Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ростов-на-Дону - мой город"
рабочая программа (3 класс)
Программа занятия «Ростов-на-Дону – мой город» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rostov-na-donu_mo_gorod_3_zubkova_35_chasov.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 32 имени «Молодой гвардии»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
К УТВЕРЖДЕНИЮ Директор МБОУ «Школа № 32»
Протокол педсовета МБОУ «Школа № 32»
от ___ августа 2019 г. № 1 _______________М.В.Володина
приказ № ___ от __ августа 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по курсу «Ростов-на-Дону – мой город»
Уровень общего образования, класс - _начальное общее образование, 3 «В» класс
Количество часов по программе – 35 часов
Согласно календарному учебному графику и расписанию занятий по внеурочной деятельности в 2019-2020 учебном году в 3 «В» классе на изучение курса «Ростов-на-Дону – мой город» отводится 35 часов
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по программе «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011г
Учитель Зубкова Евгения Владимировна
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вводная часть
Рабочая программа по курсу «Ростов-на-Дону – мой город» в 3 классе разработана на основе следующих документов:
Нормативные акты:
В соответствии с п. 2 ст. 28, п. 3. Ст. 28, п. 6. Ст. 28, п. 9. Ст. 2 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе документов, обозначающих требования к рабочим программам учебных предметов, образовательных курсов:
- Областной закон от 14.11.2013г № 26 –ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. 29.12. 2016 года № 936-ЗС);
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643,от 31.12.2015 № 1576);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629)
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 32»
- учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 32»
- календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа № 32» на 2019-2020 учебный год
Учебно-методические документы:
на основе программы внеурочной деятельности: «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011г – (работаем по новым стандартам)
Методические пособия:
- пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.,
- примерная программа внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2011г.,
- пособие «Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2014г
Программа занятия «Ростов-на-Дону – мой город» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Серпухова, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
-формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;
-сравнивать, сопоставлять события и факты;
-расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;
-формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;
-научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;
-учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
-осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации.
Эта программа предусматривает наглядно-действенный характер содержания образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; стимуляцию познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Содержание программы позволяет ребенку взаимодействовать с другими детьми, участвовать в оценивании и обсуждении, получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Представленная в программе система работы позволяет осуществить в процесс образования детей новые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшие психические функции, повысить учебную мотивацию обучающихся, воспитать социально адаптированного школьника.
Программа курса «Ростов-на-Дону – мой город» предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности в природе, антитеррористической безопасности, личной безопасности на ступени начального образования с учётом перспектив развития содержания образования во всех областях жизнедеятельности ученика.
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Актуальность и новизна программы
- формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности;
-воспитание патриотизма и гражданственности;
-содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России.
Отличительная черта программы «Ростов-на-Дону – мой город», ее новизна, заключается в том, что она интегрированная, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности и тесной связью с жизнью детей.
Программа курса «Ростов-на-Дону – мой город», рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы в начальных классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения и развития Ростова и Ростовской области. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России,
- сообщения уч-ся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
Ведущей идеей программы «Ростов-на-Дону – мой город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Методы и формы работы
- Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков.
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основная форма работы - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.
- Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог;
- работа в статистических и сменных парах;
- индивидуальная работа;
- групповая работа
2. Нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
- урок-экскурсия
- урок-соревнование
- Используемые методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Проблемно-поисковый;
- Метод стимулирования интереса к учению;
- Метод самоконтроля;
- Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
3. Используемые технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
- здоровьесберегающие (приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж)
- ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Виды деятельности учащихся:
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество.
В 3 классе на изучение данного курса отводится 35 часов. (1 ч в неделю, 35 учебных недель).
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий 3-го «В» класса всего за год предусмотрено на изучения курса 35 часов (1 час в неделю).
Часы по плану – 35; фактически - 35.
2.Содержание учебного курса
Содержание программы внеурочной деятельности «Мой край» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 84». В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Место проведения: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города и области (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Длительные по времени экскурсии проводятся в запланированный день, тема в журнале учёта записывается по количеству затраченного времени.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности «Мой край»: экскурсии, акции, практические и исследовательские работы, конкурсы, игры и праздники.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей, использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые.
Программа реализуется в форме выездных экскурсий по городу Ростову-на-Дону и Ростовской области. По итогам экскурсий учащиеся готовят творческие проекты. В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях, поэтому 80% занятий проходит в активной форме.
3 класс | |
Прошлое и настоящее Ростова-на-Дону, Новочеркасска и т.д. | Знакомство с многочисленными историко-архитектурными объектами столицы Донского казачества. |
Творчество в жизни человека. Ростовская фабрика игрушек. | Знакомство с процессами производства – от склада сырья до выхода готовой продукции, включая раскрой, формирование, пошив, крепление фурнитуры и т.д. |
«Природа - наш дом» | Экскурсия в парк бабочек, где среди экзотических растений обитают бабочки из стран Юго-Восточной Азии, Индонезии, Филиппин. |
«Космос – звёздное небо» | Знакомство с историей и развитием космонавтики в России. Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. |
Связь урочной и внеурочной деятельности при реализации курса.
Учебные предметы | Внеурочная деятельность |
Окружающий мир | Наблюдения, экскурсии по городам Ростовской области, история своего края. |
Физическая культура | Подвижные игры, соревнования, военно-спортивная игра «Звездочка». |
Литературное чтение | Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах) |
Русский язык | Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов. |
Музыка | Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов) |
Технология | Оформление к праздникам (проектам) |
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Можно выделить несколько групп умений, которые формируются в процессе реализации данной программы:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной ин- формации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Ростов-на-Дону – мой город» являются:
-приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
-основ гражданской идентичности;
-ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Ростов-на-Дону – мой город» является сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД:
-рассказывает о правилах действия в игре;
-осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;
-различает разные способы выполнения действия;
-выполняет элементарные алгоритмы;
-видит ошибку и исправляет ее самостоятельно, сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку;
-сравнивает свои цели действий с другими;
-обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
-находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
«ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Ростов-на-Дону – мой город 3 класс (35часа)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Прошлое и настоящее Ростова-на-Дону, Новочеркасска и т.д. Знакомство с многочисленными историко-архитектурными объектами столицы Донского казачества. | Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры. Привитие навыков здорового образа жизни |
Творчество в жизни человека. Ростовская фабрика игрушек. Знакомство с процессами производства – от склада сырья до выхода готовой продукции, включая раскрой, формирование, пошив, крепление фурнитуры и т.д | Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры. Привитие навыков здорового образа жизни |
«Природа - наш дом» Экскурсия в парк бабочек, где среди экзотических растений обитают бабочки из стран Юго-Восточной Азии, Индонезии, Филиппин. | Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры. Привитие навыков здорового образа жизни. |
«Космос – звёздное небо» Знакомство с историей и развитием космонавтики в России. Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. | Формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендаций по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры. Привитие навыков здорового образа жизни. |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ростов-на-Дону – мой город (1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически | Домашнее задание |
1. | Откуда взялось название "Ростов-на-Дону". Крупные города Ростовской области. Наш город на карте области. | 1 | |||
2. | Символы города Ростова-на-Дону: герб, знамя, флаг. | 1 | |||
3. | Посещение детской библиотеки имени К. Чуковского. Книги о Донском крае. | 1 | |||
4. | Заочное путешествие по крупным городам нашей области. | 1 | |||
5. | Пословицы, поговорки, песни, сказания о реке Дон. | 1 | |||
6. | Экскурсия. Прошлое и настоящее Новочеркасска | 1 | |||
7. | Экскурсия. Прошлое и настоящее Новочеркасска | 1 | |||
8. | Экскурсия. Прошлое и настоящее Новочеркасска | 1 | |||
9. | Участие в городской акции для обучающихся младших классов «Листопад в нашем городе» | 1 | |||
10. | Проект. Последовательность работы над проектом. | 1 | |||
11. | Художественное оформление пословиц, поговорок, песен о реке Дон (групповая работа, работа в парах) | 1 | |||
12. | Место творчества в жизни каждого человека. Семейное творчество. | 1 | |||
13. | Экскурсия на Ростовскую фабрику мягкой игрушки. «Путешествие в страну игрушки» | 1 | |||
14. | Экскурсия на Ростовскую фабрику мягкой игрушки. «Путешествие в страну игрушки» | 1 | |||
15. | Экскурсия на Ростовскую фабрику мягкой игрушки. «Путешествие в страну игрушки» | 1 | |||
16.. | Участие в городской акции «Рождественский перезвон» | 1 | |||
17. | Участие в городской акции «Рука помощи: сохраним жизнь птиц» | 1 | |||
18. | Памятники природы Ростовской области. | 1 | |||
19. | Экскурсия «Парк бабочек» | 1 | |||
20. | Экскурсия «Парк бабочек» | 1 | |||
21. | Экскурсия «Парк бабочек» | 1 | |||
22. | Проект «Праздники на Дону. Масленица» | 1 | |||
23. | Защита проекта. Праздник Масленица. | 1 | |||
24. | Памятные места родного города. | 1 | |||
25. | Знаменитые земляки. | 1 | |||
26. | Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. «Космос – звёздное небо» | 1 | |||
27. | Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. «Космос – звёздное небо» | 1 | |||
28. | Посещение «Астрономической обсерватории» в парке им. М.Горького. «Космос – звёздное небо» | 1 | |||
29. | Проект "Природа - наш дом"; природа - наш друг". | 1 | |||
30. | Защита проекта. Выставка фотографий, рисунков, художественных поделок на тему "Природа - наш дом"; природа - наш друг". | 1 | |||
31 | Защита проекта. Выставка фотографий, рисунков, художественных поделок на тему "Природа - наш дом"; природа - наш друг". | 1 | |||
32 | Экскурсия в парк "Осенний" - Весна, Весна и все ей рады | 1 | |||
33 | Подготовка к итоговому занятию. | 1 | |||
34 | Подготовка к итоговому занятию. | 1 | |||
35 |
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "История моего города", 2 класс
рабочая программа 1-4...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование для 1и 2 классов. Пояснительная записка содержит:-общую ха...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «Наш город - Санкт Петербург»
Программа составлена в соответствии ФГОС по истории Санкт-Петербурга для 4 класса. Разработана на основе школьного курса "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров".1-4 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наш город - Санкт - Петербург"
Прграмма рассчитана на 4 года (1-4)....