Внеурочная деятельность: рабочая программа "Народное творчество Дона"
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
01-34
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Народное творчество Дона», общекультурное направление
(направление и наименование внеурочной деятельности )
Уровень общего образования___________________________________
___начальное общее образование, 2 класс_________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов ____65__________
Учитель: Березина Наталья Александровна
Программа разработана на основе
авторской программы Е.В. Посошенко «Рукодельница»
-М.: Просвещение, 2014г.___
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народное творчество Дона» для 2 классов составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2012 года № 189 (санПиН 2.4.2.2821-10);
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- Приказ № 1576 от 31.12.2015г., о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- авторская программа Посошенко Е.В. «Рукодельница». -М.: Просвещение, 2014г
- Устав школы;
- Основная образовательная программа НОО МБОУ Багаевской СОШ № 3;
- Учебный план внеурочной деятельности МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2020 – 2021 учебный год;
- Календарный учебный график МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2020 – 2021 учебный год.
- Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе по внеурочной деятельности
Цели курса:
- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна Донского края;
- освоение знаний о народном творчестве как способе эмоционально-практического познания окружающего мира, о социальных функциях донской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком пластических искусств на основе творческого опыта,
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами декоративно-прикладного искусства,
Задачи:
- воспитание интереса к народной культуре казаков, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам Донского края.
- вовлечение обучающихся в художественно-творческую деятельность;
- освоение историко – культурного наследия Донского казачества через памятные даты народного календаря;
- развитие художественно-творческих способностей у детей на основе использования всех видов донского фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
- знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Общая характеристика направления внеурочной деятельности:
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. В младшем школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Актуальность курса в наше время обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Донское казачество – это яркая и героическая страница в истории нашей страны. Донские казаки отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков.
Программа предусматривает ознакомление школьников с народными промыслами Донского края и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом казаков по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. А так же предполагает ознакомление с жизнью и бытом казачьего рода и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство.
В результате дети приходят к пониманию красоты и самобытности творчества донских мастеров. Значительную роль играют коллективные работы. Музыкальные и литературные произведения позволяют создать целостное представление о самобытной культуре казачества. Включение учащихся в творческую личностно-значимую деятельность средствами декоративно-прикладного искусства и народного творчества через приобщение к региональной самобытной культуре, способствует становлению духовно-нравственной, творческой личности.
Место направления внеурочной деятельности в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 по внеурочной деятельности предусматривает организацию внеурочной деятельности на уровне начального общего образования во 2 классе - в количестве 68 часов (2 часа в неделю).Занятия, выпавшие на 23.02, 08.03 и 10.05 не планирую. Таким образом, рабочая программа будет пройдена за 65 часов.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание направления внеурочной деятельности
Содержание программы строится на модульной основе. В каждом модуле даётся информация об истории возникновения художественного ремесла и рукоделия Донского края с точки зрения целостности пластов национальной культуры (традиции, обряды, обычаи, религиозные взгляды, нравственные установки). Даётся информация о характерных особенностях видов рукоделия Донского края, о богатых технических приёмах вышивки, бисероплетения, вязания и других видов рукоделия. Дети получают знания о материалах, инструментах, приспособлениях, безопасной работе при выполнении данных видов деятельности.
- Знакомство с жизнью и бытом казаков.
Обсуждение плана работы, внесение корректив по желанию воспитанников. Просмотр и обсуждение презентации. Интерактивная беседа. Распределение обязанностей. Инструктаж по технике безопасности (вводный). Прослушивание познавательного лектория, просмотр презентации, рассматривание фотографий и иллюстраций в книгах. Просмотр и обсуждение презентации. Интерактивная беседа по теме. Демонстрация семейных реликвий казачьих семей.
2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов Донского края.
Планирование, обсуждение, начало работы по созданию индивидуального или групповых проектов «Моя станица – лучше всех!» Защита проектов «Моя станица – лучше всех!» Просмотр презентации, фильма о Семикаракорском фаянсовом заводе. Обсуждение. Знакомство с различными видами вышивки народов нашей страны и Донского края. Знакомство с творчеством народных умельцев Донского края. Подготовка эскизов для вышивания. Беседа об основных способах работы с бисером. Знакомство с работами народных умельцев..
3.Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Создание коллективного макета «Казачий двор» Коллективная работа по созданию проекта чайного сервиза в традициях донских ремесел. Декоративные панно из сухоцветов и муляжей фруктов и ягод. Практическая работа - декоративная роспись тарелочек.. Изготовление тряпичной куклы – оберега. Интерактивная беседа по теме. Практическая работа с пластилином. Коллективная выставка «Мой уютный дом» Вышивание петуха на вафельном полотенце. Аппликация «Кочетки». Знакомство с вязанными изделиями для украшения быта. Практическая работа – вязание цепочек, полотна крючком воздушными петлями без накида. Изготовление подставки под горячее, прихватки или коврика. Практическая работа – изготовление поделок из бисера
- Праздники, викторины, игровые программы.
Занятие- игра. Разгадывание загадок, исполнение казачьих песен, конкурс на ловкость, смекалку, лучшую рукодельницу. Инсценировка крестин, проводов казака на службу. Конкурсная работа на лучшего знатока народных традиций и обычаев на Дону. Потешки, прибаутки, колыбельные, загадки, сказки. Инсценировка «Воспитание девочки в казачьей семье» Разучивание казачьих игр, песен, хороводов. Изготовление чучела Масленицы. Занятие – праздник. Экскурсия в музей Донского казачества ст. Багаевской.
Формы организации учебных занятий : групповая, фронтальная, индивидуальная работа.
Основные виды учебной деятельности:
Игровая деятельность Коллективная деятельность
Групповая деятельность Индивидуальная деятельность
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема внеурочного занятия | Кол. час | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 четверть – 9 ч. | ||||
1. | Вводное занятие. Заветная шкатулка. «Кто такие казаки?» | 1 | 01.09 | |
2. | Главная песня казаков. "Как у нас было на Тихом Дону". | 1 | 15.09 | |
3. | Казачьи символы и знаки". | 1 | 21.09 | |
4. | Как жили наши предки? | 1 | 22.09. | |
5. | Как воспитывали детей в семье казаков» | 1 | 28.09 | |
6. | Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. История возникновения. | 1 | 29.09 | |
7. | Почему Дон Ивановичем зовут | 1 | 13.10 | |
8. | Значение реки для казаков. | 1 | 19.10 | |
9. | Казачьи походные песни. | 1 | 20.10 | |
2 четверть – 12 часов | ||||
10. | Природа родного края | 1 | 02.11 | |
11. | Женщина-казачка. Сказка «Алёнкин брод» | 1 | 03.11 | |
12. | Казачьи песни (семейные,бытовые, обрядовые). | 1 | 09.11 | |
13. | " Красота родной земли | 1 | 10.11 | |
14. | Украшение жилища казаков | 1 | 23.11 | |
15. | Предметы казачьего обихода. | 1 | 24.11 | |
16. | Печь - символ домашнего очага | 1 | 30.11 | |
17. | Русский быт. Обереги | 1 | 01.12 | |
18. | Казачьи игры и забавы | 1 | 07.12 | |
19. | Праздник «Казачьи посиделки» | 1 | 08.12 | |
20. | Сказы. былички, байки Дона | 1 | 14.12 | |
21. | Сказки жителей Дона различных национальностей | 1 | 15.12 | |
3 четверть – 11 ч | ||||
22. | Народные сказки казаков Дона Волшебные сказки. | 1 | 11.01 | |
23. | Викторина «Дончата – патриоты!» Сказки Тихого Дона. | 1 | 12.01 | |
24. | Викторина «Дончата – патриоты!» | 1 | 18.01 | |
25. | Сказки казаков-некрасовцев | 1 | 26.01 | |
26. | Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись | 1 | 01.02 | |
27. | Народные праздники и традиции донского края. Масленица | 1 | 02.02 | |
28. | Изготовление чучела Масленицы. | 1 | 08.02 | |
29. | Народные сказки донского края | 1 | 01.03 | |
30. | Гордость Донской земли - А.П. Чехов, М.А. Шолохов.. | 1 | 02.03 | |
31. | Казачьи потешки, небылицы, игры. | 1 | 15.03 | |
32. | Про Галичью гору | 1 | 16.03 | |
4 четверть – 11 ч | ||||
33. | Праздники - события в жизни людей" | 1 | 30.03 | |
34. | Конкурс чтецов «Победа деда – моя победа» | 1 | 05.04 | |
35. | Казачьи песни поем мы вместе! | 1 | 06.04 | |
36. | Экскурсия в музей . | 1 | 12.04 | |
37. | Знакомство с различными видами вышивки народов нашей страны и Донского края. | 1 | 13.04 | |
38. | Дон в стихах поэтов | 1 | 26.04 | |
39. | Не лопата, не совок, что захватит, то в роток | 1 | 27.04 | |
40. | Практическая работа с пластилином. | 1 | 03.05 | |
41. | Не перевели еще на Руси богатыри русские | 1 | 04.05 | |
42. | Конкурсная работа на лучшего знатока народных традиций и обычаев на Дону. | 1 | 11.05 | |
43. | Русский колокольчик | 1 | 24.05 | |
Итого: 43 часов |
План мероприятий нелинейных занятий внеурочной деятельности
Направление | Название кружка | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
1 четверть (6 часов) | ||||
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Подготовка и участие в празднике « День рождения станицы»- 3 часа | Сентябрь 07.09 08.09. 14.09 | Березина Н.А. |
Подготовка и участие в празднике « Покров»- 3 часа | Октябрь 05.10 06.10 12.10 | Березина Н.А. | ||
2 четверть (5 часов) | ||||
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Рисование на тему "Народный праздник".- 2 час | Ноябрь 16.11 17.11 | Березина Н.А. |
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Подготовка и участие в праздновании « Рождества Христова» - 1 час Подготовка и участие в празднике Нового года -2 часа. | Декабрь 21.12
22.12 28.12 | Березина Н.А. |
3 четверть (7 часов) | ||||
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Подготовка и участие в празднике Крещения - 2 час | Январь 19.01 25.01 | Березина Н.А. |
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Подготовка и участие в празднике Вперед. Казачата! -2ч Подготовка и участие в «Широкая Масленица» - 2 часа | Февраль 09.02 15.02 16.02 22.02 | Березина Н.А. |
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Экскурсия в музей Донского казачества ст. Багаевской.-1 ч | Март 09.03 | Березина Н.А. |
4 четверть (4 часа) | ||||
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Подготовка и участие в празднике «-Здравствуй, Пасха Светлая!!!» - 2 часа | Апрель 19.04 20.04 | Березина Н.А. |
Общекультурное | «Народное творчество Дона» | Подготовка и участие в Дне национальной кухни «Старинная казачья кухня " – 2ч часа | Май 17.05 18.05 | Березина Н.А. |
Итого 22 ч |
РАЗДЕЛ № 3
Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
- уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на занятии;
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- наблюдать конструкции, образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
- при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
- Представлению о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества,
- Формированию первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов, освоению правил техники безопасности.
- Использованию приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретению первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умению применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач
Обучающийся научится:
. узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
- соблюдать правила безопасного пользования инструментами
- различать названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др);
- составлять композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
- рассказывать о традициях декоративно-прикладного искусства Дона.
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- оформлять изделия и соединять детали различными вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям собственному замыслу;
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Багаевской СОШ № 3 От_28.08. 2020 года №_1_ Руководитель МС_________/Пьянова И.Г./ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ / Пьянова И.Г / «28» _08.2020 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное творчество"
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества". 2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Час речевого творчества»
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и Программы начального общего образования для 3 класса «Детская риторика в рас...
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества" 2 класс
Рабочая программа "Мастерская речевого творчества" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...