Рабочие программы по "Доноведению" (Культура Дона)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочие программы по вариативному курсу "Культура Дона" помогут учтелю в организации внеурочной деятельности в начальной школе.
По данному курсу необходимо обеспечение:
1. Сухаревская Е.Ю. Учебноое пособие "Культура Дона: от «А» до «Я». Ростов-на-Дону, изд-во "БАРА".
В данном пособии к каждой букве разработан материал для чтения (научно-популярный текст для ознакомления с объектом изучения), а также продуктивное задание для школьника (которое он может выполнить как самостоятельно, так и в группе).
Содержание пособия направлено на обогащение круга художественных впечатлений ребёнка, развитие его эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Вместе с тем, пособие не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, либо творчество одного мастера сформировать целостное представление о культуре Дона.
2. Мультимедийное приложение к занятиям (презентации, видеоролики)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_1_klassa_po_kulture.doc | 175.5 КБ |
rabochaya_programma_dlya_2_goda_po_kulture.doc | 155 КБ |
rabochaya_programma_dlya_3_goda_po_kulture.doc | 152.5 КБ |
rabochaya_programma_dlya_4_goda_po_kulture.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (культура Дона)» 1 год обучения Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)»
Программа "Культура Дона: от А до Я» направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям Донского края, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений.
Цель данной программы: воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства Дона; сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия Дона, обеспечение преемственности развития народной культуры.
- Основные задачи программы:
- знакомство учащихся с лучшими региональными образцами музыки, театральных постановок, изобразительного искусства, скульптуры и танцев, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры на примерах культуры казачества
- формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского искусства;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры казачества;
- расширение представления учащихся об особенностях материальной жизни жителей Дона - казаков;
- обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры.
Общая характеристика курса
В начальной школе учащиеся знакомятся с материальной и духовной основами художественной культуры Дона, видами и жанрами искусств, средствами выразительности, художественными материалами и инструментами, учатся воспринимать и понимать смысл художественной информации.
Восприятие искусства детьми начинается с проявления эмоций, возникающих при просмотре лучших образцов художественного искусства. Для развития эмоциональной отзывчивости детей используется интегрированный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки, а также различные виды технологий ручного труда.
Вся программа курса выстроена из шести взаимосвязанных содержательных блоков.
Первые два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны сформировать целостную картину культуры быта казачества. Содержательный блок «Материальная культура казачества» включает представления об основных занятиях казаков и казачек (воинство, земледелие, рыболовство, виноградарство, садоводство, огородничество). Объектами наблюдения становятся орудия труда; одежда и украшения; поселения; дом и его конструкция; интерьер жилища; хозяйственные постройки; мебель; посуда; оружие; храмы, соборы, иконы. При изучении данного содержания обучающиеся получат первичные представления об экологии Донского края и как в историческом аспекте воспитывалось экологическое отношение у казаков к богатствам своего края. Также дети получат первоначальные навыки культуры питания. Для этого обучающиеся познакомятся с условиями питания казачества в прошлом (пища: растительная, животная; блюда, хлеб, напитки; обряды приема пищи) и современной диетологией, наукой о системе питания.
Содержательный блок «Духовная культура казачества» включает первоначальные сведения о литературе Дона как искусстве (истории создания народных сказок; словаре донского казачества). При знакомстве с обрядами, связанными с человеком, семьей, обществом обучающиеся учатся выстраивать культуру отношений между родственниками и людьми в обществе.
Следующие содержательные блоки «Изобразительное искусство Дона», «Музыкальное искусство Дона», «Театральное искусство Дона», «Спорт на Дону» позволяют обучающимся осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль народа Дона в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе реализации программы «Культура Дона: от А до Я» лежит системно-деятельный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока (занятия) предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
- Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
- Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию Донского края в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного края, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
- Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
|
|
|
|
Выпускник получит возможность для формирования: | Выпускник получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 1 года обучения
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Введение (1ч) Зачем человеку культура |
|
|
2 | Материальная культура казачества Дона (10ч) | ||
3 | Духовная культура казачества Дона (10ч) | ||
3 | Изобразительное искусство Дона (8ч) | ||
4 | Музыкальное искусство Дона (2ч) | ||
5 | Театральное искусство Дона (2ч) | ||
6 | Спорт на Дону (1ч) |
4. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | стр. пособия | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | |||||
Вводный урок. Зачем человеку культура | 1 | Вводная беседа о предмете «Культура Дона». Беседа о материальной и духовной культуре. Рисование картины по определённой задаче. | 5-9 | Выставка работ | ||
Буква «А» - акварель | 2 | Знакомство с понятием «акварель». Беседа о красках. смешивание красок. Рисование картины «Осень» по готовому плану. | 10-14 | Выставка работ | ||
Картины в технике «акварель» донских художников | 1 | Экскурсия в музей художественных искусств (может быть виртуальной) | 15 | Рассказы по выбранной картине | ||
Буква «В» - витраж | 1 | Знакомство с понятием «витраж» и технологией изготовления витража. Изготовление витража по собственному рисунку. | 42-45 | Выставка работ | ||
Буква «И» - иллюстрация | 2 | Знакомство с видами иллюстрации: книжной, ботанической, технической. Знакомство с художниками-иллюстраторами Дона. Иллюстрирование самостоятельно выбранного детского произведения. | 79-83 | Выставка работ | ||
Буква «И» - интерьер | 1 | Знакомство с понятием «интерьер» и его видами. Разработка плана технического проекта «Моя (наша) комната. Работа по плану. | 84-85 | Презентация проекта | ||
Буква «И» - интерьер казачьего дома | 1 | Знакомство с домашним бытом жителей Дона. Экскурсия (виртуальная) по краеведческому музею. | 85-87 | |||
Буква «К» - каллиграфия | 1 | Выбор необходимой информации из текста. Знакомство с историей письменности на Руси и различными видами каллиграфии. Упражнения в написании букв русского алфавита чернильными ручками. | 88-91 | Выставка работ | ||
Буква «К» - коллаж | 1 | Знакомство с понятием «коллаж» и его видами. Создание плана по изготовления коллажа. Изготовление коллажа по плану. | 103-104 | Выставка работ | ||
Литература Дона: пословицы и поговорки | 2 | Знакомство с жанрами литературы Дона. Выбор необходимой информации (пословиц и поговорок) из художественных произведений Дона, легенд, сказок. Создание плана исследовательского проекта. Выполнение проекта в группах. | 116-117 | Презентация проекта | ||
Буква «Л» - литература Дона: А.С.Пушкин на Дону | 2 | Знакомство с историей посещения А.С.Пушкиным донского края. Выбор необходимой информации (стихотворений) о Доне. Подготовка к «литературному вечеру». | 130-133 | Участие в литературном вечере | ||
Буква «М» - мозаика | 1 | Знакомство с понятием «мозаика» и её видами. Изготовление мозаики по предложенному плану. | 140-144 | Вычставка работ | ||
Буква «М» - музеи Дона | 2 | Знакомство с понятием «музей» и её видами. Экскурсия в краеведческий музей родного города (района). Подготовка страниц в альбом «Мои путешествия по родному краю». | 144-159 | Презентация проекта | ||
Буква «М» - народная музыка Дона | 1 | Знакомство с историей народной музыки донского края. Выбор необходимой информации (песен) о Доне. Подготовка информационного проекта «Музыка народов Дона» | 160-161 | |||
Буква «М» - музыкальные инструменты | 1 | Знакомство с историей музыкальных инструментов донского края. Выбор необходимой информации из текста. Изготовление дудочки из рогоза. | 168-169 | Презентация проекта | ||
Буква «Н» - натюрморт | 1 | Знакомство с понятием «натюрморт» и его видами. Знакомство с работами художников Дона. Рисование натюрморта. Сочинение истории к собственному натюрморту | 183-186 | Выставка работ. Конкурс на лучшее сочинение. | ||
Буква «О» - открытка | 1 | Знакомство с понятием «открытка», её историей и понятием «филокартия». Создание плана познавательного проекта «История открытки» (новогодней, поздравительной, с городскими видами и т.п.) | 198-199 | Презентация проекта | ||
Буква «П» - памятники Дона | 1 | Знакомство с понятиями «памятник» и «Монумент», их разнообразием. Экскурсия (виртуальная) по родному краю, городу, району. Подготовка страниц в альбом «Мои путешествия по родному краю». | 204-207 | Презентация проекта | ||
Буква «П» - культура питания | 1 | Знакомство с понятием «культура питания», правилами питания. Подготовка плана исследовательского или познавательного проекта «Культура питания моего народа (семьи)» или «Национальная кухня моего народа». | 231-232 | Презентация проекта | ||
Буква «П» - плетение | 1 | Знакомство с понятием «плетение» и его видами. Знакомство с работами мастеров Дона. Повторение техники плетения косички. Изготовление корзинки. | 236-241 | Выставка работ | ||
Буква «С» - спорт. | 1 | Знакомство с понятием «спорт» и его видами. Знакомство с историей олимпийского и паралимпийскими движения, их символами. Написание сочинения о Зимней Олимпиаде в Сочи | 273-274 | Конкурс на лучшее сочинение. | ||
Буква «Т» - театр кукол на Дону | 2 | Знакомство с историей театра кукол на Дону. Изготовление пальчиковых кукол. Разыгрывание представления по самостоятельно выбранному представлению. | 279-285 | Выставка работ (кукол) | ||
Буква «Т» - традиции семейные на Дону | 1 | Знакомство с понятием «семейные традиции». Знакомство с историческими семейными традициями казачества. Разработка плана исследовательского проекта «Традиции моей семьи». | 296-301 | Презентация проекта | ||
Буква «У» - донские украшения | 1 | Знакомство с понятием «украшение». Знакомство с историческими украшениями казачек. Изготовление мягких бус. | 316-321 | Выставка работ | ||
Буква «Ф» - фотография | 1 | Знакомство с понятием «фотография» и её видами. Упражнения в фотографировании. Создание плана познавательного проекта по самостоятельно выбранной теме. | 321-324 | Выставка работ | ||
Буква «Я» - ярмарка | 2 | Знакомство с понятием «ярмарка» и её историей проведения на Дону. Выставка-обмен работами, выполненными за год. | 368-374 | Ярмарка на школьной площадке |
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Культура Дона: от «А» до «Я»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Сухаревская Е.Ю. Культура Дона: от А до Я : учебное пособие для младших школьников. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. | К |
Дополнительная литература | ||
1 | Алферова И.В. , Балыкин. Д.А. Мировая художественная культура. Словарь – справочник. Смоленск, «Русич», 2002 г. | Д |
2 | Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002 | Д |
3 | Круглов Ю.Н. Многоликий мир казачества: учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
4 | Лунёв А. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
5 | Неменская Л.А. Каждый народ – художник М.Просвещение 2002 | |
6 | Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1998 г. | Д |
Дидактическое обеспечение | ||
Альбомы. Творчество художников. | Д | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (культура Дона)» 2 год обучения Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)»
Программа "Культура Дона: от А до Я» направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям Донского края, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений.
Цель данной программы: воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства Дона; сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия Дона, обеспечение преемственности развития народной культуры.
- Основные задачи программы:
- знакомство учащихся с лучшими региональными образцами музыки, театральных постановок, изобразительного искусства, скульптуры и танцев, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры на примерах культуры казачества
- формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского искусства;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры казачества;
- расширение представления учащихся об особенностях материальной жизни жителей Дона - казаков;
- обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры.
Общая характеристика курса
В начальной школе учащиеся знакомятся с материальной и духовной основами художественной культуры Дона, видами и жанрами искусств, средствами выразительности, художественными материалами и инструментами, учатся воспринимать и понимать смысл художественной информации.
Восприятие искусства детьми начинается с проявления эмоций, возникающих при просмотре лучших образцов художественного искусства. Для развития эмоциональной отзывчивости детей используется интегрированный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки, а также различные виды технологий ручного труда.
Вся программа курса выстроена из шести взаимосвязанных содержательных блоков.
Первые два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны сформировать целостную картину культуры быта казачества. Содержательный блок «Материальная культура казачества» включает представления об основных занятиях казаков и казачек (воинство, земледелие, рыболовство, виноградарство, садоводство, огородничество). Объектами наблюдения становятся орудия труда; одежда и украшения; поселения; дом и его конструкция; интерьер жилища; хозяйственные постройки; мебель; посуда; оружие; храмы, соборы, иконы. При изучении данного содержания обучающиеся получат первичные представления об экологии Донского края и как в историческом аспекте воспитывалось экологическое отношение у казаков к богатствам своего края. Также дети получат первоначальные навыки культуры питания. Для этого обучающиеся познакомятся с условиями питания казачества в прошлом (пища: растительная, животная; блюда, хлеб, напитки; обряды приема пищи) и современной диетологией, наукой о системе питания.
Содержательный блок «Духовная культура казачества» включает первоначальные сведения о литературе Дона как искусстве (истории создания народных сказок; словаре донского казачества). При знакомстве с обрядами, связанными с человеком, семьей, обществом обучающиеся учатся выстраивать культуру отношений между родственниками и людьми в обществе.
Следующие содержательные блоки «Изобразительное искусство Дона», «Музыкальное искусство Дона», «Театральное искусство Дона», «Спорт на Дону» позволяют обучающимся осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль народа Дона в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе реализации программы «Культура Дона: от А до Я» лежит системно-деятельный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока (занятия) предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
- Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
- Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию Донского края в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного края, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
- Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
|
|
|
|
Выпускник получит возможность для формирования: | Выпускник получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 2 года обучения
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Введение (1ч) Зачем человеку культура |
|
|
2 | Материальная культура казачества Дона (9ч) | ||
3 | Духовная культура казачества Дона (5ч) | ||
3 | Изобразительное искусство Дона (12ч) | ||
4 | Музыкальное искусство Дона (4ч) | ||
5 | Театральное искусство Дона (1ч) | ||
6 | Спорт на Дону (2ч) |
4. Календарно-тематическое планирование курса 2 года обучения
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | стр. пособия | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | |||||
1 | Вводный урок. Зачем человеку культура | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Культура Дона». Беседа - повторение пройденного «Что относится к материальной и духовной культуре" Рисование картины по определённой задаче | 5-9 | ||
2 | Буква «А» - аккорд | 1 | Знакомство с понятием «аккорд». Беседа о видах аккордов в музыке, красках. Рисование картины под музыку. | 16-17 | Выставка работ | |
3 | Буква «А» - абстракция | 1 | Знакомство с понятием «абстракция». Работа со словарём. Беседа об абстракции. Виртуальная экскурсия по музею художественных искусств. Рисование картины по определённой задаче | 17 | Выставка работ | |
4 | Буква «А» - анимация | 1 | Знакомство с понятием «анимация». Работа со словарём. Беседа о видах анимации. Создание собственной анимации по предложенному плану. | 19-20 | Выставка работ | |
5 | Буква «Г» - гравюра | 1 | 46-48 | Выставка работ | ||
6-7 | Буква «Ж» - живопись | 2 | 59-63 | Выставка работ | ||
8 | Буква «К» - каллиграфия | 1 | 88-91 | Выставка работ | ||
9 | Буква «К» -карикатура | 1 | 92-94 | Выставка работ | ||
10-11 | Буква «К» - костюм: традиции и символика. Костюм казачек | 2 | 105-110 | Выставка работ | ||
12-13 | Буква «К» - костюм: традиции и символика. Костюм казаков | 2 | 111-115 | Выставка работ | ||
14-15 | Буква «Л» - литература Дона: писатель-краевед | 2 | 127-130 | Презентация проекта | ||
16 | Словарь донского казачества | 1 | 136-137 | сочинение | ||
17 | Буква «М» - музеи Дона | 1 | 144-159 | Презентация проекта | ||
18 | Буква «М» - классическая музыка Дона | 1 | 161-163 | Презентация проекта | ||
19 | Буква «М» - музыкальные инструменты казаков | 1 | 169-174 | |||
20-21 | Буква «О» - орнамент | 2 | 187-191 | |||
22 | Буква «П» - памятники Дона | 1 | 204-207 | Презентация проекта | ||
23-24 | Буква «П» - пейзаж | 2 | 214-219 | Выставка работ | ||
25 | Буква «П» - песня донская казачья | 1 | 224-230 | Презентация проекта | ||
26 | Буква «П» - питание: казачья трапеза | 1 | 233-236 | казачьи посиделки | ||
27 | Буква «С» - спорт | 1 | 265-272 | Презентация проекта | ||
28 | Буква «Т» - танец | 1 | 275-276 | |||
29 | Буква «Т» - народные традиции казачества: казачьи символы и знаки | 1 | 301-303 | Презентация проекта | ||
30 | Буква «Ф» - донское фотоискусство | 1 | 321-324 | Выставка работ | ||
31 | Буква «Х» - художественная роспись | 1 | 331-340 | Выставка работ | ||
32 | Буква «Ц» - цирковое искусство на Дону | 1 | 351-354 | Презентация проекта | ||
33 | Буква «Ч» - чеканное искусство на Дону | 1 | 355-359 | Выставка работ | ||
34 | Буква «Я» - ярмарка на Дону | 1 | 368-374 | Ярмарка на школьной площадке |
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Культура Дона: от «А» до «Я»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Сухаревская Е.Ю. Культура Дона: от А до Я : учебное пособие для младших школьников. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. | К |
3 | Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов. / авт-сост.Сухаревская Е.Ю.– Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. | |
Дополнительная литература | ||
1 | Алферова И.В. , Балыкин. Д.А. Мировая художественная культура. Словарь – справочник. Смоленск, «Русич», 2002 г. | Д |
2 | Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002 | Д |
3 | Круглов Ю.Н. Многоликий мир казачества: учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
4 | Лунёв А. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
5 | Неменская Л.А. Каждый народ – художник М.Просвещение 2002 | |
6 | Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1998 г. | Д |
Дидактическое обеспечение | ||
Альбомы. Творчество художников. | Д | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (культура Дона)» 3 год обучения Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)»
Программа "Культура Дона: от А до Я» направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям Донского края, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений.
Цель данной программы: воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства Дона; сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия Дона, обеспечение преемственности развития народной культуры.
- Основные задачи программы:
- знакомство учащихся с лучшими региональными образцами музыки, театральных постановок, изобразительного искусства, скульптуры и танцев, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры на примерах культуры казачества
- формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского искусства;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры казачества;
- расширение представления учащихся об особенностях материальной жизни жителей Дона - казаков;
- обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры.
Общая характеристика курса
В начальной школе учащиеся знакомятся с материальной и духовной основами художественной культуры Дона, видами и жанрами искусств, средствами выразительности, художественными материалами и инструментами, учатся воспринимать и понимать смысл художественной информации.
Восприятие искусства детьми начинается с проявления эмоций, возникающих при просмотре лучших образцов художественного искусства. Для развития эмоциональной отзывчивости детей используется интегрированный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки, а также различные виды технологий ручного труда.
Вся программа курса выстроена из шести взаимосвязанных содержательных блоков.
Первые два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны сформировать целостную картину культуры быта казачества. Содержательный блок «Материальная культура казачества» включает представления об основных занятиях казаков и казачек (воинство, земледелие, рыболовство, виноградарство, садоводство, огородничество). Объектами наблюдения становятся орудия труда; одежда и украшения; поселения; дом и его конструкция; интерьер жилища; хозяйственные постройки; мебель; посуда; оружие; храмы, соборы, иконы. При изучении данного содержания обучающиеся получат первичные представления об экологии Донского края и как в историческом аспекте воспитывалось экологическое отношение у казаков к богатствам своего края. Также дети получат первоначальные навыки культуры питания. Для этого обучающиеся познакомятся с условиями питания казачества в прошлом (пища: растительная, животная; блюда, хлеб, напитки; обряды приема пищи) и современной диетологией, наукой о системе питания.
Содержательный блок «Духовная культура казачества» включает первоначальные сведения о литературе Дона как искусстве (истории создания народных сказок; словаре донского казачества). При знакомстве с обрядами, связанными с человеком, семьей, обществом обучающиеся учатся выстраивать культуру отношений между родственниками и людьми в обществе.
Следующие содержательные блоки «Изобразительное искусство Дона», «Музыкальное искусство Дона», «Театральное искусство Дона», «Спорт на Дону» позволяют обучающимся осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль народа Дона в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе реализации программы «Культура Дона: от А до Я» лежит системно-деятельный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока (занятия) предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
- Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
- Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию Донского края в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного края, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
- Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
|
|
|
|
Выпускник получит возможность для формирования: | Выпускник получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 3 года обучения
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Введение (1ч) Зачем человеку культура |
|
|
2 | Материальная культура казачества Дона (13ч) | ||
3 | Духовная культура казачества Дона (4ч) | ||
3 | Изобразительное искусство Дона (12ч) | ||
4 | Музыкальное искусство Дона (2ч) | ||
5 | Театральное искусство Дона (2ч) | ||
4. Календарно-тематическое планирование курса 3 года обучения
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | стр. пособия | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | |||||
1 | Вводный урок. Зачем человеку культура | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Культура Дона». Беседа о материальной и духовной культуре. Рисование картины по определённой задаче | 5-9 | ||
2 | Буква «А» - арт | 1 | Знакомство с понятием «арт». Работа со словарём. Беседа об арт-галереи, арт-салоне, арт-коллекции. Виртуальная экскурсия по арт-выставке (предыдущих и домашних рисунков). | 18 | Рассказ о своём рисунке | |
3-4 | Буква «А» - анимация-песочная | 2 | Знакомство с понятием «анимация» - самостоятельный выбор необходимой информации из текста. Тренировка по технике песочной анимации | 21-23 | Представление собственных мультфильмов | |
5-6 | Буква «Б» - батальная живопись | 2 | 38-41 | Выставка работ | ||
7 | Буква «Г» - графика | 1 | 49-53 | Выставка работ | ||
8 | Буква «Д» - дизайн | 1 | 56-58 | Выставка работ | ||
9-10 | Буква «И» - икона, иконопись | 2 | 73-78 | |||
11-12 | Буква «К» - керамика | 2 | 94-98 | Выставка проектов | ||
13-14 | Буква «Л» - литература Дона: великий сын донской земли | 2 | 117-122 | Презентация проекта | ||
15 | Буква «Л» - литература Дона: не постесняюсь называться Донским казаком | 1 | 134-135 | Выставка проектов | ||
16-17 | Буква «М» - музеи Дона | 2 | 144-159 | Презентация проекта | ||
18 | Буква «М» - музыка Дона: блюз и джаз | 1 | 163-166 | Презентация проекта | ||
19 | Буква «Н» - награда. Награды казаков | 1 | 176-182 | Презентация проекта | ||
20 | Буква «П» - пастель | 1 | 200-203 | Выставка работ | ||
21-22 | Буква «П» - памятники Дона | 2 | 204-207 | Презентация проекта | ||
23-24 | Буква «П» - панорама, диорама | 2 | 209-213 | Выставка работ | ||
25 | Буква «П» - песенное искусство Дона | 1 | 220-224 | |||
26 | Буква «П» - питание: казачья трапеза | 1 | 233-236 | Казачьи посиделки | ||
27 | Буква «П» - простой карандаш | 1 | 242-247 | Выставка работ | ||
28 | Буква «Р» - реклама в Ростове-на-Дону | 1 | 255-260 | Презентация проекта | ||
29 | Буква «С» - скульптура | 1 | 260-265 | Презентация проекта | ||
30 | Буква «Т» - танцы донских казаков | 1 | 276-279 | Презентация проекта | ||
31 | Буква «Т» - донской театр | 1 | 279-285 | Презентация проекта | ||
32 | Буква «Т» - народные традиции казачества: обычаи казаков | 1 | 304-307 | Презентация проекта | ||
33 | Буква «Ц» - церкви и соборы на Дону | 1 | 341-351 | Презентация проекта | ||
34 | Буква «Я» - ярмарка на Дону | 1 | 368-374 | Ярмарка на школьной площадке |
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Культура Дона: от «А» до «Я»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Сухаревская Е.Ю. Культура Дона: от А до Я : учебное пособие для младших школьников. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. | К |
Дополнительная литература | ||
1 | Алферова И.В. , Балыкин. Д.А. Мировая художественная культура. Словарь – справочник. Смоленск, «Русич», 2002 г. | Д |
2 | Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002 | Д |
3 | Круглов Ю.Н. Многоликий мир казачества: учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
4 | Лунёв А. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
5 | Неменская Л.А. Каждый народ – художник М.Просвещение 2002 | |
6 | Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1998 г. | Д |
Дидактическое обеспечение | ||
Альбомы. Творчество художников. | Д | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Доноведение (культура Дона)» 4 год обучения Ф.И.О.учителя |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального образования, авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)»
Программа "Культура Дона: от А до Я» направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям Донского края, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений.
Цель данной программы: воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства Дона; сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия Дона, обеспечение преемственности развития народной культуры.
- Основные задачи программы:
- знакомство учащихся с лучшими региональными образцами музыки, театральных постановок, изобразительного искусства, скульптуры и танцев, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры на примерах культуры казачества
- формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донского искусства;
- создание условия для понимания учащимися своеобразия быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры казачества;
- расширение представления учащихся об особенностях материальной жизни жителей Дона - казаков;
- обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры.
Общая характеристика курса
В начальной школе учащиеся знакомятся с материальной и духовной основами художественной культуры Дона, видами и жанрами искусств, средствами выразительности, художественными материалами и инструментами, учатся воспринимать и понимать смысл художественной информации.
Восприятие искусства детьми начинается с проявления эмоций, возникающих при просмотре лучших образцов художественного искусства. Для развития эмоциональной отзывчивости детей используется интегрированный подход, позволяющий применять синтез искусств: изобразительного искусства, литературы и музыки, а также различные виды технологий ручного труда.
Вся программа курса выстроена из шести взаимосвязанных содержательных блоков.
Первые два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны сформировать целостную картину культуры быта казачества. Содержательный блок «Материальная культура казачества» включает представления об основных занятиях казаков и казачек (воинство, земледелие, рыболовство, виноградарство, садоводство, огородничество). Объектами наблюдения становятся орудия труда; одежда и украшения; поселения; дом и его конструкция; интерьер жилища; хозяйственные постройки; мебель; посуда; оружие; храмы, соборы, иконы. При изучении данного содержания обучающиеся получат первичные представления об экологии Донского края и как в историческом аспекте воспитывалось экологическое отношение у казаков к богатствам своего края. Также дети получат первоначальные навыки культуры питания. Для этого обучающиеся познакомятся с условиями питания казачества в прошлом (пища: растительная, животная; блюда, хлеб, напитки; обряды приема пищи) и современной диетологией, наукой о системе питания.
Содержательный блок «Духовная культура казачества» включает первоначальные сведения о литературе Дона как искусстве (истории создания народных сказок; словаре донского казачества). При знакомстве с обрядами, связанными с человеком, семьей, обществом обучающиеся учатся выстраивать культуру отношений между родственниками и людьми в обществе.
Следующие содержательные блоки «Изобразительное искусство Дона», «Музыкальное искусство Дона», «Театральное искусство Дона», «Спорт на Дону» позволяют обучающимся осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль народа Дона в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Место курса в учебном плане школы
Курс «Доноведение (Культура Дона: от «А» до «Я»)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению и реализуется в количестве 1 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе реализации программы «Культура Дона: от А до Я» лежит системно-деятельный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
- Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока (занятия) предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
- Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
- Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию Донского края в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного края, позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
- Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Формируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: | ||
|
|
|
|
Выпускник получит возможность для формирования: | Выпускник получит возможность научиться: | ||
|
|
|
|
3. Содержание курса 4 года обучения
№ | Раздел программы, содержательные линии | Планируемые предметные результаты | |
Ученик научиться | Ученик получит возможность научиться | ||
1 | Введение (1ч) Зачем человеку культура |
|
|
2 | Материальная культура казачества Дона (9ч) | ||
3 | Духовная культура казачества Дона (10ч) | ||
3 | Изобразительное искусство Дона (8ч) | ||
4 | Музыкальное искусство Дона (2ч) | ||
5 | Театральное искусство Дона (4ч) | ||
4. Календарно-тематическое планирование курса 4 года обучения
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности | стр. пособия | Методы оценки достижений учащихся | |
план | факт | |||||
1 | Вводный урок. Зачем человеку культура | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Культура Дона». Беседа о материальной и духовной культуре. Рисование картины по определённой задаче | 5-9 | Выставка работ | |
2-3 | Буква «А» - архитектура | 2 | Знакомство с понятием «архитектура». Работа со словарём. Беседа о видах архитектуры. Виртуальная экскурсия по донскому краю и миру. Составление плана познавательного проекта по разделам: «Архитектура прошлого», «Архитектура настоящего», «Архитектура будущего» | 23-25 | Презентация проектов | |
4-5 | Архитектура жилища казака | 2 | Выбор информации из текста. Создание конструкторского проекта «Макет куреня» | 26-32 | Презентация проектов | |
6-7 | Буква «Б» - барельеф | 2 | Знакомство с понятием «барельеф» и «горельеф». Работа со словарём. Выбор информации из текста. Виртуальная экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Создание поделки | 33-37 | Презентация работ | |
8 | Буква «Д» - декорация | 1 | 54-55 | Презентация работ | ||
9-10 | Буква «З» - зодчество | 2 | 64-72 | Выставка проектов | ||
11-12 | Буква «К» - киноискусство | 2 | 99-102 | Презентация работ | ||
13-14 | Буква «Л» - литература Дона: наш Шолохов | 2 | 117-122 | Презентация проекта | ||
15 | Буква «М»- миниатюра | 1 | 138-139 | Выставка работ | ||
16-17 | Буква «М» - музеи Дона | 2 | 144-159 | Презентация проекта | ||
18 | Буква «М» - музыка Дона: бардовская музака и рок-музыка | 1 | 163-166 | Презентация проекта | ||
19 | Буква «Н» - народы Дона | 1 | 174-175 | Презентация проекта | ||
20 | Буква «О» - оружие казака | 1 | 192-197 | Презентация проекта | ||
21 | Буква «П» - памятники Дона | 1 | 204-207 | Презентация проекта | ||
22 | Буква «П» - панно | 1 | 207-208 | Выставка работ | ||
23 | Буква «П» - песня донская казачья | 1 | 224-230 | Презентация проекта | ||
24 | Буква «П» - питание: казачья трапеза | 1 | 233-236 | казачьи посиделки | ||
25 | Буква «П» - портрет | 1 | 248-250 | Выставка работ | ||
26 | Буква «Р» - резное искусство | 1 | 251-254 | Выставка работ | ||
27 | Буква «Т» - телевидение на Дону | 1 | 292-295 | Презентация проекта | ||
28-29 | Буква «Т» - народные традиции казачества: обряды и праздники казаков | 2 | 307-316 | Презентация проекта | ||
30 | Буква «Ц» - церкви и соборы на Дону | 1 | 341-351 | Презентация проекта | ||
31-32 | Буква «Э» - экологическая культура. Охрана природы казаками. | 2 | 360-363 | Презентация проекта | ||
33 | Буква «Э» - этикет казачества | 1 | 364-368 | Презентация проекта | ||
34 | Буква «Я» - ярмарка на Дону | 1 | 368-374 | Ярмарка на школьной площадке |
5. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Культура Дона: от «А» до «Я»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | характеристика количественных показателей |
Необходимое обеспечение в соответствии с программой | ||
Книгопечатная продукция | ||
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. | Д |
2 | Сухаревская Е.Ю. Культура Дона: от А до Я : учебное пособие для младших школьников. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. | К |
Дополнительная литература | ||
1 | Алферова И.В. , Балыкин. Д.А. Мировая художественная культура. Словарь – справочник. Смоленск, «Русич», 2002 г. | Д |
2 | Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002 | Д |
3 | Круглов Ю.Н. Многоликий мир казачества: учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
4 | Лунёв А. Современное пособие по рисованию для юного художника. Увлекательные уроки живописи, графики, дизайна. – Ростов-на-Дону.: Изд-во БАРА-ПРЕСС, 2007 | Д |
5 | Неменская Л.А. Каждый народ – художник М.Просвещение 2002 | |
6 | Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Обнинск, «Титул», 1998 г. | Д |
Дидактическое обеспечение | ||
Альбомы. Творчество художников. | Д | |
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ростов-на-Дону - мой город"
Программа занятия «Ростов-на-Дону – мой город» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Цели:- способствовать воспитанию патриот...
Внеурочная деятельность: рабочая программа "Народное творчество Дона"
Народное творчество Дона...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Авторская программа "Казаки Тихого Дона"
Воспитать достойного гражданина страны, патриота, человека уважающего старшее поколение, традиции, культуру своего народа невозможно только учением и поучением. Детям нужны достойные примеры пра...
Рабочая программа курса по литературному чтению с региональным компонентом "Писатели Дона детям"
Рабочая программа курса по литературному чтению с региональным компонентом "Писатели Дона детям"...