Программа интегрированного курса "Мы - дети природы" (2 - 4 кл)
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Краеведческий курс "Мы - дети природы" призван изучать культуру, обычаи народов ханты и манси для учащихся, проживающих на территории ХМАО-Югры. Изучение курса ведётся интегрированно во 2 - 4 классах с учебными предметами "литературное чтение", " окружающий мир", "ИЗО", "технология". Этнографические знания, получаемые детьми , дают почуствовать то общее, что связывает всех, воспитывает чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края через уважение кнародам, культура которых сформировалась на его территории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "Мы - дети природы" | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Таёжный
Рассмотрено Принято «Утверждаю»
Методическим объединением Методическим Советом директор школы
учителей начальных классов протокол № 1 _______________
протокол № 1 от 08.2014 г. от 2014 г. Н.П. Тихонова
руководитель МО приказ №
____________________ от 09.2014 г.
И.А. Решетова
Программа
интегрированного краеведческого курса
«Мы – дети природы»
(общеинтеллектуальное направление)
для учащихся 2 – 4 классов
Составитель: Людмила Петровна Аширова
учитель начальных классов
2014 г.
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
авторского интегрированного краеведческого курса Т. Г. Орловой, Л.Г. Демус «Мы - дети природы». ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 г.
Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Искусство родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", "История ХМАО – Югры».
Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Цель курса:
Формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»; воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Задачи курса:
1. Формировать интерес к изучению истории, культуры, природы родного края, рассматривая их в неразрывном единстве;
2. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительное отношения к местным культурным ценностям; бережное отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы;
3. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
Ценностные ориентиры
Занятия в рамках интегрированного курса организуются с учётом следующих ценностных ориентиров:
Ценность истины - это ценность научного познания для развития каждого человека и культуры в целом;
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, однако, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность науки – ценность знания.
Принципы построения курса
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых, она даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.
2. Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.
3. Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.
4. Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
5. Принцип практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей
(наблюдения, моделирование, рисования )
Методы и приемы, формы организации курса
Методы и приёмы: диалоги; элементы дискуссий; игры-практикумы;
проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины;
беседы; рассказы, .коллективно-творческие дела,
Форма организации работы на занятиях: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная. Построены таким образом, что один вид деятельности сменяет другой.
Наряду с традиционной формой учебного занятия используются и нетрадиционные: интеллектуальные игры, КВН, путешествия, турниры, конкурсы, экскурсии, встречи с народом ханты или манси.
.
2. Место курса в учебном плане
и особенности его организации и ведения
Программа рассчитана на 3 года обучения: 2,3, 4 классы. Курс «Мы – дети природы» преподаётся не самостоятельно, а интегрируется в учебные предметы со 2 по 4 классы: окружающий мир, изобразительное искусство, технология, литературное чтение (возможно – физическая культура и информатика)
Занятия проходят примерно 1 раз в месяц.
Каждый год обучения предполагает – 8 часов в год
3. Основное содержание программы:
класс | Основные темы | Содержание |
2 класс | Любовь к Отчизне окрыляет сердце | Что мы знаем о нашей стране, округе. Столица страны, округа. Символика |
Природа Югры | Красота окружающей природы. Растительный и животный мир края. Югорским ребятам о зверятах | |
Коренные народы Югры, их занятия и традиции | Национальные особенности жизни людей; Традиционная одежда; Кухня и быт народов | |
3 класс | Мир природы | Югорские леса и лесные чудеса. Ягоды и грибы нашего края |
Традиции и быт народов Севера | Жилище народов ХМАО – Югры – чум. Искусное мастерство северян – домашняя утварь. Игры и игрушки детей Югры | |
Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера | Здравствуй, край мансийский милый» - стихи о нашем крае Образы детей в югорских сказках. Югорская семья - дружная | |
4 класс | Моя земля - ЮГОРИЯ | Традиционные праздники народов ханты и манси. Художники Югорского края. Декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву и кости, бисероплетение. Орнаменты народов ханты и манси |
Природа Югорского края | Многообразие природы югорского края. Растения и животные Красной книги Югры Роль заповедников Югры в охране природы | |
Кладовые Югры | Многообразие полезных ископаемых Югры. | |
Эхо прошлого. Звуки настоящего | Югоркая земля во глубине веков. Географические названия - свидетели прошлого История нашего посёлка – Таёжный – экскурсия в школьный музей |
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Важнейшей стороной современного образования становится достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы. Программа краеведческого курса «Мы – дети природы» предполагает достижение следующих результатов:
Личностных:
воспитание патриотизма, уважения к малой родине, формирование способности и готовности к саморазвитию, формирование осознанного отношения к культуре, истории, традициям родного края, формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметных:
формирование и развитие умения определять для себя задачи в познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, определять способы действий в рамках предложенных условий, работать индивидуально и в группе, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (проведение интервью, анкетирования, взаимодействие с местными властными структурами).
в итоге учащиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- готовить доклады и сообщения, выступать с ними;
- вести наблюдения в природе под руководством учителя;
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Предметных:
формирование представлений об основах культуры, истории, традиций родного края, воспитание уважительного отношения к культурному наследию Югры, формирование представлений об исторической, экономической, культурной роли Югры в становлении России, сбор и обработка краеведческой информации.
К концу обучения учащиеся должны знать:
-символику посёлка и округа,
- географические названия населенных пунктов, водоемов.
- коренные народы, населяющие Югру;
- традиции и быт народов Севера;
- историю образования посёлка и округа;
- признаки сезонных изменений, характерных для климатических условий Сибири;
- типичных представителей растительного и животного мира природных сообществ, находящихся на территории Югорского края;
- лекарственные растения;
- названия животных и растений, нуждающихся в охране по причине сохранения популяции в природе;
- правила поведения в природе;
- экологические проблемы города и края и их причины;
- крупные заповедники области и их значения.
уметь:
- рассказать о наиболее важных событиях в истории города, о традициях и быте коренного населения.
- вести самостоятельное наблюдение в природе и объяснять связи природных объектов, сезонных изменений;
- различать представителей растительного и животного мира по внешнему виду или по описанию;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- под руководством учителя составлять вопросы для интервью;
- обрабатывать полученные результаты по плану, схеме самостоятельно;
- составить рассказ о своём крае;
- выполнять правила поведения в природе;
-представлять полученные результаты исследований, проектов.
Воспитательные результаты реализации курса оцениваются по 3-м уровням:
1 уровень результатов (1-й год обучения – 2 класс) – приобретение школьниками социальных знаний об общении в мире людей разных национальностей, поведение в природе. Устройство общества народов ханты и манси. Первичное понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень результатов (2-й год обучения – 3 класс) – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. защищённой, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает)
3 уровень результатов (3 год обучения – 4 класс) – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы.
Умение школьником самостоятельно подготовить доклад на заданную тему. Участи в проектной деятельности и т. д.
5 Методическое и материально – техническое обеспечение:
Литература:
1.Т.А. Молданова «Мифология хантов» , материалы научно-практического семинара. Ханты – Мансийск «Полиграфист», 2008;
2.Т.А. Молданов «Земля Кошачьего Локотка», Томск, издательство Том. Ун-та, 2001;
3.Е.А. Немысова «Хантыйская литература в школах ХМАО и ЯНАО- учебная хрестоматия, издательство «Н.И.К», 1996;
4. Е. Нёмысова, Л. Каюкова «Хантыйские загадки» Ханты –Мансийск. Полиграфист, 2007;
5. А.М. Конькова «Сказки бабушки Аннэ», Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985;
6. Е.Н. Самойлова (составитель) «Сказки народов Севера», Санкт – Петербург, Алфавит, 1995;
7. Г. Слинкина «Сказки земли югорской», Екатеринбург, издательский дом «Пакрус», 2002.
Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Звуки природы (CD).
3. Презентации – животные и растения Красной книги Югры.
4. Презентации – традиционные праздник коренных народов Югры
Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
7. Примерное календарно-тематическое планирование
Примечание:
педагоги по своему усмотрению могут изменять формулировку некоторых тем занятия, либо урок, с которым занятие интегрируется.
2 класс
№ п/п | Тема урока | Урок, с которым интегрируется учебный материал | Элементы содержания | Дата проведения план факт | |
1 | Любовь к Отчизне окрыляет сердце | ИЗО | Наш край – ХМАО-Югра Рисование на тему «Мой посёлок» | ||
2 | ХМАО-Югра на карте | Окружающий мир | Особенности ландшафта края. Природная зона ХМАО - Югры | ||
3 | Друзья мои – птицы небесные (внеклассное чтение) | Литературное чтение | Разнообразие птиц. Стихи народов ханты и манси о птицах | ||
4 | Животный мир Югры | Окруж. мир или литературное чтение | Разнообразие животных ХМАО-Югры. Редкие животные – бобр. | ||
5 | Сказки народов ханты и манси (внеклассное чтение) | Литературное чтение | Сказки народов Севера – кладезь мудрости. Особенности речи. Сказительница А.М. Конькова | ||
6 | Рыбье царство Югры | ИЗО | Многообразие видов рыб Югры. Рыболовство – одно из основных занятий народов ханты и манси. Рисование любого вида рыбы. | ||
7 | Быт народов ханты и манси. Украшение одежды. | технология | Особенности украшения одежды народов Севера. Разнообразие орнаментов. Символика. | ||
8 | Игры детей ханты и манси | Окружающий мир (физич. культура) | Разнообразие игр детей ханты и манси, особенности: игры «Охотник и добыча», «Сильный олень» и др. | ||
3 класс
№ п/п | Тема урока | Урок, с которым интегрируется учебный материал | Элементы содержания | Дата проведения план факт | |
1 | Югорские леса и лесные чудеса | Окружающий мир | Растительный и животный мир края. | ||
2 | Ханты манси о болоте | Окружающий мир | Мифы и легенды манси о болоте. Болото – кладезь витаминов. | ||
3 | Символика ХМАО-Югры | Окружающий мир | Символика ХМАО-Югры: герб, флаг. Герб посёлка, Гимн Советского района | ||
4 | Ягоды и грибы нашего края | ИЗО | Разнообразие ягод и грибов нашего края. Сбор ягод и грибов - одно из основных занятий народов Севера. Загадки. | ||
5 | Образы детей в югорских сказках (внеклассное чтение0 | Литературное чтение | Сказки народов Севера – кладезь мудрости. Г. Слинкина –пересказывает сказки народов Севера. Воспитание детей в семьях ханты и манси. | ||
6 | Югорская семья – дружная. | Литературное чтение | Разнообразие народов, населяющих территорию ХМАО. Нравственные порядки народов Севера. | ||
7 | Жилище народов Севера | технология | Особенности построения жилых помещений народов Севера. Изготовление модели чума из бумаги | ||
8 | Игры и игрушки детей Югры | Технология | Изготовление куклы Манснэ. Предания, легенды народов манси. | ||
4 класс
№ п/п | Тема урока | Урок, с которым интегрируется учебный материал | Элементы содержания | Дата проведения план факт | |
1 | Географические названия – свидетели прошлого. История в названии улиц посёлка. | Технология | Аппликация из разных материалов «Герб посёлка Таёжный» | ||
2 | Роль заповедной Югры в охране природы | Окружающий мир | Заповедники Югры. Животные и растения Красной книги Югры | ||
3 | Многообразие полезных ископаемых Югры | Окружающий мир | Полезные ископаемые Югры. Нефть – чёрное золото. | ||
4 | Югорская земля в глубине веков. | Окружающий мир | Историческое прошлое народов ханты и манси | ||
5 | Художники Югорского края. Многообразие природы югорского края. | ИЗО | Многообразие природы Югры. Основные известные художники Югры. | ||
6 | История нашего посёлка | Литературное чтение | Экскурсия в школьный музей | ||
7 | Традиционные праздники народов ханты и манси | информатика | Праздники «Вороний день» «Медвежий праздник» | ||
8 | Декоративно-прикладное искусство мастеров Югры – поделки из бересты | Технология | Декоративно-прикладное искусство мастеров Югры. Вырезание на дереве, кости. Бисеропление | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"
Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"...
ПРОГРАММА интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы».
Краеведческий курс " Мы-дети природы,формирует у ребёнка знания об истории родного края, осознания себя, как гражданина России,гордость за историю и культуру своего края, страны.Развивает внимате...
Программа интегрированного курса краеведения "Мы дети природы"
Программа направлена на формирование представлений об исторических, культурных, географических особенностях Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Программа рассчитана на учащихся н...
Рабочая программа по курсу Мир природы и человека 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Используемый УМК: Учебник: Н.Б.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Кукртова. «Мир природы и человека» 2 класс: учебник для общеобра...