Рабочая программа по кубановедению начальная школа
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа по кубановедению 2016-2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа251 КБ

Предварительный просмотр:

         

  1. Пояснительная записка.

    Программа составлена на основе программы курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Обеспечена учебниками-тетрадями по кубановедению для 1кл., 2кл. (авторы Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко), учебником  «Кубановедение»  3-4 кл. (автор М.В.Мирук и др.) и методическим пособием для учителя 1-4 кл. (автор-составитель: Е.Н.Ерёменко).

    Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г. (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 г. №01.8/2228).

    Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. В программе указано распределение часов по темам, разделам.

    Программа призвана реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- защита системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;

- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами;

- гуманизация и гуманитаризация процесса образования.

    Историко – культурологический принцип построения программы объясняет её содержательную доминанту и определяется целеполаганием:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

- освоение знаний об истории и культуре Кубани;

- формирование ценностных ориентаций;

- овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием её флоры и фауны;

- развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

    Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.

2. Общая характеристика учебного курса.

    Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимании роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно к жителям края.

    Курс призван активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением.

    «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах,  писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края. Учебный материал разработан так, что у детей должна сложиться целостная, яркая картина природных условий и жизни людей на Кубани, сформироваться общее представление об этнографических, трудовых и культурных особенностях региона. Опираясь на естественнонаучные исследовательские методы (наблюдения, опыты и др.), экскурсии на природу, младшие школьники младшие школьники узнают о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, о своей семье, фамилии, которую они носят, познакомятся с устным народным творчеством казачества, предметами культуры своих предков. Загадки, пословицы, поговорки, казачьи песни обогатят образный строй речи детей и помогут лучше осмыслить своеобразие кубанского говора.

    Общение с богатой палитрой природной среды при активизации эмоционально-чувственной сфере ребёнка станет хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обеспечат накопление чувственного опыта и облегчат осознание учебного материала.

    Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

1. На основе предметных знаний  и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости.

2. Развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность с учётом регионального компонента.

3. Воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.

4. На ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познавать удивительный мир Кубани.

    «Кубановедение» - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо проводить уроки в нетрадиционной форме: экскурсии; викторины; уроки-исследования; посещение  музеев, выставок; встречи с интересными людьми и пр. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создадут условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

    Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология».

  В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. 

  1. Описание места учебного курса в учебном плане.

В соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края № 018/889 от 27.05.2004 г. «Об утверждении регионального БУП(а) Краснодарского края» курс «Кубановедение изучается в 1-11 классах общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Курс «Кубановедение» изучается с 1 по 4 класс по одному часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135часов.(1 кл. - 33часа, 2 кл. - 34 часа,   3 кл. - 34 часа, 4 кл. - 34 часа). Особое место в курсе по предмету занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Курс «Кубановедение»- не случайный предмет в региональном базисном учебном плане. Он играет очень важную роль в учебно-воспитательном процессе и выполняет различные функции: 

Таблица тематического распределения количества часов.

п/п

Разделы,

темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Введение

«Я и моя семья»

9

9

9

-

-

-

2.

«Я и моя  школа»

7

7

7

-

-

-

3.

«Я и мои родные мест»

9

9

9

-

-

-

4.

«Я и природа вокруг меня»

8

8

8

-

-

-

5.

Введение

«Природа моей местности»

14

14

-

14

-

-

6.

«Населённые пункты»

7

7

-

7

-

-

7.

«Труд и быт моих земляков»

13

13

-

13

-

-

8.

Введение. «Нет в мире краше Родины нашей»

12

         12

-

-

12

-

9.

«Без прошлого нет настоящего»

10

10

-

-

  10

-

10.

«Казачьему роду нет переводу»

12

12

-

-

12

-

11.

Введение.

«Береги землю родимую, как мать любимую »

12

12

-

-

-

12

12.

«Земля отцов – моя земля»

13

13

-

-

-

13

13.

«Жизнь дана на добрые дела»

9

9

-

-

-

9

всего

135

135

33

34

34

34

- учебно-просветительскую (расширение кругозора, формирование познавательного интереса);

- научную (раширение знания об окружающем мире и о самом себе);

- воспитательную (формирование гражданской позиции, патриотизма);

- социальную (социализация школьников в современной социокультурной среде региона).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета.

    Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

    Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к родной природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к малой Родине через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы писателей, поэтов и публицистов Кубани.

    Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе родного края (казачества) как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание регионального образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к кубанской семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

    Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного курса у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду, к  достижениям известных жителей Кубани, творцов её литературы, музыки и других видов искусства.

    Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, кубанского народа, представителя Краснодарского края; чувство ответственности за настоящее и будущее своей малой родины. Привитие через содержание курса интереса к своему краю: его истории, культуре, географии, этнографии, его самобытной жизни и его народу.

    Ценность патриотизма. Любовь к  малой родине, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только жителем Краснодарского края, гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к различным культурам, этническим, религиозным и социальным группам.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного курса.

Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, кубанский народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с кубанской художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

     Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  1. Содержание учебного курса.

1 класс (33 часа)

Раздел 1

ВВЕДЕНИЕ – 1ч.

Мой родной край. Кубань многонациональная.

Я И МОЯ СЕМЬЯ- 8ч.

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Кубань многонациональная.

Любимые занятия

Любимые занятия

Моя семья

Обязанности и увлечения в нашей семье

Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Кубань многонациональная.

Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.

Творческий проект «Будем жить одной семьёй»

Раздел 2.

Я И МОЯ ШКОЛА – 7ч.

Наша школа. Правила поведения в школе.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Кубань многонациональная.

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы

Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

Раздел 3

Я И МОИ РОДНЫЕ МЕСТА – 9ч.

Главный город Краснодарского края.

Достопримечательности. Кубань многонациональная. Люблю тебя, мой край родной.

Достопримечательности

Мой адрес. Улица. на которой я живу.

Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.

Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.

Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.

Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных

Исследовательский проект «Какой я житель»

Раздел 4

Я И ПРИРОДА ВОКРУГ МЕНЯ – 8ч.

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.

Забота о комнатных растениях и домашних животных

Забота о комнатных растениях и домашних животных

Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. раздел «Духовные истоки Кубани»: Семья. Родители.

Родительская любовь и благословение. Любовь к ближнему. Залог успеха детей послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть  семья. Значение слова "благословение".

Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. раздел «Духовные истоки Кубани»: Традиции казачьей семьи Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец,

глава семьи. Казачка – мать,

хранительница домашнего очага.

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» раздел «Духовные истоки Кубани»: Наша школа. Воскресная

школа. Светские и православные традиции школы. Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы.

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» раздел «Духовные истоки Кубани»: Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Что такое духовные свят духовные святыни. Святые

места Кубани.

2 класс (34 часа)

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ -1ч.

Символика района (города), в котором я живу. Кубань многонациональная. Моя малая родина.

ПРИРОДА МОЕЙ МЕСТНОСТИ  - 13ч.

Времена года на Кубани

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.

Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.

Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов

Растительный мир моей местности

Растительный мир моей местности

Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Ядовитые растения. Первая помощь при определении ядовитыми растениями.

Животный мир моей местности

Животный мир моей местности

Красная книга Краснодарского края

Правила защитников природы.

 Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»

Раздел 2

НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ – 7ч.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2 «Зимушка – зима, зима снежная была». Мой родной хутор. Улицы моего населённого пункта.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2 «Зимушка – зима, зима снежная была». Мой родной хутор. Улицы моего населённого пункта.

История образования района. Глава района.

Населённые пункты Краснодарского края.

Населённые пункты Краснодарского края.

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время»

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время»

Раздел 3

Труд и быт моих земляков -13ч.

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Кубань многонациональная. Религиозные праздники народов Кубани.

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков

Особенности казачьего быта. Кубань многонациональная. Традиционное жилище народов Кубани.

Особенности казачьего быта

Уклад кубанской семьи

Ремёсла на Кубани. Кубань многонациональная

Труженики родной земли

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3 «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3 «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Кубань многонациональная. День Победы – всенародный праздник.

Победа деда – моя победа. раздел «Духовные истоки Кубани»: Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Понятие "Родина", "малая Родина". Что

такое поклонный крест. Традиции установления поклонных крестов на

Кубани.

Семья и семейные традиции. раздел «Духовные истоки Кубани»:  Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Источники духовного становления

человека: храм, семья, книги, традиции и др.

Творческий проект «Труд в моей семье» раздел «Духовные истоки Кубани»: 3 Красный угол. Икона. Что такое «красный угол». Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания семейных икон.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!» раздел «Духовные истоки Кубани»: "Нет больше той любви,

чем жизнь отдать за други своя" Защита Родины - священный долг. Подвиг

во имя жизни других людей. Святые заступники Руси.

3 класс (34 часа)

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ -1ч.

Изучаем родной край. Кубань многонациональная. Нет в мире краше Родины нашей

НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ ШАШЕЙ -11ч.

Рельеф Краснодарского края

Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения.

Водоёмы Краснодарского края.

Водоёмы Краснодарского края.

Растительный и животный мир Кубани

Растительный и животный мир Кубани

Растительный и животный мир Кубани

Кубань – территория здоровья. Курорты краснодарского края. Спорт, туризм.

Красота окружающего мира. Тема родного края в творчестве талантливых людей.

Творческий проект «нет в мире краше Родины нашей»

Творческий проект «нет в мире краше Родины нашей»

 Раздел 2.

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО -10ч.

Прошлое и настоящее. «Лента времени»

Прошлое и настоящее. «Лента времени»

Древние города.

Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубани.

Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубани.

С верою в сердце

Символика краснодарского края: история и современность.

Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. Кубань многонациональная.

Проектная работа «Без прошлого нет настоящего»

Проектная работа «Без прошлого нет настоящего»

Раздел 3.

КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ -12ч.

Твоя родословная. История твоей семьи. Кубань многонациональная. Земля отцов – моя земля.

Ты и твоё имя, имена в твоей семье.

Из истории кубанских фамилий

Семейные ценности. Мама.

Твои земляки – труженики.

Твои земляки – труженики.

Кубанские умельцы.

Кубанские умельцы.

Народные обычаи и традиции. Кубань многонациональная. раздел «Духовные истоки Кубани»: Святые источники Кубани Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История

возникновения святых источников. Карта святых источников края.

Казачий фольклор. раздел «Духовные истоки Кубани»: Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольныйпраздник, храмовая икона, памятные даты)

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». раздел «Духовные истоки Кубани»: Именины. Что такое именины. День небесного покровителя. . Святые. Традиции

имянаречения. Мерные иконы.

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». раздел «Духовные истоки Кубани»: Подвиг материнства. Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. 

4 класс (34 часа)

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ -1ч.

Краснодарский край на карте

 России. Кубань многонациональная. Береги землю родимую, как мать любимую.

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ -11ч.

Природные зоны Краснодарского края

Природные зоны Краснодарского края

Кавказский биосферный заповедник. Заказник.

Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов.

Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов.

Типы почв. Защита и охрана почв.

Полезные ископаемые края, их использование.

Полезные ископаемые края, их использование.

Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую»

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую»

Раздел 2

ЗЕМЛЯ ОТЦОВ - МОЯ ЗЕМЛЯ - 13

История Кубани в архитектуре.  Жилища различных эпох.

История Кубани в архитектуре.  Жилища различных эпох.

Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Кубань многонациональная.

Письменные источники.

Устная история родного края.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Кубань многонациональная

Города и районы Краснодарского края

Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр края. Глава администрации края(губернатор).

Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр края. Глава администрации края(губернатор).

Проектная работа «Земля отцов – моя земля»

Проектная работа «Земля отцов – моя земля»

Раздел 3.

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА -9ч.

Просветители земли кубанской.

Защитники Отечества

Защитники Отечества

Труженики полей

Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны.

Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. раздел «Духовные истоки Кубани»: Библия. Библиотеки. Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и монастырях

Наследники земли отцов. раздел «Духовные истоки Кубани»: Культурное наследие Кубани. Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных

произведения известных, талантливых земляков.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Кубань многонациональная. раздел «Духовные истоки Кубани»: Музеи – хранители материальной и духовной культуры. Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный

музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических

книг.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». раздел «Духовные истоки Кубани»:  Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

обучающихся начального общего образования.

Разделы и темы

Тематическое планирование

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

1

 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

 ВВЕДЕНИЕ

Мой родной край. Кубань многонациональная.

Я И МОЯ СЕМЬЯ

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Кубань многонациональная.

Любимые занятия

Любимые занятия

Моя семья

Обязанности и увлечения в нашей семье

Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Кубань многонациональная.

Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.

Творческий проект «Будем жить одной семьёй»

Введение

«Я и моя семья»

1

8

-

-

-

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

Я И МОЯ ШКОЛА

Наша школа. Правила поведения в школе.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы.

Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Кубань многонациональная.

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы

Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

«Я и моя школашкола»

7

-

-

-

Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе.

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Моделировать  и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Я И МОИ РОДНЫЕ МЕСТА

Главный город Краснодарского края.

Достопримечательности. Кубань многонациональная. Люблю тебя, мой край родной.

Достопримечательности

Мой адрес. Улица. на которой я живу.

Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.

Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.

Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.

Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных

Исследовательский проект «Какой я житель»

«Я и мои родные места»

9

-

-

-

Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни.

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации.

Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.

Характеризовать разные виды транспорта.

Демонстрировать  в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей.

Я И ПРИРОДА ВОКРУГ МЕНЯ

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт.

Забота о комнатных растениях и домашних животных

Забота о комнатных растениях и домашних животных

Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. раздел «Духовные истоки Кубани»: Семья. Родители.

Родительская любовь и благословение.

Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. раздел «Духовные истоки Кубани»: Традиции казачьей семьи Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» раздел «Духовные истоки Кубани»: Наша школа. Воскресная

школа. Светские и православные традиции школы.

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» раздел «Духовные истоки Кубани»: Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины

«Я и природа вокруг меня»

8

-

-

-

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам. Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные дикорастущие растения. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере  своей местности). Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности .

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире.  Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе

ВВЕДЕНИЕ

Символика района (города), в котором я живу. Кубань многонациональная. Моя малая родина.

ПРИРОДА МОЕЙ МЕСТНОСТИ

Времена года на Кубани

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.

Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов.

Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов

Растительный мир моей местности

Растительный мир моей местности

Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Ядовитые растения. Первая помощь при определении ядовитыми растениями.

Животный мир моей местности

Животный мир моей местности

Красная книга Краснодарского края

Правила защитников природы.

 Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей»

ВВЕДЕНИЕ

ПРИРОДА МОЕЙ МЕСТНОСТИ

-

1

13

-

15

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество». Узнавать государственные символы Краснодарского края (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других краев.

Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране. Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники)

НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2 «Зимушка – зима, зима снежная была». Мой родной хутор. Улицы моего населённого пункта.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2 «Зимушка – зима, зима снежная была». Мой родной хутор. Улицы моего населённого пункта.

История образования района. Глава района.

Населённые пункты Краснодарского края.

Населённые пункты Краснодарского края.

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время»

Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время»

НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ

-

7

-

-

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте Краснодарского края  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.  Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности).

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»).

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными.

Труд и быт моих земляков

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Кубань многонациональная. Религиозные праздники народов Кубани.

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков

Особенности казачьего быта. Кубань многонациональная. Традиционное жилище народов Кубани.

Особенности казачьего быта

Уклад кубанской семьи

Ремёсла на Кубани. Кубань многонациональная

Труженики родной земли

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3 «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3 «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи.

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Кубань многонациональная. День Победы – всенародный праздник. Победа деда – моя победа. раздел «Духовные истоки Кубани»: Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

Семья и семейные традиции. раздел «Духовные истоки Кубани»:  Духовные родники жизни

Творческий проект «Труд в моей семье» раздел «Духовные истоки Кубани»: 3 Красный угол. Икона. Что такое «красный угол».

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!» раздел «Духовные истоки Кубани»: "Нет больше той любви,

чем жизнь отдать за други своя

Труд и быт моих земляков

-

13

-

-

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) Подготовить рассказ о занятиях казаков в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах и быте  в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры

ВВЕДЕНИЕ

Изучаем родной край. Кубань многонациональная. Нет в мире краше Родины нашей

НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ ШАШЕЙ

Рельеф Краснодарского края

Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения.

Водоёмы Краснодарского края.

Водоёмы Краснодарского края.

Растительный и животный мир Кубани

Растительный и животный мир Кубани

Растительный и животный мир Кубани

Кубань – территория здоровья. Курорты краснодарского края. Спорт, туризм.

Красота окружающего мира. Тема родного края в творчестве талантливых людей.

Творческий проект «нет в мире краше Родины нашей»

Творческий проект «нет в мире краше Родины нашей»

ВВЕДЕНИЕ

НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ ШАШЕЙ

-

-

1

11

-

Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни.

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации.

Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО

Прошлое и настоящее. «Лента времени»

Прошлое и настоящее. «Лента времени»

Древние города.

Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубани.

Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубани.

С верою в сердце

Символика краснодарского края: история и современность.

Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. Кубань многонациональная.

Проектная работа «Без прошлого нет настоящего»

Проектная работа «Без прошлого нет настоящего»

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО

-

-

10

-

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте Краснодарского края  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения.  Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности). Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ

Твоя родословная. История твоей семьи. Кубань многонациональная. Земля отцов – моя земля.

Ты и твоё имя, имена в твоей семье.

Из истории кубанских фамилий

Семейные ценности. Мама.

Твои земляки – труженики.

Твои земляки – труженики.

Кубанские умельцы.

Кубанские умельцы.

Народные обычаи и традиции. Кубань многонациональная. раздел «Духовные истоки Кубани»: Святые источники Кубани Духовный смысл православных праздников.

Казачий фольклор. раздел «Духовные истоки Кубани»: Храмы. Внутреннее и внешнее устройство

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». раздел «Духовные истоки Кубани»: Именины. Что такое именины. День небесного покровителя

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». раздел «Духовные истоки Кубани»: Подвиг материнства. Любовь матери

КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕТ ПЕРЕВОДУ

-

-

12

-

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П). Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем и прошлом родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины,  (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

ВВЕДЕНИЕ

Краснодарский край на карте

 России. Кубань многонациональная. Береги землю родимую, как мать любимую.

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ

Природные зоны Краснодарского края

Природные зоны Краснодарского края

Кавказский биосферный заповедник. Заказник.

Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов.

Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов.

Типы почв. Защита и охрана почв.

Полезные ископаемые края, их использование.

Полезные ископаемые края, их использование.

Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую»

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую»

ВВЕДЕНИЕ

БЕРЕГИ ЗЕМЛЮ РОДИМУЮ, КАК МАТЬ ЛЮБИМУЮ

-

-

-

1

11

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.

ЗЕМЛЯ ОТЦОВ - МОЯ ЗЕМЛЯ

История Кубани в архитектуре.  Жилища различных эпох.

История Кубани в архитектуре.  Жилища различных эпох.

Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

Народные ремёсла и промыслы на Кубани.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Кубань многонациональная.

Письменные источники.

Устная история родного края.

Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Кубань многонациональная

Города и районы Краснодарского края

Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр края. Глава администрации края(губернатор).

Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр края. Глава администрации края(губернатор).

Проектная работа «Земля отцов – моя земля»

Проектная работа «Земля отцов – моя земля»

ЗЕМЛЯ ОТЦОВ - МОЯ ЗЕМЛЯ

-

-

-

13

Характеризовать природные зоны края. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон . Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон. Находить на карте изученные природные зоны. Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация)

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

Просветители земли кубанской.

Защитники Отечества

Защитники Отечества

Труженики полей

Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны.

Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. раздел «Духовные истоки Кубани»: Библия. Библиотеки. Евангелие – главная книга казаков

Наследники земли отцов. раздел «Духовные истоки Кубани»: Культурное наследие Кубани.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Кубань многонациональная. раздел «Духовные истоки Кубани»: Музеи - хранители

материальной и духовной культуры.

Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». раздел «Духовные истоки Кубани»:  Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА

-

-

-

9

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» и т.д.

всего

33

34

34

34


8.Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

        

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебник – тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования, 2013г.

К

2.

Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования.

К

3.

Учебник по кубановедению для 3 – 4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т.А. Краснодар: Перспективы образования.

К

4.

Книга для чтения "Родная Кубань" под редакцией профессора В.Н. Ратушняка

Д

5.

Кубановедение: программа курса 1 – 4 классов. - Краснодар: Перспективы образования, 2011 г.

Д

2. Печатные пособия

1.

Набор символов Краснодарсого края.

Д

3. Технические средства обучения

1.

Интерактивная доска

Д

2.

Документ камера

Д

3.

Личный компьютер

Д

4. Экранно-звуковые пособия

Интернет-ресурсы:

1. www.admkrai.kuban.ru   
2. http://www.kubangov.ru/ – сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края – изображение районов края;
3. www.yuga.ru – информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);
4. http://www.ekaterinodar.com/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;
5. www.cossackdom.com – история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;
6. http://krasnodar.bip.ru – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;
7. http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;
8. http://kubankazak.narod.ru/index.htm – «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков –некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг. Базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Рассматривается ряд спорных вопросов – историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия «некрасовцы», периодизация некрасовской истории и т.д.;
9. http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm – экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);…
10. http://mustamhi.narod.ru/ – Таманский археологический музей;
11. http://mustamli.narod.ru/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани;
12. http://www.krinitza.ru/ – ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии
13. http://darkaterina.narod.ru/ – Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;
14. http://www.kkx.ru/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт. Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли;
15. http://otdih.nakubani.ru – отдых в Краснодарском крае и Адыгее. Природа Кубани: вода, горы, леса и ботанические объекты, памятные места, охраняемые природные территории. Фото;
16. http://tamanland.ru/ – информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея);
17. http://priroda.kubangov.ru/ – природа Кубани, официальный сайт департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Краснодарского края). Красная книга Кубани;
18. http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm – Кубань – туризм. Фотографии природы Кубани;
19. http://kultura.kubangov.ru – культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;
20. http://www.ignatovka.ru/ – Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых;
21. http://pushkin.kubannet.ru/ – Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина 
22. http://www.krasnodarkr.ru/ – Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика;
23. http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples – энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.

5. Оборудование класса

1.

Настенная демонстративная магнитная доска 3-створки.

1

2.

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

15/30

3.

Стол учительский с тумбой

1

4.

Шкафы для хранения учебников и дидактических материалов, пособий и пр.

2

К – полный комплект (на каждого ученика)

Д – демонстрационный материал (не менее одного на класс)

8.Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

        

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебник – тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования, 2013г.

К

2.

Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования.

К

3.

Учебник по кубановедению для 3 – 4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т.А. Краснодар: Перспективы образования.

К

                                           Интернет-ресурсы:

1. www.admkrai.kuban.ru   
2. http://www.kubangov.ru/ – сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы: политическая карта края – изображение районов края;
3. www.yuga.ru – информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты);
4. http://www.ekaterinodar.com/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив;
5. www.cossackdom.com – история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;
6. http://krasnodar.bip.ru – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;
7. http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;
8. http://kubankazak.narod.ru/index.htm – «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков –некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг. Базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Рассматривается ряд спорных вопросов – историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия «некрасовцы», периодизация некрасовской истории и т.д.;
9. http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm – экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);…
10. http://mustamhi.narod.ru/ – Таманский археологический музей;
11. http://mustamli.narod.ru/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани;
12. http://www.krinitza.ru/ – ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии
13. http://darkaterina.narod.ru/ – Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;
14. http://www.kkx.ru/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт. Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли;
15. http://otdih.nakubani.ru – отдых в Краснодарском крае и Адыгее. Природа Кубани: вода, горы, леса и ботанические объекты, памятные места, охраняемые природные территории. Фото;
16. http://tamanland.ru/ – информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея);
17. http://priroda.kubangov.ru/ – природа Кубани, официальный сайт департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Краснодарского края). Красная книга Кубани;
18. http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm – Кубань – туризм. Фотографии природы Кубани;
19. http://kultura.kubangov.ru – культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства;
20. http://www.ignatovka.ru/ – Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых;
21. http://pushkin.kubannet.ru/ – Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина 
22. http://www.krasnodarkr.ru/ – Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика;
23. http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples – энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line.

Технические средства обучения

1. Персональный компьютер

2. Интерактивная доска

3. Документ -камера

Наглядные пособия

Набор муляжей  овощи и фрукты

Набор муляжэей Овощи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" с учетом изменения ФГОС второго поколения

Программа разработанна творческой группой учителей работающих по УМК "Начальная школа XXI века", руководителем которой я являюсь.PROGRAMMA.docx - Word 2007, 2010PROGRAMMA_Word_2003.doc - Word 200...

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочая программа для начальной школы "Школа России"

Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»

Рабочая программа подготовительного  к школе курса «Школа первоклассника»...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...