Программа внеурочной деятельности "Наше наследие". 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему
Программа «Наше наследие» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников (духовно - нравственное направление) и нацелена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_nashe_nasledie_4_klass.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое основание разработки программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты НОО;
- письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Программа «Наше наследие» предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников (духовно - нравственное направление) и нацелена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена на повышение коммуникативных и информационных компетенций, развитие творческих способностей ребёнка. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Программа рассчитана на школьников 4 классов. Занятия проходят по группам. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов. Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики, демонстрации. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в календарно-тематическом плане.
Цели программы:
- совершенствование образовательного пространства, воспитывающей среды школы;
- формирование чувства любви к стране, родной земле, месту, где родился, бережного отношения к красоте природы, уважения к истории страны, родного края;
- развитие исследовательских способностей учащихся.
Задачи программы:
- создание условий для развития у обучающихся стремления знать свою страну, свой край, формирование личностного отношения к свое стране, своему краю;
- приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- знакомство с историей страны, своего края;
- воспитание гражданских качеств обучающихся, патриотического отношения к стране, своей "малой родине", бережного отношения к природному и культурному наследию.
Содержание курса
№ | Наименование темы (раздела) | Количество часов |
1. | Россия – Родина моя. | 8 |
2. | «Славен край наш Тульский». | 17 |
3. | Страницы истории родного города Щекино. | 5 |
4. | Моя родная школа. | 4 |
5. | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 35 |
Перечень универсальных действий при прохождении данного курса. Личностные результаты:
- воспитывать положительное отношение к своей стране, краю, школе;
- воспитывать познавательный интерес к малой родине;
- уважительное отношение к окружающим людям;
Метапредметные результаты:
- применять свои знания при изучении предметов начального общего образования;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- проявлять свою любознательность, инициативность;
- выражать собственное эмоциональное отношение к стране, малой родине.
Предметные результаты:
-находить нужную информацию по темам в библиотеке, в музее, других источниках информации;
-наблюдать, сравнивать, делать обобщения по темам курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Наше наследие» распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- приобретение школьниками знаний об истории и географии своей страны, своего края через изучение достопримечательностей и истории своей страны, города и школы, в которой они учатся;
- развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своей страны, своего края, к прошлому и настоящему своей школы.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Предметные результаты:
Ученик научится:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
Ученик получит возможность научиться:
видеть и понимать красоту живой природы;
проводить самостоятельно наблюдения в изменении территориального устройства своего города;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в информационных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений, рассказа, создании презентаций;
составлять небольшие рассказы о культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях своей страны и своего края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Ученик получит возможность для формирования:
любви к людям, своей стране, своему краю;
ответственного отношения к окружающей среде;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою страну, за свой край, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы, рекомендуемой учащимся:
- Тарарина Л. Ф., Хачатурова К. С., Гендель З. С. Природоведение Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: Приок. кн. изд-во, 2010.
- Семушкин С.И., Аксенова Т.С., Хорун Л.В., Патцукова Л.В. Тульская область в вопросах и ответах: учебное пособие для начальной и средней школы: Тула: ООО «Изд-во Приокское», 2013.
- Поляков В.С. ООО «Журнал «Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков №7 – 2012 (Дом Поленова)
- Симонов Е.В. Тульский краеведческий альманах: Тула: 2012.
- История Тульского края: учебное пособие для начальной и средней школы / С. Н. Семушкин, О.Г. Вронский - Тула : Приокское кн. изд-во, 2007.
- «50 лет школе №20 г. Щекино», 2016.
Список литературы, рекомендуемой педагогу:
- Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности//Начальная школа.-2012-N8
- Афремов И.Ф. «История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии)». Тула: Приокское изд., 2002.
- Ашурков В.П. Тульская старина. - Тула, 2004 г.
- Богуславский В.В. Тульские древности. Энциклопедический словарь.- Тула. Русский лексикон, 1995 г.
- Бритенкова Л. Тула самоварная – Тула: Гриф и К, 2011.
- Бурова О.В., Гаврилов О.В., Горбунов Е.Л., Шалимова Ж.Н., Шереметьева И.С. Учебные материалы по географии Тульской области – М.: Изд. МГУ, 2003.
- Высоцкая Н.Ф., Попкова А.Е. Учебно-методическое пособие по краеведению. - РИО ИПК и ППРО ТО, 2007.
- Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина.- Тула, 1993.
- Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. – Тула, Пересвет, 2002г.
- Горбунов Е.Л. Социальная и экономическая география Тульской области. –Тула, 2001г.
- Граморина Н.Н. Поленово. – Тула. Приокское книжное издательство, 1987 г.
- Ефремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. – Тула, 1996 г.
- Кириленко Н. Н Тульский краеведческий альманах: избранное - Тула : Гриф и К, 2011. - (Моя малая родина).
- Кирюхин Н.К. (сост.) «Тула. История и современность». – Тула: «Пересвет», 2006.
- Куликов В.В., Кирюхин Н.К. «Край наш Тульский». – Тула, 2002, 2007.
- Милонов Н. А. Тульский край и русские писатели. – Тула, 1971 г.
- Недра Тульской области. – Тула, 1999 г.
- Ошевский С.Д. Энциклопедия городов и районов Тульской области. – Тула, Пересвет, 2003 г.
- Парамонова, И. Тула. ХХ век: подробности.- Тула: Дизайн-коллегия, 2008.
- Пахомов В. Тульский край в литературе и искусстве. – Тула. Пересвет, 2001г.
- Присенко Г.Т. История Тульской области. – Тула. Пересвет, 2003г.
- Растительный и животный мир Тульской области и его охрана. – Тула, 1995 г.
- Рассадиев С.П. Прогулки по старой Туле. – Тула 1995 г.
- Семушкин С. Н. История Тульского края.- Тула: Приокское книжное издательство, 2007.
- Тихонова А.С. Тульский самовар. – Тула, Приокское книжное издательство, 1989 г.
- Чижков А.Б. Тульские усадьбы: каталог с картой расположения усадеб - Тула Гриф и К, 2011.
- Юркин И.Н. Тульский завод Демидовых. – Тула, 1996 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебная неделя | № урока | Название разделов, тема урока | Примечание |
Название изучаемой темы (часов) | |||
Россия – Родина моя (8 часов) | |||
1 | 1 | Россия на карте мира. | |
2 | 2 | Символика Российской Федерации: герб, гимн, флаг. | |
3 | 3 | Москва – столица нашей Родины. | |
4 | 4 | Герои моей страны. | Конкурс проектов |
5 | 5 | Славные страницы истории нашей Родины. | |
6 | 6 | Ресурсы России – бесценный дар природы. | |
7 | 7 | Беречь природу – наша задача. | |
8 | 8 | Итоговое занятие. Защита проекта «Я люблю тебя, Россия…» | Выставка рисунков, фотографий, презентаций |
«Славен край наш Тульский» (17 часов) | |||
9 | 9 | Наш край на карте России. География и история Тульской области. | |
10 | 10 | Куликово поле – поле ратной славы России. | |
11 | 11 | Пять веков Тульского Кремля. | Выставка фотографий к 500-летию Тульского Кремля «В ожидании юбилея…» |
12 | 12 | Тула – город-герой. | Квест «Рабочий город стал бойцом» |
13 | 13 | «Тула веками оружие ковала…». История тульского оружия. | |
14 | 14 | Чаепитие по-тульски: самоварные традиции. | Экскурсия в музей самоваров |
15 | 15 | Чаепитие по-тульски: печатный пряник. | Экскурсия на к/ф «Медовые традиции» |
16 | 16 | Тульская хроматическая гармоника и ее создатель Н.И. Белобородов. | |
17 | 17 | Ясная Поляна – свет Тульской земли. | Выставка художественных произведений Л.Н. Толстого |
18 | 18 | Здесь жил и работал художник. Музей-заповедник В.Д. Поленова. | Презентация, посвященная творчеству художника |
19 | 19 | Богородицкий дворец-музей – жемчужина Тульского края. | |
20 | 20 | Подвиг крейсера «Варяг». Музей В.Ф. Руднева. | Выставка рисунков |
21 | 21 | Центральный парк им. П.П. Белоусова: история и современность. | Экскурсия в комнату истории Белоусовского парка и Аллею Победителей |
22 | 22 | Тульские фестивали. | |
23 | 23 | По святым местам Тульского края. | Виртуальная экскурсия |
24 | 24 | Народные промыслы: «филимоновское чудо», белевская пастила и кружева. | Мастер-класс по раскрашиванию филимоновской игрушки |
25 | 25 | Защита проектов: «Мой любимый Тульский край». | Проекты |
Страницы истории родного города Щекино (5 часов) | |||
26 | 26 | Наш город на карте Тульской области. | |
27 | 27 | Вехи развития города Щекино. | |
28 | 28 | Щекино в годы Великой Отечественной войны. | |
29 | 29 | Наши знаменитые земляки. Защита проектов. | Проекты |
30 | 30 | Достопримечательности родного города. | Конкурс фотографий |
Моя родная школа (4 часа) | |||
31 | 31 | История школы №20 г. Щекино. | Презентация |
32 | 32 | Что я знаю о школьном музее и его экспонатах. | |
33 | 33 | Традиции нашей школы. Школьные праздники. | Оформление альбома о школе |
34 | 34 | Школьные общественные организации. | |
Итоговое занятие (1 час) | |||
35 | 35 | Интеллектуальная игра по номинациям: «Что я знаю о стране?», «Родной край», «Город Щекино». | Игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...