Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»
материал на тему
Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрать информацию, виделить из нее основную, составить небольшое сообщение, высказывание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir.pozn_.uudokr.mir_.2klshmo.docx | 17.03 КБ |
uud.pptx | 50.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»
Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрать информацию, виделить из нее основную, составить небольшое сообщение, высказывание.
Во 2 же классе появились дополнительные источники информации: учебный текст, словарь, схемы, диаграммы, опыты. Ребята должны сделать собственный вывод по теме и соотнести с тем, что дано в учебнике. Если встретились незнакомые слова, найти их значение в словаре. Много информации извлекается в наглядной форме (рисунок – схема, схема, диаграмма), дети проводят опыты не только в классе, но и дома с родителями и обязательно делают вывод по результатам опыта.
В начале урока ставится учебная задача. Дети знакомятся с новой темой урока. Высказывают свои мнения, вспоминают, что они уже изучали по этой теме, задают вопросы. Ученики учатся подтверждать свой ответ словами учебного текста. Ребята находят место в тексте, где об этом сказано (и зачитывают его). Формируется умение использовать справочную литературу. В учебнике даны страницы словаря, где ученик узнает значение незнакомых ему слов.
(НА СЛАЙДЕ) Во 2 классе продолжается формирование умения описывать, характеризовать, сравнивать, группировать объекты неживой природы и социума (звезды, холмы, реки, города, села, транспорт, семья, государственные символы и др.)
Ученики учатся проводить несложные наблюдения и опыты, конечно с помощью учителя и родителей. Ставят задачу наблюдения или опыта совместно с учителем.
- Какова цель наблюдения?
- Как будем проводить опыт?
- Какие выводы сделаем?
(НА СЛАЙДЕ)У детей формируется умение использовать готовые модели для того чтобы объяснить строение объектов и явлений природы ( глобус – модель Земли, модели реки, рисунки – схемы), моделировать объекты, отношения между ними. Для этого в рабочей тетради даны специальные задания. При завершении изучения темы можно вместе с учениками составлять схему, обобщающую полученные знания.
Во 2 классе продолжают работать со схемами: чтение схем отношений природных объектов (живая и неживая природа, тела, явления, земная проверхность, виды водоемов, симметричных фигур). Для осуществления контроля и самоконтроля за усвоением знаний и умений учащихся учителем (ученик, родитель) пользуемся рабочими тетрадями (№1, 2) и тетрадью для тестовых заданий. В них есть задания для проверки и самопроверки, контрольные работы и итоговые проверочные работы. Задания даются двух уровней сложности: базовый и повышеный.
Выводы, данные в учебнике, могут быть использованы учителем и учениками на разных этапах урока: при постановке познавательных или учебных задач, при открытии новых знаний, при первичном закреплении полученных знаний, при подведении итогов урока. Учащиеся могут проверять свои выводы и дополнять выводы, данные в учебнике, или по выводам ставить позавательные задачи и искать способы их решения. Если по теме урока выводы не даны в учебнике, их должны сделать учащиеся самостоятельно.
По форзацам учебников можно организовать проектную деятельность учащихся. В первой части таким проектом может быть «Космическое путешествие», а во второй части – «Экологическое путешествие по реке».
Вторые форзацы учебников помогут организовать поисковую деятельность учащихся по сбору информации о природе своей Родины и о своем государстве.
Я надеюсь, что мое выступление даст представление о методах и методических приемах, которые я использую для успешного обучения развития и воспитания моих учащихся на уроках «Окружающий мир».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование УУД – основы умения учиться – это развитие способности осознанно и активно усваивать новые знания, предметные и метапредметные умения, включая самоорганизацию этого процесса: у мения ставить учебную задачу; в ыбирать способ ее решения; п ланировать свои учебные действия; о ценивать свои успехи по достижению поставленной цели.
Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы формировать не только предметные знания и умения, но и личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия. Задача ученика – освоить не только базовые предметные понятия и умения, но и все компоненты учебной деятельности.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: формируются предпосылки научного мировоззрения ; развиваются познавательные интересы и способности ; мотивируется желание открывать и добывать знания ; готовится понятийная база для успешного обучения в основной школе ; осваиваются методы познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др .) ; умения обобщать , преобразовывать информацию из одного вида в другой ; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка ;
Формируемые познавательные действия: (работа с информацией) осмысливать цель чтения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять основную и второстепенную информацию; сопоставлять информацию из разных источников; систематизировать и структурировать информацию, отображать ее в разной форме (план описания, рисунок, схема, таблица); преобразовывать информацию из одной формы в другую (вербальную в наглядную и наоборот); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы) и создавать собственные.
Во втором классе появляются дополнительные источники информации : учебный текст, словарь, схема, диаграмма, опыт. Продолжается формирование умения описывать, характеризовать, сравнивать, группировать объекты неживой природы и социума (звезды, холмы, реки, города, села, транспорт, семья, государственные символы и др.). Формируется умение использовать: готовые модели , для того чтобы объяснить строение объектов и явлений природы (глобус – модель Земли, модель реки, рисунки – схемы); моделировать объекты , отношения между ними.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка
В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русс...
Выпускная квалификационная работа на тему Влияние тревожности на формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
ВКР на тему влияние тревожности на формирование ууд...
статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста Выпускная квалификационная работа
Выпускная кваликафиционная работа по специальности: "Учитель начальных классов". Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста....
Современное состояние проблемы формирования учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с дизорфографией
Современная система образования направлена на формирование самостоятельной, интеллектуально развитой личности. Образование в начальной школе – фундамент всего последующего образования. Сам...
Программа Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
Данная программа ориентирована на помощь учителю начальных классов, школьному психологу в исследовании уровня сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста....