Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Азанова.С.В.
МОУ «СОШ №9»,Тюменская область., Ханты - Мансийский А. О.- Югра., г. Нефтеюганск
Тема раздела: Сбережём природу своего края.
Тема урока: « Лес - природное сообщество».
Тип: комбинированный.
Технология: игровая.
Форма проведения: урок-игра.
Время проведения: 2-ой урок по теме ( Природные сообщества), текущий 28 урок.
Цели урока:
Обучающая:
путём наблюдений установить взаимосвязь между обитателями леса, определить практическое значение леса в жизни человека; повторить понятия « лесное сообщество», « этажи леса».
Воспитательная:
Воспитывать любовь к родной природе, помочь обрести радость общения с природой , воспитание бережного отношения; умение общаться ,работать в группах.
Развивающая:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирований представлений о лесе; умение использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать, выражать свои мысли; развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.
Оборудование:
Таблицы, рабочая тетрадь, учебник по природоведению ( Плешаков.А.А., Мир вокруг нас., дополнительный материал собранный детьми заранее, растительный и животный мир Югры), доска, иллюстрации растений, животных.
Базовые понятия урока:
- Природное сообщество;
- Лес;
- Растения леса;
- Животные леса;
- Ярусы;
- Экологическая проблема;
- Цепи питания.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны:
- Иметь представления о связях между животными и растениями; чётко знать животных различных классов, обитающих в лесу;
- Уметь выделять и устанавливать связи между объектами живой и не живой природы;
- Уметь работать в группах, контактировать друг с другом.
Учитель должен:
- Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей в процессе урока- игры;
- Подобрать интересные и содержательные задания к уроку по изученной теме;
- Продумать оформление доски.
ХОД УРОКА
- Оргмомент. ( на доске записана тема)
Здравствуйте, садитесь удобнее.
Как вы себя чувствуете?
Какое у вас настроение? (дети дорисовывают рожицы, на парте лежат три круга)
Проводится игра.
Цель:
снятие волнения, напряжения, придаёт чувство уверенности в себе и собственных силах (Приложение№1).
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Роман Ругин « Родимый лес»- поэта ханты.
В лес войду – и в сердце потеплеет,
Будто ветер тёплый прилетел,
Будто в холод малицу оленью
Кто-то добрый на меня надел.
Жадно пью лесной холодный воздух,
Рядом кедр торжественно притих,
А берёза- вся, как будто в звёздах,
В лепестках зубчато- золотых.
Суетные страсти и тревоги
Словно бы за тридевять земель.
Чувства, словно лиственницы, строги,
Мысль вострится, стройная как ель …
- Проверка домашнего задания (тесты, приложение № 2).
- Выход на тему урока:
Ребята хотите узнать, о чём пойдёт речь на уроке?
Отгадайте загадки.
Прыг- скок трусишка.
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и лето (заяц)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ель, сосна)
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки (гриб)
Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? (Лес.)
А всё ли вы знаете о лесе?
Перед вами « волшебные ступеньки», на доске нарисованы ступеньки,(4)
Где мы с вами сейчас находимся?
- Не знаю
- Знаю, но не всё
- ?
- ?
Значит ,на уроке надо ёщё узнать, много нового.
- Изучениё новой темы ( звучат голоса птиц).
А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром.
Внимательно рассмотрите лес ( на доске висит иллюстрация с изображение смешанного леса). С чем вы сможете его сравнить? ( с лестницей , будто ступеньки поднимаются вверх).
Чем является лес для живых организмов?
А какой этот дом? (большой многоэтажный)
Давайте вспомним этажи леса. Каждый этаж имеет своё название (ярусы)
А каково значение леса?
Таблица№1( вывешивается на доску , после ответа)
Вывод- Лес:
- Дом для животных;
- Защитник воздуха, водоёмов, почв;
- Место отдыха человека;
- Ягоды, грибы, лекарственные растения;
- Древесина.
Экологическая проблема.
Правильно ли человек использует лес?
Как решить эту проблему?
- Знакомство с природными сообществами. Работа в группах.
Итак. Я предлагаю вам отправиться в лесное путешествие. Для этого разделимся на три команды.
( Грибы, растения, животные). Дети на протяжении трёх лет собирали альбом о растительном и животном мире Югры, Красной книге ХМАО. При работе в группах материал был использован.
Отправляясь в путешествие нам с вами необходимо в первую очередь помнить правила поведения в лесу.
Задание №1.
( для трёх команд).
Какие правила поведения нужно помнить в лесу?
( работа в тетради по краеведению, выступление детей по очереди от каждой команды сопровождается презентацией).
Задание №2.
Отберите необходимые для похода вещи, обоснуйте свой ответ.
( команды выступают по очереди, ответы не должны повторятся).
Физкультминутка. (Приложение№4).
Задание№3.
Каждая команда должна доказать для чего нужны растения, грибы, животные.
( выбирается один отвечающий из команды)
Карточки - помогайки:
Что мы с вами увидим в лесу?
Для чего нужны растения? -1 группа.
Что случится если растения исчезнут? (дети дополняют ответы друг друга).
Дети приготовили сценку о ягоде (Приложение № 5).
Замечали ли вы, где чаще всего растут грибы? Почему?- 2 группа
Нужны ли лесу грибы?
А знаете ли вы, что весь лес - от верхушки дерева до земли- заселены животными?
3 группа - рассказывают о животных которые обитают на деревьях, ведут наземную жизнь. Живут в почве.
Почему такое расположение?
Какую роль играют животные в жизни растений?
Вывод: ( Дети делают все вместе).
- Этап закрепления.
- Работа с учебником (стр.,179-181)
- Самостоятельная работа.
И пока мы ещё не ушли из леса. Составьте цепи питания.
Сильные дети – самостоятельно;
Более слабые – добавляют два звена (в зависимости от той местности где вы живёте, используя животный и растительный мир).
- Работа ведётся в тетради по краеведению (сильная- 3 задание, слабая- 4).
- Анализ работы ( проверяется с доски)
Вывод: Можно ли лес назвать природным сообществом?
Как вы понимаете лексическое значение слова сообщество?
- Работа с толковым словарём Ожегова.
- Подведение итогов.
Действительно. Обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом.
Как вы думаете , ответили мы с вами на поставленные вопросы?
Посмотрите на свою «волшебную лесенку», отметьте, на какой мы сейчас ступеньке ( 4- знаний о лесе стало больше)
Эмоциональный фон урока:
Понравилось ли вам в лесу?
Какое у вас сейчас настроение?
Опишите его словами.
Природа леса всегда вдохновляла поэтов, писателей, художников на прекрасные творения. И чтобы у нас ещё появилось желание побывать в лесу, я, хочу закончить урок стихотворением хантыйского поэта Романа Ругина. « Пойдём со мной в наш тихий лес…»
Пойдём со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка.
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч- и ещё немножко!
Смотри: на скулах у ложбин
Сквозь листья светится сморода-
Так звёзды светят из глубин
Таинственного небосвода…
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнём смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.
Садится солнце вдалеке,
И день, собравшийся в дорогу,
Как ягодка на языке,
Истаивает понемногу.
Пора и нам. Спасибо, лес!
Бежит, как ручеёк, дорожка.
Теперь ты знаешь: здесь чудес
Сто тысяч – и ещё немножко!
8 . Домашнее задание.
Оглянитесь, вспомните, прислушайтесь. Где мы с вами побывали? Пофантазируйте и нарисуйте лес будущего.
Каким он будет?
Тезисы:
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале. Включающим познанием разных сторон жизни края. Данный подход дополняет государственную программу: Темы сохраняются, но изучаются на основе краеведческого материала. На уроках используются сочинения, материалы экскурсий, рисунки, альбомы, используется ИКТ. Используется психотерапия, как метод дополнительной мотивации учащихся.
Приложение№1.
Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной берёзкой или прекрасной ивой, склоненной над рекой.
Ноги наши корни. Крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю. И вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
Ствол- тело - ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
Ветви- руки - свободно « колышутся» вдоль ствола, листья- пальцы - легко « шелестят» слегка задевая друг друга.
Крона- голова - чиста и свежа.
Вы - прекрасное могучее дерево , вы уверены в себе и спокойны.
Вы - добры, спокойны и успешны.
У вас всё получится.
Приложение№2.
Тесты. 4 класс. Окружающий мир. А.А.Плешаков., Н.Н.Гара. (стр..49-52)
Приложение№3. ( Призентация).
Приложение№4.
Делают всё в движении.
Мы в лесу своём друзья,
И все мы дружная семья
Деревья выстроились в ряд,
И каждый встрече с нами рад.
Вот это гибкостью своею тешит взгляд.
А это - высится сурово как солдат
Одно - раскидистые ветви простирает,
Другое на ветру трепещет и играет.
Приложение№5.
Брусника (сценка).- А. Тамбиев
- Ну почему это Солнышко с одной стороны ходит?
Скажите ему, пусть с обеих сторон меня греет.
- Зачем. Брусничка?
- Да как же? Одна щёчка у меня красная, другая белая!
Срам какой!
- А разве Солнышко виновато - Конечно! Кому из нас легче повернуться- то?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Интегрированный курс "Краеведение" Моя Югра-моё наследие.
рабочая программа 1-4 классы...
Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"
Программа интегрированного курса краеведения "МЫ- дети природы"...
ПРОГРАММА интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы».
Краеведческий курс " Мы-дети природы,формирует у ребёнка знания об истории родного края, осознания себя, как гражданина России,гордость за историю и культуру своего края, страны.Развивает внимате...
Программа интегрированного курса краеведения "Мы дети природы"
Программа направлена на формирование представлений об исторических, культурных, географических особенностях Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Программа рассчитана на учащихся н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ИНТЕГРИРОВАННОМУС КУРСОМ КРАЕВЕДЕНИЯ МЫ ДЕТИ ПРИРОДЫ ДЛЯ3АКЛАССА (базовый уровень) (2 часа в неделю, всего –68 часов)
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 3 класса на 2021-2022 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...