Культура, искусство и история родного края
методическая разработка (1, 2 класс) на тему
Фундамент формирования у детей с нарушениями интеллекта любви к малой Родине, родному краю, уважения к национальным традициям, своего народа, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края, развития гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед учителями начальных классных, является создание у детей представлений о родной стране, жизни и труде людей, достижениях нашего народа.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств младших школьников, расширении кругозора, развитии их творческого потенциала. «Малая Родина» - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
В течение последних лет мы целенаправленно работаем над обогащением детей с нарушениями интеллекта знаниями о родном крае, воспитанием нравственных качеств и гордости к своей малой Родине. В системе построить работу с детьми позволила программа «Культура, искусство и история родного края».
Основной целью данного курса является расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края. Реализация данной работы происходит через следующие задачи:
- повышение уровня знаний о родном крае, знакомство с историей, традициями и культурой;
- формирование познавательной деятельности и коррекции психических функций;
- воспитание гармонично развитой личности, знающий историю и культуру родного края, бережно относящейся к его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию.
Предмет «Культура, искусство и история родного края» в коррекционной школе введен за счет часов школьного компонента, предусматривает изучение предмета по 1 часу в неделю. Программа составлена с учетом учебного плана и на основе программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2010 года, под редакцией Воронковой В.В.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- изобразительное искусство;
- трудовое обучение;
- музыка;
- чтение и развитие речи.
Формы проведения занятий:
- экскурсии по родному городу и краю;
- инсценированные представления;
- интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением;
- оформление фотоальбомов;
- тематические праздники;
- встречи с земляками поэтами, художниками и людьми разных профессий.
Предлагаемое планирование предназначается с 1 по 4 класс. Обучение в коррекционной школе VIII вида основано на концентрическом изложении материала. Поэтому большинство изучаемых тем предыдущего года находят свое продолжение на втором году обучения. Такое планирование позволяет углублять, расширять и систематизировать знания учащихся, вооружать их практическими умениями и навыками о родном крае и её истории, актуализировать те знания, которыми дети уже владеют, и на этом фоне дать им новые знания.
Таким образом, реализация программы позволяет значительно повысить уровень знаний детей с нарушениями интеллекта о родном крае, формировать опыт и развивать познавательную активность и творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование 1 класс | 63.5 КБ |
Планирование 2 класс | 59 КБ |
Конспект урока | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
История и культура родного края
1 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Содержание урока |
1 четверть (9 часов). | |||
1. | 1 | Родной дом – родине начало. | Понятие о доме, дворе. Соседи по дому. Внешний вид дома. Я живу в городе Чистополь. Дом. Адрес. |
2. | 1 | Моя улица. | Её название. В каком районе находится. Название соседних улиц. |
3. | 1 | Моя семья. | Родители, братья, сестры, дедушки и бабушки. Меня зовут… Маму, зовут…Папу, зовут… Моя фамилия… |
4. | 1 | Экскурсия «Улица, на которой стоит мой дом». |
|
5. | 1 | Я иду в школу. | Уметь рассказать дорогу в школу. |
6. | 1 | Моя школа. | Адрес школы. Месторасположение. |
7. | 1 | Экскурсия по школе. | Рассказ учителя о школе, где дети получают знания, приобретают умения читать, писать, считать. Беседа о школьных помещениях (классы, кабинеты, спортивный зал, библиотека, столовая). Режим работы школы и о правилах поведения детей на уроках, перемене, о вежливом общении друг с другом и с взрослыми. |
8. | 1 | Мой город. | Где я живу. Отличие города от села. |
9. | 1 | Экскурсия в Скарятинский парк. | Ознакомить учащихся с названиями деревьев, кустарников и трав. |
2 четверть (7 часов). | |||
10. | 1 | « У природы нет плохой погоды». Осенние изменения. | Приметы осени; осенние месяцы. |
11. | 1 | Деревья, кустарники, травы на улицах города Чистополя. | Беседа о растениях, о значении в жизни человека и воспитание бережного отношения к растениям. Растения – живые существа, они питаются, дышат, растут, размножаются и умирают. Деревья используют для пищи, топлива, строительного материала. |
12. | 1 | Трава вдоль дорог: подорожники, полынь, одуванчик. | Запомнить названия трав. |
13. | 1 | Наш огород, сад. | Овощная викторина « Витамины с грядки». Плодовые и ягодные культуры. |
14. | 1 | Животный мир нашего города. | Дикие и домашние животные. Игра «Кто больше знает животных?». |
15. | 1 | Зимующие и перелётные птицы. | Названия зимующих (синица, снегирь) и перелётных (скворец, грач) птиц. Какие птицы улетают от нас осенью? А каких птиц можно встретить зимой рядом с кормушкой? |
16. | 1 | Мои друзья. | Близкий друг. Друзья. Совместные игры и развлечения. |
3 четверть (10 часов). | |||
17. | 1 | «У природы нет плохой погоды». Зимние изменения в природе. Экскурсия. | Приметы зимы; зимние месяцы. |
18. | 1 | Наша почта. | Ознакомить детей с почтой как средством связи. Почта - одно из средств связи, возникшее для того, чтобы можно было сообщить свои новости людям из других городов (сел). Современная почта – своеобразное предприятие по приему, пересылке и доставке писем. Работники почтовых отделений- сортировщики писем, почтальоны и другие. Почтовые принадлежности: конверты, марки, штемпель. |
19. | 1 | «Промышленные и продовольственные магазины». | Беседа о магазинах. |
20. | 1 | Экскурсия. Игра – путешествие «Знаешь ли ты свой город?» | Экскурсия по городу, знакомство с достопримечательностями города. |
21. | 1 | Культурный центр. | Рассказ о культурных центрах города. |
22. | 1 | Профессии наших родителей. | Знакомство с профессиями родителей, бабушек и дедушек, приглашение их в школу. |
23. | 1 | « У природы нет плохой погоды». Весенние изменения в природе. | Приметы весны; весенние месяцы. |
24. | 1 | Река Кама города. | Значение воды в жизни людей. |
25. | Экскурсия на Каму. | ||
26. | 1 | Транспорт нашего города. | Беседа о видах транспорта, профессиях людей, работающих на транспорте, правилах поведения в транспорте. |
4 четверть (8 часов). | |||
27. | 1 | Урок – игра «Знай правила дорожного движения». | |
28. | 1 | Экскурсия в Ледовый Дворец. | Знакомство с Ледовым Дворцом города. |
29.
| 1 | Детская библиотека нашего города. | Рассказ учителя о детской библиотеке города. |
30. | 1 | Аллея героев. Экскурсия. | |
31. | 1 | « У природы нет плохой погоды». Летние изменения в природе. | Приметы лета; летние месяцы. |
32. | 1 | Строительство в нашем городе. | Ознакомить учащихся со строительством в своём городе, с профессиями людей, занятых в нем. В любом городе постоянно идёт стройка: перестраивают старые здания, строят новые (жилые дома, школы, детские сады, школы). В строительстве заняты люди разных профессий : каменщики, штукатуры, маляры, плотники. |
33- 34. | 2 | Основные признаки времен года. | Беседа о временах года, последовательности их смены и их продолжительности. Игра «Когда это бывает?». |
Предварительный просмотр:
История и культура родного края
2 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Содержание урока |
1 четверть (9 часов). | |||
1. | 1 | Введение в изучение родного края. Что мы называем родным краем. | Дом, школа. Рассказ учителя о родине каждого человека- том месте, где человек рождается и где проходят годы его жизни, и труда. |
2. | 1 | Моя семья. | Подготовка сведений о своей семье. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции. |
3. | 1 | Ролевая игра « Будем знакомы» | Принести фотографии членов семьи. Рассказ о семье, друзьях. |
4. | 1 | Профессии наших родителей. | Выяснение кем работают родители. |
5. | 1 | « Здравствуй, школа!» | История школы. Ознакомить детей со школой, её устройством, профессиями тех, кто в ней работает . Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, средствам обучения (учебникам, учебным принадлежностям). |
6. | 1 | Улица моя. Дом мой. | Беседа об улицах города. Продолжение знакомства с названиями улиц, чьё имя носят улицы, почему их так назвали? |
7. | 1 | Экскурсия по близлежащим улицам. | Какие улицы находятся рядом с нашей школой? В честь кого они названы? Какие здания находятся на ней? Где они располагаются по отношению к школе (справа, слева, сзади, спереди)? |
8. | 1 | Природа нашего края. Времена года. Осень. | Осень - одно из времен года; осенние месяцы; приметы осени: неяркое солнце, дожди, холодная погода, пожелтевшая листва, отлет птиц, запасание корма некоторыми животными и другие. |
9. | 1 | Экскурсия в молодежный парк. | Наблюдение за погодой осенью. Какого цвета листья берёзы и клёна? Какие деревья не сбрасывают листья? |
2 четверть (7 часов). | |||
10. | 1 | Растительный мир нашего города. | Рассказ учителя о красоте и разнообразии растений с демонстрацией живых и гербарных растений. Запомнить названия растений, которые растут около дома, школы, на огороде и в саду. |
11. | 1 | Животный мир нашего края. | Дикие и домашние животные. Игра «Кто, где живёт?». |
12. | 1 | Клумбы нашего города. | Ознакомить учащихся с названиями цветов (ноготки, астры, георгины, розы, маргаритки, тюльпаны, пионы). Однолетние и многолетние цветы. Луковицы, клубни и корневища. |
13. | 1 | Экскурсия по сбору семян цветов. | |
14-15. | 2 | « Заглянем в кладовые Земли». Как люди используют богатства земельных кладовых. | Овощи, фрукты, ягоды. Игра «Волшебный мешочек» (взять из мешочка растение или часть. Нужно назвать предмет и описать его. |
16. | 1 | Труд людей зимой. | Труд людей зимой: уборка снега, снегозадержание, ремонт тракторов и других сельскохозяйственных машин. |
3 четверть (10 часов). | |||
17- 18. | 2 | Зима в моём городе. Экскурсия « Зимние праздники». | Зимние изменения в природе. Зимние игры. |
19- 20. | 2 | Экскурсия « Зима в нашем парке». Зимующие птицы. Кто поет в зимнем лесу. | Народный календарь и народные приметы. Зимующие птицы, их приспособления к переживанию неблагоприятных зимних условий (кочевки снегирей, свиристелей). |
21. | 1 | Транспорт нашего города. | На каких видах транспорта вам приходилось ездить по городу? |
22. | 1 | Ролевая игра «Я – пешеход». | Закрепление знаний о правилах дорожного движения в процессе сюжетно- ролевой игры. |
23. | 1 | Моя дорога в школу. | Выставка рисунков. |
24- 25. | 2 | Экскурсия « Природа и труд в нашем крае весной». | Беседа о весне, весенних месяцах, приметах. Рассказ учителя об изменениях, происходящих в живой природе. |
26. | 1 | Посадка рассады. | Опыт. Лук, рассады цветов. |
4 четверть (8 часов). | |||
27-28-29. | 3 | Промышленность города Чистополя. ЧЧЗ. Швейная фабрика. Хлебозавод. Молокозавод. | Познакомить учащихся с понятием «промышленность». Промышленность - это важнейшая отрасль народного хозяйства . Промышленность- это фабрики, заводы, где работают рабочие, инженеры. Они производят с помощью сложных машин, инструментов, приборов самую различную продукцию. Всё, что нас окружает в доме, школе, на улице создано на промышленных предприятиях рабочими разных промышленных профессий. Знакомство с предприятиями нашего города: молокозавод, хлебозавод и т.д. |
30. | 1 | Экскурсия по городу « Знаешь ли ты свой город?» | Урок- экскурсия. Обобщение изученного материала в 1-2 классах. |
31. | 1 | Художественная школа. | Знакомство с художественной школой. Практическая работа: изготовление поделки. |
32. | 1 | Дворец школьников. | Знакомство учащихся Дворцом школьников. |
33. | 1 | Дворец спорта. Спортивный комплекс «Батыр» | Беседа о спортивных объектах города. |
34. | 1 | Летние изменения в природе. | Беседа о лете, летних месяцах и приметах. |
Предварительный просмотр:
Сафиуллина М. Н. , учитель- дефектолог, первой квалификационной категории; ГБС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Разработка урока , 4 класс
Тема урока: Национальные костюмы русских, татар и чуваш.
Цель:
- познакомить учащихся с национальными костюмами русских, татар и чуваш.
Задачи:
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- развивать вкус и умение видеть прекрасное;
- воспитание интереса и уважения к культуре народов, любви к родному краю.
Оборудование:
Выставка книг о национальных костюмах, мультимедийная презентация, выставка – экспресс из работ учащихся, карточки с пословицами, кроссворд, песня «Матрёшки», народные плясовые песни.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
Добрый день. Дорогие друзья! Постарайтесь меня внимательно слушать, всё запомнить и полученные знания в своей работе применять. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе.
- Актуализация знаний.
Повторим ранее полученные знания.
- «Соедини стрелкой». Слайд №1.
Сабантуй начало учебного года
8 марта праздник после окончания посевных работ
Масленица Международный женский день
1 сентября проводы зимы, встреча весны.
- «Полсловечка за вами». Слайд №2.
Чисто
Жу
Строи
Трам
Ули
- Игра «Наоборот». Слайд №3.
Тёмный, мягкий, лёгкий и т.д.
Релаксация для пальцев. «Бабочка».
- Постановка учебной задачи.
- В какой республике мы живём?
- Люди, каких национальностей проживают в нашей республике?
- А как мы можем различить этих людей?
Прочитайте пословицы. Подумайте они о чём? Чтение пословиц цепочкой. (О родине и дружбе). Сегодня мы познакомимся с национальными костюмами русских, татар и чуваш.
- Какие пословицы подходят теме нашего урока?
Ребята, самое главное не национальность, а взаимопонимание, дружба и уважение среди людей.
Физминутка для глаз.
- Работа над новой темой.
У всех у нас родина Россия, а малая родина- республика Татарстан. Изучение новой темы начнём с изучения русского национального костюма. Слайд №5.
1.Русский мужской.
Костюм состоял из рубахи, пояса, длинных нешироких штанов (порты) и головного убора. Обратите внимание, рубаха доходит до колен. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани. Длинные штаны - порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Порты заправлялись в сапоги. На голову надевали фуражку, шапку из сукна.
Женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Женский костюм не мыслим без головного убора. Повседневно носили- платок, а на праздниках- кокошник. Сарафаны украшали спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом или узорными пуговицами. Сарафан носим и сегодня.
Хочу познакомить вас с картинами художников, где мы можем увидеть национальные костюмы. Например, картина 2. Бориса Кустодиева «Праздники в деревне». Слайд № 6
Сказочные герои всегда бывают в национальных костюмах. 3. Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». Слайд №7.
Физминутка. Танец «Матрёшки».
- Слайд №8.
- А эти костюмы, какой национальности? (татар).
Татарский мужской костюм состоял из рубашки, жилета (камзола), штанов. Ещё сверху надевали казаки. На голове тюбетейка. На ногах читек- это мягкие сапоги из меха.
Женский костюм состоял из платья, камзола и передника. Головной убор- это платок, калфак. На ногах вышитые туфли или читек.
Хочу познакомить с картиной Б.Урманче. Обратите внимание на переднем плане женщина в повседневном национальном костюме. Слайд №9.
5. Словарная работа.
Порты- штаны
Кокошник- головной убор
Читек- сапожки
Камзол- жилет
Тухья, хушпу- чувашский национальный головной убор
Чуаки- обувь
- Слайд №10.
Посмотрите, какой красивый чувашский костюм.
Старинный женский костюм состоит из туникообразной белой рубашки. Головные уборы называются тухья и хушпу.
Мужской костюм состоит из рубашки и брюк.
- Слайд №11. Картина Ф.Н. Ивановича «Чувашские девушки».
- Итог. Каждый народ, создавая свой национальный костюм, стремился его сделать красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
- А теперь, где можно увидеть старинные национальные костюмы? (В музеях, театрах).
IV. Практическая творческая работа учащихся. Теперь выполним практическую работу. Вам нужно разукрасить национальные узоры, орнаменты.
Улыбнитесь ещё раз друг- другу. Помните – хорошее настроение это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи народных песен. После организуем выставку- экспресс.
- Рефлексия. Для закрепления материала отгадаем кроссворд.
- Предмет для сидения (стул);
- Рабочий стол ученика в школе (парта);
- Занавеска на окне (штора);
- Первый учебник ученика букварь);
- Мама связала дочери тёплый … (шарф);
- Дикая полосатая лошадь (зебра);
- Тёмное время суток (ночь).
С | Т | У | Л | ||||
П | А | Р | Т | А | |||
Ш | Т | О | Р | А | |||
Б | У | К | В | А | Р | Ь | |
Ш | А | Р | Ф | ||||
З | Е | Б | Р | А | |||
Н | О | Ч | Ь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"
Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана ( историче...
"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".
В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой и я прини...
Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"
В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...
Методическая разработка интегрированного урока по истории и культуре Башкортостана "Путешествие по родному краю. Откуда берется мед", 4 класс
Методическая разработка...
Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс
Рабочая программа по кружку «Брянский край. История родного края» для 3-го класса разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...
Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»
Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...
КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»
КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...