Рабочая программа курса по литературному чтению с региональным компонентом "Писатели Дона детям"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Тимошенко Лия Георгиевна

Рабочая программа курса по литературному чтению с региональным компонентом "Писатели Дона детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisateli_dona_detyam.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Отдел образования администрации Егорлыкского района

МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета литературное чтение

"Писатели Дона детям"

для обучающихся 3  класса

Составитель: Тимошенко Лия Георгиевна

учитель начальных классов

ст. Егорлыкская‌ 2024

Пояснительная записка

Рабочая программа к учебному предмету литературное чтение «Писатели Дона детям» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для изучения в  3 классе на уровне начального общего образования.

 Содержание обучения завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ "Писатели Дона детям".

      Курс литературного чтения "Писатели Дона детям"  призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

        Знание культуры и литературы своего края может способствовать становлению национального самосознания ученика, формированию интеллектуальных и духовных основ его личности. Поэтому актуальной темой в отечественном образовании сегодня становится краеведение. Региональный компонент связывает обучение с жизнью, помогает приобщать детей к уникальной среде родного края, способствует воспитанию патриотических чувств.

        Изучение творчества писателей-земляков обогащает уроки литературного чтения, развивает интерес учащихся, активизирует их самостоятельность при работе с книгой. В знакомых сказках, рассказах они открывают для себя что-то новое. Уже известные им произведения приобретают иное значение -  ведь они созданы на родной земле. И это вызывает у детей чувство гордости, патриотизма, причастности. В результате реализации такого подхода у школьников должно сложиться представление о детской литературе Донской земли, о поэтах и писателях, тематике произведений, их содержании.

      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания в процессе изучения курса "Писатели Дона детям", полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения  материала будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества жителей Дона ;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
  • осознание значимости художественной литературы донских писателей  и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности;
  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества созданных писателями донской земли;
  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий;
  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации

длярешенияучебныхзадач.

Содержание программы  курса по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций жителей Дона, отдельных произведений выдающихся представителей детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы курса  по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс "Писатели Дона детям" является частью предмета «Литературное чтение», который изучается в начальной школе.

На  курс "Писатели Дона детям"   отводится в 3 классе 17 часов. (1 раз в две недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Донской фольклор (устное народное творчество). Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура. Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный. Культурное значение фольклора. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Виды сказок: о животных, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры жителей Дона.

Походные песни казаков, в разнообразие фольклора: потешки. небывальщины, загадки, пословицы и поговорки. Народные сказки Донского края. Представление в сказке народного быта и культуры в сказках: "Кот и Лиса", "Казак и Лиса".

Сказки донских писателей. Сказки бабы Груши. Юрий Александрович Харламов Сказка "Мальчик из пшеничного зёрнышка". Образы героев сказке Александра Николаевича Скрипова "Поречни и жемчуг". Представление в сказке народного быта и культуры на примере сказки Александра Николаевича Скрипова "Степан и его друзья".

Проза донских писателей. Тематика произведений о детях, о животных, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.

Антон Павлович Чехов " Белолобый". Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к "братьям нашим меньшим". Своеобразие шолоховского юмора. Михаил Александрович Шолохов "Нахалёнок" Мастерство писателя в изображении пейзажа. Портреты и образы героев произведения. Авторское мастерство создания образов героев-животных. Василий Петрович Гнутов "Скворцы".

Стихи о донцах и донском крае. Образ родной земли в стихотворных произведениях поэтов в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, Жизнь и быт казачьей семьи. Михаил Юрьевич Лермонтов "Казачья колыбельная песня". Патриотическое звучание произведений о родной земле, о славных и героических защитниках Дона. Анатолий Владимирович Софронов

" Бессмертник".

Донские поэты детям. Любовь к природе и родному краю, уважение к труду. Вениамин Константинович Жак " Зачем спрятали зернышко?", "Мой лес". Характеристика героев юмористических произведений. на примере стихотворения Вениамина Константиновича Жака "Убегун". Красота донской природы. Иван Ефимович Ковалевский "Утренний дождик!, " "Туман и солнце".

Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
  • различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
  • анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
  • конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
  • сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
  • исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальноепроизведение);
  • подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
  • формулировать вопросы по основным событиям текста;
  • пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
  • выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
  • сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

  • принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
  • оценивать качество своего восприятия текста на слух;
  • выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
  • в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
  • осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы курса «Писатели Дона детям» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей малой родине, проявление интереса к изучению истории и культуры Донского края, понимание естественной связи прошлого и настоящего в жизни предков;
  • осознание своей этнокультурной гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества писателей Дона;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений жителей Дона, казачьей семьи.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства жителей донского края, традициям и творчеству своего народа, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы писателей Дона;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений людей и животных, отражённых в литературных произведениях донских писателей;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества  донских писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «Писатели Дона детям» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу изучения курса  обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовитьнебольшиепубличныевыступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместнаядеятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по курсу  «Писатели Дона детям» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях.

3 КЛАСС

  • отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества народов Дона  и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • различать художественные произведения и познавательные тексты;
  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
  • характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
  • отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
  • пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
  • при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
  • составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
  • сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
  • использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Донской фольклор

3

https://folkro.ru/narodnoe-tvorchestvo/srednij-don/

2

Сказки донских писателей

3

https://worldroads.ru/6-izvestnyh-donskih-pisatelej

3

Проза донских писателей

6

https://worldroads.ru/6-izvestnyh-donskih-pisatelej

4

Стихи о донцах и донском крае

2

http://pro-don.dspl.ru/Quote/Details/2052

http://pro-don.dspl.ru/personnelinfo/sofronov-anatoliy-vladimirovich-rostov-na-donu

5

Донские поэты детям

3

http://pro-don.dspl.ru/Quote/Details/2052

http://pro-don.dspl.ru/personnelinfo/sofronov-anatoliy-vladimirovich-rostov-na-donu

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Разнообразие малых жанров фольклора (походные песни казаков)

1

https://folkro.ru/narodnoe-tvorchestvo/srednij-don/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2024/10/31/prezentatsiya-folklor

2

Проявление народной культуры в разнообразии  фольклора: потешки. небывальщины, загадки, пословицы и поговорки.

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2024/10/31/prezentatsiya-kazachiy-folklor

3

Народные сказки Донского края. Представление в сказке народного быта и культуры в сказках: "Кот и Лиса", "Казак и Лиса".

 1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2024/10/31/prezentatsiya-kazachiy-folklor

4

Сказки бабы Груши. Юрий Александрович Харламов Сказка "Мальчик из пшеничного зёрнышка".

1

https://www.sulinlib.ru/donskie-pisateli-detyam/1019-kharlamov-yurij-ilich

5

Образы героев сказке Александра Николаевича Скрипова "Поречни и жемчуг"

1

http://www.planetaskazok.ru/drskazotech/porechniizhemchugskripov?start=1

6

Представление в сказке народного быта и культуры на примере сказки Александра Николаевича Скрипова  "Степан и его друзья".

1

7-8

Антон Павлович Чехов " Белолобый" Тонкая наблюдательность , чувство глубокой любви писателя к "братьям нашим меньшим".

2

https://nsportal.ru/audio/minusovki-fonogrammy/2024/10/belolobyy

9

Своеобразие шолоховского юмора. Михаил Александрович Шолохов "Нахалёнок"

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2024/10/31/prezentatsiya-sholohov

10

Мастерство писателя в изображении пейзажа. Михаил Александрович Шолохов "Нахалёнок"

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2024/10/31/prezentatsiya-sholohov

11

Портреты и образы героев произведения. Михаил Александрович Шолохов "Нахалёнок"

1

12

Авторское мастерство создания образов героев-животных. Василий Петрович Гнутов "Скворцы".

1

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гнутов,_Василий_Петрович

13.

 Жизнь и быт казачьей семьи.Михаил Юрьевич Лермонтов "Казачья колыбельная песня"

1

https://deti-online.com/stihi/lermontov/kazachya-kolybelnaya-pesnya/

14.

 Патриотическое звучание произведений о родной земле, о славных и героических  защитниках Дона. Анатолий Владимирович Софронов

" Бессмертник".

1

http://pro-don.dspl.ru/personnelinfo/sofronov-anatoliy-vladimirovich-rostov-na-donu

http://militera.org/authors/all/s/g52900/verses/t50490

15.

 Любовь к природе и родному краю, уважение к труду. Вениамин Константинович Жак " Зачем спрятали зернышко?", "Мой лес".

1

 

http://pro-don.dspl.ru/personnelinfo/zhak-veniamin-konstantinovich-biografiya-knigi

16.

Характеристика героев юмористических произведений. на примере стихотворения Вениамина Константиновича Жака "Убегун".

1

17.

 Красота донской природы. Иван Ефимович Ковалевский "Утренний дождик!, " "Туман и солнце".

1

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ковалевский,_Иван_Ефимович

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

 0

Литература и источники

Учебные материалы для ученика

Литература Дона: хрестоматия для чтения в 1-4 классах.-Ростов -на - Дону : ЗАО "Книга" 2005 год

Цифровые ресурсы сети интернет

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://folkro.ru/narodnoe-tvorchestvo/srednij-don/

http://pro-don.dspl.ru/personnelinfo/sofronov-anatoliy-vladimirovich-rostov-na-donu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности" ( начальная школа) для детей с ОВЗ (ТНР) составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой "Уроки нравстве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...