Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Брянский край" (1-4 классы)
календарно-тематическое планирование (1, 4 класс) на тему
Календарное планирование по внеурочной деятельности "Брянский край". Пояснительная записка и тематическое планирование для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_bryanskiy_kray.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа родного края» составлена в соответствии с
- п.1 ч.3 ст.28, ч.1,2 ст.30 закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями)
- примерным учебным планом для 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2016-17 учебный год (письмо Департамента образования и науки Брянской области от 13.04.2016 г. №2609-04-О)
- учебным планом МБОУ СОШ №64 г. Брянска
- локальным актом «Положение о разработке и использовании рабочих программ учебных предметов, курсов педагогами, реализующими ФГОС НОО в МБОУ СОШ № 64 г. Брянска»
Данная рабочая программа ориентирована на содержание методических рекомендаций Пряниковой Н. Е., Шик Н.В., Лупоядова В.Н., Лупоядовой Л.Ю. и на учебники:
«С азбукой по родному краю» Учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных школ, автор Пряникова Н. Е., Шик Н.В..- Брянск: «Курсив», 2012;
«Природа родного края» Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ, автор Пряникова Н. Е., Шик Н. В. - Брянск: «Курсив». 2012;
«История родного края» Учебное пособие для 3-х классов общеобразовательных школ, авторы Лупоядов В.Н., Лупоядова Л.Ю. - Брянск: «Курсив», 2012;
«Культура родного края» Учебное пособие для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. авторы Лупоядов В. Н., Лупоядова Л. Ю.- Брянск: «Курсив», 2012.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Изучение курса «Брянский край» в 1-2 классах направлено на достижение следующей цели:
- формирование целостной картины природы родного края и осознание места в ней человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Брянской области.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к Брянщине, её природе и культуре, истории современной жизни;
- осознания ребенком ценности и многообразия окружающей природы, своего места в ней;
- воспитание чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с природой Брянщины.
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к природе родного края.
Изучение курса «Брянский край» в 3-4 классах направлено на достижение следующей цели:
- знакомство учащихся с культурно-историческим наследием Брянского региона.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- сформировать у школьников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человека, о роли и месте культуры Брянского края в личностном развитии.
Формы организации внеурочной деятельности
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, являющихся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Брянский край» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «БРЯНСКИЙ КРАЙ»
1 класс (33 часа)
Азбука – к мудрости ступенька (4 ч)
Учимся разгадывать ребусы и загадки (2 ч)
Сказки Брянского леса (2 ч)
Животный мир Брянской области (2 ч)
Природа родного края (2 ч)
Поэтическая Брянщина (2 ч)
Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области (3 ч)
Из истории Брянского края (3 ч)
Герб Брянской области (1 ч)
Легенды Брянского края (2 ч)
Памятники природы (2 ч)
К истокам слова (1 ч)
Суровые годы войны (2 ч)
Учимся работать с картой Брянской области (2 ч)
Занимательное азбуковедение (2 ч)
Конкурс грамотеев (1 ч)
2 класс (34 часа)
Введение в курс (1ч)
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.
В гостях у Осени (9ч)
Краски осени. Осенние прогулки по брянскому лесу.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени.
В царстве растений. В царстве животных. В царстве рыб. Кто и как готовится к зиме.
Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев.
В гости к Зиме (8ч)
Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Новый год.
Зимние слова. Февраль в народном календаре.
Жизнь животных зимой. Белая книга.
Растения зимой. Как относятся к деревьям разные народы
Зимние мотивы – стихи, песни, забавы.
В гости к Весне (9ч)
Растения весной. Первоцветы Брянского края. Берёза – символ России.
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!
Верные друзья. Звери весной.
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые.
В гостях у Лета (5ч)
Признаки хорошей погоды. Ненастье.
Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга?
В лес по ягоды пойдём.
Охрана природы (2ч)
Охраняемые природные территории и объекты.
3 класс (34 часа)
Наука история (3ч.)
История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.
Науки, которые нам помогают (15ч.)
Исторические источники.
Типы исторических источников: вещественные(орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и др.материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).
Археология-«наука лопаты».Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки(поселения, курганы, гробницы).Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.
Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.
Геральдика- наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб- отличительный знак государства, города или рода (семьи ), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.
Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.
Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.
Топонимика- наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена- свидетели прошлого.
Откуда мы родом (3ч.)
Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян.
Откуда пошла Русь (3ч.)
Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
Не посрамим русской земли (6ч)
Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
День, в котором ты живешь (3ч).
Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам.
Итоговое занятие (1ч.)
4 класс (34 часа)
Что такое культура? (1ч)
Как жили славяне (3ч)
Занятия славян. Язычество древних славян
Принятие христианства на Руси. (2ч)
Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Крестьянский дом. (2ч)
Мастера Злынки. Резные кружева.
Занятия крестьян. (9ч)
Не боги горшки обжигают. Долог день до вечера. По одёжке встречают. Делу время, потехе час.
Жители России (1ч)
Народы России.
«Что даёт мой край стране» (3ч)
Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.
Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.
Парки и усадьбы (2ч)
Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.
Дорогие мои земляки (2ч)
Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия (2ч)
По памятным местам. Партизанская поляна и др. (4ч)
Образование, спорт, искусство, литература сегодня (2ч)
Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.
Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам.
Итоговое занятие (защита проектов) (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УДД: | |
1 класс | |||
- развитие интереса; - действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо); - формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку; - формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); - формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; - формирование желаний выполнять действия; - использование фантазии, воображения при выполнении задания. | введение правил; разучивание игр. | формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде; формирование знаний о современных профессиях; формирование знаний об истории города, поселка. | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать; формирование умения слушать и вступать в диалог; формирование умения в постановке вопросов; умение строить устный рассказ; формирование умений работать в парах, малых группах. |
2 класс | |||
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
|
|
|
3 класс | |||
- умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - умение оценивать нравственное содержание и смысл поступков, как собственных, так и окружающих людей; - осознание чувства сопричастности и гордости за свой край и народ; - формирование мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; различать способ и результат действия; | осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера; строить сообщения в устной и письменной форме; производить элементарное смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
4 класс | |||
- желание приобретать новые знания; - способность оценивать свои действия. - объяснять что связывает тебя с малой родиной. | принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. | любить историю своего края. рассказывать о том как жили наши предки, иметь преставление о достопримечательностях нашего края, знать символы области, историю своего имени. | вести диалог; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Предметные результаты
К концу года ученик научится: | К концу года ученик получит возможность научиться: |
1 класс | |
- называть страну, регион, где живет учащийся, родной город; - узнавать символику страны, края, города, школы; - называть государственные праздники; - называть имена известных людей Брянской области, героев ВОВ; - называть города, посёлки, реки , озёра, изученных в курсе. | - описывать изученные события истории Отечества; - оценивать поступки других с позиции добра и зла; - уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа; - поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях. |
2 класс | |
- знать неживую и живую природу; - сезонные явления природы; - последовательность смены времен года и названия месяцев; - зависимость природных явлений от смены времен года; - народные и научные предсказания погоды - дикорастущие и культурные растения родного края; - диких и домашних животных; - насекомых, рыб, птиц, зверей родного края; - правила поведения в природе; - охраняемые объекты и территории родного края; - основные сведения о своем городе; | - различать объекты неживой и живой природы; - классифицировать объекты природы по существенным признакам; - рассказывать о явлениях живой природы, устанавливать взаимосвязи; - приводить примеры погодных явлений; - вести наблюдение за погодой, фиксировать результаты; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - выполнять правила поведения в природе; - различать изученные группы растений и животных; - узнавать животных на рисунке, описывать их по плану; - узнавать растения на рисунке, описывать их по плану; - вести наблюдения в природе под руководством учителя; -извлекать информацию из разных источников. |
3 класс | |
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
|
|
4 класс | |
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; - приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.; - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику родного края; | - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета; работать с картой; - находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи; - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формирования мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы; привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета; - работать в семейных архивах, готовить и выступать с сообщениями; - формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«С АЗБУКОЙ ПО РОДНОМУ КРАЮ» (1 класс)
(33 часа)
№ темы п / п по плану | Дата | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | |
план. | факт. | ||||
1 | Введение. 3емля Пересвета | 1 | Знакомятся с происхождением названия области, города, истории нашего города. Смотрят презентацию о Пересвете. Рисуют самые красивые места Брянска. | ||
2 | Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи. | 1 | Отгадывают загадки, решать ребусы. Знакомятся с названием населенных пунктов, начинающихся с буквы А. Выполняют из бумаги оригами Аиста. | ||
3 | Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б1]. Родной наш Брянск | 1 | Смотрят видеофильм «Наш любимый город». Рассказывают стихи о городе. Проводят конкурс рисунков. | ||
4 | Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» | 1 | Слушают в исполнении учителя отрывок из произведения В.Соколова «Лесная сказка». Творческий конкурс «Сказки из природного материала». | ||
5 | Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области. | 1 | Знакомятся с гербом Брянской области. Слушают и исполняют гимн Брянского края. Раскрашивают герб и флаг Брянской области. | ||
6 | Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна. | 1 | Знакомятся с реками Брянщины. Смотрят фильм о реке Десне. Участвуют в викторине «Наша Брянщина». | ||
7 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области. | 1 | |||
8 | Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы. | 1 | Совершают заочное путешествие в Жуковский район. Составляют рассказ о памятниках природы. Смотрят презентацию о городе Злынка, обсуждают увиденное. | ||
9 | Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж. | 1 | |||
10 | Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка. | 1 | |||
11 | Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река. | 1 | Участвуют в викторине. Рисуют Красавицу-Ипуть. | ||
12 | Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и']. И. Швец «Наша Брянская область». | 1 | Знакомятся с легендами Брянского края. Проводят конкурс чтецов стихов о Брянщине. Совершают путешествие по карте и памятным местам Брянщины. | ||
13 | Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,, Красный Рог, Карачев. | 1 | |||
14 | Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса. | 1 | |||
15 | Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м1]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин. | 1 | |||
16 | Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля. | 1 | Участвуют в конкурсе «Лучший экскурсовод». Читают и слушают стихи Ф.И.Тютчева. Работают с картой Брянской области. | ||
17 | Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. | 1 | |||
18 | Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п1]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы-Александр Пересвет. | 1 | Слушают рассказ учителя о герое Куликовской битве Александре Пересвете. Практическая работа с пластилином «Александр Пересвет на коне». | ||
19 | Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино. | 1 | |||
20 | Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [С]. Брянский Сусанин. | 1 | |||
21 | Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 | Совершают экскурсию в парк культуры и отдыха имени А.К.Толстого. | ||
22 | Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | 1 | Просматривают фильм «Наша Унеча», обсуждают увиденное, делятся впечатлениями. Знакомятся с жизнью Ивана Фокина. Смотрят фильм «Дятьковское чудо», рассматривают посуду из хрусталя. Выполняют рисунки и поделки из пластилина «Хрустальное чудо». | ||
23 | Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина. | 1 | |||
24 | Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале. | 1 | |||
25 | Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края | 1 | Экскурсия в брянский лес. Конкурс «Лучший знаток природы». | ||
26 | Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края | 1 | |||
27 | Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы. | 1 | Читают рассказ о Сещенском подполье, знакомятся с его героями. Смотрят презентацию об Анне Морозовой. | ||
28 | Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ1]. Сещенское подполье. | 1 | |||
29 | Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому. | 1 | Знакомятся с произведениями К.Г.Паустовского, обсуждают их, делятся впечатлениями. | ||
30 | Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края. | 1 | Практическая работа с картой области. | ||
31 | Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова | 1 | Собирают материал для презентации и проекта. Конкурс стихов о Брянске. Выпускают фотогазету, стенгазету. | ||
32 | Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1 | |||
33 | Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново. Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной. | 1 | Защищают свои презентации и проекты. Конкурс рисунков и поделок. |
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» (2 класс)
(34 часа)
№ темы п / п по плану | Дата | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | |
план. | факт. | ||||
1 | Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы | 1 | Извлекают (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочников). Наблюдают за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Находят признаки ранней осени. Строят предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Практическая работа: Игра «Поле чудес» | ||
В гостях у осени (9 ч.) | |||||
2 | Начало осени у нас – замечательная пора. | 1 | Устанавливают связи между живой и неживой природой. Находят в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносят словесное описание с иллюстрациями. Участвуют в конкурсе чтецов стихов об осени. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». | ||
3 | Стихи об осени. | 1 | |||
4 | Загадки об осени | 1 | |||
5 | В царстве растений. Экскурсия. | 1 | Расширяют свое представление об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Собирают материал для гербария. Узнают о красоте природы родного края. Определяют место человека в мире природы. Посвящаются в юные экологи. | ||
6 | Чем богаты брянские леса? | 1 | |||
7 | В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. | 1 | Приводят примеры представителей животного мира. Получают представления о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Определяют птиц и зверей края. Работают в группах – «Собери мозаику» . | ||
8 | Перелётные и зимующие птицы. | 1 | Приводят примеры представителей животного мира. Классифицируют рыб и птиц Брянской области. Отгадывают кроссворды. Творческая работа «Придумай загадку». | ||
9 | В царстве рыб. | 1 | |||
10 | Народные приметы осени. | 1 | Расширяют свое представление о живой и неживой природе, ее многообразии. Принимают участие в экскурсии на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня». Готовят сообщения по заданной теме. Знакомятся с разными природными условиями | ||
В гости к зиме | 8 | ||||
11 | Зима – время отдыха природы. Экскурсия. | 1 | Читают сказку «12 месяцев» С.Маршака. Обсуждают легенду происхождения названий. Делят сказку на составные части. Инсценируют эпизод сказки. Беседуют о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работают с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра «Поле чудес» Предсказывают погоду по народным приметам. Прогнозируют природные изменения по народным приметам, выявляют причины (экологические) несовпадения их с реальностью. Разгадывают кроссворды, загадки, картинки с изображением животных. | ||
12 | Декабрь – зиму начинает. | 1 | |||
13 | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | |||
14 | Февраль - перелом зимы. | 1 | |||
15 | Зимние праздники. | 1 | Практическое занятие «Зимние праздники и забавы» | ||
16 | Жизнь животных зимой. | 1 | Знакомятся с диким кабаном. Разгадывают загадки. Читают и обсуждают рассказ В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто? Где? Когда? Готовят сообщения по заданной теме. | ||
17 | Растения зимой. | 1 | Знакомятся с дикорастущими растениями луга, водоёма, леса в зимнее время. Расширяют свое представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Наблюдают за зимними изменениями в жизни растений. Характеризуют условия, необходимые для жизни растений зимой. Знакомятся с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работают с гербариями. | ||
18 | Стихи о зиме. | 1 | Узнают о красоте природы родного края. Участвуют в конкурсе чтецов стихов о зиме. | ||
В гости к весне | 9 | ||||
19 | Приметы весны. Экскурсия. | 1 | Знакомятся с весенними приметами, пословицами, поговорками о весне и особенностями изменений в природе. Работают с индивидуальными дневниками наблюдений. Разгадывают кроссворд, загадки. Участвуют в экскурсии. | ||
20 | Март – утро года. | 1 | Работают с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес» Участвуют в празднике «День Птиц». | ||
21 | Апрель – пора большой воды. | 1 | |||
22 | Май | 1 | |||
23 | Растения весной. | 1 | Устанавливают связи между живой и неживой природой. Наблюдают за весенними изменениями в жизни растений. Характеризуют условия, необходимые для жизни растений весной. Находят в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносят словесное описание с иллюстрациями. Работают в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Игра «Угадай по описанию». Разгадывают кроссворд, ребусы. Выполняют иллюстрации и аппликации «Берёза – родное дерево». | ||
24 | Растения весной. | 1 | |||
25 | Животные весной. | 1 | Слушают загадки и рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Дикие и домашние животные». Разрабатывают инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работают над презентацией «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбирают и обрабатывают материал к выполнению презентации. Работают в группах. | ||
26 | Животные весной. | 1 | |||
27 | Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия. | 1 | Участвуют в рассказе – беседе «О чём поют птицы». Разгадывают загадки и ребусы. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН – «Крылатая компания». Расширяют свои представления о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области. | ||
В гостях у лета | 5 | ||||
28 | Июнь – первый летний месяц. | 1 | Дают общее понятие погоды и климата. Принимают участие в дискуссии на тему «Хорошо ли, что климат теплеет? Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе». Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализируют наблюдения за погодой в «Календарях природы» | ||
29 | Июль – лету макушка, году серёдка. | 1 | |||
30 | Август – лета закат. | 1 | |||
31 | Летние приметы. | 1 | Работают над народными приметами. Работают над проектом . Подбирают и обрабатывают материал к проекту. Работают в группах. | ||
32 | Какая бывает роса на траве. Экскурсия. | 1 | Работают над проектом. Участвуют в экскурсии. | ||
Охрана природы | 2 | ||||
33 | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 | Защищают свои проекты. Конкурс «Знатоки сказок». | ||
34 | Охраняемые природные территории и объекты. | 1 |
«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)
(34 часа)
№ темы п / п по плану | Дата | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | |
план. | факт. | ||||
1 | Знакомство с учебником. О чём рассказывает наука история. | 1 | Работают с письменными источниками. Участвуют в викторине. Просматривают презентацию о Богине Клио. Смотрят и обсуждают фильм «Наш любимый город». | ||
2 | Брянская область на карте. | 1 | |||
3 | История времени. | 1 | Участвуют в игре «Путешествие во времени». Защищают проекты. Придумывают и отгадывают загадки. | ||
4 | Календарь Древней Руси. | 1 | |||
5 | Исторические источники. | 1 | Работают с письменными источниками. Работают в группах. Готовят фотовыставку. | ||
6 | Исторические памятники Брянщины. | 1 | |||
7 | Археология – наука древностей. | 1 | Работают с книгой и другой справочной литературой. Рассказывают о предметах, принесённых из дома. Играют в игру «Историческая рыбалка» | ||
8 | Археологические памятники Брянской области. | 1 | |||
9 | Как жили древние люди. | 1 | |||
10 | Как жили древние люди. | 1 | |||
11 | Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. | 1 | Сопоставляют знакомые факты. Рассуждают и делают выводы. Слушают рассказ учителя. Придумывают свои азбуки. Выполняют иллюстрации и поделки из любого материала. Смотрят мультфильм «Слово о полку Игореве». | ||
12 | Славянская письменность. Буквы славянского алфавита .«Слово о полку Игореве». | 1 | |||
13 | Геральдика | 1 | Работают с раздаточным материалом. Проектная деятельность: составляют герб своей семьи. | ||
14 | Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. | 1 | |||
15 | Символы Брянского края. Как написан гимн Брянской области. | 1 | Участвуют в диалоге при обсуждении. Расширяют свой словарный запас новыми словами из словаря. Производят словесное рисование гербов. Работают с учебником и дополнительной литературой. | ||
16 | Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. | 1 | Работают со схемой генеалогического древа. Принимают участие в диалоге при обсуждении. Составляют генеалогическое древо своей семьи, используя фотографии и рисунки. | ||
17 | Моя родословная. Краткая родословная князей Трубецких. | 1 | |||
18 | Мое имя. | 1 | Написание мини-сочинения. Самостоятельно работают с книгой, собирая ответы на заданные вопросы. | ||
19 | Имена на карте. Как люди выбирали названия. | 1 | Участвуют в диалоге при обсуждении. Работают с географической картой Брянской области. Творческое задание «Страна Вообразилия». | ||
20 | Откуда мы родом. | 1 | Участвуют в анкетировании. | ||
21 | Славяне на территории Брянского края. Вщиж. | 1 | Работают с учебником и дополнительной литературой. Работают с контурными картами. Разгадывают кроссворд. Смотрят видеофильм и обсуждают просмотренное. | ||
22 | Древние славяне. | 1 | |||
23 | Соседи древних славян. | 1 | |||
24 | Откуда пошла Русь. Первые русские князья. | 1 | Выполняют словесное иллюстрирование портретов князей. Работают со справочной литературой. Разгадывают кроссворд. Участвуют в викторине. | ||
25 | Брянское княжество. | 1 | Работают с картой Брянской области. Смотрят и обсуждают фильм «Город древний - город юный». Собирают материал к выпуску фотогазеты и стенгазеты. Участвуют в конкурсе чтецов стихов о любимом городе. Выпускают стенгазету и фотогазету. | ||
26 | Древний город. | 1 | |||
27 | Древние города Брянского края. | 1 | |||
28 | Не посрамим русской земли. | 1 | Выполняют словесное иллюстрирование портрета богатырей русских. Участвуют в конкурсе рисунков и поделок «Богатыри Брянские». Участвуют в диалоге при обсуждении. | ||
29 | Куликовская битва. | 1 | |||
30 | Брянский край при Петре I | 1 | |||
31 | Брянский край и Отечественная война 1812 года. | 1 | Расширяют свои знания и представления о двух Отечественных войнах, о героях этих сражений. Смотрят и обсуждают презентации и видеофильмы. Выполняют рисунки и поделки о сражениях минувших лет. Совершают экскурсию по памятным местам города. Собирают материал для проектов. Участвуют в конкурсе чтецов стихов о войне. | ||
32 | Брянский край годы Великой Отечественной войны. | 1 | |||
33 | Экскурсия по памятным местам города. | 1 | |||
34 | Брянская область сегодня. | 1 | Подводят итоги своей работы. Защищают свои проекты. |
«КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ» (4 класс)
(34 часа)
№ темы п / п по плану | Дата | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | |
план. | факт. | ||||
1 | Вводный урок. Что такое культура. | 1 | Знакомятся с понятием культура. Работают с текстом, сопоставляют, выбирают главное. Просматривают презентацию и обсуждают просмотренное. | ||
Как жили славяне (3 ч.) | |||||
2 | Как жили славяне | 1 | Смотрят учебный фильм и участвуют в его обсуждении. Отвечают на вопросы учителя. | ||
3 | Занятия славян | 1 | Ищут информацию в учебнике и дополнительной литературе по заданной теме. Участвуют в викторине. Отвечают на вопросы, набирая баллы. | ||
4 | Язычество древних славян | 1 | |||
Принятие христианства на Руси | 2 | ||||
5 | Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. | 1 | Участвуют в интеллектуально-познавательной игре. Просматривают презентацию и обсуждают просмотренное. Выступают с сообщениями, подготовленными в группах, о храмах Брянского края. | ||
6 | Храмы Брянского края. | 1 | |||
Крестьянский дом | 2 | ||||
7 | Крестьянский дом. Мастера Злынки. | 1 | Просматривают видеофильм и обсуждают его. Делятся впечатлениями. Иллюстрируют рассказ учителя о народных умельцах. Выполняют аппликацию «Резные кружева». | ||
8 | Мастера Красной Горы. Резные кружева. | 1 | |||
Занятия крестьян | 9 | ||||
9 | Не боги горшки обжигают | 1 | Совершают заочное путешествие в музей. Знакомятся с творчеством мастером. Встречаются с народными умельцами, знакомятся с их работами. Участвуют в конкурсе «Умелые руки». Готовят выставку своих работ. | ||
10 | Брянский музей этнографии и ремесел. | 1 | |||
11 | Долог день до вечера. | 1 | |||
12 | По одёжке встречают. | 1 | |||
13 | Мастерицы Брянского края. | 1 | |||
14 | Делу время, потехе час. -Рождество. Святки. Масленица. -Пасха. Праздник Ивана Купалы. | 1 | Проводят конкурс пословиц и поговорок. Знакомятся с Праздниками. Проводят праздничные игры, придумывая и добавляя свои конкурсы. Готовят и собирают материал для праздничных посиделок. | ||
15 | Делу время, потехе час. Праздники наших дней. | 1 | |||
16 | «Гори, звезда приветная», «Троицкие хороводы» | 1 | Практическая работа «Посиделки». | ||
17 | Народные игрушки. Мглинская игрушка. | 1 | Знакомятся с народными игрушками Брянского края. Просматривают презентацию. Выполняют игрушку из пластилина. | ||
Жители России | 1 | ||||
18 | Жители России. - Цари. Бояре. Дворяне. - Крестьяне. Городское население. Ремесленники. | 1 | Расширяют свое представление о жителях России, об их жизни. Готовят сообщения из дополнительных источников. Инсценируют отрывок рассказа «На торговой площади». | ||
«Что даёт мой край стране» | 3 | ||||
19 | Что даёт мой край стране. Свенская ярмарка. | 1 | Собирают материал для выполнения презентации. Готовят фотогазету «Свенская ярмарка знаменита на всю страну». Работают в группах. | ||
20 | Рысаки из Локтя. Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод. | 1 | Совершают заочную экскурсию на Дятьковский хрустальный завод, обсуждают увиденное. Экскурсия на Локотской конезавод. Просматривают фильм о Клинцах, БМЗ. Выполняют творческую работу. | ||
21 | Брянский машиностроительный завод. Завод «Арсенал». Клинцы – город текстильщиков. | 1 | |||
Парки и усадьбы | 2 | ||||
22 | Парки и усадьбы. Парк-музей имени А.К.Толстого. | 1 | Выезжают на экскурсию в парк-музей имени А.К.Толстого. Обсуждают увиденное. Просматривают учебный фильм о Трубчевске. Участвуют в творческом конкурсе «Наш парк -лучший!» | ||
23 | Трубчевск – родина певца Бояна. | 1 | |||
Дорогие мои земляки | 2 | ||||
24 | Дорогие мои земляки. Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К. Толстой. | 1 | Знакомятся с жизнью и творчеством наших знаменитых земляков: Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, братьев Ткачевых. Готовят презентации. Готовят фотогазеты. Участвуют в конкурсе чтецов стихов. | ||
25 | Трубчевский краеведческий музей. Музей братьев Ткачёвых | 1 | |||
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия | 2 | ||||
26 | Школы. ВУЗы. | 1 | Расширяют свои знания о школах и ВУЗах Брянска и области. Просматривают фильм о Кокинской сельхозакадемии, обсуждают увиденное. Готовят презентации, стенгазеты и мини-проекты о родной школе. | ||
27 | Кокинская сельхозакадемия | 1 | |||
По памятным местам. Партизанская поляна | 4 | ||||
28 | Партизанская поляна. | 1 | Совершают экскурсию на Партизанскую поляну. Встречаются с участниками ВОВ. Участвуют в конкурсе чтецов стихов о войне. Расширяют свои знания о Чернобыльской трагедии. Участвуют в конкурсе рисунков и поделок. Собирают материал для проекта. | ||
29 | Памятник 206 продотряду. | 1 | |||
30 | Мемориальный комплекс «Речечка» | 1 | |||
31 | К 30 летию аварии на ЧАЭС | 1 | |||
Образование, спорт, искусство, литература сегодня | 2 | ||||
32 | Брянские театры. | 1 | Посещают БДТ и ТЮЗ. Просматривают спектакль в одном из театров. Обсуждают спектакль, выполняют к нему иллюстрации. Посещают ДДиЮТ. Собирают материал для проекта. | ||
33 | Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина. | 1 | |||
34 | Итоговое занятие (защита проектов) | 1 | Подводят итоги своей работы. Защищают проекты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс
В этой папке содержится календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности курса "Мир профессий" 3 класс....
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир чтения" 4 класс
Разработка КТП по внеурочной деятельности "Мир чтения". 4 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...