Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир"."Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) и рекомендаций инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебной году Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» по программе «Школа России» Составитель: учитель первой категории Сильнягина С.Н.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) и рекомендаций инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебной году Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007
Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2006.
Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год-36
Количество часов в неделю - 2.
Количество часов в I четверти - 17.
Количество часов во II четверти -16
Количество часов в Ш четверти 19
Количество часов в IV четверти -16.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
что такое тела, вещества, частицы;
компоненты неживой природы: воздух, вода, почва;
компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки. Животноводство как составная часть сельского хозяйства;
некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
различать наиболее распространённые в данной местности растения и животных;
устно описывать объекты природы;
объяснять в пределах программы взаимосвязи в природе и между человеком и природой;
проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
изготавливать кормушки для птиц, подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Ча сы учебного вре мени | Плановые сроки прохожде ния | Характеристика основной деятельности ученика |
I четверть(18ч) | ||||
Как устроен мир (7ч) | ||||
1 | Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека.Экскурсия | 1 | Знакомство с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. | |
2 | Человек- часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | 1 | Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания. | |
3 | Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество. | 1 | Представление о людях, населяющих планету Земля, проявление дружбы к любому народу. | |
4 | Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природного дома человечества Практическая работа»Посадка дерева». | 1 | Понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой. | |
5 | Природа в опасности. Охрана природы. Практическая работа. «Изготовление кормушки» | 1 | Как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. | |
6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир» | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |
7 | Проверочная работа на тему «Как устроен мир» | 1 | Проверить знания по разделу «Как устроен мир» | |
Эта удивительная природа. (21ч) | ||||
8 | Тела, вещества, частицы.Твёрдые вещества, жидкости и газы | 1 | Знакомство с телами их составом | |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа «Определение крахмала в продуктах». | 1 | Знакомство с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота | |
10 | Воздух его состав и свойства.Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения.Охрана воздуха от загрязнений | 1 | Состав и свойства воздуха. Опыт«При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается» | |
11 | Вода,её свойства. Практическая работа «Свойства воды» | 1 | Свойства воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу. Практическое задание «Готовим воду для питья» | |
12 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 1 | Формировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении природы. Опыт «Круговорот воды в природе» | |
13 | Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.Охрана воды. | 1 | Причины загрязнения водоемов, меры охраны водоемов от загрязнения. | |
14 | Разрушение твёрдых пород в природе. | 1 | Формировать представление о разрушении в природе твердых пород под воздействием определенных факторов. | |
15 | Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы Практическая работа «Свойства почвы» | 1 | Представление о почве как о верхнем слое земли; основные свойства почвы. | |
16 | Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений. | 1 | Основная классификация растений. | |
17 | Дыхание и питание растений. | 1 | Связь солнца, растений и людей. | |
I I четверть (16ч) | ||||
18 | Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Практическая работа «Приспособление плодов и семян к распространению ветром» | 1 | Расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени. | |
19 | Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. | 1 | Значение растений в жизни животных и человека. | |
20 | Животные, их разнообразие. Группы животных. | 1 | Классификация животных и их групповые признаки. | |
21 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. | 1 | Классификация животных по типу пищи; цепи питания. | |
22 | Сеть питания и экологическая пирамида. | 1 | Невидимая пищевая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу. | |
23 | Размножение и развитие животных. | 1 | Размножение и развитие животных. | |
24 | Роль животных в природе ижизни человека. Влияние человека на животных.Охрана животных. | 1 | Знакомство с Красной книгой и животными, которые в нее внесены | |
25 | Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов | 1 | .Классификация грибов, части гриба | |
26 | Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | 1 | Круговорот жизни на Земле и основные звенья этого круговорота | |
27 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |
28 | Тест «Эта удивительная природа» | 1 | Проверить знания по разделу | |
Мы и наше здоровье. (10ч) | ||||
29 | Организм человека. Органы и системы органов. | 1 | Организм человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | |
30 | Органы чувств, их значение и гигиена | 1 | Органы чувств и их значение для человека. | |
31 | Кожа, её значение и гигиена Практическая работа «Внешнее строение кожи, оказание помощи при небольших её повреждениях» | 1 | Понятие «кожа» и ее функции | |
32 | Опорно-двигательная система , её роль в организме. Осанка. | 1 | Строение тела; представление о здоровом образе жизни. | |
33 | Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Практическая работа «Определение содержания питательных веществ» | 1 | Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой, правила правильного питания. | |
I I I четверть (19ч) | ||||
34 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Практическая рабоа «Подсчёт ударов пульса» | 1 | Органы дыхания и выделения | |
35 | Инфекционные болезни и способы их предупреждения. | 1 | Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья. | |
36 | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики-враги здоровья. | 1 | Правила сохранения и укрепления здоровья. | |
37 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |
38 | Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье» | 1 | Проверить знания по разделу | |
Наша безопасность. (8ч) | ||||
39 | Как действовать при возникновении пожара в квартире,при аварии водопровода, утечке газа. | 1 | Как выглядит опасность и почему она возникает | |
40 | Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | 1 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |
41 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.Основные группы дорожных знаков.Экскурсия»Дорожные знаки в окрестностях школы» | 1 | Дорожные знаки, правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |
42 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. | 1 | Выявить опасные места для человека, учить предвидеть и избегать опасность. | |
43 | Гроза-опасное явление природы.Ядовитые растения игрибы. Опасные животные. | 1 | Научиться защищать от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека. | |
44 | Экологическая безопасность.Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.Практическая работа «Устройство и работа бытового фильтра» | 1 | Знакомство с терминами «Экологическая безопасность. «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог». | |
45 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |
46 | Тест «Наша безопасность». | 1 | Проверить знания по разделу | |
Чему учит экономика. (12ч) | ||||
47 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика | 1 | Значение слова «экономика» | |
48 | Природные богатства- основа экономики. Капитал и труд, их значение.. | 1 | Основа экономики. | |
49 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных эскопаемых.Охрана. | 1 | Свойства полезных ископаемых. | |
50 | Растениеводство-отрасль сельского хозяйства. | 1 | Различать культурные растения | |
51 | Животноводство- отрасль сельского хозяйства.. | 1 | Особенности разведения и содержания домашних животных. | |
52 | Промышленость и её основные отрасли.. | 1 | Различать продукцию каждой отрасли промышленности. | |
IV четверть (16ч) | ||||
53 | Роль денег в экономике. Денежные еденицы разных стран. Практическая работа «Российские монеты»Заработная плата. | 1 | Знакомство с монетами, денежными единицами, сбережениями. | |
54 | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. | 1 | Знакомство с терминами бюджет, расходы, доходы, налоги. | |
55 | Семейный бюджет.Доходы и расходы семьи. | 1 | Понятие «семейный бюджет» | |
56 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.. | 1 | Задачи экологии и две стороны экономики. | |
57 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |
58 | Проверочная работа на тему «Чему учит экономика». | 1 | Проверить знания по разделу | |
Путешествие по городам и странам. (10ч) | ||||
59 | Города золотого кольца России-слава игордость страны. Практическая работа «Работа с картой» | 1 | Города нашей Родины и ее достопримечательности. | |
60 | Страны, граничащие с Россией,- наши ближайшие соседи. | 1 | Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России. Практическая работа «Работа с картой» | |
61 | Страны зарубежной Европы, их многообразие.Скандинавские страны | 1 | Северные европейские государства. Практическая работа «Работа с картой» | |
62 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс. | 1 | Ознакомить со странами Бенилюкса. Практическая работа «Работа с картой» | |
63 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной Европы. | 1 | Страны, расположенные в центре Европы. Практическая работа «Работа с картой» | |
64 | Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания | 1 | Ознакомить с европейскими странами – Францией и Великобританией Практическая работа «Работа с картой» | |
65 | Страны на юге Европы. Греция и Италия | 1 | Ознакомить с европейскими странами – Грецией, Италией. Практическая работа «Работа с картой» | |
66 | Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. | 1 | Ознакомить со знаменитыми местами мира. Практическая работа «Работа с картой» | |
67 | Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам». | 1 | Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу. | |
68 | Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам». | 1 | Проверить знания по разделу |
5. Содержание программы учебного (68ч.)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (21 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (10 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
6. Формы и средства контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | итого |
Количество проверочных работ | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | |
практических работ | ||||||
тестов | 1 | 1 | 2 | 2 | ||
Экскурсий |
7. Учебно-методические средства обучения
Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007
Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2006.
Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса + КТП...
Рабочие программы по предметам. 1 класс "Школа России" 2018/2019 учебный год
Рабочие программы по предметам 1 класса. УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам. 2 класс "Школа России" 2015/2016 учебный год
Рабочие программы по предметам 2 класса. УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам. 3 класс "Школа России" 2016/2017 учебный год
Рабочие программы по предметам 3 класса. УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам. 4 класс "Школа России" 2017/2018 учебный год
Рабочие программы по предметам 4 класса. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» (Школа России)
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (при...