Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Обо мне и для меня"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obo_mne_i_dlya_menya.docx | 107.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Обо мне и для меня» для обучающихся 1-4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. При реализации Программы используется УМК «Школа возможностей».
Программа позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к эмоциям, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия. Результаты обучения переносятся и в школьную среду в целом, изменяя в лучшую сторону не только отношения детей со сверстниками и взрослыми, но и всю атмосферу школьной жизни.
Программа основывается на теории эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо), теории модели психического (The Theory of Mind), а также на теории деятельности. Важным основанием программы является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребёнка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств.
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского даёт основания для понимания особенностей социального окружения, целей и задач на каждом конкретном этапе развития. Согласно теории деятельности, развитие осуществляется в активном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой, он обучается и воспитывается в процессе деятельности.
Субъектный подход предполагает учёт индивидуальных особенностей ребёнка и его непосредственное участие в процессе обучения и воспитания. Ребёнок является не объектом обучения и воспитания, а его субъектом.
Теория модели психического, или модель психического состояния, — это возможность понимать не только собственное психическое состояние (намерения, желания, чувства и т. П.), но и психический мир других людей. Без развития этой способности невозможны ни социализация, ни усвоение социальных правил и норм, ни адаптация к меняющимся условиям социальных отношений.
Теория эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо) исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в повседневной жизни. Согласно данной теории, выделяются следующие составляющие эмоционального интеллекта.
Восприятие и идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.
Понимание эмоций — умение определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, предугадывать, как изменится эмоциональное состояние в ближайшее время, понимать сложные эмоции и чувства (свои и других людей).
Использование эмоций — способность задействовать эмоции для решения повседневных задач, при выстраивании взаимоотношений с окружающими людьми.
Управление эмоциями — умение регулировать своё эмоциональное состояние и интенсивность проявления эмоций; оказывать влияние на эмоциональное состояние других людей.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста. В процессе реализации программы дети учатся понимать себя, с уважением относиться к своему эмоциональному миру и эмоциям других людей, понимать и принимать свои ощущения и управлять ими, строить на основе этого понимания отношения с другими людьми и окружающим миром.
Состав учебно-методического комплекта
- Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко — руководитель авторского коллектива, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. И. Дубовская). В книге изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков и др.
- Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: А. В. Макарчук, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). В пособии содержится программа обучения, описание возрастных особенностей детей, сценарии занятий с учащимися, тематических встреч с родителями и совместных детско-родительских мероприятий, которые проводятся в рамках программы, инструменты для оценки эффективности работы.
Особенности работы с материалами, входящими в комплект, подробно описаны в разделе «Как работать с учебно-методическим комплектом».
Реализация программы рассчитана на 4 года. Тематическое планирование и сценарии занятий различных годов обучения приведены в отдельных изданиях.
- Рабочая тетрадь «Обо мне и для меня» (авторы: А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева). Тетрадь предназначена для индивидуальной работы детей на занятиях и выполнения семейных заданий вместе со взрослыми.
- Игровой комплект «Палитра эмоций» (авторы: И. А. Дворецкая, А. В. Макарчук, Н. Е. Рычка, О. Е. Хухлаев) — комплект карточек, предназначенный для организации групповой работы в классе.
- Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы (авторы: Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова, Е. И. Лебедева, А. Ю. Уланова, Е. М. Дубовская). В пособии изложены теоретические основы программы, описаны возрастные особенности детей и подростков, подробно рассматриваются проблемы социально-эмоционального развития, представлена краткая сравнительная характеристика отечественных и зарубежных программ социально-эмоционального развития.
- Концепция учебно-методического комплекта «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (авторы: М. И. Катеева, Н. Е. Рычка). В пособии описана концепция УМК СЭР младших школьников и даны методические рекомендации по интеграции инструментов СЭР в педагогическую деятельность.
- Как развивать социально-эмоциональные навыки в начальной школе. Методическое пособие (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка, М. И. Катеева). Пособие включает в себя рекомендации по инте грации социально-эмоционального развития в образовательный процесс.
- Методическое пособие «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» (9+) (авторы: И. А. Дворецкая, Н. Е. Рычка, М. И. Катеева). В пособиях содержатся сценарии занятий с учащимися и совместных детско-родительских мероприятий.
- Методическое пособие «Социально-эмоциональ ное развитие детей младшего школьного возраста (10+)» (авторы: И. А. Дворецкая, М. И. Катеева, Н. Е. Рычка). В пособии содержатся сценарии развивающих занятий с методическими рекомендациями по их реализации.
Цель программы: Способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- Познакомить школьников с многообразием эмоций.
- Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.
- Расширять эмоциональный словарь школьников.
- Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.
- Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.
- Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.
- Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.
- Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.
- Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.
- Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.
- Содействовать социальной адаптации младших школьников.
Принципы построения и реализации программы
- Полнота. Программа для младших школьников является полным курсом, рассчитанным на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс в течение двух лет.
- Интерактивность. В программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.
- Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач ребёнка.
- Индивидуальный подход. Педагог может адаптировать программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавать для него индивидуальную траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.
- Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения программа предполагает изучение одних и тех же разделов, она построена с последовательным усложнением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем их овладения знаниями.
- Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В программе содержатся специальные тематические блоки и групповые совместные задания, направленные на создание благоприятного климата в классе.
- Включение родителей как активных участников программы. Такой подход создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты программы помогают организовывать содержательное общение родителей с ребёнком. Совместная работа родителей и детей в рамках программы помогает успешному социально-эмоциональному развитию младших школьников.
Программа внеурочной деятельности реализуется по следующим направлениям воспитательной работы:
1. Гражданское воспитание
2. Патриотическое воспитание
3. Духовно-нравственное воспитание
4. Эстетическое воспитание
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
6. Трудовое воспитание
7. Экологическое воспитание
8. Ценности научного познания
Занятия проводятся с учащимися 1—2 (или 2—3) классов один раз в неделю. Первый год обучения по программе включает 33 занятия (продолжительность занятий 1—11 составляет 35 минут, занятия 12—33 длятся 40 минут). Второй, третий и четвертый год обучения включает 34 занятия по 40 минут.
СОДЕРЖАНИЕ
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
1 КЛАСС
Ознакомительный раздел
Направлен на знакомство и самопрезентацию учеников в классе, создание благоприятных условий для совместной работы, определение правил взаимодействия.
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций
Включает в себя идентификацию эмоций, их выражение и понимание причин.
В первый год изучаются пять базовых эмоций: радость, злость, грусть, страх и интерес. Занятия направлены на развитие не только представлений о разных эмоциональных выражениях, но и способности их произвольно изобразить.
Ещё одной задачей этого раздела является развитие у детей восприятия и понимания эмоций в ситуативном контексте, без опоры на мимику. Знакомясь с типовыми ситуациями, которые могут вызвать ту или иную эмоцию, дети учатся прогнозировать эмоции других людей и понимать зависимость эмоций от ситуации. Занятия этого раздела также содержат материал, отражающий индивидуальные особенности в переживании и выражении эмоций и их силы.
Раздел 2. Эмоциональная регуляция
Занятия данного раздела способствуют формированию представлений у детей о приятных и неприятных эмоциях, их значении в жизни человека. Установка на подавление неприятных или социально осуждаемых эмоций заменяется формированием умений саморегуляции и пониманием необходимости управления собственными эмоциями.
Дети учатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приёмы саморегуляции. Особое внимание уделяется управлению такими эмоциями, как страх и злость.
Раздел 3. Социальное взаимодействие
Данный раздел посвящён формированию принятия многообразия и уважения индивидуальности человека. Занятия направлены на развитие коммуникативной компетентности: умения слушать и понимать других людей, работать в команде, решать конфликты, помогать другим и самому просить о помощи. Особое внимание отводится изучению возможностей влияния на эмоциональное состояние других людей посредством оказания эмоциональной поддержки.
2 КЛАСС
Ознакомительный раздел
Направлен на осознание новых умений, которыми дети овладели летом, укрепление позитивного психологического климата в классе, актуализацию ценностей и норм поведения, правил взаимодействия младших школьников.
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций
Раздел посвящён обобщению и закреплению знаний об изученных ранее эмоциях и формированию представлений о новых эмоциях — удивлении и отвращении. Таким образом, за два года обучения школьники изучают семь базовых эмоций, учатся их выражать и распознавать, понимать причины возникновения этих эмоций у себя и других людей. Особенное внимание уделяется эмоциям, связанным с обучением в школе. Значительная часть раздела посвящена идентификации собственных эмоций и пониманию их причин.
Раздел 2. Эмоциональная регуляция
Основное направление работы во второй год обучения остаётся прежним — занятия способствуют осознанию важности выражения эмоций, развитию способности к саморегуляции. Дети учатся оценивать, какое влияние (конструктивное или деструктивное) определённые эмоции оказывают на поведение, и делать выводы о необходимости управления ими. Расширяется спектр методов эмоциональной регуляции.
Раздел 3. Социальное взаимодействие
Данный раздел посвящён развитию социальной компетентности — системы социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных общественных ситуациях, а также выработке новых поведенческих сценариев, позволяющих адаптироваться в сложных ситуациях и находить варианты решения, целенаправленно взаимодействовать с окружающими.
Расширяются представления детей о различиях и сходстве интересов и предпочтений разных людей. Они являются основой для формирования установок толерантности.
Занятия данного раздела направлены на укрепление ценности дружбы, развитие умений, помогающих детям поддерживать дружеские отношения, противостоять буллингу (агрессивному преследованию) в классе.
Особое внимание уделяется, пониманию внутреннего состояния человека, умению учитывать неверные мнения и понимать их источники, а также различать обман и осознавать его влияние на взаимоотношения, рассматриваются эмоциональная поддержка, умение адаптироваться в новом коллективе, высказывать и конструктивно отстаивать собственное мнение.
3 КЛАСС
Программа третьего года обучения ориентирована на решение актуальных возрастных задач в сфере взаимодействия с окружающими и развитие навыка управления эмоциями в трёх типах ситуаций: выбора, достижения и угрозы. Годовой цикл начинается вводным совместным детско-родительским мероприятием и завершается итоговым занятием. Все темы можно условно поделить на 5 блоков.
Вводное занятие направлено на укрепление добро желательного психологического климата в классе, актуализацию имеющихся знаний и навыков в области социально-эмоционального развития, а также формирование мотивации на обучение по программе.
Эмоциональный интеллект в ситуации выбора и самоопределения. Темы этого блока посвящены навыкам саморегуляции в ситуации неопределённости и относятся к «мастерской выбора» (Д. А. Леонтьев выделяет три вида работы личности по типам ситуаций и объединяет соответствующие ресурсы в три «мастерские»: выбора, достижения и жизнестойкости). Дети учатся распознавать собственное эмоциональное состояние и управлять им и своим мышлением, а также осознавать влияние внешних факторов на личный выбор. В ходе обсуждения расширяются представления детей о различиях и сходстве интересов и предпочтений разных людей, что становится основой для формирования установок толерантности.
Эмоциональная регуляция в ситуации достижения цели. Акцент в этом блоке сделан на умении сотрудничать, договариваться при достижении общей цели. Содержание тем способствует формированию здоровой самооценки, развитию умения обращаться за помощью и поддержкой и быть благодарными. Задания и упражнения направлены на формирование позитивного самоотношения, устойчивой самооценки и относятся к «мастерской достижения».
Управление собой в стрессовых ситуациях. Темы данного блока направлены на укрепление ценности дружбы, развитие умений, помогающих детям поддерживать доброжелательные отношения, противостоять буллингу (агрессивному преследованию) в классе, а также на усвоение эмоционально-ориентированных (направленных на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором) копинг-стратегий (действия человека, направленные на то, чтобы справиться со стрессом), которые могут быть применимы как в ситуациях, связанных с учёбой (контрольные, экзамены, ответ у доски и пр.), так и во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса (одноклассниками, другими учащимися школы, педагогами и пр.). Содержание блока можно отнести к «мастерской жизнестойкости».
Подведение итогов. Последнее занятие третьего года обучения посвящено рефлексии, осмыслению полученного опыта, а также постановке задач на летние каникулы.
Некоторые темы могут одновременно относиться к нескольким тематическим блокам, так как они могут включать в себя ситуации различного характера и затрагивать ресурсы разных подструктур личностного потенциала.
4 КЛАСС
Программа четвёртого года обучения продолжает логику предыдущего и ориентирована на решение актуальных возрастных задач в сфере взаимодействия с окружающими и развитие навыка управления эмоциями в трёх типах ситуаций: выбора, достижения и угрозы.
Все темы можно условно поделить на три блока.
Эмоциональный интеллект в ситуации выбора и самоопределения («мастерская выбора»). Темы этого блока направлены на осознание учащимися своей роли в разных ситуациях, понимание своих эмоций и импульсов, связанных с ними, развитие осмысленного выбора модели поведения в зависимости от желаемого результата и принятие ответственности за любой результат своих действий.
Эмоциональная регуляция в ситуации достижения цели («мастерская достижения»). На занятиях этого блока учащиеся расширяют представления о своих сильных сторонах, учатся опираться на них при решении практических задач, развивают навыки саморегуляции при достижении цели.
Управление собой в стрессовых ситуациях («мастерская жизнестойкости»). Задача занятий этого блока состоит в том, чтобы способствовать формированию у учащихся жизнестойких установок, развитию способности находить опору в себе и поддержку других в сложных ситуациях.
Некоторые темы могут одновременно относиться к нескольким тематическим блокам, так как они включают в себя ситуации различного характера и затрагивают ресурсы разных подструктур личностного потенциала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Учащиеся получат возможность для формирования:
- Уважительного отношения к мнению другого человека;
- Начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
Учащиеся получат возможность научиться:
- Применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- Использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь своё мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;
- Определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- Конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
- Знает мимические признаки не менее пяти основных эмоций (злость, страх, интерес, грусть, радость), определяет эти эмоции по мимическим признакам на изображениях и в процессе общения, знает названия эмоций.
- Верно определяет эмоции (злость, страх, интерес, грусть, радость) по позе человека, его жестам и движениям, может сопоставить действия и эмоции.
- Различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, интерес) в речи по названию, интонации, громкости, темпу.
- Может назвать эмоции, которые у него вызывают произведения искусства (картина, скульптура, музыкальное или литературное произведение); определяет характер, настроение произведения, даёт ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка).
- Верно определяет эмоциональное содержание высказываний, понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями.
- Правильно выражает эмоции с помощью мимики, жестов, поз, движений.
- Может описать эмоциональное состояние (собственное и другого человека), используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп речи).
- Выражает эмоции в рисунке, аппликации, через музыку и движение.
- При обсуждении ситуации (изображения, литературного произведения, личного опыта) распознаёт эмоции, делает верные предположения о причинах их возникновения и событиях, предшествующих данной ситуации.
- Знает, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут испытывать разные эмоции; понимает, что разные люди могут по-разному проявлять одни и те же эмоции, учитывает это в поведении.
- Понимает, что эмоции могут влиять на поведение, делает предположения о том, какое влияние данное эмоциональное состояние может оказать на его поведение в конкретных ситуациях.
- Может определить своё эмоциональное состояние и его интенсивность, описать ситуацию, ставшую причиной проявления эмоции; знает несколько способов саморегуляции.
- Может установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста и взрослыми — родителями, педагогом; способен инициировать и поддержать общение: задавать вопросы с учётом ситуации и особенностей партнёра по общению, реагировать на ответы, отвечать на вопросы.
- Понимает, что другой человек может иначе воспринимать объект, ситуацию, иметь мнение, желания, мысли и т. П., отличные от его собственных, и учитывает это в поведении; понимает, что люди могут иметь ошибочное мнение о ситуации и строить своё поведение на основании этого мнения.
- Проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку; распознаёт ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким; может сам обратиться за помощью к знакомому взрослому или сверстнику, сформулировать свою просьбу.
- Знает о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности; предлагает варианты взаимодействия, умеет договариваться; выполняет совместные задания в группе.
- Идентифицирует свои эмоции и эмоции другого человека, прогнозирует вероятность возникновения конфликта; делает предположения о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения; знает простые способы саморегуляции.
- Знает формальные правила социального поведения и следует им (приветствие, прощание, извинение, благодарность и т. Д.); принимает правила, принятые в семье, школе, и следует им.
- Уважительно относится к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения; выстраивает отношения в классе на основании общих норм и ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | направления воспитательной работы |
Ознакомительный раздел | гражданское духовно- нравственное | |||||
Знакомство детей в классе, самопрезентация | 1 | Ребёнок знает имена большинства одноклассников; Получил опыт самопрезентации в классе; Знает, что́ его объединяет с одноклассниками и в чём его уникальность. | Игра | «Школа возможностей» | ||
Психологический климат в классе | 1 | Ассоциирует себя с собственным классом; Настроен на выстраивание позитивных взаимоотношений с одноклассниками. | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Нормы и правила в группе | 1 | Знает нормы и правила, соблюдение которых поможет каждому ученику чувствовать себя в классе комфортно; Может привести примеры ситуаций, иллюстрирующих соблюдение этих правил в классе; Готов соблюдать правила класса. | Работа в группе | «Школа возможностей» | ||
Итого по разделу | 3 | |||||
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций | гражданское духовно-нравственное физическое ценности научного познания | |||||
Многообразие эмоций | 1 | Может называть базовые эмоции; Умеет соотносить эмоции с различными объектами; Понимает сходство и различия в переживании эмоций разными людьми | Игра | «Школа возможностей» | ||
Причины и способы выражения радости | 2 | Называет различные причины, вызывающие радость; Определяет радость по пантомимическим признакам; Может прогнозировать действия, которые порадуют окружающих. Умеет определять радость по мимическим и паравербальным признакам; Оперирует словами и понятиями, связанными с эмоцией «радость», и использует их в общении; Может привести примеры ситуаций, вызывающих радость. | Работа в группе, игра | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Причины и способы выражения грусти | 1 | Может называть и анализировать причины грусти; Определяет грусть по мимическим признакам; Использует понятия, связанные с эмоцией «грусть». | Работа в группах | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Причины и способы выражения злости | 1 | Понимает и может приводить примеры причин злости; Может определять эмоцию «злость» по мимическим и пантомимическим проявлениям; Знает собственные проявления злости. | Лист самооценки | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Причины и способы выражения страха | 1 | Понимает и может приводить примеры причин возникновения страха; Может определять эмоцию «страх» по мимическим, вербальным и паравербальным проявлениям; Использует понятия, связанные с эмоцией «страх». | Работа в группах | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Причины и способы выражения интереса | 1 | Знаком с многообразием причин для возникновения эмоции «интерес»; Умеет различать мимические и пантомимические проявления интереса; Может различать вербальные и паравербальные признаки эмоции «интерес». | Игра | «Школа возможностей». Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей | 1 | Умеет соотносить ситуацию с определённой эмоцией; Осознаёт, что люди в одной и той же ситуации могут испытывать разные эмоции. | Работа в группах | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека | 1 | Выражает свои эмоции с помощью метафорических средств; Понимает необходимость уважительного отношения к эмоциям других людей | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Интенсивность эмоций | 1 | Умеет выражать с помощью мимики и пантомимики эмоции разной интенсивности; Может прогнозировать, эмоции какой силы вызовет у него определённая ситуация; Понимает влияние эмоций разной силы на поведение. | Устный опрос | «Школа возможностей» | ||
Итого по разделу | 10 | |||||
Раздел 2. Эмоциональная регуляция | гражданское духовно-нравственное физическое ценности научного познания | |||||
Модальность эмоций | 1 | Осознаёт значение любых эмоций для человека; Понимает важность управления эмоциями; Может использовать специальные приёмы для снижения интенсивности неприятных эмоций. | Лист самооценки | «Школа возможностей» | ||
Влияние эмоций на поведение | 1 | Осознаёт, что он способен управлять своими эмоциями; Понимает, что эмоции, вышедшие из-под контроля, могут привести к неприятным для человека последствиям. | Лист самооценки | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Выражение эмоций, основы саморегуляции | 1 | Понимает негативные последствия подавления эмоций; Имеет представление о конструктивных способах проявления эмоций; Владеет некоторыми способами саморегуляции. | Работа в группах | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Влияние злости на поведение. Основы управления злостью | 1 | Осознаёт, что злость — эмоция, необходимая человеку; Понимает, что злость может принести и пользу, и вред; Знает некоторые способы управления злостью. | Лист самооценки | «Школа возможностей» | ||
Конструктивные способы выражения злости. Основы саморегуляции | 1 | Понимает, что злостью необходимо управлять; Знаком с конструктивными способами выражения злости; Знает несколько способов управления злостью. | Устный опрос | «Школа возможностей» | ||
Значение эмоции «страх» | 1 | Понимает, что эмоция «страх» необходима человеку; Знает, что эмоция «страх» может принести и пользу, и вред; Знаком с некоторыми способами управления страхом. | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Управление страхом. Основы саморегуляции | 1 | Понимает негативное воздействие страха и может привести примеры таких ситуаций из своей жизни; Осознаёт необходимость овладения способами управления страхом; Знает несколько способов управления страхом. | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Элементарные навыки саморегуляции | 1 | Понимает, что он может сознательно управлять своими эмоциями с помощью специальных техник; Знает несколько техник управления эмоциями. | Лист самооценки | «Школа возможностей» | ||
Итого по разделу | 8 | |||||
Раздел 3. Социальное взаимодействие | гражданское духовно-нравственное физическое ценности научного познания | |||||
Сходство и различия в группе. Общение в мире различий | 1 | Понимает собственную уникальность и общность с другими детьми; Воспринимает многообразие как ресурс класса. | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Согласованность в совместной работе | 1 | Понимает важность совместной работы; осознаёт необходимость согласованных действий в командной работе; получил первичные умения договариваться о совместных действиях. | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Важность умения слушать другого человека | 1 | Понимает важность умения слышать другого для совместной работы; понимает, какие чувства он испытывает, когда его внимательно слушают; знает способы дать понять другому человеку, что ты его слышишь. | Игра | «Школа возможностей» | ||
Децентрация. Понимание ментальных состояний и неверных мнений | 1 | Осознаёт, что одна и та же ситуация может быть воспринята разными людьми по-разному; Понимает, что разное восприятие ситуации приводит к разным действиям людей в ней; Стремится к пониманию других людей. | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Эмпатия, сочувствие и сопереживание | 1 | Понимает важность оказания психологической поддержки; может определить ситуации, в которых человеку нужна поддержка; знает некоторые способы оказания психологической поддержки. | Письменный опрос | «Школа возможностей» | ||
Эмпатия, навыки оказания эмоциональной поддержки | 2 | Понимает важность оказания психологической поддержки; знает несколько вербальных способов эмоциональной поддержки и может применить их на практике. | Игра, работа в группах | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Ценность взаимопомощи в дружеских отношениях | 1 | Может делать верные предположения о том, что человеку требуется помощь; знает несколько способов, как предложить помощь; понимает вероятные причины отказа от предложенной помощи. | Устный опрос | «Школа возможностей» | ||
Умение обратить внимание других на свои потребности, попросить о помощи | 1 | Понимает, что в случае возникновения затруднений можно и нужно попросить о помощи; Знает, к кому он может обратиться за помощью в типовых ситуациях; знает, как можно попросить о помощи. | Устный опрос | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Сложные ситуации в общении и способы их разрешения | 2 | Знает некоторые возможные причины конфликтов и может спрогнозировать их возникновение; Понимает эмоции, которые возникают в конфликте; Понимает, какое влияние эмоции оказывают на поведение в конфликте. Понимает, как можно управлять эмоциями в конфликте; знает и умеет использовать один из способов разрешения конфликтов; понимает, что соблюдение правил класса поможет предотвратить конфликты. | Лист самооценки, игра | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Промежуточная аттестация | 1 | Понимает, чего ему удалось достичь, что узнать и чему научиться в течение учебного года; знает, чему он хочет научиться за лето, и понимает, как это можно сделать. | Творческая работа | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Итого по разделу | 12 | |||||
Общее количество часов по программе | 33 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | направления воспитательной работы |
Ознакомительный раздел | духовно – нравственное ценности научного познания | |||||
Обсуждение итогов лета и планирование образовательных результатов | 1 |
| Игра | «Школа возможностей» | ||
Эмоции, связанные со школой | 1 | осознаёт связь между желаемыми эмоциями, своим поведением и результатом; предлагает действия, которые помогут поддерживать доброжелательные отношения. | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Психологический климат в классе | 1 | Знает, какие действия могут вызывать неприятные эмоции; умеет находить варианты разрешения нежелательных ситуаций; получил опыт использования Соглашения класса для управления психологической атмосферой в классе. | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Итого по разделу | 3 | |||||
Раздел 1. Восприятие эмоций и понимание причин их возникновения | ||||||
Интерес как ключевой мотиватор учебной деятельности | 1 | знает индикаторы эмоции «интерес» у себя и других; получил опыт использования интереса в качестве эмоции-переключателя; замотивирован на дальнейшее получение знаний. | Игра | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | духовно – нравственное ценности научного познания физическое воспитание эстетическое воспитание | |
Признаки удивления и причины его возникновения | 1 | приводит примеры причин возникновения эмоции удивления у себя и других людей; верно идентифицирует эмоцию «удивление» по вербальным и невербальным признакам; знает, что эмоция «удивление» является эмоцией-переключателем | Письменный контроль | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Интенсивность эмоций и их проявление | 1 | понимает связь силы эмоционального переживания и значимости события; связывает силу эмоции с конкретными поведенческими проявлениями; умеет выражать эмоции разной интенсивности; знает несколько способов управления силой эмоции | Устный опрос | «Школа возможностей» | ||
Модальность эмоций | 1 | понимает, что неприятные эмоции связаны с неудовлетворёнными потребностями, а приятные, наоборот, говорят об их удовлетворении; понимает, что неприятная эмоция не значит плохая, негативная или отрицательная; понимает, что неприятная эмоция может служить основанием для изменения ситуации; имеет представление о том, как можно анализировать ситуации с неприятными эмоциями. | Групповое обсуждение | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Амбивалентные эмоции. Принятие ответственного решения | 1 | понимает, что бывают ситуации, когда человек испытывает противоречивые эмоции; понимает причины возникновения амбивалентных (противоречивых) эмоций; получит опыт прогнозирования последствий того или иного выбора и соотнесения его с желаемым результатом | Письменный контроль | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Многообразие эмоций и способов их выражения | 2 | различает несколько способов передачи эмоций в произведениях искусства; попрактиковался в интерпретации эмоций, выраженных разными способами; получил опыт выражения эмоций через творчество; знает, что каждая эмоция может быть передана разными способами: с помощью тела, речи и творчества; понимает и интерпретирует эмоции в произведениях искусства; способен соотнести полученную информацию с конкретной эмоцией | Игра, работа в группах | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Идентификация собственных эмоций, осознание их причин | 3 | понимает взаимосвязь эмоций, мыслей, тела и результата действия; внимателен к телесным проявлениям эмоций; способен идентифицировать телесные ощущения и связывать их с конкретными эмоциями; знает несколько приёмов управления эмоциями с помощью тела; осознаёт, что эмоции, которые он испытывает, влияют на его мысли; понимает, что его собственные мысли создают эмоциональное состояние; способен связать конкретные мысли с эмоцией; знает некоторые приёмы когнитивного управления эмоциями; получил знания о том, что такое эмпатия; понимает ценность эмпатии; получил возможность поставить себя на место другого и описать его чувства | Письменный контроль, игра | «Школа возможностей» | ||
Итого по разделу | 10 | |||||
Раздел 2. Эмоциональная регуляция | духовно – нравственное ценности научного познания физическое воспитание эстетическое воспитание | |||||
Эмоциональная обусловленность поведения. Конструктивное и деструктивное влияние эмоций на поведение | 1 | понимает, что поведение может быть обусловлено эмоциями; соотносит разные виды деятельности с эмоциями, которые помогают действовать эффективнее; знает некоторые приёмы управления собой | Лист самооценки | «Школа возможностей» Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Ментальная обусловленность поведения | 1 | понимает, что мысли отражаются на поведении и настроении; понимает возможные причины обиды; знает, как можно поступить, когда возникает ситуация, связанная с обидой | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Ситуативная обусловленность эмоций и поведения | 1 | понимает, что способ выражения эмоций может быть обусловлен ситуацией; получил опыт оценки ситуации с точки зрения уместности эмоционального реагирования. | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Профилактика подавления эмоций | 1 | понимает последствия импульсивного выражения и сдерживания эмоций; понимает пользу выражения эмоций; заинтересован в освоении навыка управления своим поведением | Лист самооценки | «Школа возможностей» | ||
Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями | 2 | знает, что можно управлять эмоциями с помощью рисования; знаком с некоторыми приёмами управления собой с помощью рисования; знает, что можно регулировать своё эмоциональное состояние с помощью творчества — лепки; получил опыт управления своими эмоциями в командной работе; попрактиковался в управлении эмоциями с помощью творчества | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Основы управления поведением | 1 | знает, что своим поведением, как и эмоциями, необходимо управлять; получил опыт управления эмоциями с помощью тела; получил опыт управления эмоциями с помощью мысли | Лист самооценки | «Школа возможностей» | ||
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 3. Социальное взаимодействие | ||||||
Сходство и различия в группе | 1 | понимает собственную уникальность и общность с другими детьми; воспринимает многообразие как ресурс класса | Работа в группах | «Школа возможностей» | духовно – нравственное гражданское воспитание ценности научного познания физическое воспитание эстетическое воспитание | |
Толерантность и принятие многообразия | 1 | понимает и ценит свою уникальность и уникальность других; понимает, что может создавать положительную атмосферу в классе посредством общения; стремится поддерживать дружеские отношения с одноклассниками | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Ложь, её влияние на межличностные отношения | 1 | понимает, что такое обман, может идентифицировать ситуацию обмана в игровых и учебных ситуациях; различает обман и фантазирование; осознаёт, какое влияние обман может оказывать на отношения между людьми | Групповое обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Неверные мнения как возможные причины неверной интерпретации поведения | 1 | понимает, что одна и та же ситуация может быть по-разному воспринята и понята разными людьми в зависимости от того, что им известно об этой ситуации; понимает, что разное восприятие ситуации людьми приводит к разным действиям в ней; стремится к пониманию других людей | Групповое обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Развитие способности к децентрации | 1 | понимает, что разные люди могут по-разному воспринимать ситуацию и относиться к ней; способен строить предположения о том, как другой человек может воспринимать ситуацию; стремится учитывать эти предположения в общении | Письменный контроль | «Школа возможностей» | ||
Способы понимания и прояснения состояния другого: проясняющие и уточняющие вопросы | 1 | понимает важность взаимопонимания в общении; понимает возможные причины непонимания, может анализировать учебную ситуацию с точки зрения причин ошибок понимания; понимает роль вопросов в достижении взаимопонимания, знает несколько проясняющих и уточняющих вопросов, может задавать их в учебных ситуациях | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Эффективное поведение в сложных коммуникативных ситуациях | 1 | знает, какие действия могут привести к ссоре, может проанализировать причины ссоры в учебной и реальной ситуации; стремится предупредить ссору; владеет элементарными навыками примирения | Творческое задание | «Школа возможностей», Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Понимание недоразумений и бестактности | 1 | понимает, что такое бестактность, и может определить бестактность в учебных ситуациях; понимает возможные причины и последствия бестактности; может применять на практике навыки корректного общения | Работа в группах | «Школа возможностей» | ||
Основы противостояния буллингу в классе | 1 | понимает, какие действия могут обидеть одноклассника, вызвать неприятные эмоции; понимает, кто и как может помочь в ситуации буллинга; стремится не допускать ситуации буллинга в классе, поддержать человека, которого обижают | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Эмпатия и навыки оказания эмоциональной помощи другим | 1 | делать верные предположения об эмоциях другого человека в различных ситуациях; может распознавать ситуации, в которых человеку нужна поддержка; знаком с некоторыми способами оказания психологической поддержки | Творческое задание | «Школа возможностей», Онлайн-игра «Палитра эмоций» | ||
Навыки ненасильственного общения | 1 | понимает, что каждый человек может быть не согласен с мнением или просьбой другого; понимает, что несогласие с мнением другого человека само по себе не предполагает ссоры или ухудшения отношений; знаком с техникой ненасильственного выражения просьбы | Групповое обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Основы ненасильственного общения | 1 | понимает разницу между фактом и оценочным суждением; может делать умозаключения о том, каким людям можно доверять, а каким — нет; стремится заслужить доверие детей в классе; знаком с правилами безопасного поведения, стремится их выполнять | Письменный контроль | «Школа возможностей» | ||
Навыки совместной работы в группе. Сплочённость класса | 1 | понимает что для решения определённых задач требуется командная работа; осознаёт ценность умения договариваться для достижения общей цели | Письменный контроль | «Школа возможностей» | ||
Промежуточная аттестация | 1 | вспомнил и сформулировал личностно важные моменты курса за год; проанализировал Соглашение класса; задумался над тем, чему он хочет научиться за лето | Творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Итого по разделу | 14 | |||||
Общее количество часов по программе | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | Наименование тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | направления воспитательной работы |
Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания | ||||||
И снова вместе! | 2 | знакомы с содержанием программы; понимают роль семьи в социально-эмоциональном развитии ребёнка; дети формулируют желания на текущий учебный год | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Эмоции, эмоции, эмоции… | 2 | вспомнили названия эмоций и чувств и их значение для человека; смоделировали ряд ситуаций с эмоциональными реакциями и предложили возможные причины возникновений этих эмоций; оценили значение каждой эмоции в разрешении конкретной ситуации; сформулировали способы управления эмоциями. | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Составляем соглашение класса | 2 | обозначает желаемые эмоции и те действия, которые будут способствовать их возникновению; дети договариваются о совместных действиях по достижению желаемых эмоциональных состояний в школе и предотвращению нежелательных | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Моя путеводная звезда | 2 | понимает важность формулирования цели для достижения успеха; знаком с характеристиками цели; получил опыт формулирования цели из желания | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Дом, в котором мы живем | 2 | получает опыт эмоциональной оценки пространства, соотнесения физического Цветные пространства и своей реакции на него; понимает свою зону ответственности в создании комфортного пространства в классе. | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Моя суперсила | 2 | получает опыт самопрезентации через рассказ о себе, своих интересах и достижениях, выделяя свои сильные стороны; учится формулировать вопросы, чтобы получить необходимую информацию о другом человеке; умеет увидеть сильные стороны человека за его интересами, успехами и поступками и рассказать о них. | Галерея автопортретов | «Школа возможностей» | ||
Когда что-то пошло не так… | 2 | осознают свои препятствия на пути достижения цели; понимают, что могут управлять своим состоянием; осваивают приёмы управления эмоциями в стрессовой ситуации с помощью движений и мыслей. | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Нужно ли стараться | 2 | рассуждает о необходимости быть настойчивым в достижении цели; понимает преимущества настойчивого поведения и старания; осваивает приёмы самоподдержки; получает опыт поддержки друзей в ситуации ошибки. | Игра | «Школа возможностей» | ||
Новый год – новые цели | 2 | анализируют свою работу с соглашением, вносят в него необходимые изменения; Формулируют личные цели по поддержанию принятых договорённостей | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Не торопись с выводами | 2 | задумывается о том, из чего складывается его первое впечатление о человеке; обращает внимание на контекст происходящего; рассуждает о том, что для него важно найти в друге; формулирует шаги осознанного выбора. | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Искусство замечать хорошее | 2 | знает, что нужно управлять своим вниманием, чтобы видеть возможности, а не препятствия; практикуется в замечании хороших вещей; умеет выражать благодарность | Практика «Благодарственное письмо» | «Школа возможностей» | ||
Какой он – правильный выбор? | 2 | называет трудности морально-нравственного характера, которые могут у него возникнуть при выборе; рассуждает о том, как следует поступать, аргументируя своё мнение; осознаёт свою референтную группу; понимает, что у каждого человека свои критерии правильного выбора; формулирует собственные критерии правильного выбора | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Это угроза? | 2 | идентифицирует ситуацию запугивания; осознаёт свои действия как запугивание, если таковые имеют место; дети решают, как реагировать на запугивание, и фиксируют это в Cоглашении | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Мы справимся | 2 | получит опыт поведенческого реагирования на некоторые ситуации буллинга; возможность проанализировать свою способность к эмпатии | Обыгрывание ситуаций | «Школа возможностей» | ||
Что значит помогать | 2 | понимает, какие действия являются помощью, а какие — нет; учится распознавать, кому и какая помощь требуется; преодолевает собственные барьеры перед обращением за помощью | Игра | «Школа возможностей» | ||
Тайна музейных экспонатов | 2 | размышляют о том, что можно назвать ценностью; планируют совместные действия для реализации общей цели; обсуждают с родителями семейные ценности; представляют свою экспозицию для «музея»; знакомятся с семейными ценностями своих одноклассников | Подготовка к выставке, выставка | «Школа возможностей» | ||
Соглашение. Подводим итоги | 2 | анализируют, в каких ситуациях соглашение было полезно; отмечают успехи, связанные с работой над соглашением; договариваются о том, как будут использовать основные пункты соглашения в течение летних каникул. | Обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Общее количество часов по программе | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | направления воспитательной работы |
Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания | ||||||
Обновление классного соглашения | 2 | знаком с некоторыми правами человека, записанными во Всеобщей декларации прав человека; понимает их смысл и может проиллюстрировать конкретным примером; соотносит права человека с классными договорённостями; дети обновили классное Соглашение в соответствии с правами человека | обсуждение | «Школа возможностей» | ||
украденные имена | 2 | проявляет сопереживание и сочувствие: умеет входить в положение других людей, ставить себя на место другого; умеет оказывать поддержку, когда человек испытывает неприятные эмоции; замечает нетерпимое отношение к индивидуальности других людей; получил опыт решения морально-нравственных дилемм. | обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Что такое эмоциональный интеллект? | 2 | знает, что такое эмоциональный интеллект; идентифицирует эмоции по фотографии; определяет вероятные причины возникновения эмоций; прогнозирует события по актуальным эмоциям персонажа; демонстрирует эмоции в инсценировках; оценил уровень развития своих навыков эмоционального интеллекта;
| викторина | «Школа возможностей» | ||
Моя реакция – мой выбор | 2 | знает, как использовать некоторые свойства эмоций для управления своим эмоциональным состоянием; осознаёт некоторые свои паттерны поведения в разных эмоциональных состояниях; наметил шаги в сторону осознанного управления своим поведением. | практическое задание | «Школа возможностей» | ||
не факт! (навыки ННО) | 2 | расширил свои представления об убеждениях; умеет отличать факты от мнений и убеждений; получил опыт выражения чувств на языке ненасильственного общения; получил возможность понять, что своя интерпретация поведения другого может быть ошибочной и что другой человек может иначе интерпретировать ситуацию | маршрутный лист | «Школа возможностей» | ||
Ты мне друг, но ты не прав | 2 | понимает, что его интерпретация поведения другого может быть ошибочной; учится определять причины конфликта и пути его решения; учится конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации в общении с окружающими; учится использовать способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления. | работа в малых группах | «Школа возможностей» | ||
разговор с самим собой | 2 | идентифицирует позитивный и негативный внутренний диалог. Ребёнок знает, как характер внутреннего диалога влияет на настроение и результат деятельности; как изменить характер разговора с самим собой; как помочь себе с помощью внутреннего диалога | практическое задание | «Школа возможностей» | ||
прогулка благодарности | 2 | получил опыт осознанной прогулки на природе; принял участие в создании совместного творческого продукта; ценит труд тех, кто заботится о порядке и красоте места, где они живут; участвует в организации визита (жеста) благодарности | обсуждение | «Школа возможностей» | ||
впереди 5 класс | 2 | внесли необходимые изменения в классное Соглашение; сформулировали общие и личные цели по подготовке к переходу в 5 класс; обозначили шаги по достижению поставленных целей | устный опрос | «Школа возможностей» | ||
да, мы такие | 2 | расширил представления о своих сильных сторонах; получил поддержку от других участников; умеет оказывать поддержку другим | творческое задание | «Школа возможностей» | ||
Дорогу осилит идущий | 2 | рассуждает о роли упорства и настойчивости при достижении желаемого результата; получил опыт достижения лучшего результата за счёт усиления своих волевых качеств; назвал те сферы, где он более усердно готов достигать желаемого результата | устный опрос | «Школа возможностей» | ||
стыд, вина, обида | 2 | идентифицирует стыд, вину, обиду; знает, как отреагировать на чувства стыда и вины, не застревая в них; различает обиду как чувство и поведение; умеет выразить обиду без манипулирования | обсуждение | «Школа возможностей» | ||
быть или не быть добрым | 2 | рассуждает о смысле доброты; знает, как проявляется доброта в действиях человека; участвует в планировании и организации общего доброго дела | обсуждение | «Школа возможностей» | ||
ничего себе шуточки! | 2 | расширил свои представления о причинах смеха и улыбки; обогатил свой эмоциональный словарь характеристиками смеха; получил возможность невербального выражения разного рода улыбки; различает шутку и насмешку; знает, как можно реагировать на насмешку; получил опыт реагирования на насмешку в игровой ситуации | беседа | «Школа возможностей» | ||
сила природы | 2 | получил опыт осознанного восприятия окружающего мира; познакомился с техникой эмоциональной саморегуляции | практика на природе | «Школа возможностей» | ||
Галерея цитат | 2 | идентифицируют своё эмоциональное состояние; умеют соотносить его со словами, мыслями; умеют передать своими словами мысли и чувства автора цитаты | обсуждение | «Школа возможностей» | ||
Готовимся к переходу | 2 | выразил благодарность своим одноклассникам и педагогу; получил эмоциональную поддержку от одноклассников и педагога; обозначил свои цели на 5 класс; учащиеся совместно сформулировали правила и принципы, которые помогут им достичь поставленных целей | письмо в будущее | «Школа возможностей» | ||
Общее количество часов по программе | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | тема занятия | количество часов | дата изучения | виды, формы контроля |
Знакомство детей в классе, самопрезентация | 1 | Игра | ||
Психологический климат в классе | 1 | Творческое задание | ||
Нормы и правила в группе | 1 | Работа в группе | ||
Многообразие эмоций | 1 | Игра | ||
Причины и способы выражения радости. Почему мы радуемся | 1 | Работа в группе | ||
Причины и способы выражения радости. Когда мы радуемся | 1 | Игра | ||
Причины и способы выражения грусти | 1 | Работа в группах | ||
Причины и способы выражения злости | 1 | Лист самооценки | ||
Причины и способы выражения страха | 1 | Работа в группах | ||
Причины и способы выражения интереса | 1 | Игра | ||
Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей | 1 | Работа в группах | ||
Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека | 1 | Творческое задание | ||
Интенсивность эмоций | 1 | Устный опрос | ||
Модальность эмоций | 1 | Лист самооценки | ||
Влияние эмоций на поведение | 1 | Лист самооценки | ||
Выражение эмоций, основы саморегуляции | 1 | Работа в группах | ||
Влияние злости на поведение. Основы управления злостью | 1 | Лист самооценки | ||
Конструктивные способы выражения злости. Основы саморегуляции | 1 | Устный опрос | ||
Значение эмоции «страх» | 1 | Творческое задание | ||
Управление страхом. Основы саморегуляции | 1 | Творческое задание | ||
Элементарные навыки саморегуляции | 1 | Лист самооценки | ||
Сходство и различия в группе. Общение в мире различий | 1 | Работа в группах | ||
Согласованность в совместной работе | 1 | Работа в группах | ||
Важность умения слушать другого человека | 1 | Игра | ||
Децентрация. Понимание ментальных состояний и неверных мнений | 1 | Творческое задание | ||
Эмпатия, сочувствие и сопереживание | 1 | Письменный опрос | ||
Эмпатия, навыки оказания эмоциональной поддержки | 1 | Игра | ||
Эмпатия, навыки оказания эмоциональной поддержки | 1 | Работа в группах | ||
Ценность взаимопомощи в дружеских отношениях | 1 | Устный опрос | ||
Умение обратить внимание других на свои потребности, попросить о помощи | 1 | Устный опрос | ||
Сложные ситуации в общении и способы их разрешения | 1 | Лист самооценки | ||
Сложные ситуации в общении и способы их разрешения | 1 | Игра | ||
Промежуточная аттестация | 1 | Творческая работа |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | тема занятия | количество часов | дата изучения | виды, формы контроля |
Обсуждение итогов лета и планирование образовательных результатов | 1 | Игра | ||
Эмоции, связанные со школой | 1 | Работа в группах | ||
Психологический климат в классе | 1 | Работа в группах | ||
Интерес как ключевой мотиватор учебной деятельности | 1 | Игра | ||
Признаки удивления и причины его возникновения | 1 | Письменный контроль | ||
Интенсивность эмоций и их проявление | 1 | Устный опрос | ||
Модальность эмоций | 1 | Групповое обсуждение | ||
Амбивалентные эмоции. Принятие ответственного решения | 1 | Письменный контроль | ||
Многообразие эмоций и способов их выражения | 1 | Игра | ||
Многообразие эмоций и способов их выражения | 1 | Работа в группах | ||
Идентификация собственных эмоций, осознание их причин | 1 | Письменный контроль | ||
Идентификация собственных эмоций, осознание их причин | 1 | Игра | ||
Идентификация собственных эмоций, осознание их причин | 1 | Письменный контроль | ||
Эмоциональная обусловленность поведения. Конструктивное и деструктивное влияние эмоций на поведение | 1 | Лист самооценки | ||
Ментальная обусловленность поведения | 1 | Работа в группах | ||
Ситуативная обусловленность эмоций и поведения | 1 | Работа в группах | ||
Профилактика подавления эмоций | 1 | Лист самооценки | ||
Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями | 1 | Работа в группах | ||
Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями | 1 | Работа в группах | ||
Основы управления поведением | 1 | Лист самооценки | ||
Сходство и различия в группе | 1 | Работа в группах | ||
Толерантность и принятие многообразия | 1 | Творческое задание | ||
Ложь, её влияние на межличностные отношения | 1 | Групповое обсуждение | ||
Неверные мнения как возможные причины неверной интерпретации поведения | 1 | Групповое обсуждение | ||
Развитие способности к децентрации | 1 | Письменный контроль | ||
Способы понимания и прояснения состояния другого: проясняющие и уточняющие вопросы | 1 | Работа в группах | ||
Эффективное поведение в сложных коммуникативных ситуациях | 1 | Творческое задание | ||
Понимание недоразумений и бестактности | 1 | Работа в группах | ||
Основы противостояния буллингу в классе | 1 | Творческое задание | ||
Эмпатия и навыки оказания эмоциональной помощи другим | 1 | Творческое задание | ||
Навыки ненасильственного общения | 1 | Групповое обсуждение | ||
Основы ненасильственного общения | 1 | Письменный контроль | ||
Навыки совместной работы в группе. Сплочённость класса | 1 | Письменный контроль | ||
Промежуточная аттестация | 1 | Творческое задание |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | тема занятия | количество часов | дата изучения | виды, формы контроля |
И снова вместе! | 1 | Обсуждение | ||
И снова вместе! | 1 | Обсуждение | ||
Эмоции, эмоции, эмоции… | 1 | Обсуждение | ||
Эмоции, эмоции, эмоции… | 1 | Обсуждение | ||
Составляем соглашение класса | 1 | Обсуждение | ||
Составляем соглашение класса | 1 | Обсуждение | ||
Моя путеводная звезда | 1 | Обсуждение | ||
Моя путеводная звезда | 1 | Обсуждение | ||
Дом, в котором мы живем | 1 | Обсуждение | ||
Дом, в котором мы живем | 1 | Обсуждение | ||
Моя суперсила | 1 | Галерея автопортретов | ||
Моя суперсила | 1 | Галерея автопортретов | ||
Когда что-то пошло не так… | 1 | Обсуждение | ||
Когда что-то пошло не так… | 1 | Обсуждение | ||
Нужно ли стараться | 1 | Игра | ||
Нужно ли стараться | 1 | Игра | ||
Новый год – новые цели | 1 | Обсуждение | ||
Новый год – новые цели | 1 | Обсуждение | ||
Не торопись с выводами | 1 | Обсуждение | ||
Не торопись с выводами | 1 | Обсуждение | ||
Искусство замечать хорошее | 1 | Практика «Благодарственное письмо» | ||
Искусство замечать хорошее | 1 | Практика «Благодарственное письмо» | ||
Какой он – правильный выбор? | 1 | Обсуждение | ||
Какой он – правильный выбор? | 1 | Обсуждение | ||
Это угроза? | 1 | Обсуждение | ||
Это угроза? | 1 | Обсуждение | ||
Мы справимся | 1 | Обыгрывание ситуаций | ||
Мы справимся | 1 | Обыгрывание ситуаций | ||
Что значит помогать | 1 | Игра | ||
Что значит помогать | 1 | Игра | ||
Тайна музейных экспонатов | 1 | Подготовка к выставке, выставка | ||
Тайна музейных экспонатов | 1 | Подготовка к выставке, выставка | ||
Соглашение. Подводим итоги | 1 | Обсуждение | ||
Соглашение. Подводим итоги | 1 | Обсуждение |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 КЛАСС)
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
№ п/п | тема занятия | количество часов | дата изучения | виды, формы контроля |
Обновление классного соглашения | 1 | обсуждение | ||
Обновление классного соглашения | 1 | обсуждение | ||
украденные имена | 1 | обсуждение | ||
украденные имена | 1 | обсуждение | ||
Что такое эмоциональный интеллект? | 1 | викторина | ||
Что такое эмоциональный интеллект? | 1 | викторина | ||
Моя реакция – мой выбор | 1 | практическое задание | ||
Моя реакция – мой выбор | 1 | практическое задание | ||
не факт! (навыки ННО) | 1 | маршрутный лист | ||
не факт! (навыки ННО) | 1 | маршрутный лист | ||
Ты мне друг, но ты не прав | 1 | работа в малых группах | ||
Ты мне друг, но ты не прав | 1 | работа в малых группах | ||
разговор с самим собой | 1 | практическое задание | ||
разговор с самим собой | 1 | практическое задание | ||
прогулка благодарности | 1 | обсуждение | ||
прогулка благодарности | 1 | обсуждение | ||
впереди 5 класс | 1 | устный опрос | ||
впереди 5 класс | 1 | устный опрос | ||
да, мы такие | 1 | творческое задание | ||
да, мы такие | 1 | творческое задание | ||
Дорогу осилит идущий | 1 | устный опрос | ||
Дорогу осилит идущий | 1 | устный опрос | ||
стыд, вина, обида | 1 | обсуждение | ||
стыд, вина, обида | 1 | обсуждение | ||
быть или не быть добрым | 1 | обсуждение | ||
быть или не быть добрым | 1 | обсуждение | ||
ничего себе шуточки! | 1 | беседа | ||
ничего себе шуточки! | 1 | беседа | ||
сила природы | 1 | практика на природе | ||
сила природы | 1 | практика на природе | ||
Галерея цитат | 1 | обсуждение | ||
Галерея цитат | 1 | обсуждение | ||
Готовимся к переходу | 1 | письмо в будущее | ||
Готовимся к переходу | 1 | письмо в будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"
Программа составлена на основе учебного пособия Н.М. Ладнушкиной "Я и мир вокруг меня", подаренного первоклассникам Югры на 1 сентября...
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня"
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей...
Внеурочное занятие на коми языке "Менам лун" (Режим дня)
К уроку на коми языке "Менам лун"(Режим дня) прилагается конспект урока, технологическая карта, презентация....
Программа внеурочной деятельности для ребенка с умственной отсталостью "Мир вокруг меня..."
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Мир вокруг меня…» 1 класс. Для ребенка с умственной отсталостью (Вариант II). Рецензия к программе....
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня" (социальное проектирование)
Курс программы "Мир вокруг меня" (социальное проектирование) в начальной школе рассчитан на 4 года обучения. На освоение программы отводится 34 часа в год. Программа реализуется через внеуро...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...
Модульная программа внеурочной деятельности "Мир который меня окружает"
Модульная программа реализуется в среде мультифункционального технологического сервиса в формате on-lain, off – lain, а также очных занятий. Сервис предусматривает сетевое взаи...