Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ростов-на-Дону - мой город"
рабочая программа (3 класс)

Зубкова Евгения Владимировна

Программа занятия «Ростов-на-Дону – мой город» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rostov-na-donu_mo_gorod_3_zubkova_35_chasov.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 32 имени «Молодой гвардии»

РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

К УТВЕРЖДЕНИЮ                                                                     Директор МБОУ «Школа № 32»

Протокол педсовета МБОУ «Школа № 32»

от ___ августа 2019 г.  № 1                                                           _______________М.В.Володина

                                                                                                      приказ № ___ от __ августа 2019г.                                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по курсу «Ростов-на-Дону – мой город»

Уровень общего образования, класс -  _начальное  общее образование,  3 «В»   класс

Количество часов по программе –  35 часов                        

Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий по внеурочной деятельности  в 2019-2020 учебном году в 3 «В» классе на изучение курса «Ростов-на-Дону – мой город» отводится 35 часов                                                                                      

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального  общего образования по программе «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011г

Учитель Зубкова Евгения Владимировна


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вводная часть

Рабочая программа по курсу  «Ростов-на-Дону – мой город» в 3 классе разработана на основе следующих документов:

     Нормативные акты:

В соответствии с п. 2 ст. 28, п. 3. Ст. 28, п. 6. Ст. 28,  п. 9. Ст. 2  Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе документов, обозначающих требования к рабочим программам учебных предметов, образовательных курсов:

- Областной закон от 14.11.2013г № 26 –ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. 29.12. 2016 года № 936-ЗС);

- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643,от 31.12.2015 № 1576);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год»

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629)

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города  Ростова-на-Дону «Школа № 32»

- учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города  Ростова-на-Дону «Школа № 32»

- календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города  Ростова-на-Дону «Школа № 32» на 2019-2020 учебный год

Учебно-методические документы:

на основе программы внеурочной деятельности: «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011г – (работаем по новым стандартам)

Методические пособия:

  • пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.,
  • примерная программа внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2011г.,
  • пособие «Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2014г

Программа занятия «Ростов-на-Дону – мой город» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

-формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;

-сравнивать, сопоставлять события и факты;

-расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;

-формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;

-научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;

-учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

-осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации.

 Эта программа предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию  познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Содержание программы позволяет ребенку взаимодействовать с другими детьми, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процесс образования детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.

Программа курса «Ростов-на-Дону – мой город»  предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности в природе, антитеррористической безопасности, личной безопасности на ступени начального образования с учётом перспектив развития содержания образования во всех областях жизнедеятельности ученика.  

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.


Актуальность и новизна программы

- формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности;

-воспитание патриотизма и гражданственности;

-содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России.

Отличительная черта программы «Ростов-на-Дону – мой город», ее новизна, заключается в том, что она интегрированная, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности и тесной связью с жизнью детей.

Программа курса «Ростов-на-Дону – мой город», рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы в начальных классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения и развития Ростова и Ростовской области. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

 Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие работы;

- работа с картой России,

- сообщения уч-ся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

         Ведущей идеей программы «Ростов-на-Дону – мой город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Методы и формы работы

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.

  1. Формы организации познавательной деятельности:
  • фронтальная работа – диалог;
  • работа в статистических и сменных парах;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа

2. Нетрадиционная форма урока:

  • урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
  • урок-экскурсия
  • урок-соревнование
  1. Используемые методы обучения:
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемно-поисковый;
  • Метод стимулирования интереса к учению;
  • Метод самоконтроля;
  • Метод самостоятельной деятельности учащихся:

- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).

3. Используемые технологии:

  • игровые технологии
  • технология создания ситуации успеха на уроке
  • личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
  • здоровьесберегающие (приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
  • ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)

Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Виды деятельности учащихся:

  1. Игровая;
  2. Познавательная;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. Художественное творчество.

В 3 классе на изучение данного курса отводится 35 часов. (1 ч в неделю, 35 учебных недель).

В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий 3-го «В» класса всего за год предусмотрено на изучения курса 35 часов (1 час в неделю).

Часы по плану – 35; фактически - 35.


2.Содержание учебного курса

Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 84». В основе реализации программы   лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Место проведения: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города и области (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Длительные по времени экскурсии проводятся в запланированный день, тема в журнале учёта записывается по количеству затраченного времени.

Формы проведения занятий внеурочной деятельности «Мой край»: экскурсии, акции, практические и исследовательские работы, конкурсы, игры и праздники.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей, использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые.

Программа реализуется в форме выездных экскурсий по городу Ростову-на-Дону и Ростовской области. По итогам экскурсий учащиеся готовят творческие проекты. В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях, поэтому 80% занятий проходит в активной форме.

3 класс

Прошлое и настоящее Ростова-на-Дону, Новочеркасска и т.д.

Знакомство с многочисленными историко-архитектурными объектами столицы Донского казачества.

Творчество в жизни человека. Ростовская фабрика игрушек.

Знакомство с процессами производства – от склада сырья до выхода готовой продукции, включая раскрой, формирование, пошив, крепление фурнитуры и т.д.

«Природа - наш дом»

Экскурсия в парк бабочек, где среди экзотических растений обитают бабочки из стран Юго-Восточной Азии, Индонезии, Филиппин.

«Космос – звёздное небо»

Знакомство с историей и развитием космонавтики в России. Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького.

Связь урочной и внеурочной деятельности при реализации курса.

Учебные предметы

Внеурочная деятельность

Окружающий мир

Наблюдения, экскурсии по городам Ростовской области, история своего края.

Физическая культура

Подвижные игры, соревнования, военно-спортивная игра «Звездочка».

Литературное чтение

Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах)

Русский язык

Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов.

Музыка

Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов)

Технология

Оформление к праздникам (проектам)

 


3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной ин- формации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Ростов-на-Дону – мой город» являются:

-приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;

-основ гражданской идентичности;

-ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Ростов-на-Дону – мой город» является сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.

Регулятивные УУД:

-рассказывает о правилах действия в игре;

-осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;

-различает разные способы выполнения действия;

-выполняет элементарные алгоритмы;

-видит ошибку и исправляет ее самостоятельно, сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку;

-сравнивает свои цели действий с другими;

-обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;

Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

 «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

Ростов-на-Дону – мой город 3 класс (35часа)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Прошлое и настоящее Ростова-на-Дону, Новочеркасска и т.д.

Знакомство с многочисленными историко-архитектурными объектами столицы Донского казачества.

Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций  по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры.

Привитие навыков здорового образа жизни

Творчество в жизни человека. Ростовская фабрика игрушек.

Знакомство с процессами производства – от склада сырья до выхода готовой продукции, включая раскрой, формирование, пошив, крепление фурнитуры и т.д

Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций  по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры.

Привитие навыков здорового образа жизни

«Природа - наш дом»

Экскурсия в парк бабочек, где среди экзотических растений обитают бабочки из стран Юго-Восточной Азии, Индонезии, Филиппин.

Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций  по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры.

Привитие навыков здорового образа жизни.

«Космос – звёздное небо»

Знакомство с историей и развитием космонавтики в России. Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького.

Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций  по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры.

Привитие навыков здорового образа жизни.


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Ростов-на-Дону – мой город (1 час в неделю)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата фактически

Домашнее задание

1.

Откуда взялось название "Ростов-на-Дону". Крупные города Ростовской области. Наш город на карте области.

1

2.

Символы города Ростова-на-Дону: герб, знамя, флаг.

1

3.

Посещение детской библиотеки имени К. Чуковского. Книги о Донском крае.

1

4.

Заочное путешествие по крупным городам нашей области.

1

5.

Пословицы, поговорки, песни, сказания о реке Дон.

1

6.

Экскурсия. Прошлое и настоящее Новочеркасска

1

7.

Экскурсия. Прошлое и настоящее Новочеркасска

1

8.

Экскурсия. Прошлое и настоящее Новочеркасска

1

9.

Участие в городской акции для обучающихся младших классов «Листопад в нашем городе»

1

10.

Проект. Последовательность работы над проектом.

1

11.

Художественное оформление пословиц, поговорок, песен о реке Дон (групповая работа, работа в парах)

1

12.

Место творчества в жизни каждого человека. Семейное творчество.

1

13.

Экскурсия на Ростовскую фабрику мягкой игрушки. «Путешествие в страну игрушки»

1

14.

Экскурсия на Ростовскую фабрику мягкой игрушки. «Путешествие в страну игрушки»

1

15.

Экскурсия на Ростовскую фабрику мягкой игрушки. «Путешествие в страну игрушки»

1

16..

Участие в городской акции «Рождественский перезвон»

1

17.

Участие в городской акции «Рука помощи: сохраним жизнь птиц»

1

18.

Памятники природы Ростовской области.

1

19.

Экскурсия «Парк бабочек»

1

20.

Экскурсия «Парк бабочек»

1

21.

Экскурсия «Парк бабочек»

1

22.

Проект «Праздники на Дону. Масленица»

1

23.

Защита проекта. Праздник Масленица.

1

24.

Памятные места родного города.

1

25.

Знаменитые земляки.

1

26.

Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. «Космос – звёздное небо»

1

27.

Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. «Космос – звёздное небо»

1

28.

Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. «Космос – звёздное небо»

1

29.

Проект "Природа - наш дом"; природа - наш друг".

1

30.

Защита проекта. Выставка фотографий, рисунков, художественных поделок на тему "Природа - наш дом"; природа - наш друг".

1

31

Защита проекта. Выставка фотографий, рисунков, художественных поделок на тему "Природа - наш дом"; природа - наш друг".

1

32

Экскурсия в парк "Осенний" - Весна, Весна и все ей рады

1

33

Подготовка к итоговому занятию.

1

34

Подготовка к итоговому занятию.

1

35


Итоговое занятие: праздник (проект)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование для 1и 2 классов. Пояснительная записка содержит:-общую ха...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Наш город - Санкт Петербург»

Программа составлена в соответствии ФГОС по истории Санкт-Петербурга для 4 класса. Разработана на основе школьного курса  "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....