Методическая разработка интегрированного урока по истории и культуре Башкортостана "Путешествие по родному краю. Откуда берется мед", 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие по родному краю.
Откуда берётся мёд
Цель: ознакомление учащихся с культурными традициями башкирского
народа, растительным и животным миром родного края, природными
условиями региона.
Задачи:
• формирование представления о целостности мира, о взаимосвязи всех
его явлений и объектов; объединение «усилий» различных предметов
по формированию ведущей деятельности младшего школьника;
обеспечение возможности установления связи между полученными
знаниями об окружающем мире конкретной практической
деятельностью школьника;
• развитие речи, внимания, памяти, творческих возможностей;
• воспитание нравственных качеств, любови к родному краю.
Оборудование:
рабочая тетрадь, книжка – раскраска для
детей младшего школьного возраста «Путешествие по
родному краю»(Уфа:»Практик»,2001г), Живые родники
учебник 3-4 кл.(Уфа:Китап,2006), компьютер, проектор,
раздаточный материал, папка по технологии.
Ход урока
I . Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Сейчас у нас с вами урок культуры Башкортостана
II. Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос: Что такое легенды и предания?
(Легенды и предания относятся к несказочной народной прозе. Они повествуют о былом. Легенды опираются на фантастику, предания же – на достоверность)
2. Пересказ одной из легенды башкирского народа (стр. 48 – 52)
3. Выставка рисунков
III. Постановка темы и целей урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с культурными традициями башкирского народа, растительным и животным миром родного края, природными условиями региона.
IV. Работа по теме урока
1. Работа с текстом
Перед вами небольшой текст, давайте прочитаем его по цепочке.
__________________________.
Айгуль пригласила Айбулата на чай с мёдом.
- К нам приехал дядя. Он работает на пасеке, - сказала Айгуль.- Идём скорее, а то нас уже заждались.
На столе стояла большая чаша, полная каких-то деревянных рамочек.
- А где же мёд? – поздоровавшись, спросил Айбулат.
Дядя засмеялся:
- Это же сотовый мёд, мальчик, - он взял нож, отрезал кусочек из рамки с сотами и протянул Айбулату. Из кусочка стекал настоящий янтарный мёд. - Ведь пчёлы не собирают мёд в банки. Они приносят в ульи сладкий нектар и наполняют им соты. Мы достаём рамки с сотами и забираем из них мёд.
- Как легко, - удивился Айбулат.
- Но ведь человек строит пчёлам специальные домики - ульи, охраняет пчёл от зверей и птиц, заботится о них, - уточнил дядя.
- Понятно. Значит пчёлы - домашние животные?
- Не животные, а насекомые. Раньше пчёлы были дикими и жили в дуплах деревьев. Потом люди стали делать для пчёл искусственные дупла - борти, а гораздо позже изобрели ульи.
- Большое спасибо за угощенье и интересный рассказ, - поблагодарил Айбулат.
2. Словарная работа
Встретились ли вам не понятные, не знакомые слова? Какие?
Давайте, объясним значение этих слов
Пасека – пчелиный городок, где много пчелиных домиков – ульев. Улей изобрёл российский пчеловод П.И. Прокопович в 1814 году
Янтарный – янтарь – окаменевшая смола жёлтого цвета (обычно прозрачная) обрабатываемая для украшений, мелких, дорогих украшений
В России крупнейшее в мире промышленное месторождение в Калининградской области
Янтарный, значит прозрачно – жёлтый
Нектар – цветочный сахаристый сок, выделяемый растениями, важнейшая часть взятка пчёл
Соты – ячейки из воска в виде правильных шестиугольников, предназначенные для воспитания потомства, создания мёда и круглосуточного пребывания пчелиной семьи
Борти – дерево или пень с дуплом, в котором водятся пчёлы
• Физкультминутка на коррекцию зрения
3. Озаглавливание текста
О чём вы узнали? О чём говориться в тексте?
Этот текст без заголовка
Вам предлагается три варианта, выберите наиболее подходящий, тот который полно отражает основную мысль текста, запишите его.
а) Айбулат в гостях у Айгуль
б) Откуда берётся мёд
в) Башкирский мёд
4. Работа над предложением
Я хочу вместе с вами поработать над одним из предложений, в тексте оно выделено, найдите его и прочитайте
а) определите основу предложения, подчеркните, подпишите части речи
б) найдите именно в этих словах орфограммы ( парная согл., безуд. гласн.)
в) найдите в предложении слова, у которых звуков больше, чем букв, докажите
г) какие слова остались без нашего внимания? Какие орфограммы вы видите в них
д) разберите это слово по составу
5. Башкирский мёд
Башкирский мёд, издавна и по сей день славится по всему миру, потому что он вкусный, душистый и полезный для здоровья. Недаром врачи называют пчёл – крылатыми фармацевтами, а пасеку – природной здравницей
Пчела является символом заповедника «Шульган – Таш», потому что это одно из последних мест сохранившейся популяции среднерусской дикой пчелы
• Физкультминутка
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали
И из речки воду пили.
А потом они плясали
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так
Лапы дружно поднимали.
6. Математические задания
Известно, что:
- рабочая пчела за один раз приносит 30 мг нектара
- пчела может улетать от улья на расстояние 3 км
- одна пчелиная семья за сезон собирает 150 кг мёда, рекордные показатели – 350 кг
- на зимовку одной пчелиной семье требуется 25 кг мёда
Используя эту информацию давайте решим несколько задач:
1. Сколько нектара могут принести за один раз 120 пчёл? (120 х 30 =3600 мг)
2. Сколько км пролетит рабочая пчела сделав за сутки 8 таких вылетов с учётом, что она летит туда и обратно?
( 3+3) х 8 = 48 км
3. Сколько мёда нужно оставить на зиму для пчёл, если известно, что всего 6 пчелиных семей?
6 х 25 = 150 кг
4. За сезон 3 семьи собрали по 150 кг, 2 семьи – по 200 кг, а одна семья рекордные 350 кг
Что можно узнать по этому условию
Составьте выражение и решите задачу
(150 х 3 + 200 х 2 + 350 = 1200кг)
7. «Родственники» пчелы
Сегодня мы уже много говорили о пчёлах
Я предлагаю вспомнить, к какой группе животных относится пчела?
К насекомым, чем это можно доказать, кокой признак вы знаете? (6 ног)
Давайте выполним следующее задание:
- на схеме нужно найти и обозначить «родственников» пчелы, то есть представителей той же группы, закрасив ◻ зелёным цветом
Проверка по эталону
8. Экологические правила друзей природы
Мы определили родственников пчелы, человек это то же часть природы и значит, мы должны дружить с животными и растениями.
А что значит дружить?
Это значит - заботится, помогать, охранять
Не случайно утром вспыхивают росы
Светлячками на ладонях у листвы
Так глядит на нас природа
Будто просит нашей помощи, заботы и любви
Вот и давайте вспомним некоторые экологические правила друзей природы
Посмотрите, как вы их понимаете, что они обозначают, о каких правилах поведения в природе они вам напоминают
9. Цветы в технике оригами
Итак, давайте подведём некоторые итоги
Кто был главным героем нашего разговора? (рисунок)
Чего же не хватает на нашем лугу? (цветов)
Давайте поможем пчеле и сделаем цветы в технике оригами, вам это знакомо, из цветных заготовок бумаги и пользуясь схемой этапов работы изготовьте цветок в подарок нашей труженице.
V. Итог урока
1. Фронтальный опрос: Что нового, интересного узнали на уроке? Что наиболее запомнилось, понравилось?
2. Оценивание. Я хочу поблагодарить вас за работу и участие. Буду рада если этот урок принесёт пользу и поэтому дарю рецепты здоровья и долголетия, которыми вы будете пользоваться всей семьёй.
3. Домашнее задание: стр. 66 – 67 прочитать, подготовить пересказ, раскрасить рисунок.
Прозвенел звонок и смолк
Вот окончен наш урок
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс
Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....
Методическая разработка интегрированного урока математики и окружающего мира во 2 классе с презентацией. Урок-экскурсия в волшебный зоопарк
Экскурсия в волшебный зоопаркПрезентация прилагается...
Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.
В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...
Методические разработки по внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга"
Взаимодействие родителей, учителя и учеников....
Интегрированный урок по истории и культуре Санкт- Петербурга и внеклассному чтению "Прогулка по любимому городу. Невский проспект".
Интегрированный урок по истории и культуре СПб и внеклассному чтению, подготовлен в технологии развития критического мышления, использованы приёмы: таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».
Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...
Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса
Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре и окружающему миру «Здоровый образ жизни»для 3 класса...