Методическая разработка интегрированного урока по истории и культуре Башкортостана "Путешествие по родному краю. Откуда берется мед", 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме

Новикова Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема:          Путешествие по родному краю.

                      Откуда берётся мёд

Цель:    ознакомление учащихся с культурными традициями башкирского

              народа, растительным и  животным миром родного края, природными  

              условиями региона.

Задачи:

            формирование представления о целостности мира, о  взаимосвязи всех

              его явлений и объектов; объединение «усилий» различных предметов  

              по формированию ведущей деятельности младшего школьника;    

              обеспечение возможности установления связи между  полученными

              знаниями об окружающем мире  конкретной практической

              деятельностью школьника;

             развитие речи, внимания, памяти, творческих  возможностей;

             воспитание нравственных качеств, любови к родному краю.

Оборудование: 

               рабочая тетрадь, книжка – раскраска для

              детей младшего школьного возраста «Путешествие по

               родному краю»(Уфа:»Практик»,2001г), Живые родники  

               учебник 3-4 кл.(Уфа:Китап,2006), компьютер, проектор,

               раздаточный материал, папка по технологии.

Ход урока

I .   Организационный момент

                          Долгожданный дан звонок –

                          Начинается урок

                          Каждый день – всегда, везде,

                          На занятиях, в игре,

                          Смело, чётко говорим

                          И тихонечко сидим.

Сейчас у нас с вами урок культуры Башкортостана

II. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос: Что такое легенды и предания?

(Легенды и предания относятся к несказочной народной прозе. Они повествуют о былом. Легенды опираются на фантастику, предания же – на достоверность)

2. Пересказ одной из легенды башкирского народа (стр. 48 – 52)

3. Выставка рисунков

III. Постановка темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с культурными    традициями башкирского народа, растительным и животным миром родного края, природными  условиями региона.

IV. Работа по теме урока

1. Работа с текстом

Перед вами небольшой текст, давайте прочитаем его по цепочке.

__________________________.

   Айгуль пригласила Айбулата на чай с мёдом.

 - К нам приехал дядя. Он работает на пасеке, - сказала Айгуль.- Идём скорее, а то нас уже заждались.

    На столе стояла большая чаша, полная каких-то деревянных рамочек.

 - А где же мёд? – поздоровавшись, спросил Айбулат.

 Дядя засмеялся:

 - Это же сотовый мёд, мальчик, - он взял нож, отрезал кусочек из рамки с сотами и протянул Айбулату. Из кусочка стекал настоящий янтарный  мёд. - Ведь пчёлы не собирают мёд в банки. Они приносят в ульи сладкий нектар и наполняют им соты. Мы достаём рамки с сотами и забираем из них мёд.

 - Как легко, - удивился Айбулат.

 - Но ведь человек строит пчёлам специальные домики - ульи, охраняет пчёл от зверей и птиц, заботится о них, - уточнил дядя.

 - Понятно. Значит пчёлы - домашние животные?

 - Не животные, а насекомые. Раньше пчёлы были дикими и жили в дуплах деревьев. Потом люди стали делать для пчёл искусственные дупла - борти, а гораздо позже изобрели ульи.

 - Большое спасибо за угощенье и интересный рассказ,  - поблагодарил Айбулат.

2. Словарная работа

Встретились ли вам не понятные, не знакомые слова? Какие?

Давайте, объясним значение этих слов

Пасека – пчелиный городок, где много пчелиных домиков – ульев. Улей изобрёл российский пчеловод П.И. Прокопович в 1814 году

Янтарный – янтарь – окаменевшая смола жёлтого цвета (обычно прозрачная) обрабатываемая для украшений, мелких, дорогих украшений

В России крупнейшее в мире промышленное месторождение в Калининградской области

Янтарный, значит прозрачно – жёлтый

Нектар – цветочный сахаристый сок, выделяемый растениями, важнейшая часть взятка пчёл

Соты – ячейки из воска в виде правильных шестиугольников, предназначенные для воспитания потомства, создания мёда и круглосуточного пребывания пчелиной семьи

Борти – дерево или пень с дуплом, в котором водятся пчёлы

 Физкультминутка на коррекцию зрения

3. Озаглавливание текста

О чём вы узнали? О чём говориться в тексте?

Этот текст без заголовка

Вам предлагается три варианта, выберите наиболее подходящий, тот который полно отражает основную мысль текста, запишите его.

а) Айбулат в гостях у Айгуль

б) Откуда берётся мёд

в) Башкирский мёд

4. Работа над предложением

Я хочу вместе с вами поработать над одним из предложений, в тексте оно выделено, найдите его и прочитайте

а) определите основу предложения, подчеркните, подпишите части речи

б) найдите именно в этих словах орфограммы ( парная согл., безуд. гласн.)

в) найдите в предложении слова, у которых звуков больше, чем букв, докажите

г) какие слова остались без нашего внимания? Какие орфограммы вы видите в них

д) разберите это слово по составу

5. Башкирский мёд

Башкирский мёд, издавна и по сей день славится по всему миру, потому что он вкусный, душистый и полезный для здоровья. Недаром врачи называют пчёл – крылатыми фармацевтами, а пасеку – природной здравницей

Пчела является символом заповедника «Шульган – Таш», потому что это одно из последних мест сохранившейся популяции среднерусской дикой пчелы

 Физкультминутка

                       Медвежата в чаще жили,

                       Головой своей крутили.

                       Вот так, вот так

                       Головой своей крутили.

                       Медвежата мёд искали,

                       Дружно дерево качали

                       И из речки воду пили.

                       А потом они плясали

                       Лапы дружно поднимали.

                       Вот так, вот так

                       Лапы дружно поднимали.

6. Математические задания

Известно, что:

  • рабочая пчела за один раз приносит 30 мг нектара
  • пчела может улетать от улья на расстояние 3 км
  • одна пчелиная семья за сезон собирает 150 кг мёда, рекордные показатели – 350 кг
  • на зимовку одной пчелиной семье требуется 25 кг мёда

Используя эту информацию давайте решим несколько задач:

1. Сколько нектара могут принести за один раз 120 пчёл? (120 х 30 =3600 мг)

2. Сколько км пролетит рабочая пчела сделав за сутки 8 таких вылетов с учётом, что она летит туда и обратно?

( 3+3) х 8 = 48 км

3. Сколько мёда нужно оставить на зиму для пчёл, если известно, что всего 6 пчелиных семей?

6 х 25 = 150 кг

4. За сезон 3 семьи собрали по 150 кг, 2 семьи – по 200 кг, а одна семья рекордные 350 кг

Что можно узнать по этому условию

Составьте выражение и решите задачу

(150 х 3 + 200 х 2 + 350 = 1200кг)

7. «Родственники» пчелы

Сегодня мы уже много говорили о пчёлах

Я предлагаю вспомнить, к какой группе животных относится пчела?

К насекомым, чем это можно доказать, кокой признак вы знаете? (6 ног)

Давайте выполним следующее задание:

 - на схеме нужно найти и обозначить «родственников» пчелы, то есть представителей той же группы, закрасив  зелёным цветом

Проверка по эталону

8. Экологические правила друзей природы

Мы определили родственников пчелы, человек это то же часть природы и значит, мы должны дружить с животными и растениями.

А что значит дружить?

Это значит -  заботится, помогать, охранять

Не случайно утром вспыхивают росы

Светлячками на ладонях у листвы

Так глядит на нас природа

Будто просит нашей помощи, заботы и любви

Вот и давайте вспомним некоторые экологические правила друзей природы

Посмотрите, как вы их понимаете, что они обозначают, о каких правилах поведения в природе они вам напоминают

9. Цветы в технике оригами

Итак, давайте подведём некоторые итоги

Кто был главным героем нашего разговора? (рисунок)

Чего же не хватает на нашем лугу? (цветов)

Давайте поможем пчеле и сделаем цветы в технике оригами, вам это знакомо, из цветных заготовок бумаги и пользуясь схемой этапов работы изготовьте цветок в подарок нашей труженице.

V. Итог урока

1. Фронтальный опрос: Что нового, интересного узнали на уроке? Что наиболее запомнилось, понравилось?

2. Оценивание. Я хочу поблагодарить вас за работу и участие. Буду рада если этот урок принесёт пользу и поэтому дарю рецепты здоровья и долголетия, которыми вы будете пользоваться всей семьёй.

3. Домашнее задание: стр. 66 – 67 прочитать, подготовить пересказ, раскрасить рисунок.

                      Прозвенел звонок и смолк

                      Вот окончен наш урок

                      Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.

В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...

Интегрированный урок по истории и культуре Санкт- Петербурга и внеклассному чтению "Прогулка по любимому городу. Невский проспект".

Интегрированный урок по истории и культуре СПб и внеклассному чтению, подготовлен в технологии развития критического мышления, использованы приёмы: таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».

Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...

Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса

Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса...