: ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ "ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК" (ТЕХНИКА -КВИЛЛИНГ)

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных програмным содержанием и временем, на которых иногда трудно осущес...

рабочая программа учебного курса "Литература Алтайского края" 3 класс

Курс  "Литература Алтайского края" для младших школьников( 3класс  )направлен на знакомство учащихся с произведениями алтайских писателей и поэтов , раскрывает весь спектр литературы для дет...

Программа кружковой работы "Риторика" для 4 класса

Программа кружка "Риторика" для 4 класса. Здесь можно найти пояснительную записку, структуру, объём часов и тематическое планирование....

Учебная программа по вариативному курсу "Родной край"

Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего тру...

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....