Из опыта работы «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному». Ермилова Н.Н., Пырирко Н.А., учителя начальных классов
статья на тему
Материал представлен на Региональном семинаре ЯНАО в режиме видеоконференции (ВКС). Учителя выделяют трудности в обучении русскому языку детей КМНС и находят пути решения в их преодолении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_ermilova_n.n._pyrirko_n.a._panaevskaya_shkola-internat.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермилова Наталья Николаевна, Пырирко Надежда Айбабаевна,
учителя начальных классов Панаевской школы-интерната
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы хотели бы поделиться с вами опытом работы по теме: «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному».
Изучение русского языка для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, чьи родители ведут кочевой образ жизни на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, представляет особую трудность, так как он не является для них родным языком. Поэтому возникает проблема: как детям-тундровикам преодолеть трудности в обучении русскому языку как неродному?
Выделение трудностей обучения детей русскому языку как неродному и изучение их в комплексе: фонетика, лексика, грамматика – важная задача учителя начальных классов. В нашей школе дети, приезжающие из тундры, обучаясь в предшкольной группе, разговаривают только на родном языке, с трудом понимая русскую речь. К концу года обучения дети начинают понимать и разговаривать на русском языке. Словарный запас у детей в пределах обихода, лексика ограничена, наблюдается замедленный темп речи, присутствует сильный акцент.
В начале учебного года в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы» проведено мониторинговое исследование готовности первоклассников к обучению в школе.
На таблице показана готовность первоклассников Панаевской школы-интерната в течение трёх лет, в сравнении с районными и окружными показателями. Мы видим, что результаты у наших детей немного ниже среднерегиональных.
Оценка готовности первоклассников к обучению в школе
(инструментарий ЦОКО ИСРО РАО, руководитель Г.С. Ковалева)
Готовы к школе | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год | |
Объединенный анализ (по 4 методикам):
| Школа | 49% | 52% | 49% |
Район | 46,8% | 59,5% | 43,6% | |
Округ | 56% | 56% | 52% |
Ограниченность словарного запаса детей приводит неизбежно к трудностям в усвоении не только русского языка, но и других предметов, где от ученика требуется свободное владение лексикой и осознанное употребление слов и словосочетаний.
Для детей-тундровиков характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности – неодушевленности рода: мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п.
Недостаточно развит у детей и фонематический слух, наблюдаются нарушения в построении предложений. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил:
- пропуск гласных и согласных букв (день – «днь»; между – «межу»);
- перестановка букв, лишние буквы (лужа – «нулжа»);
- пропуск слогов, лишние слоги (дорожке – «дожке», тишина – «тишинына»);
- замена гласных в ударном положении (задача – «задоча»);
- замена йотированных гласных (идёт – «идют»);
- замена согласных: свистящих – шипящих (золотистый – «жолотистый»);
- обозначение твёрдости – мягкости согласных на письме гласными (кругом – «крюгом»);
- замена слов, искажение слов (мишка – «книжка»).
. Выделение трудностей, с которыми сталкиваются дети коренных малочисленных народов Севера при обучении русскому языку, позволили нам, учителям начальных классов, выделить ведущие ключевые задачи:
- прививать интерес к русскому языку, психологически готовить к дальнейшему изучению его в школе;
- приучать слух детей к звукам, словам русской речи;
- создавать у детей запас наиболее употребительных русских слов, вырабатывать умение пользоваться этим минимумом в разговорной речи;
- научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.
Какие же методы и формы работы обучения русскому языку как неродному, способствующие преодолению трудностей, мы активно применяем на практике?
- Коллективная форма работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке.
- Работа в парах. Помогает исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи. Выработка фонематического слуха достигается и за счёт индивидуальной работы с учеником.
- Работа по цепочке. Используется при отработке техники чтения, при закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе.
- Привитие интереса к предмету. Использование занимательных наглядных, словесных, ролевых игр, различных видов карточек, как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный материал, электронно-образовательные ресурсы. Занимательные игры оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых речевых навыков и умений в игровой форме также происходят более активно. В процессе игры дети усваивают новую лексику, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений, стремятся выразительно читать стихотворения, загадки, пословицы.
- Применение основных методов обучения произношению:
- Имитация, или подражание произношению речи учителя. Показ положений определенных органов речи, в том числе и с мультимедиа, чтение отрывков из художественных произведений профессиональными чтецами (на магнитофоне).
- Показ и объяснение артикуляции. Учитель показывает и объясняет положение органов речи, их движение при произнесении звука.
- Сопоставление. Сопоставляем слова, отличающиеся одним звуком (рад, ряд).
- Постижение слов с помощью фонетических ассоциаций. Суть метода: подбирается сходное по звучанию с родным русское слово или несколько слов – фонетическая ассоциация. Затем ассоциация соединяется с помощью сюжета (лучше литературного произведения) с образом слова. Фонетическая ассоциация «родное слово – образ в русском языке».
- Эффективным приемом закрепления произношения является заучивание наизусть небольших стихотворений, поговорок, пословиц насыщенных изучаемыми звуками. Легко запоминающийся материал позволяет отрабатывать артикуляцию трудных звуков. Например: глазищи, усищи, хвостище, когтища, а моется всех чище (кошка). Систематическое повторение легко запоминающегося материала, насыщенного изучаемыми звуками, способствует выработке артикуляционных навыков.
- Лингвистические методы обучения русскому ударению. Учим определять ударный слог по слуху. И нашим учащимся это не повредит (самая частотная ошибка). Гора – горы, стрелки – стрелки.
- Работа с текстом.
- Совместное чтение со взрослыми, в классе или группе со сверстниками.
- Умение пользоваться планом для подготовки ответа.
- Овладение алгоритмом безошибочного списывания.
- Интерпретация содержания прочитанного текста.
В конце учебного года проведён мониторинг образовательных достижений обучающихся первых классов в соответствии с ФГОС НОО по русскому языку, литературному чтению и математике.
Оценка образовательных достижений по чтению проводилась в целях определения уровня осознанности чтения у учащихся (самостоятельное чтение текста и ответы на вопросы по содержанию текста), по русскому языку в целях определения достижений уровня обязательной подготовки на конец года.
Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения.
Процент обучающихся, достигших базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке обучающихся по русскому языку и литературному чтению
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | |||
русский язык (в %) | литературное чтение (в %) | русский язык (в %) | литературное чтение (в %) | |
Школа | 71 | 74 | 75 | 79 |
Район | 80 | 80 | 84 | 84 |
Округ | 78 | 77 | 82 | 81 |
На таблице мы видим, что процент обучающихся, достигших базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке обучающихся по русскому языку и литературному детей-тундровиков школы, на немного ниже среднерегиональных показателей, увеличился рост уровня владения русским языком.
Таким образом, овладение русским языком, его структурой и формами идёт у детей из числа коренных малочисленных народов Севера, параллельно с развитием логических форм мышления. Поэтому, такие факторы, как ограниченность детской лексики, отсутствие языковой интуиции – всё это требует от учителя начальных классов глубокого и содержательного осмысления речевой работы не только на уроках русского языка, но и на других предметах.
Невольно вспоминаются слова А.Н. Толстого, сказанные ещё в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время - русский язык будут изучать по всем меридианам земного шара». Знание русского языка даёт возможность общения каждому человеку с людьми других национальностей и открывает пути и перспективы межнационального и межкультурного сотрудничества.
Литература
- Вербицкая Л.А. Научно-методический иллюстрированный журнал //Мир русского слова № 3 .– Издательство С-Петербургского государственного университета, 2006.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику//Психологические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку.-М.: Изд. Альфа, 1993.
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский язык с увлечением//Сборник занимательных упражнений и игр. Изд. Екатеринбург, 1999.
- Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию//Русский язык: Книга для учителя.- Симферополь: Таврида, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.
В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путем дифференцированного подхода учебного материала.
Избирательный подход к учебному материалу....
Русский язык Правописание сочетаний чк, чн, щн Байгазакова С.Т. - учитель начальных классов
Русский языкДата_________________Учитель: Байгазакова Саулеш ТурсынбаевнаПредмет: русский язык. Класс - 2"Б"Тема урока: Правописание сочетаний чк, чн, щн.Цель урока: формировать у уча...
Методический материал "Обучение русскому языку, как неродному "
Дети коренных народов Севера, поступая в начальную школу, не получив дошкольного образования, не всегда на должном уровне владеют русским языком. Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необход...
Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна.
Рабочая программа УМК "Планета знаний" русский язык (расширенный уровень) . МБОУ лицей №6 имени ак. Г.Н. Флерова. Учитель начальных классов Савельева Елизавета Александровна....
Возможности обучения русскому языку как неродному детей в полиэтническом классе
В связи с миграционными процессами в нашей стране, в школах наблюдается большой приток детей-мигрантов ближнего и дальнего зарубежья , что ведет к полиэтническому составу учащихся в классе, где ...