Модульная программа внеурочной деятельности "Мир который меня окружает"
проект (3 класс)
Модульная программа реализуется в среде мультифункционального технологического сервиса в формате on-lain, off – lain, а также очных занятий. Сервис предусматривает сетевое взаимодействие учителей предметников сети, в котором дополняется и изменяется содержание профессиональным сообществом.
Группой пользователей могут быть учителя, ученики, родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnaya_programma_dlya_uchashchihsya_3-4_klassov._posledniy_variant.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общая характеристика модульной программы.
Модульная программа реализуется в среде мультифункционального технологического сервиса в формате on-lain, off – lain, а также очных занятий. Сервис предусматривает сетевое взаимодействие учителей предметников сети, в котором дополняется и изменяется содержание профессиональным сообществом.
Группой пользователей могут быть учителя, ученики, родители.
Права пользователей.
- Просмотр предлагаемых модулей.
- Регистрация на сервере для изучения выбранного модуля.
- Составление плана своей работы.
- Выбор количества часов для изучения теории и часов для работы практически.
- Выбор форму оценивания (on-lain срез, off – lain срез, очное тестирование и др.)
Содержание модуля.
Данная программа предусматривает вариативную часть, в которой проектируются как предметные, так и интегрированные модульные программы, а так же проектные задачи.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр, просмотр вебинаров. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Данная программа предоставляет школьнику возможность в рамках изучаемой программы самостоятельно и/или с тьюторской поддержкой делать свои проекты-открытия/продукты, выполнять творческие нестандартные задания, оформлять и представлять их на обсуждение и оценку в детском сообществе.
Преподавание модульной программы проводится во время занятий в форме нелинейного расписания или же во внеурочное время во второй половине дня по усмотрению учителя. Модульная программа также может быть реализована для малокомплектных школ по предметным и интегрированным модулям.
Место модуля в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 час в неделю во 2-3 классах и 0,5 ч. для 4 класса. Продолжительность занятия 35-40 минут.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по выбранным методикам учителя (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Отслеживание результатов УУД заносится в диагностическую карту, где учитель сам отбирает компетенции, которые он хочет проверить на данном занятии. Результаты проверки также могут фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Такая оценка может быть в любом из модулей.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
Данный модуль строится по принципу разновозрастного обучения: когда старший ученик обучает более младшего, но и может младший обучить старшего, если тот по тем или иным причинам не освоил предыдущий материал.
Пары, группы могут быть назначены учителем или дети сами выбирают по желанию свой состав, причем состав может произвольно меняется. Кроме того, разновозрастные занятия проводятся по предметам «Окружающий мир» и «Музыка», причем старшие дети по окончании занятия или серии занятий выполняют различные творческие работы.
На уроках старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика.
В РВО работает принцип взаимообучения. Он основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.
Специальные целевые ориентации РВО:
- развитие мотивации учения;
- усвоение ЗУН;
- создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- формирование организаторских умений и навыков;
- развитие самостоятельности;
- овладение способами самоорганизации;
- развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др.
Занятие в РВГ предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке
занятия.
В данном модуле будут задействованы: МТС, СОКО, библиотечный сервис, взаимодействие семьи и ребёнка.
Данный модуль представлен для ознакомления на МТС. Учитель может ознакомиться с ним, связаться с ведущим учителем этого модуля и наметить совместный план действий по реализации данного модуля. В данную группу могут входить учителя начальных классов сети, а также данный модуль могут выбрать родители вместе со своим ребёнком.
Календарно-тематическое планирование модуля.
№ урока | Тема, раздел | Кол-во часов | Форма обучения | Форма проведения | Характеристика деятельности учащихся | Результаты деятельности ребёнка | Диагностический инструментарий | Результат | УМК |
Вводный урок. Знакомство с МТС. Регистрация на МТС, выбор модуля, составление плана прохождения модуля. | |||||||||
1 | Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. Учитель в той или иной школе проводит занятие в очной форме | Урок –игра с введением диалога и беседы. Знакомство с понятиями «исследователь», «проектировщик» на занимательном справочном материале. Это могут быть фильмы, занимательный материал. Проба себя в качестве проектировщика, исследователя на простых примерах, упражнениях. | Фрагменты видеофильмов о детях и животных- малышах, которые познают мир -10 мин Игра -10 мин Проектирование рисунка «Я исследователь» -10 мин Подведение итогов -5 мин | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся мотивировать свой труд на уроке. Учимся задавать вопросы учителю и себе. | Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся) | Выставка рисунков | Понятийный справочник для школьников, видеофильмы о животных, растениях, об интересных случаях в природе. |
2 | Какой разнообразный окружающий мир | 1 | Экскурсия в природу. Знакомство с окружающем миру через очное занятие (инвен-тур) | Творческая, поисковая работа в парке, в лесу. | Работа Фотоаппаратом Видеокамерой – сбор гербарий интересных природных находок- 40 мин. | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся наблюдать за природой и делать элементарные пометы в рабочих тетрадях по итогам наблюдений. Учимся вслушиваться и всматриваться в природу и собирать в природе материал. | Оценочный лист наблюдений деятельности детей | выставка фотографий, гербарий, интересных находок | Тетрадь (дневник) наблюдений |
3-5 | Что мне интересно в окружающем мире | 3 | Off-lain занятие – просмотр интересных факторов из жизни природы через МТС класс. Оn-lain занятие – как одна из форм проведения работы над проектной задачей. (Заочная форма работы) УРОК –занятие (очная форма для решения проектных задач в классе) | Самостоятельная работа. Консультация Практическая работа в группах | Просмотр на МТС различных видеофильмов об интересных моментах в окружающем мире. Проба создания своего видеоролика об интересных событиях, явлениях окружающего мира. Самостоятельная работа, рассчитанная на 15 заданий, которые ребёнок может разделить для обязательного выполнения 5 заданий, следующие задания он может выполнить постепенно в течение двух недель. | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. Учимся делать элементарные записи в дневнике наблюдений | Лист оценки «Оцени себя и свою работу» | Презентация видеоролика, своего продукта очно, выложить на МТС класс. | Видео фильмы о природе. Дневник наблюдений. Интернет-ресурсы. |
6-7 | Учимся наблюдать за явлениями природы (погода, облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.) | 2 | Заочная форма работы. | Самостоятельная практическая работа по просмотру вебинара и работы с камерой на воздухе. | Работа с видеокамерой и фотоаппаратом. Просмотр видеофильма о природе. Обработка и распечатка фотографий, обработка видео. | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока Учимся наблюдать и делать пометы в черновиках по ходу наблюдений. | выставка фотографий, видео. Размещение на МТС классе. | ||
8 | Опыты, опыты, опыты | 1 | Очная форма. | исследование урок-диалог | Проведение опытов-15 мин Запись исследований и результатов в тетрадь – 10 мин Подведение итогов – 10мин | Учимся целеполаганию и выстраиванию задачи урока. Учимся проводить простейшие опыты и рассказывать о способах их проведения. Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования и делать элементарные записи- пометы в « Тетради исследователя» | Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся) | опыты | Пошаговая инструкция по проведению опытов с водой, листьями, почвой и т.д. Энциклопедия растений. |
9 | Проект и его обдумывание: мотивация - тема-цель- задачи-конечный продукт | 1 | Очно-заочная форма. Ребёнок сам выбирает в какой форме он хочет получить консультацию по своему проекту, исследованию от учителя сети в on-laine или от учителя своей школы. | Консультация по проектам | Обдумывание темы проекта, составление плана исследования и шаги его выполнения. | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -проект -мотивация -тема в виде вопроса- проблемы (например, «Почему листья осенью меняют зеленый цвет и становятся разноцветными» -цель -задачи -конечный продукт проектирования -оформление | Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-) | Инструкции по работе над проектом | |
10 | Какой разнообразный мир книг –моих помощников! | 1 | Заочная форма | Самостоятельная работа в библиотеке школы, районной библиотеке, виртуальной библиотеки сети в МТС классе. | Работа в библиотеке, в виртуальной библиотеки сети (МТС) | Учимся выбирать нужные книги по теме проекта, Учимся ориентироваться в мире книг в библиотеке. | Рассказ «Моя любимая книга» Стихи, пословицы, загадки о книге | Каталог –справочник книг в библиотеки МТС. | |
11 | Обращаемся к опыту знающих людей | 1 | Очно-заочная форма | Самостоятельная работа по сбору материала для проектной работе Урок- интервью у приглашенного на урок знатока темы проекта | Работа с фотоаппаратом, взятие интервью, снятие видеоролика | Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования Учимся простейшим формам оформления полученных ответов на заданные вопросы в рабочих тетрадях | Оценивание коммуникативных компетенций | Оформление полученных сведений в тетради | |
12-14 | От замысла к конечному продукту (Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте) | 3 | Заочная форма. | Практическая работа, консультации | Работа над проектом | Учимся практическому освоению замысла и работе по технологической карте | Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся) | Технологическая карта по работе над проектом | |
15 | Важно уметь защитить свой проект. Готовим защитную речь по теме проекта. | 1 | Очная форма | Урок-практикум Урок- тренинг. | Знакомство с ораторским искусством. Подготовка к защите. Устное монологическое коллективное высказывание -защитная речь по теме проекта. Подготовка презентации проекта. | Понятие о защитном слове и его значимости. Требования к защитному слову. Учимся слушать образец защитного слова. Учимся видеть и анализировать культуру устного выступления. Учимся умению и культуре задавать вопросы защищающемуся со своим проектом | Оценочные листы в работе группой | Инструкция – план презентации своего проекта | |
16-17 | Защита коллективного проекта | 2 | Очная форма | Урок- конференция | Публичная защита проекта. | Учимся слышать и слушать. Учимся публично выступать. Учимся представлять компьютерную презентацию. Учимся задавать вопросы и отвечать на них Учимся работать в команде | Диагностическая карта УУД (см.приложение и отбираем нужные компетенции по теме и оцениваем уч-ся). Оценивание проекта аудиторией МТС | Проект. Размещение проекта на МТС. | Сборник детских проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир,который меня окружает.
Мир,который меня окружает. Урок экскурсия....
Классный час .«Опасности, которые нас окружают»
Актуальность: Вопрос о значимости знания правил безопасности жизни был всегда актуален во все времена, особенно в наше время, когда опасности подстерегают нас везде....
Классный час "Мир который нас окружает".
В материалах представлены: презентация; пояснения к презентации....
Презентация на тему"Люди,которые меня поразили своей выносливостью,силой..." Выполнил ученик 3Б класса Козловский Михаил
Презентация на тему"Люди,которые меня поразили своей выносливостью,силой..." Выполнил ученик 3Б класса Козловский Михаил...
модульная программа внеурочной деятельности
Данная программа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. ...
Программа модульного курса внеурочной деятельности "Секреты здоровья" для 2 класса
Программа модульного курса внеурочной деятельности "Секреты здоровья" для 2 класса составлена на основена авторской программы Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко с использо...
ОБЖ. Опасности которые нас окружают.
Кл. час для уч-ся 1-4 кл....