Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"
элективный курс (1 класс) на тему

Романова Надежда Юрьевна

Программа составлена на основе учебного пособия Н.М. Ладнушкиной "Я и мир вокруг меня", подаренного первоклассникам Югры на 1 сентября

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_mir_vokrug_menya.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная  школа

«Рассмотрено»

Заседание МО

МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол № 1 от 26.08.2016 г

Руководитель МО      

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол № 1 от 26.08.2016 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Междуреченской СОШ

Приказ № 268 от 26.08.2016г.

/Росляков С.П./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«И мир вокруг меня»

1 класс

Разработчик

Н.Ю.Романова

2016-2017  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на воспитание личности,  способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, усвоения социального опыта учащимися первого класса.  

.Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития учащихся обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я – хочу» и «Я – могу» как основы взаимодействия ребенка с другими детьми, педагогом и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе»,  а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков – это и многое другое учитывается в программе  «Я и мир вокруг меня». Основными темами программы является: семья, дружба, Родина, национальные традиции, природа родного края

Цель: формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование целостной психологической основы обучения, и в частности, формирование у учащихся положительного отношения к учебе.

Задачи:

-знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного  поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

- формировать у детей представления о положительных качествах личности  и нравственных нормах поведения, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважение к истории и культуре народа

-приобщать ребенка к культуре и традициям своего народа, общечеловеческим ценностям

-воспитывать нравственных качеств личности ребенка

Формы проведения занятий: классный час, экскурсия, выставка творческих работ, конкурс рисунков, тестирование, беседа, экскурсия, ролевая игра викторина, мастерская, создание и защита проектов и мини исследований

         Описание места курса  в учебном плане. 

Данная программа составлена на основе учебника Ладнушкиной Н.М «Я  и мир вокруг меня», Методических рекомендаций  к учебному пособию Е. Н.Власова,Н.Е. Гоморева, Е.О. Таратынова-М, Мнемозина, 2016-60с.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Продолжительность в первом полугодии 25 минут, во втором 30-35 минут.

В содержание  занятий  включен теоретический материал и практические задания, направленные на формирование значимых поведенческих умений и навыков. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

Формы и методы работы:

  • познавательная беседа
  • этическая беседа
  • час общения
  • игра
  • экскурсии
  • мини-конкурс
  • викторина
  • учебно-игровые упражнения
  • разыгрывание и анализ ситуаций
  • мини исследования и проекты.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и культуру своего народа,

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,  

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска;

-создание проектов и мини исследований

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Содержание

Задачи:

- создавать условия для развития нравственных качеств личности;

-формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;

-создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

- формирование навыков создания проектов и мини исследований

Я и моя семья( 8ч)

Рассказ о себе,  история семьи, составление родословного дерева, составление проекта «Моя семья-мое богатство».

Я и мои друзья! (6ч)

Рассказ «Как я провожу время с друзьями», «О первом дне в школе», Игра «Правила поведения в школе», защита проекта «Мой друг»

Моя Родина ( 28ч)

Знакомство с символикой и столицей России. Нахождение и завлечение необходимой информации о известных городах и  достопримечательностях России, природных богатствах, о мире растений и животных России, о знаменитых людях страны. Чтение и анализ сказок Толстого, иллюстрации к сказкам. Защита проекта

Моя малая Родина (14ч)

Знакомство с образованием и историей родного края, символикой, достопримечательностями, природой и животными, реками и озерами. Извлечение исторических фактов и знаменитых людях родного края. Создание плаката» Охрана природы», защита проектов

История моего края (9ч)

Знакомство с коренными жителями Югры, их обычаями, ремеслом.сказками и легендами. Посещение Учинского музея, защита проектов.

«Мир вокруг» (14ч)

Знание пожарно и дорожной безопасности, конкурс рисунков и плакатов, викторины, учебно-игровые упражнения, экскурсии в пожарную часть, соблюдение здорового образа жизни. Защита проектов, применение цифровой лаборатории «Наураша»

Тематическое планирование

тема

Количество

часов

Я и моя семья( 8ч)

1

Будем знакомы

1

2

Моя семья

1

3.

Что такое родословное дерево?

1

4-5

Проект «Моя семья-мое богатство». Защита проекта

2

6

Семейные традиции. Семейный отдых.

1

7-8

Проект «Где бывал? Что видал?» Защита проекта

2

Я и мои друзья! (6ч)

9

Мои друзья

1

10

Мой двор, мой дом, мои соседи!

1

11

Моя школа

1

12

Мой класс

1

13-14

Проект «Мой друг» Защита проекта

2

Моя Родина (14ч)

15

Моя Родина Россия

1

16

Москва -столица нашей Родины

1

17-18

Памятные  места России

2

19

Богатства России

1

20

Природа России

1

21

Животный мир  России

1

23-24

Проект «О России с любовью!» Защита

2

25

История России в лицах

1

26-27.

Классика детям Сказки Л.Н.Толстого «Белка и волк», «Пчелы и трутни»

2

28-29

Проект «Мы граждане великой страны»

2

Моя малая Родина (14ч)

30

Мой любимый край-Ханты-Мансийский автономный округ(герб,флаг,гимн)

1

31

Наша столица Ханты-Мансийск

1

32

Города  Югры

1

33-34

Исследование. «Достопримечательности и памятники Югры». Защита

2

35

Мой родной Кондинский р-н. Междуреченский (герб,флаг,гимн)

1

36

Проект. «Улица -на которой я живу». Защита

2

38

Природа моего края. Реки

1

39

Озера

1

40

Лесные богатства

1

41

Животные моего края

1

42-43

Проект « Мой Междуреченский». Защита

2

История моего края (9ч)

44

Кто такие ханты и манси?

1

45

Ремесло ханты и манси

1

46-47

Проект « Своими руками» Защита

2

48-49

Сказки народов ХМАО

2

50

Легенды народов ХМАО

1

51-52

Проект «Сочиняем сказку». Защита

2

«Мир вокруг» (14ч)

53-55

Декада пожарной безопасности  (викторина,  конкурс рисунков)

3

56-58

Декада дорожного движения (игры, викторины)

3

59-60

Проект  «Мой безопасный путь от дома до школы» Защита

2

61-64

Декада здоровья. Применение лаборатории «Наураша»

4

65-66

Проект «Советы доктора Айболита»

2

 Итого                                                                                      66 часов

Список рекомендуемой и использованной литературы:

Пособие для учеников:

Н.М.Ладнушкина «Мир вокруг  меня».

Рабочая тетрадь

Пособие для учителя:

1.Методические рекомендации к учебнику Н.М.Ладнушкина «Мир вокруг  меня»:пособие для учителя\Е.Н.Власова-М6Мнемозина 2016-60 с

2.Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ППД или Школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. -  М.: ВАКО, 2011. – 192 с.

3. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.

4.Цифровая лаборатория «Наураша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...

Программа ВНД "Я и мир вокруг меня"

Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня" 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня"

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей...

Программа внеурочной деятельности для ребенка с умственной отсталостью "Мир вокруг меня..."

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Мир вокруг меня…» 1 класс. Для ребенка с умственной отсталостью (Вариант II). Рецензия к программе....

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...

Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"

Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"...

Модульная программа внеурочной деятельности "Мир который меня окружает"

Модульная программа реализуется  в среде  мультифункционального технологического сервиса в формате  on-lain, off – lain, а также очных занятий. Сервис предусматривает сетевое взаи...