Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"
рабочая программа

Стрякина Екатерина Игоревна

Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obo_mne_i_dlya_menya.docx107.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Обо мне и для меня» для обучающихся 1-4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. При реализации Программы используется УМК «Школа возможностей».

Программа позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к эмоциям, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия. Результаты обучения переносятся и в школьную среду в целом, изменяя в лучшую сторону не только отношения детей со сверстниками и взрослыми, но и всю атмосферу школьной жизни.

Программа основывается на теории эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо), теории модели психического (The Theory of Mind), а также на теории деятельности. Важным основанием программы является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребёнка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств.  

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского даёт основания для понимания особенностей социального окружения, целей и задач на каждом конкретном этапе развития. Согласно теории деятельности, развитие осуществляется в активном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой, он обучается и воспитывается в процессе деятельности.  

Субъектный подход предполагает учёт индивидуальных особенностей ребёнка и его непосредственное участие в процессе обучения и воспитания. Ребёнок является не объектом обучения и воспитания, а его субъектом.  

Теория модели психического, или модель психического состояния, — это возможность понимать не только собственное психическое состояние (намерения, желания, чувства и т. П.), но и психический мир других людей. Без развития этой способности невозможны ни социализация, ни усвоение социальных правил и норм, ни адаптация к меняющимся условиям социальных отношений.  

Теория эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо) исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в повседневной жизни. Согласно данной теории, выделяются следующие составляющие эмоционального интеллекта.  

Восприятие и идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.  

Понимание эмоций — умение определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, предугадывать, как изменится эмоциональное состояние в ближайшее время, понимать сложные эмоции и чувства (свои и других людей). 

Использование эмоций — способность задействовать эмоции для решения повседневных задач, при выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми.  

Управление эмоциями — умение регулировать своё эмоциональное состояние и интенсивность проявления эмоций; оказывать влияние на эмоциональное состояние других людей.  

Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста. В процессе реализации программы дети учатся понимать себя, с уважением относиться к своему эмоциональному миру и эмоциям других людей, понимать и принимать свои ощущения и управлять ими, строить на основе этого понимания отношения с другими людьми и окружающим миром.  

Состав учебно-методического комплекта  

- Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко — руководитель авторского коллектива, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. И. Дубовская). В книге изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков и др.  

- Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: А. В. Макарчук, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). В пособии содержится программа обучения, описание возрастных особенностей детей, сценарии занятий с учащимися, тематических встреч с родителями и совместных детско-родительских мероприятий, которые проводятся в рамках программы, инструменты для оценки эффективности работы.  

Особенности работы с материалами, входящими в комплект, подробно описаны в разделе «Как работать с учебно-методическим комплектом».

Реализация программы рассчитана на 4 года. Тематическое планирование и сценарии занятий различных годов обучения приведены в отдельных изданиях.  

- Рабочая тетрадь «Обо мне и для меня» (авторы: А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). Тетрадь предназначена для индивидуальной работы детей на занятиях и выполнения семейных заданий вместе со взрослыми.  

- Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) — комплект карточек, предназначенный для организации групповой работы в классе.

- Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. М. Дубовская). В пособии изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков, подробно рассматриваются проблемы социально-эмоционального развития, представлена краткая сравнительная характеристика отечественных и зарубежных программ социально-эмоционального развития.

- Концепция учебно-методического комплекта «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: М. И. Катеева, Н. Е. Рычка). В пособии описана концепция УМК СЭР младших школьников и даны методические рекомендации по интеграции инструментов СЭР в педагогическую деятельность.

- Как развивать социально-эмоциональные навыки в начальной школе. Методическое пособие (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка, М. И. Катеева). Пособие включает в себя рекомендации по инте грации социально-эмоционального развития в образовательный процесс.

- Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (9+) (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка, М. И. Катеева). В пособиях содержатся сценарии занятий с учащимися и совместных детско-родительских мероприятий.

- Методическое пособие «Социально-эмоциональ ное развитие детей младшего школьного возраста (10+)» (авторы: И. А. Дворецкая, М. И. Катеева, Н. Е. Рычка). В пособии содержатся сценарии развивающих занятий с методическими рекомендациями по их реализации.

Цель программы: Способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.  

Задачи программы:

  • Познакомить школьников с многообразием эмоций.  
  • Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.  
  • Расширять эмоциональный словарь школьников.  
  • Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.  
  • Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.  
  • Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.  
  • Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.  
  • Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.  
  • Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.  
  • Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.  
  • Содействовать социальной адаптации младших школьников.  

Принципы построения и реализации программы  

  • Полнота. Программа для младших школьников является полным курсом, рассчитанным на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс в течение двух лет.  
  • Интерактивность. В программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.  
  • Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач ребёнка.  
  • Индивидуальный подход. Педагог может адаптировать программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавать для него индивидуальную траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.  
  • Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает изучение одних и тех же разделов, она построена с последовательным усложнением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем их овладения знаниями.
  • Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В программе содержатся специальные тематические блоки и групповые совместные задания, направленные на создание благоприятного климата в классе.  
  • Включение родителей как активных участников программы. Такой подход создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты программы помогают организовывать содержательное общение родителей с ребёнком. Совместная работа родителей и детей в рамках программы помогает успешному социально-эмоциональному развитию младших школьников.

Программа внеурочной деятельности реализуется по следующим направлениям воспитательной работы:

1.        Гражданское воспитание

2.        Патриотическое воспитание

3.        Духовно-нравственное воспитание

4.        Эстетическое воспитание

5.        Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

6.        Трудовое воспитание

7.        Экологическое воспитание

8.        Ценности научного познания

Занятия проводятся с учащимися 1—2 (или 2—3) классов один раз в неделю. Первый год обучения по программе включает 33 занятия (продолжительность занятий 1—11 составляет 35 минут, занятия 12—33 длятся 40 минут). Второй, третий и четвертый год обучения включает 34 занятия по 40 минут.  

СОДЕРЖАНИЕ

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

1 КЛАСС

Ознакомительный раздел

Направлен на знакомство и самопрезентацию учеников в классе, создание благоприятных условий для совместной работы, определение правил взаимодействия.  

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций  

Включает в себя идентификацию эмоций, их выражение и понимание причин.  

В первый год изучаются пять базовых эмоций: радость, злость, грусть, страх и интерес. Занятия направлены на развитие не только представлений о разных эмоциональных выражениях, но и способности их произвольно изобразить.  

Ещё одной задачей этого раздела является развитие у детей восприятия и понимания эмоций в ситуативном контексте, без опоры на мимику. Знакомясь с типовыми ситуациями, которые могут вызвать ту или иную эмоцию, дети учатся прогнозировать эмоции других людей и понимать зависимость эмоций от ситуации. Занятия этого раздела также содержат материал, отражающий индивидуальные особенности в переживании и выражении эмоций и их силы.  

Раздел 2. Эмоциональная регуляция  

Занятия данного раздела способствуют формированию представлений у детей о приятных и неприятных эмоциях, их значении в жизни человека. Установка на подавление неприятных или социально осуждаемых эмоций заменяется формированием умений саморегуляции и пониманием необходимости управления собственными эмоциями.  

Дети учатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приёмы саморегуляции. Особое внимание уделяется управлению такими эмоциями, как страх и злость.  

Раздел 3. Социальное взаимодействие  

Данный раздел посвящён формированию принятия многообразия и уважения индивидуальности человека. Занятия направлены на развитие коммуникативной компетентности: умения слушать и понимать других людей, работать в команде, решать конфликты, помогать другим и самому просить о помощи. Особое внимание отводится изучению возможностей влияния на эмоциональное состояние других людей посредством оказания эмоциональной поддержки.  

2 КЛАСС

Ознакомительный раздел

Направлен на осознание новых умений, которыми дети овладели летом, укрепление позитивного психологического климата в классе, актуализацию ценностей и норм поведения, правил взаимодействия младших школьников.  

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций  

Раздел посвящён обобщению и закреплению знаний об изученных ранее эмоциях и формированию представлений о новых эмоциях — удивлении и отвращении. Таким образом, за два года обучения школьники изучают семь базовых эмоций, учатся их выражать и распознавать, понимать причины возникновения этих эмоций у себя и других людей. Особенное внимание уделяется эмоциям, связанным с обучением в школе. Значительная часть раздела посвящена идентификации собственных эмоций и пониманию их причин.  

Раздел 2. Эмоциональная регуляция  

Основное направление работы во второй год обучения остаётся прежним — занятия способствуют осознанию важности выражения эмоций, развитию способности к саморегуляции. Дети учатся оценивать, какое влияние (конструктивное или деструктивное) определённые эмоции оказывают на поведение, и делать выводы о необходимости управления ими. Расширяется спектр методов эмоциональной регуляции.  

Раздел 3. Социальное взаимодействие  

Данный раздел посвящён развитию социальной компетентности — системы социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных общественных ситуациях, а также выработке новых поведенческих сценариев, позволяющих адаптироваться в сложных ситуациях и находить варианты решения, целенаправленно взаимодействовать с окружающими.  

Расширяются представления детей о различиях и сходстве интересов и предпочтений разных людей. Они являются основой для формирования установок толерантности.  

Занятия данного раздела направлены на укрепление ценности дружбы, развитие умений, помогающих детям поддерживать дружеские отношения, противостоять буллингу (агрессивному преследованию) в классе.

Особое внимание уделяется, пониманию внутреннего состояния человека, умению учитывать неверные мнения и понимать их источники, а также различать обман и осознавать его влияние на взаимоотношения, рассматриваются эмоциональная поддержка, умение адаптироваться в новом коллективе, высказывать и конструктивно отстаивать собственное мнение.

3 КЛАСС

Программа третьего года обучения ориентирована на решение актуальных возрастных задач в сфере взаимодействия с окружающими и развитие навыка управления эмоциями в трёх типах ситуаций: выбора, достижения и угрозы. Годовой цикл начинается вводным совместным детско-родительским мероприятием и завершается итоговым занятием. Все темы можно условно поделить на 5 блоков.

Вводное занятие направлено на укрепление добро желательного психологического климата в классе, актуализацию имеющихся знаний и навыков в области социально-эмоционального развития, а также формирование мотивации на обучение по программе.

Эмоциональный интеллект в ситуации выбора и самоопределения. Темы этого блока посвящены навыкам саморегуляции в ситуации неопределённости и относятся к «мастерской выбора» (Д. А. Леонтьев выделяет три вида работы личности по типам ситуаций и объединяет соответствующие ресурсы в три «мастерские»: выбора, достижения и жизнестойкости). Дети учатся распознавать собственное эмоциональное состояние и управлять им и своим мышлением, а также осознавать влияние внешних факторов на личный выбор. В ходе обсуждения расширяются представления детей о различиях и сходстве интересов и предпочтений разных людей, что становится основой для формирования установок толерантности.

Эмоциональная регуляция в ситуации достижения цели. Акцент в этом блоке сделан на умении сотрудничать, договариваться при достижении общей цели. Содержание тем способствует формированию здоровой самооценки, развитию умения обращаться за помощью и поддержкой и быть благодарными. Задания и упражнения направлены на формирование позитивного самоотношения, устойчивой самооценки и относятся к «мастерской достижения».

Управление собой в стрессовых ситуациях. Темы данного блока направлены на укрепление ценности дружбы, развитие умений, помогающих детям поддерживать доброжелательные отношения, противостоять буллингу (агрессивному преследованию) в классе, а также на усвоение эмоционально-ориентированных (направленных на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором) копинг-стратегий (действия человека, направленные на то, чтобы справиться со стрессом), которые могут быть применимы как в ситуациях, связанных с учёбой (контрольные, экзамены, ответ у доски и пр.), так и во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса (одноклассниками, другими учащимися школы, педагогами и пр.). Содержание блока можно отнести к «мастерской жизнестойкости».

Подведение итогов. Последнее занятие третьего года обучения посвящено рефлексии, осмыслению полученного опыта, а также постановке задач на летние каникулы.

Некоторые темы могут одновременно относиться к нескольким тематическим блокам, так как они могут включать в себя ситуации различного характера и затрагивать ресурсы разных подструктур личностного потенциала.

4 КЛАСС

Программа четвёртого года обучения продолжает логику предыдущего и ориентирована на решение актуальных возрастных задач в сфере взаимодействия с окружающими и развитие навыка управления эмоциями в трёх типах ситуаций: выбора, достижения и угрозы.

Все темы можно условно поделить на три блока.

Эмоциональный интеллект в ситуации выбора и самоопределения («мастерская выбора»). Темы этого блока направлены на осознание учащимися своей роли в разных ситуациях, понимание своих эмоций и импульсов, связанных с ними, развитие осмысленного выбора модели поведения в зависимости от желаемого результата и принятие ответственности за любой результат своих действий.

Эмоциональная регуляция в ситуации достижения цели («мастерская достижения»). На занятиях этого блока учащиеся расширяют представления о своих сильных сторонах, учатся опираться на них при решении практических задач, развивают навыки саморегуляции при достижении цели.

Управление собой в стрессовых ситуациях («мастерская жизнестойкости»). Задача занятий этого блока состоит в том, чтобы способствовать формированию у учащихся жизнестойких установок, развитию способности находить опору в себе и поддержку других в сложных ситуациях.

Некоторые темы могут одновременно относиться к нескольким тематическим блокам, так как они включают в себя ситуации различного характера и затрагивают ресурсы разных подструктур личностного потенциала.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

Учащиеся получат возможность для формирования:  

  • Уважительного отношения к мнению другого человека;  
  • Начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  
  • Самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  
  • Доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  
  • Навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

Учащиеся получат возможность научиться:  

  • Применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;  
  • Использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;  
  • Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь своё мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;  
  • Определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  
  • Конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.  

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

  • Знает мимические признаки не менее пяти основных эмоций (злость, страх, интерес, грусть, радость), определяет эти эмоции по мимическим признакам на изображениях и в процессе общения, знает названия эмоций.
  • Верно определяет эмоции (злость, страх, интерес, грусть, радость) по позе человека, его жестам и движениям, может сопоставить действия и эмоции.
  • Различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, интерес) в речи по названию, интонации, громкости, темпу.
  • Может назвать эмоции, которые у него вызывают произведения искусства (картина, скульптура, музыкальное или литературное произведение); определяет характер, настроение произведения, даёт ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка).
  • Верно определяет эмоциональное содержание высказываний, понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями.
  • Правильно выражает эмоции с помощью мимики, жестов, поз, движений.
  • Может описать эмоциональное состояние (собственное и другого человека), используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп речи).
  • Выражает эмоции в рисунке, аппликации, через музыку и движение.
  • При обсуждении ситуации (изображения, литературного произведения, личного опыта) распознаёт эмоции, делает верные предположения о причинах их возникновения и событиях, предшествующих данной ситуации.
  • Знает, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут испытывать разные эмоции; понимает, что разные люди могут по-разному проявлять одни и те же эмоции, учитывает это в поведении.
  • Понимает, что эмоции могут влиять на поведение, делает предположения о том, какое влияние данное эмоциональное состояние может оказать на его поведение в конкретных ситуациях.
  • Может определить своё эмоциональное состояние и его интенсивность, описать ситуацию, ставшую причиной проявления эмоции; знает несколько способов саморегуляции.
  • Может установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста и взрослыми — родителями, педагогом; способен инициировать и поддержать общение: задавать вопросы с учётом ситуации и особенностей партнёра по общению, реагировать на ответы, отвечать на вопросы.
  • Понимает, что другой человек может иначе воспринимать объект, ситуацию, иметь мнение, желания, мысли и т. П., отличные от его собственных, и учитывает это в поведении; понимает, что люди могут иметь ошибочное мнение о ситуации и строить своё поведение на основании этого мнения.
  • Проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку; распознаёт ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким; может сам обратиться за помощью к знакомому взрослому или сверстнику, сформулировать свою просьбу.
  • Знает о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности; предлагает варианты взаимодействия, умеет договариваться; выполняет совместные задания в группе.
  • Идентифицирует свои эмоции и эмоции другого человека, прогнозирует вероятность возникновения конфликта; делает предположения о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения; знает простые способы саморегуляции.
  • Знает формальные правила социального поведения и следует им (приветствие, прощание, извинение, благодарность и т. Д.); принимает правила, принятые в семье, школе, и следует им.
  • Уважительно относится к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения; выстраивает отношения в классе на основании общих норм и ценностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

направления воспитательной работы

Ознакомительный раздел

гражданское

духовно- нравственное

Знакомство детей в классе, самопрезентация

1

Ребёнок знает имена большинства одноклассников;  

Получил опыт самопрезентации в классе;  

Знает, что́ его объединяет с одноклассниками и в чём его уникальность.

Игра

«Школа возможностей»

Психологический климат в классе

1

Ассоциирует себя с собственным классом;  

Настроен на выстраивание позитивных взаимоотношений с одноклассниками.  

Творческое задание

«Школа возможностей»

Нормы и правила в группе

1

Знает нормы и правила, соблюдение которых поможет каждому ученику чувствовать себя в классе комфортно;  

Может привести примеры ситуаций, иллюстрирующих соблюдение этих правил в классе;  

Готов соблюдать правила класса.

Работа в группе

«Школа возможностей»

Итого по разделу

3

Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций

гражданское

духовно-нравственное

физическое

ценности научного познания

Многообразие эмоций

1

Может называть базовые эмоции;  

Умеет соотносить эмоции с различными объектами;  

Понимает сходство и различия в переживании эмоций разными людьми

Игра

«Школа возможностей»

Причины и способы выражения радости

2

Называет различные причины, вызывающие радость;  

Определяет радость по пантомимическим признакам;  

Может прогнозировать действия, которые порадуют окружающих.

Умеет определять радость по мимическим и паравербальным признакам;  

Оперирует словами и понятиями, связанными с эмоцией «радость», и использует их в общении;  

Может привести примеры ситуаций, вызывающих радость.

Работа в группе, игра

«Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Причины и способы выражения грусти

1

Может называть и анализировать причины грусти;  

Определяет грусть по мимическим признакам;  

Использует понятия, связанные с эмоцией «грусть».

Работа в группах

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Причины и способы выражения злости

1

Понимает и может приводить примеры причин злости;

Может определять эмоцию «злость» по мимическим и пантомимическим проявлениям;  

Знает собственные проявления злости.

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Причины и способы выражения страха

1

Понимает и может приводить примеры причин возникновения страха;  

Может определять эмоцию «страх» по мимическим, вербальным и паравербальным проявлениям;  

Использует понятия, связанные с эмоцией «страх».  

Работа в группах

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Причины и способы выражения интереса

1

Знаком с многообразием причин для возникновения эмоции «интерес»;  

Умеет различать мимические и пантомимические проявления интереса;  

Может различать вербальные и паравербальные признаки эмоции «интерес».  

Игра

«Школа возможностей».

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей

1

Умеет соотносить ситуацию с определённой эмоцией;  

Осознаёт, что люди в одной и той же ситуации могут испытывать разные эмоции.  

Работа в группах

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека

1

Выражает свои эмоции с помощью метафорических средств;  

Понимает необходимость уважительного отношения к эмоциям других людей

Творческое задание

«Школа возможностей»

Интенсивность эмоций

1

Умеет выражать с помощью мимики и пантомимики эмоции разной интенсивности;  

Может прогнозировать, эмоции какой силы вызовет у него определённая ситуация;  

Понимает влияние эмоций разной силы на поведение.

Устный опрос

«Школа возможностей»

Итого по разделу

10

Раздел 2. Эмоциональная регуляция

гражданское

духовно-нравственное

физическое

ценности научного познания

Модальность эмоций

1

Осознаёт значение любых эмоций для человека;  

Понимает важность управления эмоциями;  

Может использовать специальные приёмы для снижения интенсивности неприятных эмоций.  

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Влияние эмоций на поведение

1

Осознаёт, что он способен управлять своими эмоциями;  

Понимает, что эмоции, вышедшие из-под контроля, могут привести к неприятным для человека последствиям.

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Выражение эмоций, основы саморегуляции

1

Понимает негативные последствия подавления эмоций;  

Имеет представление о конструктивных способах проявления эмоций;  

Владеет некоторыми способами саморегуляции.

Работа в группах

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Влияние злости на поведение. Основы управления злостью

1

Осознаёт, что злость — эмоция, необходимая человеку;  

Понимает, что злость может принести и пользу, и вред;  

Знает некоторые способы управления злостью.  

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Конструктивные способы выражения злости. Основы саморегуляции

1

Понимает, что злостью необходимо управлять;  

Знаком с конструктивными способами выражения злости;  

Знает несколько способов управления злостью.

Устный опрос

«Школа возможностей»

Значение эмоции «страх»

1

Понимает, что эмоция «страх» необходима человеку;  

Знает, что эмоция «страх» может принести и пользу, и вред;  

Знаком с некоторыми способами управления страхом.

Творческое задание

«Школа возможностей»

Управление страхом. Основы саморегуляции

1

Понимает негативное воздействие страха и может привести примеры таких ситуаций из своей жизни;  

Осознаёт необходимость овладения способами управления страхом;  

Знает несколько способов управления страхом.  

Творческое задание

«Школа возможностей»

Элементарные навыки саморегуляции

1

Понимает, что он может сознательно управлять своими эмоциями с помощью специальных техник;  

Знает несколько техник управления эмоциями.

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Итого по разделу

8

Раздел 3. Социальное взаимодействие

гражданское

духовно-нравственное

физическое

ценности научного познания

Сходство и различия в группе. Общение в мире различий

1

Понимает собственную уникальность и общность с другими детьми;  

Воспринимает многообразие как ресурс класса.  

Работа в группах

«Школа возможностей»

Согласованность в совместной работе

1

Понимает важность совместной работы;  

осознаёт необходимость согласованных действий в командной работе;  

получил первичные умения договариваться о совместных действиях.  

Работа в группах

«Школа возможностей»

Важность умения слушать другого человека

1

Понимает важность умения слышать другого для совместной работы; понимает, какие чувства он испытывает, когда его внимательно слушают; знает способы дать понять другому человеку, что ты его слышишь.  

Игра

«Школа возможностей»

Децентрация. Понимание ментальных состояний и неверных мнений

1

Осознаёт, что одна и та же ситуация может быть воспринята разными людьми по-разному;  

Понимает, что разное восприятие ситуации приводит к разным действиям людей в ней;  

Стремится к пониманию других людей.  

Творческое задание

«Школа возможностей»

Эмпатия, сочувствие и сопереживание

1

Понимает важность оказания психологической поддержки;  

может определить ситуации, в которых человеку нужна поддержка;  

знает некоторые способы оказания психологической поддержки.  

Письменный опрос

«Школа возможностей»

Эмпатия, навыки оказания эмоциональной поддержки

2

Понимает важность оказания психологической поддержки;  

знает несколько вербальных способов эмоциональной поддержки и может применить их на практике.  

Игра, работа в группах

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Ценность взаимопомощи в дружеских отношениях

1

Может делать верные предположения о том, что человеку требуется помощь;  

знает несколько способов, как предложить помощь;  

понимает вероятные причины отказа от предложенной помощи.  

Устный опрос

«Школа возможностей»

Умение обратить внимание других на свои потребности, попросить о помощи

1

Понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно попросить о помощи;  

Знает, к кому он может обратиться за помощью в типовых ситуациях;  

знает, как можно попросить о помощи.  

Устный опрос

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Сложные ситуации в общении и способы их разрешения

2

Знает некоторые возможные причины конфликтов и может спрогнозировать их возникновение;  

Понимает эмоции, которые возникают в конфликте;  

Понимает, какое влияние эмоции оказывают на поведение в конфликте.  

Понимает, как можно управлять эмоциями в конфликте;  

знает и умеет использовать один из способов разрешения конфликтов;  

понимает, что соблюдение правил класса поможет предотвратить конфликты.  

Лист самооценки, игра

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Промежуточная аттестация

1

Понимает, чего ему удалось достичь, что узнать и чему научиться в течение учебного года;  

знает, чему он хочет научиться за лето, и понимает, как это можно сделать.

Творческая работа

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Итого по разделу

12

Общее количество часов по программе

33

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

направления воспитательной работы

Ознакомительный раздел

духовно – нравственное

ценности научного познания

Обсуждение итогов лета и планирование образовательных результатов

1

  • поделился результатами, которых он достиг летом;  
  • знаком с умениями, которыми может овладеть в результате обучения;  
  • актуализировал знания и умения, полученные на первом году обучения по программе;  
  • получил опыт использования техники «квадрат настроения» для идентификации своих эмоций

Игра

«Школа возможностей»

Эмоции, связанные со школой

1

осознаёт связь между желаемыми эмоциями, своим поведением и результатом;  

предлагает действия, которые помогут поддерживать доброжелательные отношения.  

Работа в группах

«Школа возможностей»

Психологический климат в классе

1

Знает, какие действия могут вызывать неприятные эмоции;  

умеет находить варианты разрешения нежелательных ситуаций;  

получил опыт использования Соглашения класса для управления психологической атмосферой в классе.

Работа в группах

«Школа возможностей»

Итого по разделу

3

Раздел 1. Восприятие эмоций и понимание причин их возникновения

Интерес как ключевой мотиватор учебной деятельности

1

знает индикаторы эмоции «интерес» у себя и других;  

получил опыт использования интереса в качестве эмоции-переключателя;  

замотивирован на дальнейшее получение знаний.  

Игра

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

духовно – нравственное

ценности научного познания

физическое воспитание

эстетическое воспитание

Признаки удивления и причины его возникновения

1

приводит примеры причин возникновения эмоции удивления у себя и других людей;  

верно идентифицирует эмоцию «удивление» по вербальным и невербальным признакам;  

знает, что эмоция «удивление» является эмоцией-переключателем

Письменный контроль

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Интенсивность эмоций и их проявление

1

понимает связь силы эмоционального переживания и значимости события;  

связывает силу эмоции с конкретными поведенческими проявлениями;  

умеет выражать эмоции разной интенсивности;  

знает несколько способов управления силой эмоции

Устный опрос

«Школа возможностей»

Модальность эмоций

1

понимает, что неприятные эмоции связаны с неудовлетворёнными потребностями, а приятные, наоборот, говорят об их удовлетворении;

понимает, что неприятная эмоция не значит плохая, негативная или отрицательная;

понимает, что неприятная эмоция может служить основанием для изменения ситуации;

имеет представление о том, как можно анализировать ситуации с неприятными эмоциями.

Групповое обсуждение

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Амбивалентные эмоции. Принятие ответственного решения

1

понимает, что бывают ситуации, когда человек испытывает противоречивые эмоции;

понимает причины возникновения амбивалентных (противоречивых) эмоций;

получит опыт прогнозирования последствий того или иного выбора и соотнесения его с желаемым результатом

Письменный контроль

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Многообразие эмоций и способов их выражения

2

различает несколько способов передачи эмоций в произведениях искусства;

попрактиковался в интерпретации эмоций, выраженных разными способами;

получил опыт выражения эмоций через творчество;

знает, что каждая эмоция может быть передана разными способами: с помощью тела, речи и творчества;  

понимает и интерпретирует эмоции в произведениях искусства;  

способен соотнести полученную информацию с конкретной эмоцией

Игра, работа в группах

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Идентификация собственных эмоций, осознание их причин

3

понимает взаимосвязь эмоций, мыслей, тела и результата действия;  

внимателен к телесным проявлениям эмоций;  

способен идентифицировать телесные ощущения и связывать их с конкретными эмоциями;  

знает несколько приёмов управления эмоциями с помощью тела;

осознаёт, что эмоции, которые он испытывает, влияют на его мысли;  

понимает, что его собственные мысли создают эмоциональное состояние;  

способен связать конкретные мысли с эмоцией;  

знает некоторые приёмы когнитивного управления эмоциями;

получил знания о том, что такое эмпатия;  

понимает ценность эмпатии;  

получил возможность поставить себя на место другого и описать его чувства

Письменный контроль,

игра

«Школа возможностей»

Итого по разделу

10

Раздел 2. Эмоциональная регуляция

духовно – нравственное

ценности научного познания

физическое воспитание

эстетическое воспитание

Эмоциональная обусловленность поведения. Конструктивное и деструктивное влияние эмоций на поведение

1

понимает, что поведение может быть обусловлено эмоциями;  

соотносит разные виды деятельности с эмоциями, которые помогают действовать эффективнее;  знает некоторые приёмы управления собой

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Ментальная обусловленность поведения

1

понимает, что мысли отражаются на поведении и настроении;  

понимает возможные причины обиды;  

знает, как можно поступить, когда возникает ситуация, связанная с обидой

Работа в группах

«Школа возможностей»

Ситуативная обусловленность эмоций и поведения

1

понимает, что способ выражения эмоций может быть обусловлен ситуацией;  

получил опыт оценки ситуации с точки зрения уместности эмоционального реагирования.

Работа в группах

«Школа возможностей»

Профилактика подавления эмоций

1

понимает последствия импульсивного выражения и сдерживания эмоций;  

понимает пользу выражения эмоций;  

заинтересован в освоении навыка управления своим поведением

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями

2

знает, что можно управлять эмоциями с помощью рисования;  

знаком с некоторыми приёмами управления собой с помощью рисования;

знает, что можно регулировать своё эмоциональное состояние с помощью творчества — лепки;  

получил опыт управления своими эмоциями в командной работе;  

попрактиковался в управлении эмоциями с помощью творчества

Работа в группах

«Школа возможностей»

Основы управления поведением

1

знает, что своим поведением, как и эмоциями, необходимо управлять;  

получил опыт управления эмоциями с помощью тела;  

получил опыт управления эмоциями с помощью мысли

Лист самооценки

«Школа возможностей»

Итого по разделу

7

Раздел 3. Социальное взаимодействие

Сходство и различия в группе

1

понимает собственную уникальность и общность с другими детьми;

воспринимает многообразие как ресурс класса

Работа в группах

«Школа возможностей»

духовно – нравственное

гражданское воспитание

ценности научного познания

физическое воспитание

эстетическое воспитание

Толерантность и принятие многообразия

1

понимает и ценит свою уникальность и уникальность других;  

понимает, что может создавать положительную атмосферу в классе посредством общения;  

стремится поддерживать дружеские отношения с одноклассниками

Творческое задание

«Школа возможностей»

Ложь, её влияние на межличностные отношения

1

понимает, что такое обман, может идентифицировать ситуацию обмана в игровых и учебных ситуациях;  

различает обман и фантазирование;  

осознаёт, какое влияние обман может оказывать на отношения между людьми

Групповое обсуждение

«Школа возможностей»

Неверные мнения как возможные причины неверной интерпретации поведения

1

понимает, что одна и та же ситуация может быть по-разному воспринята и понята разными людьми в зависимости от того, что им известно об этой ситуации;  

понимает, что разное восприятие ситуации людьми приводит к разным действиям в ней;  

стремится к пониманию других людей

Групповое обсуждение

«Школа возможностей»

Развитие способности к децентрации

1

понимает, что разные люди могут по-разному воспринимать ситуацию и относиться к ней;  

способен строить предположения о том, как другой человек может воспринимать ситуацию;  

стремится учитывать эти предположения в общении

Письменный контроль

«Школа возможностей»

Способы понимания и прояснения состояния другого: проясняющие и уточняющие вопросы

1

понимает важность взаимопонимания в общении;  

понимает возможные причины непонимания, может анализировать учебную ситуацию с точки зрения причин ошибок понимания;  

понимает роль вопросов в достижении взаимопонимания, знает несколько проясняющих и уточняющих вопросов, может задавать их в учебных ситуациях

Работа в группах

«Школа возможностей»

Эффективное поведение в сложных коммуникативных ситуациях

1

знает, какие действия могут привести к ссоре, может проанализировать причины ссоры в учебной и реальной ситуации;  

стремится предупредить ссору;  

владеет элементарными навыками примирения

Творческое задание

«Школа возможностей»,

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Понимание недоразумений и бестактности

1

понимает, что такое бестактность, и может определить бестактность в учебных ситуациях;

понимает возможные причины и последствия бестактности;

может применять на практике навыки корректного общения

Работа в группах

«Школа возможностей»

Основы противостояния буллингу в классе

1

понимает, какие действия могут обидеть одноклассника, вызвать неприятные эмоции;

понимает, кто и как может помочь в ситуации буллинга;

стремится не допускать ситуации буллинга в классе, поддержать человека, которого обижают

Творческое задание

«Школа возможностей»

Эмпатия и навыки оказания эмоциональной помощи другим

1

делать верные предположения об эмоциях другого человека в различных ситуациях;

может распознавать ситуации, в которых человеку нужна поддержка; знаком с некоторыми способами оказания психологической поддержки

Творческое задание

«Школа возможностей»,

Онлайн-игра «Палитра эмоций»

Навыки ненасильственного общения

1

понимает, что каждый человек может быть не согласен с мнением или просьбой другого;

понимает, что несогласие с мнением другого человека само по себе не предполагает ссоры или ухудшения отношений;

знаком с техникой ненасильственного выражения просьбы

Групповое обсуждение

«Школа возможностей»

Основы ненасильственного общения

1

понимает разницу между фактом и оценочным суждением;  

может делать умозаключения о том, каким людям можно доверять, а каким — нет;

стремится заслужить доверие детей в классе;

знаком с правилами безопасного поведения, стремится их выполнять

Письменный контроль

«Школа возможностей»

Навыки совместной работы в группе. Сплочённость класса

1

понимает что для решения определённых задач требуется командная работа;

осознаёт ценность умения договариваться для достижения общей цели

Письменный контроль

«Школа возможностей»

Промежуточная аттестация

1

вспомнил и сформулировал личностно важные моменты курса за год;  

проанализировал Соглашение класса;  

задумался над тем, чему он хочет научиться за лето

Творческое задание

«Школа возможностей»

Итого по разделу

14

Общее количество часов по программе

34


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

Наименование тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

направления воспитательной работы

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

И снова вместе!

2

знакомы с содержанием программы;

понимают роль семьи в социально-эмоциональном развитии ребёнка;

дети формулируют желания на текущий учебный год

Обсуждение

«Школа возможностей»

Эмоции, эмоции, эмоции…

2

вспомнили названия эмоций и чувств и их значение для человека;

смоделировали ряд ситуаций с эмоциональными реакциями и предложили возможные причины возникновений этих эмоций;

оценили значение каждой эмоции в разрешении конкретной ситуации;

сформулировали способы управления эмоциями.

Обсуждение

«Школа возможностей»

Составляем соглашение класса

2

обозначает желаемые эмоции и те действия, которые будут способствовать их возникновению;

дети договариваются о совместных действиях по достижению желаемых эмоциональных состояний в школе и предотвращению нежелательных

Обсуждение

«Школа возможностей»

Моя путеводная звезда

2

понимает важность формулирования цели для достижения успеха;

знаком с характеристиками цели;

получил опыт формулирования цели из желания

Обсуждение

«Школа возможностей»

Дом, в котором мы живем

2

получает опыт эмоциональной оценки пространства, соотнесения физического Цветные пространства и своей реакции на него;

понимает свою зону ответственности в создании комфортного пространства в классе.

Обсуждение

«Школа возможностей»

Моя суперсила

2

получает опыт самопрезентации через рассказ о себе, своих интересах и достижениях, выделяя свои сильные стороны;

учится формулировать вопросы, чтобы получить необходимую информацию о другом человеке;

умеет увидеть сильные стороны человека за его интересами, успехами и поступками и рассказать о них.

Галерея автопортретов

«Школа возможностей»

Когда что-то пошло не так…

2

осознают свои препятствия на пути достижения цели;

понимают, что могут управлять своим состоянием;

осваивают приёмы управления эмоциями в стрессовой ситуации с помощью движений и мыслей.

Обсуждение

«Школа возможностей»

Нужно ли стараться

2

рассуждает о необходимости быть настойчивым в достижении цели;

понимает преимущества настойчивого поведения и старания;

осваивает приёмы самоподдержки;

получает опыт поддержки друзей в ситуации ошибки.

Игра

«Школа возможностей»

Новый год – новые цели

2

анализируют свою работу с соглашением, вносят в него необходимые изменения;

Формулируют личные цели по поддержанию принятых договорённостей

Обсуждение

«Школа возможностей»

Не торопись с выводами

2

задумывается о том, из чего складывается его первое впечатление о человеке;

обращает внимание на контекст происходящего;

рассуждает о том, что для него важно найти в друге;

формулирует шаги осознанного выбора.

Обсуждение

«Школа возможностей»

Искусство замечать хорошее

2

знает, что нужно управлять своим вниманием, чтобы видеть возможности, а не препятствия;

практикуется в замечании хороших вещей;

умеет выражать благодарность

Практика «Благодарственное письмо»

«Школа возможностей»

Какой он – правильный выбор?

2

называет трудности морально-нравственного характера, которые могут у него возникнуть при выборе;

рассуждает о том, как следует поступать, аргументируя своё мнение; осознаёт свою референтную группу;

понимает, что у каждого человека свои критерии правильного выбора;

формулирует собственные критерии правильного выбора

Обсуждение

«Школа возможностей»

Это угроза?

2

идентифицирует ситуацию запугивания;

осознаёт свои действия как запугивание, если таковые имеют место;

дети решают, как реагировать на запугивание, и фиксируют это в Cоглашении

Обсуждение

«Школа возможностей»

Мы справимся

2

получит опыт поведенческого реагирования на некоторые ситуации буллинга;

возможность проанализировать свою способность к эмпатии

Обыгрывание ситуаций

«Школа возможностей»

Что значит помогать

2

понимает, какие действия являются помощью, а какие — нет;

учится распознавать, кому и какая помощь требуется;

преодолевает собственные барьеры перед обращением за помощью

Игра

«Школа возможностей»

Тайна музейных экспонатов

2

размышляют о том, что можно назвать ценностью; планируют совместные действия для реализации общей цели; обсуждают с родителями семейные ценности;

представляют свою экспозицию для «музея»;

знакомятся с семейными ценностями своих одноклассников

Подготовка к выставке, выставка

«Школа возможностей»

Соглашение. Подводим итоги

2

анализируют, в каких ситуациях соглашение было полезно;

отмечают успехи, связанные с работой над соглашением;

договариваются о том, как будут использовать основные пункты соглашения в течение летних каникул.

Обсуждение

«Школа возможностей»

Общее количество часов по программе

34


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

направления воспитательной работы

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

Обновление классного соглашения

2

знаком с некоторыми правами человека, записанными во Всеобщей декларации прав человека;

понимает их смысл и может проиллюстрировать конкретным примером;

соотносит права человека с классными договорённостями;

дети обновили классное Соглашение в соответствии с правами человека

обсуждение

«Школа возможностей»

украденные имена

2

проявляет сопереживание и сочувствие: умеет входить в положение других людей, ставить себя на место другого;

умеет оказывать поддержку, когда человек испытывает неприятные эмоции;

замечает нетерпимое отношение к индивидуальности других людей;

получил опыт решения морально-нравственных дилемм.

обсуждение

«Школа возможностей»

Что такое эмоциональный интеллект?

2

знает, что такое эмоциональный интеллект;

идентифицирует эмоции по фотографии;

определяет вероятные причины возникновения эмоций;

прогнозирует события по актуальным эмоциям персонажа;

демонстрирует эмоции в инсценировках;

оценил уровень развития своих навыков эмоционального интеллекта;

  • обозначил точки роста в области развития эмоционального интеллекта.

викторина

«Школа возможностей»

Моя реакция – мой выбор

2

знает, как использовать некоторые свойства эмоций для управления своим эмоциональным состоянием;

 осознаёт некоторые свои паттерны поведения в разных эмоциональных состояниях;

 наметил шаги в сторону осознанного управления своим поведением.

практическое задание

«Школа возможностей»

не факт! (навыки ННО)

2

расширил свои представления об убеждениях;

 умеет отличать факты от мнений и убеждений;

получил опыт выражения чувств на языке ненасильственного общения;

получил возможность понять, что своя интерпретация поведения другого может быть ошибочной и что другой человек может иначе интерпретировать ситуацию

маршрутный лист

«Школа возможностей»

Ты мне друг, но ты не прав

2

понимает, что его интерпретация поведения другого может быть ошибочной;

учится определять причины конфликта и пути его решения;

учится конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации в общении с окружающими;

учится использовать способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления.

работа в малых группах

«Школа возможностей»

разговор с самим собой

2

идентифицирует позитивный и негативный внутренний диалог.

Ребёнок знает, как характер внутреннего диалога влияет на настроение и результат деятельности;

как изменить характер разговора с самим собой;

как помочь себе с помощью внутреннего диалога

практическое задание

«Школа возможностей»

прогулка благодарности

2

получил опыт осознанной прогулки на природе;

принял участие в создании совместного творческого продукта;

ценит труд тех, кто заботится о порядке и красоте места, где они живут;

участвует в организации визита (жеста) благодарности

обсуждение

«Школа возможностей»

впереди 5 класс

2

внесли необходимые изменения в классное Соглашение;

сформулировали общие и личные цели по подготовке к переходу в 5 класс;

обозначили шаги по достижению поставленных целей

устный опрос

«Школа возможностей»

да, мы такие

2

расширил представления о своих сильных сторонах;

получил поддержку от других участников;

умеет оказывать поддержку другим

творческое задание

«Школа возможностей»

Дорогу осилит идущий

2

рассуждает о роли упорства и настойчивости при достижении желаемого результата;

получил опыт достижения лучшего результата за счёт усиления своих волевых качеств;

назвал те сферы, где он более усердно готов достигать желаемого результата

устный опрос

«Школа возможностей»

стыд, вина, обида

2

идентифицирует стыд, вину, обиду;

знает, как отреагировать на чувства стыда и вины, не застревая в них;

 различает обиду как чувство и поведение;

умеет выразить обиду без манипулирования

обсуждение

«Школа возможностей»

быть или не быть добрым

2

рассуждает о смысле доброты;

знает, как проявляется доброта в действиях человека;

участвует в планировании и организации общего доброго дела

обсуждение

«Школа возможностей»

ничего себе шуточки!

2

расширил свои представления о причинах смеха и улыбки;

обогатил свой эмоциональный словарь характеристиками смеха;

получил возможность невербального выражения разного рода улыбки; различает шутку и насмешку;

знает, как можно реагировать на насмешку;

получил опыт реагирования на насмешку в игровой ситуации

беседа

«Школа возможностей»

сила природы

2

получил опыт осознанного восприятия окружающего мира; познакомился с техникой эмоциональной саморегуляции

практика на природе

«Школа возможностей»

Галерея цитат

2

идентифицируют своё эмоциональное состояние;

умеют соотносить его со словами, мыслями;

умеют передать своими словами мысли и чувства автора цитаты

обсуждение

«Школа возможностей»

Готовимся к переходу

2

выразил благодарность своим одноклассникам и педагогу;

получил эмоциональную поддержку от одноклассников и педагога;

обозначил свои цели на 5 класс;

учащиеся совместно сформулировали правила и принципы, которые помогут им достичь поставленных целей

письмо в будущее

«Школа возможностей»

Общее количество часов по программе

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

тема занятия

количество часов

дата изучения

виды, формы контроля

Знакомство детей в классе, самопрезентация

1

Игра

Психологический климат в классе

1

Творческое задание

Нормы и правила в группе

1

Работа в группе

Многообразие эмоций

1

Игра

Причины и способы выражения радости. Почему мы радуемся

1

Работа в группе

Причины и способы выражения радости. Когда мы радуемся

1

Игра

Причины и способы выражения грусти

1

Работа в группах

Причины и способы выражения злости

1

Лист самооценки

Причины и способы выражения страха

1

Работа в группах

Причины и способы выражения интереса

1

Игра

Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей

1

Работа в группах

Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека

1

Творческое задание

Интенсивность эмоций

1

Устный опрос

Модальность эмоций

1

Лист самооценки

Влияние эмоций на поведение

1

Лист самооценки

Выражение эмоций, основы саморегуляции

1

Работа в группах

Влияние злости на поведение. Основы управления злостью

1

Лист самооценки

Конструктивные способы выражения злости. Основы саморегуляции

1

Устный опрос

Значение эмоции «страх»

1

Творческое задание

Управление страхом. Основы саморегуляции

1

Творческое задание

Элементарные навыки саморегуляции

1

Лист самооценки

Сходство и различия в группе. Общение в мире различий

1

Работа в группах

Согласованность в совместной работе

1

Работа в группах

Важность умения слушать другого человека

1

Игра

Децентрация. Понимание ментальных состояний и неверных мнений

1

Творческое задание

Эмпатия, сочувствие и сопереживание

1

Письменный опрос

Эмпатия, навыки оказания эмоциональной поддержки

1

Игра

Эмпатия, навыки оказания эмоциональной поддержки

1

Работа в группах

Ценность взаимопомощи в дружеских отношениях

1

Устный опрос

Умение обратить внимание других на свои потребности, попросить о помощи

1

Устный опрос

Сложные ситуации в общении и способы их разрешения

1

Лист самооценки

Сложные ситуации в общении и способы их разрешения

1

Игра

Промежуточная аттестация

1

Творческая работа


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

тема занятия

количество часов

дата изучения

виды, формы контроля

Обсуждение итогов лета и планирование образовательных результатов

1

Игра

Эмоции, связанные со школой

1

Работа в группах

Психологический климат в классе

1

Работа в группах

Интерес как ключевой мотиватор учебной деятельности

1

Игра

Признаки удивления и причины его возникновения

1

Письменный контроль

Интенсивность эмоций и их проявление

1

Устный опрос

Модальность эмоций

1

Групповое обсуждение

Амбивалентные эмоции. Принятие ответственного решения

1

Письменный контроль

Многообразие эмоций и способов их выражения

1

Игра

Многообразие эмоций и способов их выражения

1

Работа в группах

Идентификация собственных эмоций, осознание их причин

1

Письменный контроль

Идентификация собственных эмоций, осознание их причин

1

Игра

Идентификация собственных эмоций, осознание их причин

1

Письменный контроль

Эмоциональная обусловленность поведения. Конструктивное и деструктивное влияние эмоций на поведение

1

Лист самооценки

Ментальная обусловленность поведения

1

Работа в группах

Ситуативная обусловленность эмоций и поведения

1

Работа в группах

Профилактика подавления эмоций

1

Лист самооценки

Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями

1

Работа в группах

Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями

1

Работа в группах

Основы управления поведением

1

Лист самооценки

Сходство и различия в группе

1

Работа в группах

Толерантность и принятие многообразия

1

Творческое задание

Ложь, её влияние на межличностные отношения

1

Групповое обсуждение

Неверные мнения как возможные причины неверной интерпретации поведения

1

Групповое обсуждение

Развитие способности к децентрации

1

Письменный контроль

Способы понимания и прояснения состояния другого: проясняющие и уточняющие вопросы

1

Работа в группах

Эффективное поведение в сложных коммуникативных ситуациях

1

Творческое задание

Понимание недоразумений и бестактности

1

Работа в группах

Основы противостояния буллингу в классе

1

Творческое задание

Эмпатия и навыки оказания эмоциональной помощи другим

1

Творческое задание

Навыки ненасильственного общения

1

Групповое обсуждение

Основы ненасильственного общения

1

Письменный контроль

Навыки совместной работы в группе. Сплочённость класса

1

Письменный контроль

Промежуточная аттестация

1

Творческое задание

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

тема занятия

количество часов

дата изучения

виды, формы контроля

И снова вместе!

1

Обсуждение

И снова вместе!

1

Обсуждение

Эмоции, эмоции, эмоции…

1

Обсуждение

Эмоции, эмоции, эмоции…

1

Обсуждение

Составляем соглашение класса

1

Обсуждение

Составляем соглашение класса

1

Обсуждение

Моя путеводная звезда

1

Обсуждение

Моя путеводная звезда

1

Обсуждение

Дом, в котором мы живем

1

Обсуждение

Дом, в котором мы живем

1

Обсуждение

Моя суперсила

1

Галерея автопортретов

Моя суперсила

1

Галерея автопортретов

Когда что-то пошло не так…

1

Обсуждение

Когда что-то пошло не так…

1

Обсуждение

Нужно ли стараться

1

Игра

Нужно ли стараться

1

Игра

Новый год – новые цели

1

Обсуждение

Новый год – новые цели

1

Обсуждение

Не торопись с выводами

1

Обсуждение

Не торопись с выводами

1

Обсуждение

Искусство замечать хорошее

1

Практика «Благодарственное письмо»

Искусство замечать хорошее

1

Практика «Благодарственное письмо»

Какой он – правильный выбор?

1

Обсуждение

Какой он – правильный выбор?

1

Обсуждение

Это угроза?

1

Обсуждение

Это угроза?

1

Обсуждение

Мы справимся

1

Обыгрывание ситуаций

Мы справимся

1

Обыгрывание ситуаций

Что значит помогать

1

Игра

Что значит помогать

1

Игра

Тайна музейных экспонатов

1

Подготовка к выставке, выставка

Тайна музейных экспонатов

1

Подготовка к выставке, выставка

Соглашение. Подводим итоги

1

Обсуждение

Соглашение. Подводим итоги

1

Обсуждение

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 КЛАСС)

⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯

№ п/п

тема занятия

количество часов

дата изучения

виды, формы контроля

Обновление классного соглашения

1

обсуждение

Обновление классного соглашения

1

обсуждение

украденные имена

1

обсуждение

украденные имена

1

обсуждение

Что такое эмоциональный интеллект?

1

викторина

Что такое эмоциональный интеллект?

1

викторина

Моя реакция – мой выбор

1

практическое задание

Моя реакция – мой выбор

1

практическое задание

не факт! (навыки ННО)

1

маршрутный лист

не факт! (навыки ННО)

1

маршрутный лист

Ты мне друг, но ты не прав

1

работа в малых группах

Ты мне друг, но ты не прав

1

работа в малых группах

разговор с самим собой

1

практическое задание

разговор с самим собой

1

практическое задание

прогулка благодарности

1

обсуждение

прогулка благодарности

1

обсуждение

впереди 5 класс

1

устный опрос

впереди 5 класс

1

устный опрос

да, мы такие

1

творческое задание

да, мы такие

1

творческое задание

Дорогу осилит идущий

1

устный опрос

Дорогу осилит идущий

1

устный опрос

стыд, вина, обида

1

обсуждение

стыд, вина, обида

1

обсуждение

быть или не быть добрым

1

обсуждение

быть или не быть добрым

1

обсуждение

ничего себе шуточки!

1

беседа

ничего себе шуточки!

1

беседа

сила природы

1

практика на природе

сила природы

1

практика на природе

Галерея цитат

1

обсуждение

Галерея цитат

1

обсуждение

Готовимся к переходу

1

письмо в будущее

Готовимся к переходу

1

письмо в будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"

Программа составлена на основе учебного пособия Н.М. Ладнушкиной "Я и мир вокруг меня", подаренного первоклассникам Югры на 1 сентября...

Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня"

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей...

Внеурочное занятие на коми языке "Менам лун" (Режим дня)

К уроку на коми языке "Менам лун"(Режим дня) прилагается конспект урока, технологическая карта, презентация....

Программа внеурочной деятельности для ребенка с умственной отсталостью "Мир вокруг меня..."

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Мир вокруг меня…» 1 класс. Для ребенка с умственной отсталостью (Вариант II). Рецензия к программе....

Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня" (социальное проектирование)

Курс программы "Мир вокруг меня" (социальное проектирование) в начальной школе рассчитан на 4 года обучения. На освоение программы отводится 34 часа в год. Программа реализуется через внеуро...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...

Модульная программа внеурочной деятельности "Мир который меня окружает"

Модульная программа реализуется  в среде  мультифункционального технологического сервиса в формате  on-lain, off – lain, а также очных занятий. Сервис предусматривает сетевое взаи...