Возможности обучения русскому языку как неродному детей в полиэтническом классе
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)
В связи с миграционными процессами в нашей стране, в школах наблюдается большой приток детей-мигрантов ближнего и дальнего зарубежья , что ведет к полиэтническому составу учащихся в классе, где обучаются дети разных этнических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык как неродной | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №152
Красногвардейского района г. Санкт- Петербурга
Учитель 3 Б класса Карасюк Валентина Васильевна
Статья: «Возможности обучения русскому языку
как неродному детей в полиэтническом классе»
В связи с миграционными процессами в нашей стране, в школах наблюдается большой приток
детей-мигрантов ближнего и дальнего зарубежья , что ведет к полиэтническому составу учащихся в классе, где обучаются дети разных этнических групп.
Носители русского языка и ребята, для которых русский язык не является родным.
Это определяет ряд проблем, с которыми сталкивается педагог, обучая детей.
1. В полиэтническом классе перед учителем встает задача дифференцированного подхода в обучении русскому языку малой группы детей.
2. Разный уровень языковой подготовки детей - мигрантов. Одни дети воспринимают русскую речь, строят высказывания ,имеют заметный акцент. Грамотность их невысока , а другие не в состоянии понять русский язык. Что ставит их в тяжелое положение в условиях нашей языковой среды.
Возникает методическая проблема: сочетать методику обучения русскому языку как родному с методикой преподавания русского языка как иностранного.
3.В условиях неоднородности аудитории появляется проблема : информация должна быть понятна всем, что требует от учителя других форм работы и эффективных средств воздействия и организации работы при обучении
русскому языку,так как освоение материала будет идти разными путями для детей владеющими и невладеющими русским языком.
Для работы в полиэтническом классе учителям необходимы другие методические комплекты, которые бы учитывали специфику в классе.
Основные позиции , которые должны быть отражены в учебнике:
-Личностно- ориентированный подход
- Коммуникативно-деятельный
-дифференцированный подход в обучении
-овладение всеми видами речевой деятельности
( аудирование- слушание , говорение , чтение, письмо)
-учет лингвистического опыта учащихся.
Роль учебника меняется в условиях полиэтнической среды, играет огромную роль в образовательном процессе.
Так русский язык является средством общения, предметом изучения других наук, приобщение к русской и мировой культуре и средством развития мышления детей.
Учебное пособие должно быть ориентировано на:
- формирование общих учебных умений
-ормирование положительной мотивации к изучению языка
- обеспечение возможности для дифференцированного подхода в обучении
В учебно-методическом комплекте «Школа России»
Отражены все эти положения.
Цель: формирование умение учиться и совершенствовать речевую деятельность детей,
Развитие и воспитание учащихся, а именно
-формирование осознанных языковых и речевых умений.,
-совершенствование языковой интуиции (чувство слова)
-обеспечение интереса к изучению русского языка ,
Привитие внимания и уважение к качеству устной и письменной речи.
Логика построения содержания курса реализует эти задачи ,учитывает опыт ребенка и его психологическое развитие и создает условия для связей между новыми и изученными понятиями, способами действий.
Интерес к изучению русского языка поддерживается
Определением перспектив дальнейшего изучения:
-Что узнали?
-Чему научились ? «Знаем –повторим!»
- Что предстоит изучить? «Не знаем- узнаем ! »
Для формирования навыка –« Умение учиться» важно:
-осознанное освоение способов действий
С помощью наблюдений, вопросов , алгоритмов
Дети усваивают последовательность действий ,
У них формируется самоконтроль, умение анализировать чужую и свою речь с точки зрения правильности. Дети учатся видеть ошибки и предупреждать их перед работой на письме.
В учебник включен «Словарь трудных слов»
При использовании которых в речи дети-эмигранты постоянно затрудняются , особенно в постановке ударения в словах, изменения формы слова(окончаний), определения рода имен существительных.
Внимание к речи школьника заложено в подборе упражнений (небольшой объем языкового материала),1-2 значения слов незнакомых,
Слова объединены в группы по темам.что облегчает
Работу с детьми – мигрантами.
При обучении детей в полиэтническом классе русскому языку важно обращать внимание на составление предложений и текстов разных речевых жанров, актуальных для практики общения младших школьников.
В уроки важно включать работу над словосочетанием, при этом вырабатываются умения правильно употреблять предлоги в ркчи , что вызывает затруднения у мигрантов при общении.
Важную роль при общении играют диалоги.
Полезно включать разминки- диалоги:
«Научим друг друга», «Хочу рассказать больше» ,
«Как сделать текст хорошим?»
Создаются такие речевые ситуации ,при которых
на предметных картинках строят дети словосочетания , затем предложения и текст,
придумывают свои заголовки.
При проверке (чтении) своих текстов дети приходят к выводу, что их надо редактировать, убеждаются на практике , как важно осуществлять самоконтроль
Своих действий.
Дифференцированное обучение детей в полиэтническом классе с разным уровнем языковой подготовки может помочь.
Учитель работает попеременно то с одной , то с другой группой учащихся, в то время как другая группа работает самостоятельно, появляется возможность отрабатывать с детьми- мигрантами более сложный для них материал.
Важно определить время на объяснение материала , усвоение и закрепление.
Никакой постоянной структуры ока быть не может , зависит от содержания , последовательности и связи этапов урока.
Виды работ на уроке:
1 Краткая проверка знаний учащихся.
2 Объяснение материала на основе самостоятельной
Подготовки к усвоению новых знаний:
3Первичное закрепление.
4 Обобщение изученного.
5 Самостоятельная работа учащихся:
-повторение по учебнику
-упражнения для закрепления
Все задания должны иметь четкую формулировку,
Чтобы дети могли последовательно осуществлять
Умственные и практические действия.
При групповой организации обучения русскому языку
В полиэтническом классе предлагаю варианты
Одновременной работы с учащимися :
- Весь урок строится на коллективной работе с ребятами , владеющими или не владеющими русским языком.
- Общая часть урока составляет объяснение нового материала, беседа по вопросам темы и обобщение, самостоятельная работа детей.
- Одна и та же работа для всех групп , но дифференцированная.
Например, в полиэтническом классе возможно осуществить дифференцированный подход при изучении темы «Род имен существительных», так как она является сложной для детей мигрантов по причине отсутствия рода в их родном языке.
Цель: познакомить детей с категорией рода имен существительных в русском языке.
Задачи:
-Познакомить с понятием «Род имен существительных, опираясь на значение и окончание.
-Формировать умения определять род существительных по значению и окончанию.
-Учить согласовывать имена существительные с местоимениями.
-Активация в речи детей словосочетаний (существительное и прилагательное).
Класс делится на 2 группы: (1-владеющие и 2-плоховладеющие русским языком).
Сначала учитель работает со 2группой
А.Подготовка к изучению нового материала ,
А 1 группа работает самостоятельно.
Слова для чтения: БРАТ, КРАСИВАЯ , СОЛНЦЕ ,Я , ДЛИННОЕ , БЕЖАТЬ , СЕСТРА , ВЕСЕЛИТЬСЯ ,ПИСЬМО ,МУЗЕЙ , ВЫ , ЗЕМЛЯ ,
Беседа по вопросам: Какие слова вам не понятны ?Что они обозначают?
1Группа -Слова каких частей речи записаны?
РАЗДЕЛИТЕ слова НА 3 ГРУППЫ . ПОДСТАВИВ МЕСТОИМЕНИЯ;:
ОН- МОЙ , –ОНА МОЯ , ОНО-МОЕ
_,ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЯ.
_ СЛОВА ПО ОКОНЧАНИЮ.
2 ГРУППА ДЕЛИТ слова по окончанию.
При проверке задания учитель снова работает фронтально со всем классом.
Мужской род Женский род Средний род
Он мой Она моя Оно мое
О -А-Я А-Я О- Е
При обобщении наблюдений учитель дает сведения о родовой системе языков:
Не существует рода в английском, финском , узбекском языке и др.
Два языка имеют французский и молдавский языки.
В языках Кавказа до 40 родов. И называют «классы»
Закрепление материала.
(Класс делится на группы);-
-1 группа выполняет самостоятельную работу (определяет род имен сущ.)
- 2 группа это делает с учителем, а потом выделяют окончания и подставляют местоимения данного рода.
ИТОГ УРОКА :
- Что нового узнали?
-Какого рода бывают имена существительные?
-Какие местоимения могут помочь в этом?
Таким образом можно организовать дифференцированную работу с учащимися в полиэтническом классе.
2. 04.2019г
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие национальных русско-еврейских традиций, духовного единства при обучении младших школьников русскому языку как неродному.
Развитие национальных русско-еврейских традиций, духовного единства при обучении младших школьников русскому языку как неродному.Статья отправлена на Первый Всероссийский конкурс науч...
Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС"
Презентация "Обучение русскому языку детей-билингвов в полиэтнических классах в условиях ФГОС" была составлена как зачетная работа по материалам прохождения курсов повышения квалификации по данной тем...
Методический материал "Обучение русскому языку, как неродному "
Дети коренных народов Севера, поступая в начальную школу, не получив дошкольного образования, не всегда на должном уровне владеют русским языком. Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необход...
Из опыта работы «Способы преодоления трудностей в обучении русскому языку как неродному». Ермилова Н.Н., Пырирко Н.А., учителя начальных классов
Материал представлен на Региональном семинаре ЯНАО в режиме видеоконференции (ВКС). Учителя выделяют трудности в обучении русскому языку детей КМНС и находят пути решения в их преодолении....
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....
«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»
laquo;Если ребенок – мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка»...
Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»
Статья учителя начальных классов на тему: «Проблемы обучения русскому языку и литературному чтению в полиэтнических классах»...