Технологическая карта по коми языку как государственному УОНЗ «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») - 3 класс.
план-конспект урока (3 класс) на тему
Урок открытия нового знания по теме "Перелётные птицы" по предмету "Коми язык как государственный"- 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по коми языку УОНЗ «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») - 3 класс. О.В. Хасанова, г. Печора.
Технологическая карта по коми языку УОНЗ «Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс» («Перелётные птицы») - 3 класс.
Цели для ученика
| Цели для учителя
|
Тип урока- урок открытия нового знания | Форма урока- урок в технологии системно-деятельностного подхода |
Опорные понятия, термины: лексика по теме «Лэбачьяс» | Новые понятия: тури, дзодзӧг, юсь, утка, каля, джыдж, лунвылӧ лэбысь. |
Формы контроля: диагностика полученных результатов на последующих уроках. | Домашнее задание: по выбору- стр.26, упр.38-составить предложения по выученной теме; или- стр.26, упр.39- составить кроссворд по теме «Лэбачьяс». |
Этапы | Содержание | Формы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||
I | Орг. момент- 2 мин | 1.Включение и мотивирование учащихся на уч. деятельность. -Видза оланныд, челядь! - Бур удж! - Для хорошей работы нам надо сначала поработать над коми звуками. Повторяйте за мной:
| Диалог, беседа. | Приветствует учащихся, мотивирует на хорошую работу | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Личностные: -Самоопределение, ориентация на успешную уч. деятельность. | ||
II | Актуализация знаний- 3 мин | 2. Повторение лексики по изученным темам. -Кутшӧм талун поводдя? -Кутшӧм ӧні вогӧгӧрся кад? -Кутшӧм ар? (сёр). Мыйла сёр?(одеты тепло, снег, птицы улетают на юг) | Диалог, беседа. | Задаёт вопросы, наводит на тему урока. | Отвечают на вопросы, находят признаки осени. | Личностные: - формирование учебно- познавательного интереса. Коммуникативные: -Умение слушать собеседника; -Строить понятные для собеседника высказывания. Познавательные: -анализирование, умозаключения, построение логической цепи рассуждений. | ||
III | Выявление места и причины затруднений- 5 мин | 3. Выявление и фиксация места и причины затруднений. (на д!- картинки птиц.) - Тайӧ коді? (Лэбачьяс) - Кутшӧм юкӧнъяс-группа вылӧ позьӧ юкны найӧс? (юкӧй)- у д! -Назовите птиц 1 группы по-коми. - По какому признаку мы их объединили? (тӧвйысь). -Назовите птиц 2 группы… | Проблемный диалог, беседа. | Выявляет причину проблемы. | Находят и обсуждают проблему. 1) Лэбачьяс. 2) Тӧвйысь да … | Познавательные: -Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: -Умение принимать и сохранять учебную задачу; -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; Коммуникативные: - аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. | ||
IV | Целеполагание и построение выхода из затруднения-6 мин | 4.Постановка цели уч.деятельности, выбор способа и средств её реализации. - Кутшӧм лэбачьяс мӧд колонкаын? Шуӧй найӧс комиӧн… - Мыйын мытшӧд(проблема)? В чём проблема? - А почему возникла эта проблема? -А по какому признаку мы их объединили? (перелётные) - Кутшӧм тема сідзкӧ? (Перелётные птицы) - По-коми можем сказать тему? - Посмотрите – видзӧдлӧй пӧв вылӧ да бӧрйӧй уроклысь тема. Тӧвйысь лэбачьяс. Вӧрса пемӧсъяс. Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс. Гортса пемӧсъяс | Проблемный диалог. | Задаёт вопросы, вводит в проблему, заинтересовывает детей. | Обсуждают, выдвигают гипотезы, алгоритм работы, ставят задачи. 1) Не знаем названия этих птиц. 2) Ещё не проходили слова 2-го столбика. 3) Перелётные птицы- Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс. Лэбачьяс- птицы, лунвылӧ- на юг, лэбысь от слова- лэбны. 4) Тӧдмавны лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимсӧ, лӧсьӧдны кывтэчасъяс, лӧсьӧдны сёрникузяяс. | Личностные: -Мотивация учения. Познавательные: -Выделение и формирование учебной задачи; -Выбор способа решения проблемы; Коммуникативные: - Допускать возможность существования у людей различной точки зрения. Регулятивные: -Умение принимать и сохранять учебную задачу; -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации. | ||
Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс. | ||||||||
- Мыйла бӧрйим тайӧ темасӧ? Мыйла колӧ тӧдны тайӧ темасӧ? Кӧні сійӧ миянлы ковмас? - А мог- задача кутшӧм МИЯН ВОДЗЫН сідзкӧ ?
|
V | Реализация построенного проекта- 8 мин | 5. Построение и фиксация нового знания, обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение. - Кытысь ми вермам тӧдмавны тайӧ лэбач нимъяссӧ? -Восьтам тетрадьяс. Йирым тӧлысь кӧкъямысӧд лун. Классын удж. Лунвылӧ лэбысь лэбачьяс. -Назовите перелётных птиц Коми края (гусь, ласточка, журавль, чайка, утка, лебедь) На Э! – картинки с изображением перелётных птиц- гусь, ласточка, журавль, чайка, утка, лебедь.
-Откуда мы можем найти перевод на коми язык? Аддзам кывкудысь-ТУРИ. Шуам ставӧн. http://zyrians.foto11.com/animals_in_Komi
http://mp3tusovka.com/find/звуки%20чайки
( чайка)- ЧАЙКА -К какой группе животных относится?(Птицы) http://zyrians.foto11.com/geokomi091 (Кай, это название получило отражение как "Птица", ср. коми кай "птица". Вслед за В.И.Лыткиным мы склонны считать гидроним Кай прибалтийско-финского происхождения: фин. kajava, kajova (диал. kaija, kaika), кар. kaioa кар.-ливв. kaja, kajo, вепс. kajag, kajagi, вод. kaiega, эст. kajak, kajakas, лив. kajag "чайка". Коми переняли это слово из языка карело-вепсов (вероятно, оригиналом послужило кар. kaja, kajo в форме кай). Со временем, к началу XVII в., забыв первичное значение слова кай, коми по принципу народной этимологии перевели его на русский язык как "птица", что и получило отражение в древнерусской литературе. ) -Каля. Произнесите- шуӧй гораа.
- ЮСЬ(лебедь). Юсь- шуам гораа.
- В воде купался, сух остался (гусь)- ДЗОДЗӦГ. Шуӧй –дзодзӧг. Кутшӧм аффриката- коми шы-звук? Бур!
Джадж, джыдж, джодж. -Какое слово ещё не знаете? (ДЖЫДЖ)- ласточка. Шуам ставным- джыдж. Кутшӧм тані аффриката- коми шы- звук?
-А утка и по-коми и по-русски звучит одинаково- УТКА. -Донъялам асьнымӧс, мый ми вӧчим? (Тӧдмалім лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимъяс) ШАНЬ! | Лекция, работа со словарём и др.(загадка, ребус, аудио) | Помогает в нахождении источников нового знания, познавательного материала. | Работают с информацией, участвуют в обсуждении. Высказывают собственное мнение и аргументы. 1)Словарысь, коми кыв тӧдысьлысь, интернетысь. 2) выполняют задания с проговариванием, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; Коммуникативные: -Умение оформлять свои мысли. - Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Познавательные: - Выбор способа решения проблемы, - Умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: - Умение слушать собеседника; -Умение строить понятные для собеседника высказывания, - проговаривание новых слов. | ||||||
VI | Первичное закрепление и проговаривание- 5 мин | 6. Применение нового знания в типовых заданиях, использование новых слов в в разных речевых ситуациях. -Ӧні ворсыштам! «Петкӧдлы лэбачӧс». -Серпасъяс дорӧ аддзӧй лэбач нимъяс. (Петкӧдлӧй, мый вӧчӧ, кыдзи ветлӧдлӧ, кыдз горзӧ … тури?) (тури- вылӧ коксӧ лэпталӧ; юсь- мичаа кутӧ голясӧ, каля- лэбӧ-лэбӧ, сэсся сунытшӧ ваӧ черила, дзодзӧг- мунӧ ньӧжйӧ, ӧтар-мӧдарӧ вальмасьӧмӧн, джыдж-лэбӧ ас бердӧ борд личкӧмӧн). Шуам ставӧн ЛЭБАЧ НИМ. Тайӧ … тури. БУР! | Игра «Петкӧдлы лэбачӧс». | Нацеливает к применению нового знания. | Применяют новое знание, выходят к доске, показывают повадки, признаки птиц, проговаривают названия птиц по-коми. | Регулятивные: -слушать собеседника; -строить понятные для собеседника высказывания. Коммуникативные: - Умение оформлять свои мысли через движения. Познавательные: -Умение ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: - Учебно-познавательный интерес. | ||||||
VII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону-5 мин | 7. Выполнение самостоятельной работы на новое знание с самопроверкой по эталону: - Видзӧдлӧй экран вылӧ. - Мый позьӧ вӧчны тайӧ уджас? (ТОРЙӦДНЫ КЫВЪЯС ВЫЛӦ). - Кутшӧм миян уроклӧн тема талун? -А ӧні уджалам параӧн. - Карточка вылын пасйӧй овалӧн лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимъяс. ПЫШКАЙЛЭБАЧЮСЬТУРИСЮЗЬДЗОДЗӦГ КАЛЯПТИЦАУТКАДЖЫДЖ - Гижинныд кӧ 6 либӧ 5 кыв- «5», 4 кыв -«4», 3- «3». - Кутшӧм кыв лишньӧй? Мыйла? -Молодечьяс! | Сам.работа в паре. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; самопроверку по эталону, самооценку; выявляет места и причины затруднений, организует работу над ошибками. | Прогнозируют правильный вариант ответа, доказывают Выполняют самопроверку по образцу, фиксируя «+», «-». Выполняют самооценку рядом с заданием. «Птица» - по-русски. | Личностные: - самооценка на основе успешности; Регулятивные: -Осуществление действий по данному заданию; -выговаривание вслух новых слов; Коммуникативные: -Умение работать в паре; | ||||||
VIII | Включение в систему нового знания- 6 мин | 8. Включение в систему знаний нового знания. -Вспомним работу в группе. Какие правила?
(У д! 1-й ученик показывает на птицу, 2-й говорит текст.) - Ребята, согласны с работой этой группы? | Работа в группе. | Организует работу в группах. Организует самопроверку. Организует самооценку. Организует работу над ошибками. | Работают в группе, выбирают правильный вариант ответа, защищают свой выбор, оценивают работу др. групп. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому; Коммуникативные: -Участие в составлении текста на коми языке; -Формулирование и аргументация своего мнения, -Учёт разных мнений; Познавательные: -Понимание фактического содержания текста на коми языке; -Осознанное построение речевого высказывания на коми языке. | ||||||
IX | Рефлексия- 3 мин | 9. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, подведение итогов. -Кутшӧм тема вӧлі? -Кутшӧм мог вӧлі миян водзын? -Мый ми вӧчим? -Кутшӧм кывкӧртӧд- итог? (Ми тӧдмалім лунвылӧ лэбысь лэбачьяслысь нимсӧ, и с.в.) - Бур уджысь талун «5» - …, …, … . -Бура уджалісны и …, …, …. . Налы- «4». -Мый водзӧ? Г.у!- Восьтӧй дневникъяс:
либӧ
Позьӧ вӧчны кыкнан уджсӧ. -Урок помасис. Аттьӧ! Аддзысьлытӧдз! | Диалог. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной уч. деятельности, нацеливает на дальнейшее усвоение материала. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. Воспринимают информацию, выбирают уровень трудности задания. | Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: -Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление предлогов с именами существительными" 2 класс Школа России
Урок урусского языка...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление предлогов с именами существительными" 2 класс Школа России
Урок русского языка...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)
Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...
Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"
Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....
Технологическая карта урока английского языка по теме "Ты любишь загадки о животных?", 4 класс.
Технологическая карта урока английского языка по теме "Ты любишь загадки о животных?" Работа над проектом "Животные цирка" , 4 класс.Тип урока: Комбинированный.Форма урока: Урок совершенствования знан...
Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...