Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 классы ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_trope_zdorovya.doc | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рассмотрено на заседании: «Утверждаю»
педагогического совета Директор МОУ «СОШ № 6»
(протокол от __.__.20__года № _) __________ К. Н. Селезнев
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по спортивно – оздоровительному направлению
«Путешествие по тропе здоровья»
Срок реализации программы - 4 года
Количество часов по программе – 135 ч., в неделю – 1 ч.
Класс – 1 -4
Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет
Учитель: Кротенко И.Л.
г. о. Жуковский
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка 5
Цели и задачи программы 6
Основные направления реализации программы 7
Планируемые результаты 9
Формы учета знаний и умений 15
Содержание программы 16
Тематическое планирование 18
Список литературы 27
Приложение 28
Введение
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, прогулки, спортивно-оздоровительные часы, эстафеты, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 34 часа.
Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Планируемые результаты
После окончания I года обучения учащиеся должны
Знать:
- задачи общей физической подготовки;
- правила подвижных игр.
- правила игры в шашки, шахматы;
- цели и задачи упражнений с мячом;
- основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
- основы техники безопасности во время катания на санках, коньках, лыжах;
- историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
- гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
- основы здорового образа жизни;
Уметь:
- играть в подвижные игры для развития выносливости, быстроты.
- соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
Личностные результаты:
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя.
- Познавательные УУД:
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других.
После окончания II года обучения учащиеся должны
Знать:
- упрощенные правила спортивных игр (футбол, волейбол);
- правила игры в шашки, в шахматы;
- историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
- факторы сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила соревнований и подвижных игр;
- строение тела человека, его привычки;
- основы здорового образа жизни;
Уметь:
- играть по правилам в спортивные игры (футбол, волейбол).
- выполнять упражнения на расслабление во время занятий;
- соблюдать правила техники безопасности во время занятий,
- соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и ЗОЖ
Личностные результаты:
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям.
- определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя, правильно оценивать позицию других.
- Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет;
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других;
- совместно договариваться о правилах общения, поведения и следовать им.
После окончания III года обучения учащиеся должны
Знать:
- специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;
- правила спортивных игр (футбол);
- правила игры в шашки, шахматы;
- основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
- значение ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
- меры личной и общественной профилактики болезней;
- значение экологии для окружающей среды.
Уметь:
- играть по правилам в спортивные игры (футбол);
- соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
- соблюдать экологическую чистоту;
- вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя.
2. Познавательные УУД:
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других;
- учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.
После окончания IV года обучения учащиеся должны
Знать:
- правила соревнований по спортивным играм;
- меры личной и общественной профилактики болезней;
- правила спортивных игр (футбол, волейбол);
- правила игры в шашки, шахматы;
- правила катания на санках, лыжах, коньках;
- основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
- значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
- значение экологии для окружающей среды.
Уметь:
- подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
- играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
- соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
- соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
- соблюдать экологическую чистоту;
- вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
- видеть важность в здоровом образе жизни;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- осуществлять добрые дела полезные другим людям;
- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
- работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
- использовать дополнительные средства получения информации;
- уметь оценивать себя.
- уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
2. Познавательные УУД:
- уметь перерабатывать полученную информацию;
- выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
3. Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
- понимать позиции других;
- учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
- учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:
- Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
- Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
- Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
- Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
- Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
- 90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Формы учета знаний и умений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Содержание программы:
Беседы по профилактике здорового образа жизни – 21 ч.:
I класс – 6ч. «Поведение в школе, ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него», «Твой новый режим дня», «Сменная обувь. Зачем она?», «Учимся не болеть», «Польза и вред воды», «Кто сколько жует – тот столько живет».
II класс – 5ч. «Режим дня», «Смешное и поучительное», «Страна Болючка», «Я и мои привычки», «Мой друг – велосипед».
III класс – 5ч. «Уроки хорошего поведения», «Одевайся по погоде», «Вредные привычки», «Час здоровья», «Улица полна неожиданностей».
IV класс – 5ч. «Первая помощь утопающему», «Обсуждение сказки «Старик и Сова», «Профилактика гриппа», «Береги здоровье смолоду», «Как правильно купаться и загорать».
Подвижные игры на свежем воздухе – 28 ч.: «Увернись от мяча», «Вороны и воробьи», «Паровозик», «Ловишки-перебежки», «Первые снежки», «Строим снежную крепость», «Донести рыбку», «Петушиный бой», «Два Мороза», «собери орехи», «Большой мяч» и др. Катание на санках. Игра в снежки.
I класс – 9ч, II класс – 5ч, III класс – 8ч, IV класс – 8ч
Экскурсии – 15 ч.:
I класс – 3ч «Красота осенней природы», «Красота зимней природы», «Наблюдения за весенними изменениями в природе».
II класс – 4ч. «Осенние изменения в природе», «Осторожно – тонкий лед», «Зимние забавы», «Весенние изменения в природе».
III класс – 4ч. «В осеннем лесу», «Чистый район», «Как живешь, сосенка?», «День птиц»
IV класс – 4ч «Ядовитые растения и грибы», «Снежное покрывало», «Что осталось после зимы», «Весенние следы».
Динамические прогулки и игры – 10 ч.
I класс – 5ч, II класс – 3ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий, праздников – 9 ч.:
I класс – 2ч «Волшебница Гигиена», «Здоровье Планеты – наше здоровье»
II класс – 2ч «Я здоровье береге, сам себе я помогу», «Уроки безопасности пешехода»
III класс – 3ч «Правила здоровья», «Зимняя сказка», «Путешествие в страну Витаминию»
IV класс – 2ч Игра-путешествие «В стране Здорового Образа Жизни», поиск клада «Остров Здоровья»
Настольные игры – 12ч.: Шашки, шахматы, настольный теннис.
I класс – 3ч, II класс – 2ч, III класс – 3ч, IV класс –2ч
Спортивные игры – 6ч.: «Учимся играть в футбол, волейбол»
II класс – 3ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч
Занятия в спортивном зале –5ч.: «Веселая скакалка», «Звонкий мяч»,
I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 2ч, IV класс – 1ч
Спортивные соревнования – 10 ч.: Весёлые старты, эстафета на санках, лыжах.
I класс – 2ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 2ч
Труд и спорт – 2 ч.: Лепка, оформление снежных фигур
III класс – 1ч, IV класс – 1ч
Катание на лыжах и коньках – 11 ч.
I класс – 1ч, II класс – 4ч, III класс – 2ч, IV класс – 4ч
Конкурс рисунков – 2ч. – IV класс
Родительское собрание – 4 ч.
I класс – 1ч, II класс – 1ч, III класс – 1ч, IV класс – 1ч
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
1 класс – 33 часа
№ п/п | Форма работы | Тема | К час | Место проведения |
1 | Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории. | «Поведение в школе, ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг нее». | 1 | Школа, территория вокруг школы. |
2 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Увернись от мяча» | 1 | Спортивная площадка. |
3 | Беседа | «Твой новый режим дня» | 1 | Кабинет нач. классов. |
4 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Вороны и воробьи» | 1 | Спортивная площадка. |
5 | Экскурсия в осенний лес. | «Красота осенней природы». | 1 | Сосновый бор. |
6 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Разучивание подвижных игр. | 1 | Спортивная площадка. |
7 | Внеклассное мероприятие | «Волшебница Гигиена» | 1 | Кабинет нач. классов. |
8 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Паровозик» «Увернись от мяча» | 1 | Спортивная площадка. |
9 | Знакомство с настольными играми. | Шашки, шахматы | 1 | Кабинет нач. классов. |
10 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Паровозик» «Вороны и воробьи» | 1 | Спортивная площадка. |
11 | Беседа | «Сменная обувь. Зачем она?» | 1 | Кабинет нач. классов. |
12 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Ловишки-перебежки» «Паровозик» | 1 | Спортивная площадка. |
13 | Беседа. Час здоровья. | «Учимся не болеть» | 1 | Кабинет нач. классов. |
14 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | 1 | Кабинет нач. классов. |
15 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Первые снежки» | 1 | Спортивная площадка. |
16 | Спортивные соревнования | Весёлые старты | 1 | Спортивный зал. |
17 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Строим снежную крепость | 1 | Спортивная площадка. |
18 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | 1 | Спортивная площадка. |
19 | Спортивные соревнования | Эстафета на санках. | 1 | Спортивная площадка. |
20 | Зимняя экскурсия. | «Красота зимней природы» | 1 | Окрестности вокруг школы |
21 | Беседа | «Польза и вред воды» | 1 | Кабинет нач. классов. |
22 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | 1 | Спортивная площадка. |
23 | Лыжная прогулка. | «Первые шаги» | 1 | Спортивная площадка |
24 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Разучивание подвижных игр. | 1 | Спортивная площадка. |
25 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. | Разучивание подвижных игр. | 1 | Спортивная площадка. |
26 | Подвижные игры и упражнения с мячами. | «Звонкий мяч» | 1 | Спортивный зал. |
27 | Динамическая прогулка. | «В гости к берёзкам». | 1 | Окрестности вокруг школы |
28 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | 1 | Кабинет нач. классов. |
29 | Беседа | «Кто сколько жует – тот столько живет» | 1 | Кабинет нач. классов. |
30 | Проведение внеклассного мероприятия | «Здоровье Планеты – наше здоровье» | 1 | Кабинет нач. классов. |
31 | Экскурсия в весенний лес. | Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры. | 1 | Окрестности вокруг школы |
32 | Динамическая прогулка на водоём. | Подвижные игры на берегу реки. | 1 | Окрестности вокруг школы |
33 | Родительское собрание | «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время» | 1 | Кабинет нач. классов. |
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
2 класс – 34 часа
№ п/п | Форма работы | Тема | К час | Место проведения |
1 | Беседа | « Режим дня » | 1 | Кабинет нач. кл |
2 | Спортивные игры. | Учимся играть в волейбол. | 1 | Спортивная площадка. |
3 | Экскурсия в осенний лес. | «Красота осенней природы». | 1 | Окрестности вокруг школы. |
4 | Спортивные игры. | Учимся играть в волейбол. | 1 | Спортивная площадка. |
5 | Занятие на футбольном поле | «Учимся играть в футбол» | 1 | Спортивная площадка |
6 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Белые медведи» «Донести рыбку» | 1 | Спортивная площадка. |
7 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Белые медведи» «Донести рыбку» | 1 | Спортивная площадка. |
8 | Внеклассное мероприятие | «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | 1 | Кабинет нач. классов. |
9 | Экскурсия на водоём | «Осторожно – тонкий лёд!» | 1 | Окрестности вокруг школы |
10 | Подвижные игры и упражнения со скакалками | «Веселая скакалка» | 1 | Спортивная площадка |
11 | Настольные игры. | Шашки, шахматы, настольный теннис. | 1 | Кабинет нач. классов |
12 | Внеклассное мероприятие | «Уроки безопасности пешехода». | 1 | Кабинет нач. классов. |
13 | Спортивные соревнования | Весёлые старты | 1 | Спортивный зал. |
14 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Строим снежную крепость | 1 | Спортивная площадка. |
15 | Просмотр и обсуждение мультфильмов про Смешариков . | «Смешное и поучительное» | 1 | Кабинет нач. классов. |
16 | Спортивные соревнования | Эстафета на санках. | 1 | Спортивная площадка. |
17 | Зимняя экскурсия . | Зимние забавы | 1 | Окрестности вокруг школы. |
18 | Беседа – игра. Выставка рисунков. | «Страна Болючка» | 1 | Кабинет нач. классов. |
19 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | 1 | Спортивная площадка. |
20 | Упражнения и игры на хоккейной коробке | Разминка на катке. | 1 | Хоккейная коробка. |
21 | Лыжная прогулка. | «Скользкая лыжня» | 1 | Спортивная площадка |
22 | Лыжная прогулка | «Скользкая лыжня» | 1 | Спортивная площадка |
23 | Упражнения и игры на хоккейной коробке | Скольжение на коньках | 1 | Хоккейная коробка |
24 | Настольные игры. | Шашки, шахматы | 1 | Кабинет нач. классов |
25 | «День Здоровья» | Катание на санках, лыжах, коньках | 1 | Спортивная площадка |
26 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе | Разучивание подвижных игр | 1 | Спортивная площадка |
27 | Час здоровья. Учимся узнавать действия своего организма | «Я и мои привычки» | 1 | Кабинет нач. классов. |
28 | Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе | Русская народная игра «Краски» «Черепаха-путешественница» | 1 | Спортивная площадка |
29 | Час здоровья. Беседа – игра. | «Мой друг – велосипед» | 1 | Кабинет нач. классов |
30 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Белые медведи» «Донести рыбку» | 1 | Спортивная площадка. |
31 | Экскурсия в весенний лес. | Весенние изменения в природе | 1 | Сосновый бор |
32 | Динамическая прогулка на водоём. | Подвижные игры на берегу реки. | 1 | Окрестности вокруг школы |
33 | Эстафета. | Полоса препятствий Упражнения в равновесии | 1 | Спортивная площадка |
34 | .Родительское собрание | «Компьютер в семье. Польза и вред.» | 1 | Кабинет нач. классов |
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
3 класс – 34 часа
№ п/п | Форма работы | Тема | К час | Место проведения |
1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Петушиный бой» «Донести рыбку» | 1 | Спортивная площадка. |
2 | Динамическая прогулка на водоём. | Подвижные игры на берегу реки. | 1 | Окрестности вокруг школы |
3 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Уроки хорошего поведения». | 1 | Кабинет нач. классов. |
4 | Экскурсия в осенний лес. | «Осенние изменения в живой и неживой в природе». | 1 | Окрестности вокруг школы. |
5 | Занятие на футбольном поле | Игра в футбол. | 1 | Футбольное поле. |
6 | Занятие на футбольном поле | Игра в футбол. | 1 | Футбольное поле. |
7 | Экологическая экскурсия. | «Чистый район». | 1 | Окрестности вокруг школы. |
8 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Попади в след» «На одной ноге» | 1 | Спортивная площадка. |
9 | Внеклассное мероприятие | «Правила здоровья» | 1 | Кабинет нач. классов. |
10 | Подвижные игры и упражнения с обручами. | Подвижные игры и упражнения с обручами | 1 | Спортивный зал |
11 | Час здоровья. | «Одевайся по погоде». | 1 | Кабинет нач. классов |
12 | Подвижные игры и упражнения с мячами. | «Звонкий мяч» | 1 | Спортивный зал |
13 | Час настольных игр. | Шашки, шахматы | 1 | Кабинет нач. классов |
14 | Эстафеты с предметами. | «Кто быстрее?» | 1 | Спортивный зал. |
15 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Катание на санках. Игра в снежки. | 1 | Спортивная площадка |
16 | Час здоровья. | «Вредные привычки». | 1 | Кабинет нач. классов |
17 | Украшение школьного двора к празднику. | Лепка снежных фигур. | 1 | Спортивная площадка |
18 | Зимняя экскурсия. | «Как живешь, сосенка?» | 1 | Сосновый бор |
19 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Снежный гороскоп». | 1 | Спортивная площадка. |
20 | Внеклассное мероприятие. | «Зимняя сказка». | 1 | Кабинет нач. классов. |
21 | Катание на лыжах | Катание на лыжах | 1 | Спортивная площадка |
22 | Катание на коньках | Катание на коньках | 1 | Хоккейная коробка |
23 | Эстафеты на лыжах. | Эстафеты на лыжах. | 1 | Спортивная площадка. |
24 | Час здоровья. | «Гимнастика для глаз» «Гимнастика для осанки». | 1 | Кабинет нач. классов. |
25 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Два Мороза». «Снежные узоры». | 1 | Спортивная площадка. |
26 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Снежный бой». | 1 | Спортивная площадка. |
27 | Шахматно-шашечный турнир. | Шахматно-шашечный турнир. | 1 | Кабинет нач. классов. |
28 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Игра в снежки». «Два мороза» «Собери орехи» | 1 | Спортивная площадка. |
29 | Час настольных игр. | Шашки, шахматы. | 1 | Кабинет нач. классов. |
30 | Экологическая прогулка. | «День птиц». | 1 | Окрестности вокруг школы. |
31 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Улица полна неожиданностей». | 1 | Кабинет нач. классов |
32 | Внеклассное мероприятие. | «Путешествие в страну Витаминию». | 1 | Кабинет нач. классов. |
33 | Подвижные игры на свежем воздухе | «Повяжу я шелковый платочек» | 1 | Спортивная площадка |
34 | Инструктаж по ТБ во время каникул. Родительское собрание | «Отдых на природе. Что делать с мусором?» | 1 | Кабинет нач. классов |
Тематическое планирование по программе
«Путешествие по тропе здоровья»
4 класс – 34 часа
№ п/п | Форма работы | Тема | К час | Место проведения |
1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Пролезь сквозь мешок» «Землемеры» | 1 | Спортивная площадка |
2 | Экскурсия в осенний лес. | «Ядовитые растения и грибы». | 1 | Окрестности вокруг школы |
3 | Динамическая прогулка. | «Бег и ходьба – два слагаемых здоровья». | 1 | Окрестности вокруг школы |
4 | Занятие на футбольном поле | Игра в футбол. | 1 | Футбольное поле. |
5 | Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. | «Первая помощь утопающему». | 1 | Кабинет нач. классов. |
6 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Шлепанки» «Большой мяч» | 1 | Спортивная площадка |
7 | Экологический час. | Сказка «Старик и Сова». | 1 | Кабинет нач. классов. |
8 | Подвижные игры и упражнения с мячами. | «Звонкий мяч» | 1 | Спортивный зал |
9 | Час здоровья. | «Профилактика гриппа». | 1 | Кабинет нач. классов |
10 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Прятки» «Перехватчики» | 1 | Спортивная площадка |
11 | Конкурс рисунков. | «Что такое ЗОЖ?» | 1 | Кабинет нач. классов |
12 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Мельница» «Перехватчики» | 1 | Спортивная площадка |
13 | Эстафеты с предметами | Эстафеты с предметами | 1 | Спортивный зал |
14 | Подвижные игры на свежем воздухе. | «Второй лишний» «Мельница» | 1 | Спортивная площадка |
15 | Украшение школьного двора к празднику. | Оформление снежных фигур. | 1 | Спортивная площадка |
16 | Спортивные соревнования. | Эстафета на лыжах. | 1 | Спортивная площадка |
17 | Зимняя экскурсия. | «Снежное покрывало» | 1 | Окрестности вокруг школы |
18 | Катание на лыжах | Катание на лыжах | 1 | Спортивная площадка |
19 | Шахматно-шашечный турнир. | Шахматно-шашечный турнир | 1 | Кабинет нач. классов |
20 | Эстафеты на лыжах. | Эстафеты на лыжах | 1 | Спортивная площадка |
21 | Час здоровья. | «Береги здоровье смолоду». | 1 | Кабинет нач. классов |
22 | Катание на коньках | Катание на коньках | 1 | Спортивная площадка |
23 | Катание на коньках | Катание на коньках | 1 | Спортивная площадка |
24 | Час настольных игр. | Шашки, шахматы. | 1 | Кабинет нач. классов |
25 | Экологический десант. | «Что осталось после зимы?» | 1 | Окрестности вокруг школы |
26 | Подвижные игры на свежем воздухе | Подвижные игры на свежем воздухе | 1 | Спортивная площадка |
27 | Весенняя экскурсия. | «Следы». | 1 | Окрестности вокруг школы |
28 | Час здоровья. | «Как правильно купаться и загорать». | 1 | Кабинет нач. классов |
29 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Подвижные игры на свежем воздухе | 1 | Спортивная площадка |
30 | Конкурс рисунков | «Злые колдуны Алкоголь и Никотин» | 1 | Кабинет нач. классов |
31 | Игры на воздухе | Волшебный солнца свет | 1 | Спортивная площадка |
32 | Игра - путешествие | Путешествие в страну Здорового Образа Жизни | 1 | Спортивная площадка |
33 | Спортивная игра – поиск клада | «Остров Здоровья» | 1 | Спортивная площадка |
34 | Родительское собрание | Инструктаж по ТБ во время каникул | 1 | Кабинет нач. классов |
Список литературы.
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- http://www.rusedu.ru/detail
11. Сеть творческих учителей – http://www.it – n.ru/board. aspx? cat _no
12. Фестиваль педагогических идей http://festival.l september.ru/articles/509616/
Приложение
Беседа «Кто сколько жует – тот столько живет».
Цели:
- уточнить представления детей о значении продуктов питания, способах приготовления блюд;
- формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к обучению.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Пожелать друг другу здоровья.
II. Введение в тему.
– Догадайтесь, какие предметы спрятаны в «окошечках». (Круг с прорезями, под которыми изображены различные продукты питания – хлеб, яблоко, колбаса, помидор).
Рисунок 1.
– Как можно назвать их одним словом? (Продукты питания)
– А сейчас ребята, посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия. Но читать надо слова, используя буквы, написанные только в нарисованных яблоках.
Рисунок 2.
– Сегодня, мы поговорим о том, как надо правильно питаться, что нужно вашему организму. Я постараюсь дать вам те знания, которые помогут быть здоровыми сильными и красивыми.
III. Упражнения на классификацию.
– Догадайтесь, какие продукты “лишние”.
Воспитатель демонстрирует ряд предметов: продукты питания + посуда + игрушки (тарелка, крупа, яблоко, мячик, хлеб)
IV. Вводная беседа.
– От чего зависит здоровье человека? (Чем и как он питается)
– Как себя чувствует человек, когда плохо питается? (При плохом питании у человека появляется усталость, головокружение)
– Что едят люди?
– Зачем человеку нужно кушать? (Для того чтобы были силы для учебы для игры)
– Сколько раз в день школьники должны принимать пищу?
– Для того, чтобы пища лучше усваивалась, что делает повар с продуктами? (Измельчает, варит, жарит)
V. Дидактическая игра «В каком виде едим».
На столе стоит макет овощехранилища. В нем овощи и фрукты.
Рисунок 3.
– Ребята, случилась беда. В овощехранилище перегорела лампочка. И теперь нам на ощупь надо отгадать и достать овощ. А затем, посмотрев на него сказать, что можно из него приготовить.
– Что можно приготовить из:
- яблок (cок, пюре, компот);
- картофеля (жареный, тушеный, пюре);
- моркови (салат, пирожки);
- свеклы (винегрет, маринад).
VI. Физминутка.
Повторяй за мной зарядку:
В ней звук «к»
Пришел на грядку.
Лук вот здесь, а здесь морковь,
Здесь капуста, здесь картофель,
Редька, свекла, кабачок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем, есть мы до весны.
VII. Изучение нового материала.
– Почему человек должен кушать разные продукты? (В каждом продукте питания есть витамины А В С)
– Витамин А улучшает зрение. Назовите продукты питания, в которых есть витамин А. (Морковь, сливочное масло, помидоры)
– При недостатке витамина В человек быстро устает, раздражается, нервничает. В каких продуктах питания содержится витамин В? (Картофель, хлеб)
– При отсутствии витамина С люди часто болеют простудными заболеваниями. Этот витамин укрепляет кости и зубы. В каких продуктах питания присутствует он? (Яблоках, лимонах, апельсинах)
– Какие вещества прежде всего необходимы растущему организму? (Витамины А В С)
– Что можно приготовить на завтрак, полдник, обед, ужин?
VIII. Дидактическая игра “Приготовь борщ”.
– Из всех продуктов питания выбрать необходимые для борща: лимон, яблоко, мясо, макароны, капуста, свекла, морковь, картофель, лук, хлеб.
– В гости к нам пришел повар и принес задание для вас.
– Каждый из вас составит меню на завтрак, обед, ужин.
Повар оценивает ответы детей.
IX. Итог.
Здоровье человека во многом зависит от того, чем и как он питается. Пища человека должна быть разнообразной. Перед едой обязательно мыть руки с мылом.
Каждый культурный человек должен знать, что употребление алкоголя, курение табака приносит вред личному здоровью и здоровью окружающих его людей.
Памятка родителям
Программа здоровья для семьи
- Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.
- Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.
- В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе — ежедневно!
- По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.
- Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.
- Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.
- Составить и соблюдать режим дня для ребенка.
- Научить детей плавать.
- Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.
- Помогать детям в чтении учебников по физической культуре, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.
- Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни — задача не на один год, а результат — здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.
Правила здорового образа жизни.
- Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.
- Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.
- Не переутомляться умственной работой. Стараться получить удовлетворение от учебы. А в свободное время заниматься творчеством.
- Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.
- Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.
- Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогут победить простуду, но и доставят удовольствие.
- Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное. Расти здоровым!
Подвижные игры
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Паровозик»
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.
«Увернись от мяча»
На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа докторов здоровья
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за со...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По тропинкам Кузбасса"
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению "Краеведение" для учеников 1-4 классов Составитель Г.Ф.Трухина...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о здоровье и правильном питании».
Программа «Разговор о здоровье и правильном питании» разработана в соответствии с новым образовательным стандартом второго...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Азбука здоровья» для 2 класса. В помощь учителям...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности здоровья 1-4 классы"
Пояснителдьная записка, календарное планирование "Школа безопасности здоровья 1-4 класс"...