Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленная на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей
рабочая программа (4 класс) на тему
Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей кадет, межпредметных и внутрипредметных связей. Распределение регионального материала максимально соотносится с изучаемым учебным материалом примерной программы по окружающему миру. Реализация казачьего компонента осуществляется как за счет включения соответствующих уроков в учебный предмет, так и за счет введения дополнительного содержания в тему учебного материала.
Пересмотрены практические работы, добавлены в рабочую программу наиболее важные и актуальные. В программу внесены изменения в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента. Для изучения краеведения в программу включены: темы по изучению природы ХМАО-Югры. Также в программе предусмотрено изучение вопросов возникновения, развития и значения казачества в истории государства и на современном этапе развития общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_4_kl_20116-17.doc | 612 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена
Приказом по школе
от 31.08.2016 год №218.1-О
Образовательная программа учебного курса
«Окружающий мир. 4 класс»,
направленная на реализацию казачьего компонента,
с учетом региональных особенностей
Количество часов 68
Программа разработана на основе: авторской программы по окружающему миру для 1-4 классов Виноградовой Н.Ф., год 2013
г. Югорск
2016
Содержание
Пояснительная записка с указанием учебной цели и задач | 3 | |
1 | Виды и объем занятий по дисциплине | 5 |
2 | Информационный блок | 8 |
2.1. | Содержание теоретического раздела программы учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленного на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей | 9 |
2.2. | Требования к результатам освоения содержания учебного курса «Окружающий мир. 4 класс» | 14 |
2.3. | Календарно-тематическое планирование программы учебного курса «Окружающий мир. 4 класс» | 18 |
2.4. | Интерактивные формы обучения | 34 |
2.5. | Тематика исследовательских работ (проектов) | 35 |
3. | Методический блок | 36 |
3.1. | Методическое пособие для учителя начальных классов по моделированию уроков с казачьим компонентом | 36 |
3.2. | Методическое пособие по теме: «Интерактивное обучение на уроках окружающего мира» | 76 |
3.3. | Обучающие компьютерные программы | 79 |
3.3.1. | Основные направления в использовании компьютерных технологий на уроках окружающего мира | 79 |
3.3.2. | Инновационные формы работы в преподавании регионального компонента | 84 |
3.4 | Использование предметных знаний во внеурочной деятельности и внеклассной работе (применение практико-ориентированных знаний в интеллектуальных, спортивных, предметных состязаниях с казачьим компонентом) | 85 |
3.5 | Рабочая тетрадь по курсу, направленному на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей. 4 класс | 92 |
4. | Исполнительский блок | 120 |
4.1. | Пакет типовых, комплексных и ситуационных задач и упражнений с алгоритмами решений | 120 |
4.2. | Описание практических работ программы учебного курса «Окружающий мир. 4 класс» | 124 |
5. | Контролирующий блок | 130 |
5.1. | Методические указания к проведению контроля | 130 |
5.2. | Банк контрольных заданий | 131 |
Список использованной литературы | 145 |
Пояснительная записка с указанием учебной цели и задач
Предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Основная цель предмета – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Введение казачьего компонента способствует выполнению следующих задач:
- формирование уважительного отношения к семье, казачьей общине, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Обоснование расширения целей и задач изучения дисциплины
в соответствии со стратегической целью и задачами развития школы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.6, п.7 статья 28, п.1 статья 87) закрепил право образовательным организациям включать в основные образовательные программы учебные курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 (редакция от 01.02.2012) закрепляет два компонента: федеральный и региональный, в региональном компоненте предусматривается возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Региональный компонент отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона. Стратегические ориентиры государственной политики в сфере образования подрастающих поколений направлены на решение проблем актуализации культурно-исторического наследия российского казачества и трансформации его ценностей на современные поколения молодежи.
В соответствии с Программой развития «Отечество – честь. Служение-долг» на 2014-2018 годы стратегической целью школы является осуществление интеграции общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций российского казачества в соответствии с приоритетными направлениями региональной и муниципальной образовательной политики. Поэтому целесообразным становится расширение спектра задач изучения курса «Окружающий мир. 4 класс» с учетом регионального компонента, а именно:
- воспитывать человека данной территории, духовно связанного с ней, знающего и понимающего её проблемы, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем регионе;
- способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, включающих духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на традициях российского казачества, формированию личностной и социальной культуры, осознанного отношения к духовным, национальным и народным ценностям с учетом региональной составляющей;
- научить использованию предметных знаний в практике внеурочной деятельности и внеклассной работе (применению практико-ориентированных знаний в интеллектуальных, спортивных, предметных состязаниях с казачьим компонентом).
Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей кадет, межпредметных и внутрипредметных связей. Распределение регионального материала максимально соотносится с изучаемым учебным материалом примерной программы по окружающему миру. Реализация казачьего компонента осуществляется как за счет включения соответствующих уроков в учебный предмет, так и за счет введения дополнительного содержания в тему учебного материала.
Пересмотрены практические работы, добавлены в рабочую программу наиболее важные и актуальные. В программу внесены изменения в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента. Для изучения краеведения в программу включены: темы по изучению природы ХМАО-Югры. Также в программе предусмотрено изучение вопросов возникновения, развития и значения казачества в истории государства и на современном этапе развития общества.
Региональный компонент является неотъемлемый частью развития патриотического отношения к Родине, а так же уважения человеческого достоинства. Ведет к развитию широкого кругозора и целостному представлению об окружающем мире. Реализация казачьего кадетского компонента является эффективным механизмов формирования грамотного поведения младших школьников в области сохранения и развития своего здоровья. Традиционно детская казачья культура строилась на развитии физической, двигательной активности детей, подготовке казачат к несению военной службы.
- Виды и объем занятий по дисциплине
Курс «Окружающий мир. 4 класс» завершает естественнонаучный блок начального общего образования. Программа курса структурирована следующим образом (табл.1).
Таблица 1
Структура курса
Наименование раздела | Количество часов | |||
всего | теоретическая часть | практические работы | региональный компонент | |
Человек – живое существо (организм) | 16 | 14 | 2 | |
Твое здоровье | 12 | 9 | 3 | 2 |
Человек – часть природы | 2 | 2 | 1 | |
Человек среди людей | 5 | 5 | 3 | |
Родная страна: от края до края | 10 | 9 | 1 | 2 |
Человек – творец культурных ценностей | 12 | 12 | 2 | |
Человек – защитник своего Отечества | 5 | 3 | 2 | 2 |
Гражданин и государство | 3 | 2 | 1 | 1 |
Итоговая аттестация. Комплексная работа с текстом | 2 | |||
Итого: | 70 | 61 | 9 | 13 |
Перечень практических работ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Перечень практических работ
№ п/п | Изучаемый раздел | Тема |
1 | Человек – живое существо (организм) | №1. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. №2. Тренируем память |
2 | Твое здоровье | №3. Составление режима дня школьника для будней и выходных. №4. Составление памятки «Правила закаливания». №5. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.). |
3 | Родная страна: от края до края | №6. Использование природных ресурсов во время похода Ермака. |
4 | Человек – защитник своего Отечества | №7. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради). №8. Работа с исторической картой: путь конницы атамана Платова. |
5 | Гражданин и государство | №9. Изготовление аппликаций казачьих символов. |
Итого: 9 практических работ |
Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить обучающихся умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета. Круг практических работ при изучении окружающего мира весьма обширен, и характер их разнообразен.
Количество практических занятий, направленных на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей - 4 работы, что составляет 44% (более 1/3) от общего количества практических работ в курсе «Окружающий мир. 4 класс»
Введение регионального компонента в программу учебного курса «Окружающий мир. 4 класс» и более глубокое изучение своего родного края особенно значимо для ХМАО- Югры, так как данная территория имеет важное экономико-политическое значение для России в целом, отражая при этом национально-региональные особенности округа (табл.3).
Таблица 3
Перечень тем уроков, направленных на реализацию
казачьего компонента, с учетом региональных особенностей
№ | Изучаемый раздел | Тема урока | Включение регионального (казачьего) компонента | Количество часов |
1 | Твое здоровье | Сон и питание в жизни человека | Проект «Режим дня кадета» | 1 |
Правила закаливания | Здоровье тела и духа – важное условие в ратных буднях казаков. Практическая работа №4. Составление памятки «Правила закаливания» | 1 | ||
2 | Человек – часть природы | От рождения до старости. Казачья семья: традиции и нравы. | Уважение к старикам - основа казачьего уклада жизни. Бытовые традиции и обычаи казаков. | 1 |
3 | Человек среди людей | Поговорим о доброте | Казаки и гости | 1 |
Что такое справедливость? | Пословицы и поговорки о казаках – отражение мировоззрения казачества. | 1 | ||
Умеешь ли ты общаться? | Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу». Кодекс казачьей чести. | 1 | ||
4 | Родная страна: от края до края | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов | Покорение Сибири Ермаком. Практическая работа №6. « Использование природных ресурсов во время похода Ермака» | 1 |
Как возникали и строились города. Основание Тюмени и Тобольска. Казачья станица | Казачьи курени – первые жилища казаков. Внутреннее устройство казачьих жилищ. Проект «Казачья станица» (интеграция с уроком технологии) | 1 | ||
5 | Человек – творец культурных ценностей | Русское искусство до XVIII века. Казачьи ремесла | Жизнь и труд казаков в старину. Орудия труда казаков. Индивидуальный проект «Сувениры | 1 |
«Золотой век» русской культуры (XIX век) | Казачество в искусстве: М.Ю. Лермонтов; В.И. Суриков | 1 | ||
6 | Человек – защитник своего Отечества | Отечественная война 1812 года. Участие казаков в Отечественной войне 1812 года | Казаки – участники войны 1812 года. Атаман Матвей Платов. Практическая работа №8. Работа с исторической картой: путь конницы атамана Платова. | 1 |
Великая Отечественная война 1941–1945. Участие казаков в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. | Кущевская атака. Казак Константин Недорубов – Герой Советского Союза. | 1 | ||
7 | Гражданин и государство | Казачьи символы и знаки. | Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков. Практическая работа №9. «Изготовление аппликаций казачьих символов» | 1 |
Итого: 13 часов |
Исходя из таблицы, можно констатировать, что в программу учебного курса «Окружающий мир. 4 класс» включено 13 уроков, направленных на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей.
Региональный (казачий) компонент также включен в задания контрольных работ, предусмотренных в тематическом планировании.
В ходе реализации программы учебного курса «Окружающий мир. 4 класс» важная роль отводится социальным партнерам: Казачье общество «Станица Югорская», Музей истории и этнографии г. Югорска, градообразующее предприятие ООО «Газпром трансгаз Югорск», МБУ ДОД ДЮЦ «Прометей».
- Информационный блок
Региональный (казачий) компонент государственного стандарта начального общего образования призван:
- способствовать формированию личности выпускника начальной школы как достойного представителя России, казачьего сообщества, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Югры, активного участника социального и культурного развития своего города Югорска и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целом, выступающего с активной жизненной позицией, основанной на патриотизме, традиционных семейных ценностях;
- гарантировать право на получение обучающимися и воспитанниками нормативных знаний о природе, истории и культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как одной составляющих территорий Сибирского Казачьего Войска;
- усилить федеральный компонент государственного стандарта общего образования за счет обогащения и развития его основных содержательных линий значимой региональной информацией.
- Содержание теоретического раздела учебного курса «Окружающий мир. 4 класс», направленного на реализацию казачьего компонента, с учетом региональных особенностей
Человек – живое существо (организм) (16 ч).
Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия.
Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов; объяснять особую роль нервной системы в организме.
Практическая работа №1. «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок».
Практическая работа №2. «Тренируем память».
Твое здоровье (12 ч).
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Здоровье тела и духа – важное условие в ратных буднях казаков.
Универсальные учебные действия.
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практическая работа №3. «Составление режима дня школьника для будней и выходных»
Практическая работа №4. Составление памятки «Правила закаливания»
Практическая работа №5. «Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)»
Проект «Режим дня кадета»
Групповой проект «Вредные привычки и как с ними бороться»
Человек – часть природы (2 ч).
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных. Казачья семья: традиции и нравы. Уважение к старикам - основа казачьего уклада жизни. Бытовые традиции и обычаи казаков.
Универсальные учебные действия.
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность этапов развития человека.
Характеризовать условия роста и развития ребенка.
Различать социальные роли.
Человек среди людей (5 ч).
Доброта, справедливость, стремление заботиться о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения. Казаки и гости. Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу». Пословицы и поговорки о казаках – отражение мировоззрения казачества. Кодекс казачьей чести.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Универсальные учебные действия.
Различать положительные и отрицательные качества человека.
Приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Объяснять правила безопасности при общении с чужими людьми.
Групповой проект «Правила дружбы»
Родная страна: от края до края (10 ч).
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Покорение Сибири Ермаком.
Как развивались и строились города. Основание Тюмени и Тобольска.
Казачья станица. Казачьи курени – первые жилища казаков. Внутреннее устройство казачьих жилищ.
Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, их история и происхождение названий. Улица Ермака в городе Югорске.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, трудовой деятельности и культуры народов).
Универсальные учебные действия.
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фотографиях, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России (своего края).
Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах-соседях России, полученную из разных источников; описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран-соседей России.
Практическая работа №6. «Использование природных ресурсов во время похода Ермака».
Проект «Казачья станица»
Человек – творец культурных ценностей (12 ч).
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев.
Художественные ремесла в Древней Руси. Жизнь и труд казаков в старину. Орудия труда казаков. Казачьи ремёсла.
Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В. И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В. А. Жуковский, А. Н. Плещеев, Н. А. Некрасов, В. И. Даль, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Тропинин, И. И. Левитан и др.).
Казачество в искусстве: М.Ю. Лермонтов; В.И. Суриков
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А. А. Пластов, К. Ф. Юон, Ф. А. Малявин, К. С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и др.).
Универсальные учебные действия.
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами.
Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Проект по выбору учащихся.
Индивидуальный проект «Сувениры».
Человек – защитник своего Отечества (5 ч).
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М. И. Кутузов. Участие казаков в Отечественной войне 1812 года. Казаки – участники войны 1812 года. Атаман Матвей Платов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту. Участие казаков в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Кущевская атака. Казак Константин Недорубов – Герой Советского Союза.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
История национального костюма казачества: древняя одежда казака. Составные части мужского казачьего костюма. Зимняя и летняя одежда. Обмундирование. Обувь. Головные уборы.
Универсальные учебные действия.
Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Практическая работа №7. «Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради)».
Практическая работа №8. «Работа с исторической картой: путь конницы атамана Платова».
Гражданин и государство (6 ч).
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Казачьи символы и знаки. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.
Универсальные учебные действия.
Характеризовать права и обязанности гражданина России.
Обобщать информацию, полученную из разных источников.
Конкурс знатоков казачьих заповедей
Практическая работа №9. «Изготовление аппликаций казачьих символов»
- Требования к результатам освоения содержания учебного курса «Окружающий мир. 4 класс»
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
- умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, казачества, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
- формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа, России, казачества и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
- развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:
- овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
- формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);
-формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Личностные результаты освоения регионального (казачьего) компонента учебного курса «Окружающий мир. 4 класс»
Учащийся должен владеть:
- представлениями о ценностях казачьей культуры, обычаях и культурно-исторических традициях казачества; нравственных нормах, правилах поведения и личностных качествах, значимых для казаков;
- способностью к духовному развитию и нравственному совершенствованию на основе духовных отечественных традиций, ценностных идеалов и моральных норм казачьей культуры;
- умением взаимодействовать с взрослыми, сверстниками и младшими детьми в соответствии с нравственными нормами и правилами поведения казаков;
- представлениями о роли казачества в истории России, целях деятельности современных казачьих обществ;
- знанием примеров гражданско-патриотического служения России и воинской доблести казаков;
- представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этого действия служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этого действия служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- доносить собственную позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
- характеризовать признаки живого организма, присущие человеку;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные, из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
- различать год, век; узнавать арабские и римские цифры; пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии и конкретные исторические эпохи;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя президента России;
- описывать основные события культурной жизни России в разные исторические эпохи, называть их даты (в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни; соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны: войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни (в рамках изученного).
Предметные результаты освоения регионального (казачьего)
компонента программы учебного курса
«Окружающий мир. 4 класс»
Учащийся должен уметь:
- Пользоваться различными источниками информации для формирования представления о казачьем обществе: уклада, быта, традициях, общественных интересах, жизнедеятельности казачьей общины и семьи.
- Определять на плане и карте места расселения сибирских и уральских казаков;
- Выявлять типичные черты и специфику казачьего уклада;
- Пересказать факты использования казачества в решении внешних и внутренних конфликтов на различных этапах становления российского государства.
Таблица 4
- Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий мир» в 4 классе
Количество учебных часов по программе 68, количество учебных часов в неделю 2
№ | Дата | Тема, тип урока (страницы учебника) | Элементы содержания урока (проверяемые заданиями КИМ) | Формируемые УУД | Примечание | |
Человек – живое существо (организм) (16 ч) | ||||||
1 | 1.Общее строение организма человека (построение системы знаний).С. 6, 7. | Признаки живых существ (человека, животных, растений). Понятие организм. Основные функции органов человека | П* – осуществляют работу с текстом, извлечение информации, представленной в виде рисунка-схемы, пересказ, наблюдения. Р – составляют план пересказа, осуществляют самоконтроль при выполнении учебной задачи. К – знают и соблюдают правила ведения учебного диалога. Л – проявляют познавательный интерес к изучению предмета, знают и соблюдают правила здорового правила образа жизни П – осуществляют анализ, обобщение, представление информации в «свернутом» виде (памятка), смысловое чтение, пересказ, извлечение информации, представленной на рисунках-схемах; определяют главную мысль текста; составляют рассказ-рассуждение. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют оценку учебной деятельности. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – знают и применяют в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни | |||
2 | 2.Нервная система. Головной и спинной мозг (открытие нового знания). С. 8–10 | Строение нервной системы, ее роль в организме. Головной и спинной мозг. Условные и безусловные рефлексы | ||||
3 | 3.Двигательная система организма человека (открытие нового знания). С. 11–17 | Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга | ||||
4 | 4.Пищеварительная система (открытие нового знания). С. 18–21 | Строение пищеварительной системы. Значение пищеварительной системы. | ||||
5 | 5.Пищеварительная система | Зубы. Правила ухода за зубами | ||||
6 | 6.Дыхательная система (открытие нового знания). С. 21–24 | Система органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Первая помощь при простудных заболеваниях | Групповая: проект | |||
7 | 7.Кровеносная система (открытие нового знания). С. 24–29 | Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции. Состав крови | Практическая работа №1. «Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок». | |||
8 | 8.Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества (открытие нового знания).С. 29–30 | Органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь. Главный орган выделения – почки |
| |||
9 | 9.Кожа (открытие нового знания). С. 30–33 | Кожа, ее роль в организме. Строение и функции кожи. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Первая помощь при легких травмах | ||||
10 | 10.Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение (открытие нового знания). С. 34–37 | Органы зрения, их значение в жизни человека. Охрана зрения. Гигиена зрения | Коллективная: опыт | |||
11 | 11.Как человек воспринимает окружающий мир. Слух (открытие нового знания). С. 38–40 | Органы слуха, их значение в жизни человека. Строение органа слуха. Охрана слуха. Гигиена слуха | ||||
12 | 12.Как человек воспринимает окружающий мир. С. 40–45 | Органы обоняния, вкуса, осязания, их значение в жизни человека. Дегустация. Рецепторы | Коллективная: опыты | |||
13 | 13.Обоняние, вкус, осязание (открытие нового знания). | Коллективная: опыт, памятка. | ||||
14 | 14.Мир чувств (построение системы знаний).С. 46–52 | Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека | Групповая: проект | |||
15 | 15.Внимание (открытие нового знания).С. 53–54 | Внимание. Условия развития | ||||
16 | 16.Память (открытие нового знания).С. 55–56 | Память, ее значение в жизни человека. Развиваем память: 5 шагов | Практическая работа №2. «Тренируем память» | |||
Твое здоровье (12 ч) | ||||||
17 | 1.Режим дня (отработка умений и рефлексия).С. 61–66 | Режим дня: его значение в жизни человека. | П – осуществляют чтение, наблюдения, анализ, обобщение, формулирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей, выбор альтернативы, сравнение, выделение главной мысли текста, пересказ, составление текста по последовательной серии рисунков, представление информации в «свернутом» виде (памятка). Р – осуществляют оценку взаимодействия в совместной деятельности, контроль соблюдения правил поведения в житейских ситуациях. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих, проявляют уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья | Практическая работа №3. «Составление режима дня школьника для будней и выходных» | ||
18 | 2.Сон и питание в жизни человека | Значение правильного сна и правильного питания в жизни человека | Проект «Режим дня кадета» | |||
19 | 3.Правила закаливания (построение системы знаний).С. 67–70 | Закаливание – тренировка организма. Правила закаливания. Здоровье тела и духа – важное условие в ратных буднях казаков. | П – осуществляют анализ, построение логических связей, обобщение, пересказ, составление текста по иллюстрациям, представление информации в «свернутом» виде (памятка), «чтение» информации, представленной на иллюстрациях. Р – осуществляют самооценку взаимодействия в совместной деятельности. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – осознают необходимость беречь свое здоровье | Практическая работа №4. Составление памятки «Правила закаливания» | ||
20 | 4.Можно ли снять усталость? (построение системы знаний). С. 70–71 | Правила снятия усталости организма |
| |||
21 | 5.Поговорим о вредных привычках (отработка умений и рефлексия).С. 72–75 | Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. | П – осуществляют чтение, наблюдения, сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода, «чтение» информации, отраженной на рисунках-схемах, представление графической информации в виде текста; составляют план текста, рассказ-рассуждение. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют оценку учебной деятельности. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих; проявляют уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья | |||
22 | 6. Поговорим о вредных привычках | Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение | Групповой проект «Вредные привычки и как с ними бороться» | |||
23 | 7.Когда дом становится опасным (построение системы знаний). С. 76–83 | Правила безопасного обращения с огнем и газом |
| |||
24 | 8.Когда дом становится опасным | Правила безопасного поведения с опасными предметами. Работа на компьютере | ||||
25 | 9.Улица полна неожиданностей (отработка умений и рефлексия).С. 84–87 | Ситуации, опасные для жизни и здоровья на улицах города | Коллективная: проект | |||
26 | 10.Опасности на дорогах и улицах. | Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика. | ||||
27 | 11. Если случилась беда С. 88–98 | Ушибы, травмы, переломы. Правила безопасного поведения | Практическая работа №5. «Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)» | |||
28 | 12.Если случилась беда (отработка умений и рефлексия).С. 88–98 | Ядовитые животные и растения. Гроза. Правила безопасного поведения | ||||
Человек – часть природы (2 ч) | ||||||
29
| 1.Чем человек отличается от животного? (построение системы знаний).С. 100–104 | Человек – часть природы. Особенности организма человека. Инстинкты. Мышление | П – осуществляют чтение, наблюдения, сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, высказывание предположений, оформление вывода, «чтение» информации, представленной на рисунках, оформление ее в виде текста; составляют рас-сказ-рассуждение. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют оценку учебной деятельности. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях
| |||
30 | 2.От рождения до старости (построение системы знаний).С. 105–112 Казачья семья: традиции и нравы. | Возраст человека. Условия роста и развития человека. Пора детства. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных. Уважение к старикам - основа казачьего уклада жизни. Бытовые традиции и обычаи казаков. | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение: презентация «Обычаи донских казаков» | |||
Человек среди людей (5 ч) | ||||||
31 | 1.Поговорим о доброте (отработка умений и рефлексия).С. 114–117 | Правила взаимодействия людей. Доброта – необходимое для человека качество. Казаки и гости | П – осуществляют анализ, установление причинно-следственных связей, аргументацию суждений, оформление вывода, пересказ; составляют рассказ-описание, рассказ-рассуждение; обогащают словарь (пословицы и крылатые выражения). Р – дают оценку жизненным ситуациям, осуществляют оценку своего отношения к окружающим людям. К – планируют учебное сотрудничество. Л – осознают необходимость доброго отношения к окружающим | Групповой проект «Правила дружбы» Приложение 5 | ||
32 | 2.Что такое справедливость (построение системы знаний). С. 118–126 | Справедливость – важное качество настоящего человека. Пословицы и поговорки о казаках – отражение мировоззрения казачества. | Приложение 6 | |||
33 | 3.О смелости (построение системы знаний).С. 126–127 | Смелость – важное качество человека | ||||
34 | 4.Умеешь ли ты общаться? (Отработка умений и рефлексия.) С. 128–138 | Правила культурного общения. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми. | ||||
35 | 5. Умеешь ли ты общаться? | Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу». Кодекс казачьей чести. | Приложение 7 | |||
Родная страна: от края до края (10 ч) | ||||||
36 | 1.Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра (открытие нового знания). С. 6–17 (2-я часть) | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон (Арктика, тундра) | П – осуществляют высказывание предположения, установление причинно-следственных связей, анализ, сравнение, дифференциацию, «чтение» информации, представленной в видеоматериалах; составляют тезисы по тексту (выделение главных мыслей); понимают мотив изучения темы. Р – осуществляют анализ своего отношения к природе. К – владеют правилами взаимодействия в совместной деятельности. Л – имеют экологические представления об охране природы человеком | Коллективная: работа по карте | ||
37 | 2.Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов (открытие нового знания). С. 18–30 | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон (тайга, смешанный лес). Покорение Сибири Ермаком. | П – осуществляют работу Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют оценку учебной деятельности. К – владеют правилами взаимодействия при групповой совместной деятельности. Л – имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях | Практическая работа №6. «Использование природных ресурсов во время похода Ермака»
| ||
38 | 3.Природные зоны России. Степи и пустыни. Субтропики (открытие нового знания).С. 30–36 | Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира, труда и быта людей природных зон (степи, пустыни, субтропики) | П – осуществляют анализ, сравнение, классификацию, оформление вывода, работу со справочной литературой, представление информации в табличном виде, подготовку иллюстративной презентации; составляют рассказ-рассуждение, рассказ-описание (по картине). Р – осуществляют оценку своего участия в совместной групповой деятельности. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – проявляют экологическую и культурологическую грамотность | http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/prirodnyie-zonyi.html | ||
39 | 4.Почвы России (открытие нового знания). С. 37–39 | Почва – среда обитания растений и животных. Состав почв России. Плодородие. Охрана почв | Коллективная: опыт | |||
40 | 5.Рельеф России (открытие нового знания). С. 40–50 | Рельеф России. Равнины на карте России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины – место-положение, особенности. | Коллективная: работа с картой | |||
41 | 6. Рельеф России | Рельеф России. Урал – Каменный пояс | http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/rodnoj-kraj-chast-velikoj-rossii.html | |||
42 | 7.Как возникали и строились города (открытие нового знания).С. 51–58 Основание Тюмени и Тобольска. Казачья станица | Выбор места для основания города. Характеристика города как населенного пункта. Казачьи курени – первые жилища казаков. Внутреннее устройство казачьих жилищ. | Проект «Казачья станица» (интеграция с уроком технологии) http://www.maam.ru/detskijsad/kazachii-kuren-svoimi-rukami-uchastie-v-konkurse-zelenaja-planeta.html Приложение 8 | |||
43 | 8.Россия и ее соседи. Япония (открытие нового знания). С. 59–61 | Страны, граничащие с Россией. Мир, доброжелательные отношения с соседями. Япония – Страна восходящего солнца. Особенности природы, жизни, труда, быта граждан Японии | П – осуществляют анализ, сравнение, выявление сущности, особенности объектов, работу с воображаемой ситуацией, «чтение» информации, представленной в видеоматериалах; обогащают словарь; составляют пересказ, рассказ-описание. Р – удерживают учебную задачу при выполнении творческого задания. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – проявляют толерантное отношение к народам других стран и людям разных национальностей | |||
44 | 9.Россия и ее соседи. Китай (открытие нового знания). С. 62–63 | Страны, граничащие с Россией. Мир, доброжелательные отношения с соседями. Китай – страна природных контрастов. Особенности жизни, труда и быта граждан Китая | ||||
45 | 10.Россия и ее соседи. Финляндия. Королевство Дания (открытие нового знания). С. 64–68 | Страны, граничащие с Россией. Мир, доброжелательные отношения с соседями. Финляндия – северный сосед России. Королевство Дания – западный сосед России. Особенности Дании как островного государства | ||||
Человек – творец культурных ценностей (12 ч) | ||||||
46 | 1.Что такое культура (построение системы знаний). С. 70–71 | Что такое культура. Значение культуры для человека | П – высказывают предположения; дают характеристику понятий «ценность», «культура»; осуществляют обобщение, анализ, «чтение» информации, представленной в графическом (схема) и иллюстративном виде; составляют рассказ-рас-суждение, рассказ-описание; понимают мотив изучения данного раздела. Р – дают оценку своей деятельности. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – уважают образ жизни, нравы и традиции народов | |||
47 | 2.Из истории письменности (открытие нового знания). С. 71–75 | Возникновение письменности. Книги Древней Руси. Летописцы | ||||
48 | 3.О первых школах и книгах (открытие нового знания). С. 76–81 | Образование – часть культуры. Получение образования – обязанность гражданина России. Первые школы на Руси. Особенности обучения в Древней Руси. Указ князя Владимира об открытии школ. Владимир Мономах и его «Поучение» | http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/mastera-pechatnyix-del.html | |||
49 | 4. Чему и как учились при Петре I (открытие нового знания). С. 81–85 | Начало XVIII века – время правления Петра I. Образование во время царствования Петра I. Школы XVIII века. | http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/petr-velikij.html | |||
50 | 5.Михаил Васильевич Ломоносов
| Образование после Петра I. Первые университеты в России | Проект по выбору учащихся (учебник с.85) http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/mixail-vasilevich-lomonosov.html | |||
51 | 6.Русское искусство до XVIII века (открытие нового знания).С. 86–95 | Искусство – часть культуры. Архитектурные памятники древности. Русская икона: темы, герои, особенности выразительных средств (цвет, пространство). | ||||
52 | 7.Русское искусство до XVIII века (открытие нового знания).С. 86–95 Казачьи ремесла. | Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка и обрядовые праздники наших предков. Жизнь и труд казаков в старину. Орудия труда казаков. | Индивидуальный проект «Сувениры» | |||
53 | 8.Искусство России XVIII века (открытие нового знания). С. 96–103 | Искусство России XVIII века: архитектура, живопись. | Групповая: проект | |||
54 | 9.Искусство России XVIII века (открытие нового знания). С. 96–103 | Искусство России XVIII века: театр | ||||
55 | 10.«Золотой век» русской культуры (XIX век) (открытие нового знания). С. 104–125 | Искусство России XIX века: писатели, композиторы, художники. Казачество в искусстве: М.Ю. Лермонтов; В.И. Суриков | Приложение 9 http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/iskusstvo-xix-veka.html | |||
56 | 11.«Золотой век» русской культуры (XIX век) | Искусство России XIX века: писатели, композиторы, художники | ||||
57 | 12.Искусство России XX века (открытие нового знания). С. 126–132 | Искусство России XX века: архитектура, живопись, литература | ||||
Человек – защитник своего Отечества (5 ч) | ||||||
58 | 1.Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. (открытие нового знания).С. 134–139 | Человек – гражданин – защитник своего Отечества. Защита Родины – долг каждого гражданина. | П – осуществляют установление причинно-следственных и временных связей, анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом и иллюстративном виде, представление информации в графическом виде; составляют пересказ от первого лица, рассказ-рассуждение (воображаемая ситуация); имеют мотивацию к изучению темы. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют оценку учебной деятельности. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – осознают долг человека защищать свое Отечество от врагов | Практическая работа №7. «Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради)». | ||
59 | 2.Куликовская битва | Защита Родины – долг каждого гражданина | http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/kulivovskaya-bitva.html | |||
60 | 3.Отечественная война 1812 года (открытие нового знания).С. 140–143.
| Отечественная война 1812 года. Основные сражения. Характеристика полководцев – Кутузова и Наполеона. Героизм народа. | http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/patriotyi-rossii.html | |||
61 | 4.Отечественная война 1812 года. Участие казаков в Отечественной войне 1812 года. | Отечественная война 1812 года. Героизм народа. Казаки – участники войны 1812 года. Атаман Матвей Платов. | Практическая работа №8. «Работа с исторической картой: путь конницы атамана Платова». Приложение 10 | |||
62 | 5.Великая Отечественная война 1941–1945 годов (построение системы знаний).С. 144–154 Участие казаков в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов | Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Основные сражения Великой Отечественной войны. Героизм воинов и людей в тылу. Кущевская атака. Казак Константин Недорубов – Герой Советского Союза | Приложение 11 Приложение 12 http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/velikaya-otechestvennaya-vojna-2.html http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/4-klass/velikaya-otechestvennaya-vojna-vov.html | |||
Гражданин и государство (3 ч) | ||||||
63 | 1. Российская Федерация. Государственный язык России (построение системы знаний).С. 156–157 | Наша страна. Государственный язык России. | П – осуществляют анализ, обобщение, сравнение, «чтение» информации, отраженной на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста; дают характеристику понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот»; составляют рассказ-рассуждение, обогащают словарь. Р – дают оценку выполнения учебных заданий. К – владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками. Л – осознают свою принадлежность к государству, российскому народу; проявляют уважение к символике государства | |||
64 | 2. Права и обязанности российских граждан. (построение системы знаний).С. 158-159 | Права и обязанности российских граждан. | ||||
65 | 3. Символы государства. (построение системы знаний).С. 160-163 | Символы государства: гимн, герб, флаг. | ||||
66 | 4. Казачьи символы и знаки | Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков | Практическая работа №9. «Изготовление аппликаций казачьих символов» | |||
Резерв (2 ч) Итоговая аттестация. Комплексная работа с текстом |
- Интерактивные формы обучения
Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания.
Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко).
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
-развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
-решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
-развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
-обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. Технологии интерактивного обучения представлены в таблице 5.
Таблица 5
Технологии интерактивного обучения
№ п/п | Технология | № п/п | Технология |
Работа в парах. | 9. | Дерево решений | |
Ротационные (сменные) тройки | 10. | Суд от своего имени | |
Карусель. | 11. | Гражданские слушания | |
Работа в малых группах | 12. | Ролевая (деловая) игра | |
Аквариум. | 13. | Метод пресс | |
Незаконченное предложение | 14. | Займи позицию | |
Мозговой штурм | 15. | Дискуссия | |
Броуновское движение | 16. | Дебаты |
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них – «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты».
- Тематика исследовательских работ (проектов)
Способность обучающихся на основе базовых знаний и исследовательских умений решать проблемы в разных сферах деятельности определяется как ключевая компетенция, которая характеризует один из основных критериев качества содержания образования. Создание условий, при которых каждый обучающийся может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современного географического образования в школе.
На современном этапе исследовательские работы вновь приобретают особую значимость и актуальность. В данном контексте исследование роли Российского казачества, в том числе формирование духовно-нравственных ценностей, личностной и социальной культуры, осознанного отношения к духовным национальным и народным ценностям, с учетом региональной составляющей, является наиболее востребованной и интересной формой изучения предмета «Окружающий мир» в кадетских классах с казачьим компонентом.
Темы проектных и исследовательских работ:
- Мини-проект «Ветеран живет рядом»
- «Наш школьный музей» (отражение жизни казаков в экспозиции школьного музея).
- Проект «Возвращение казачьей моды».
- «Я – кадет».
- «Жилище казака. Казачий курень».
- История национального казачьего костюма.
- Знаменитые кадеты России.
- Проект «Книжка-малышка» для казачат.
- Проект «Сувениры».
- Проект «Режим дня кадета».
- Казаки на полотнах русских художников.
- Я живу на улице Ермака.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование учебного курса "Окружающий мир" во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планиероваине учебного курса "Окружающий мир" во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...
Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир"."Школа России.
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»
Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, (Стандарты второго поколения), учебного плана и авторской программы по окружа...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...