Русский язык Правописание сочетаний чк, чн, щн Байгазакова С.Т. - учитель начальных классов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Байгазакова Саулеш Турсынбаевна

Русский язык

Дата_________________

Учитель:  Байгазакова Саулеш Турсынбаевна

Предмет: русский язык.

 Класс - 2"Б"

Тема урока: Правописание сочетаний  чк, чн, щн.

Цель урока: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний чк,  чн,  щн; 

                      учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу.

Учащиеся должны:

  -усвоить правило правописания сочетаний чк, чн, щн.

  -уметь заменять сочетание одним словом, близким по смыслу;

  -уметь наблюдать над словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Оборудование: карточки для работы в парах,  компьютер, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx92.91 КБ

Предварительный просмотр:

Алматинская областьG:\ \EMBLEMA GORKY  daiun.png

Каратальский район

Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ

Русский язык

Правописание сочетаний  чк, чн, щн

Байгазакова С.Т. - учитель начальных классов

село Бастобе

Русский язык

Дата_________________

Учитель:  Байгазакова Саулеш Турсынбаевна

Предмет: русский язык.

 Класс - 2"Б"

Тема урока: Правописание сочетаний  чк, чн, щн.

Цель урока: формировать у учащихся навыки правописания сочетаний чк,  чн,  щн;  

                      учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу.

Учащиеся должны:

  -усвоить правило правописания сочетаний чк, чн, щн.

  -уметь заменять сочетание одним словом, близким по смыслу;

  -уметь наблюдать над словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать.

Оборудование: карточки для работы в парах,  компьютер, проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Цель, задачи, методы, средства.

Результативность

Содержание

Учитель

Ученик

1.

Самоопределение к деятельности. (организационный момент).

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Дети включились в деятельность.

У учащихся возникла положительная эмоциональная направленность.

1. Организационный момент.

Приветствие  гостей.

Ученица читает стихотворение:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но начнём же урок, не будем зря время терять.

-Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются  нашим успехам!

Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Прозвенел звонок весёлый,

 Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать.

 Будем отвечать активно,

 Хорошо себя вести,

 Чтобы гости дорогие.

 Захотели вновь прийти!

Ребята, русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое.

Дети приветствуют гостей, садятся за парты.

2.

Актуализация опорных знаний и мотивация.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Возникновение проблемной ситуации.

Повторили изученный материал.

Выявили затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Возникновение проблемной ситуации.

Минутка чистописания.

Оформление тетради.

8 ноября

Классная работа

Ребята, на доске дан ряд букв, нам с вами предстоит выбрать некоторые из них для минутки чистописания.

(Даны буквы н, я, ч,  щ, к, и.

-Какие буквы в русском языке всегда мягкие?

-Какая буква относится к парным согласным по звонкости, глухости?

-Какая буква является непарной звонкой согласной?

-Мы с вами выбрали 4 буквы.

-Ребята, скажите, какие орфограммы можно составить из написанных букв? Итак, скажите, какова же тема сегодняшнего урока? Чему должны научиться?

Прописать чк чн щн

По ходу выбора букв дети записывают их в тетрадь.

 

(ч, щ)

(к)

(н)

Дети отвечают:  чк, чн,  щн.

Правописание сочетаний чк, чн,  щн.

Должны научиться правильно писать сочетания чк, чн, щн.

3.

Постановка учебной задачи.

Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме.

Проговорили тему и цели урока.

-Давайте с вами дадим характеристику звукам  ч и щ. Составляется на доске схема.

-Ребята, один вопрос  я оставлю, чтобы ответить на него сегодня, мы должны узнать на уроке что-то новое.

Дети дают характеристику звукам:

-согласный,

-мягкий,

-глухой,

-непарный

4.

«Открытие» учащимися нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.

Обсуждение и решение поставленной задачи.

Метод: подводящий к открытию знаний диалог.

Нашли выход из затруднения.

Обсудили и решили поставленную задачу.

Ребята, посмотрите, два ученика писали под диктовку слова.

1ученик- ручка, хищный, сочный, удочка, овощной.

2ученик- ручька, хищьный, сочьный, удочька, овощьной.

-Скажите, кто из учеников правильно выполнил задание и почему?

-Запишите правильный вариант в тетрадь.

1ученик выполнил задание правильно потому, что буквы ч  и щ  всегда мягкие и ь знак в сочетаниях не пишется.

-А теперь послушаем, правильно ли мы сделали вывод.

Вывод: Звук [ ч`] звук [ щ`] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

Итак, что можем сказать? Мы самостоятельно вывели правило и оказались правы.

Сочетания ЧК, ЧН, пишутся без ь знака!

5.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания.

Способ: работа в парах.

Проговорили новое правило.

Составили алгоритм действий.

Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Послушайте задание, даны слова, от которых вы должны образовать слова-родственники, чтобы в них  было сочетание чк, чн, щн.

(Те, кто быстрее справится с заданием, они работают со словом точка, изменяя первую букву в слове, образуйте как можно больше новых слов.

Ребята в парах выполняют задание.

Даны следующие слова:

-туча           тучка         тучный

-овощ         овощной

-задача       задачка

-молоко      молочка    молочный

-рука          ручка         ручной

-ёлка.         ёлочка

-Давайте проверим, какие слова вы образовали.

-Какое правило применяли при написании этих слов?

-Какие слова образовали от слова точка?

Физминутка

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самооценка.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Небольшой объем самостоятельной письменной работы (4-5) минут.

Метод: самоконтроль.

Каждый сам для себя сделал вывод, о том, научился ли он писать слова с сочетаниями.

Я прочитаю стихотворение, а вы должны его внимательно прослушать, чтобы как можно больше запомнить слов с сочетаниями чк, чн, щн.

Послушайте это правило и запомните

Читаю  

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.

Проверьте, как вы выполнили это задание по эталону с доски.

 Оцените свою работу.

-Кто не допустил ошибок, поставьте (+)

-Кто допустил ошибки в написании слов – поставьте  (-).

-Что не получается?

-Над чем еще нужно работать?

Дети записывают слова по памяти. Посчитайте, сколько слов вам удалось записать.

Самопроверка.

Оценивают свои работы.

Высказывания детей.

7.

Включение в систему знаний и повторение.

Выполнение упражнения, в котором используется новое знание.

Используя новые знания, выполнили упражнение.

В рабочей тетради  выполним упражнение №247  с 91.

Работают со словом точка-бочка изменяя первую букву в слове, образуйте как можно больше новых слов.

Давайте проверим.

Работа по карточкам

Внимательно прочитайте стихотворение и задание.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

- Прочитайте. О ком этот текст?
- О чём говорится в тексте?
- Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.
- К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой)

- Посмотрите на синичку и послушайте её пение.

-   А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.

-   Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу.

Ученики выполняют задание в рабочей тетради.

(Фронтальная проверка.)

Инд.работа

Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями.

8.

Итог урока.

(Рефлексия деятельности)

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Обучающиеся осознали свою учебную деятельность.

Ребята, помните в начале урока, когда мы давали характеристику звукам, я говорила о том, что у нас остался один вопрос и мы должны на  него ответить.

Дана схема:

                  Ь

чк         чн         щн

- Скажите, что нужно изменить в этой схеме?

Дети отвечают, что ь знак нужно зачеркнуть, т.к. он не пишется в этих сочетаниях.

-Какие цели ставили на нашем уроке?

-Достигли ли мы поставленных  целей?

-Что нужно сделать еще?

-Где можно использовать эти знания?

Наш урок подходит к концу.

  Какую проблему урока мы решали?

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

           чк, чн.

Оцените свою работу на уроке

«светофорчиком».

Потренироваться дома.

Ответы учащихся.

Домашнее задание (задание по выбору)

Рабочая тетрадь   Страница 90 упражнение № 245

Оцените свою работу на уроке «светофорчиком».

(Зелёный цвет – урок прошёл удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно.

                            Я очень доволен собой!

Красный цвет– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне  нужна помощь)

Сочетания

ЧК, ЧН, пишутся без

ь знака!

Сочетания

ЧК, ЧН, пишутся без ь знака!

Ь

чк         чн         щн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская модель урока литературного чтения во втором классе Байгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов

Авторская модель урока литературного чтения во втором классеБайгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов Тема:М. Алимбаев «Благословение аксакала», Ж. Кенжалиев «Дорога»Цели урока: ...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Закрепление, обобщение изученного." 2 класс

Конспект урока и презентация"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".Урок построен с учётом требований ФГОС. Проводить его можно в конце учебного года. Ребята, выполняя разнообразные з...

Проверочная работа по русскому языку.Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками. 2 класс.

       Данная проверочная работа предназначена для учащихся 2 класса, обучающихся по ОС 2100. Цель работы проверить умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфогр...

Математика Сложение и вычитание вида: 45 + 23, 68 - 23 Байгазакова С.Т. - учитель начальных классов

Тема урока: Сложение и вычитание вида: 45 + 23, 68 - 23Цель урока:обучающая: познакомить с правилами устного сложения и вычитания двузначных чисел вида: 45+23, 68-23 на основе сочетательного и перемес...

Методические рекомендации и поурочные планы к урокам по математике, русскому языку, литературному чтению, музыке, технологии, окружающему миру для учителя начальных классов. 1-4 классы УМК "Школа России".

Методические  рекомендации  и  поурочные  планы   для учителя начальных  классов по математике, русскому языку,литературному  чтению, музыке,технологии, окружаю...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...