Рабочая программа по Брянскому краю в 4 классе
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БРАХЛОВСКАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. по УВР директор школы
______ /Резук Т. И./ _______/Медведева Н. В./ ________/Медведев Н. И./
Протокол от 27.08.14г.№1 дата Приказ от29.08.14г.№58
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Протокол от_____№ дата Приказ от____№____
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Протокол от_____№ дата Приказ от____№____
______/______________/ _______/____________/ ________/___________/
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Брянский край.
Культура родного края»
для обучающихся 4 класса
на 2014/2015 учебный год
Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Культура родного края» для 4 класса составлена на основе:
- Рекомендационного письма департамента общего и профессионального образования Брянской
области от11 мая 2012 г. № 2552 -04-О;
- Рекомендационного письма департамента общего и профессионального образования Брянской
области от 03 сентября 2012 г _№ 4677 -04-О;
-программы внеурочной деятельности МБОУ Брахловской СОШ
Цель программы:создание системы пропедевтических знаний обучающихся начальной школы о человеке, обществе, истории и культуре России и Брянского края.
Задачи программы:
- приобретение учащимися первоначальных навыков художественного наблюдения через знакомство с различными источниками;
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения культуры и искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Главная задача курса – сформировать у школьников целостное представление о тенденциях перемен в жизни человека, о роли и месте культуры Брянского края в личностном развитии.
Место курса внеурочной деятельности «Брянский край. Культура родного края» в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Изучить содержаниеРабочей программы в 4 классе планируется за 33 часа, так как в соответствии с расписанием 1 урок совпадает с праздничной датой (1 мая)
Корректировка Рабочей программы проведена за счёт объединения изучаемых тем, что отражено в календарно-тематическом планировании.
Требования к уровню подготовки обучающихся курса внеурочной деятельности «Брянский край. Культура родного краяв 4 классе
В результате изучения курса ученик должен:
- знать культурно-исторические традиции своей семьи, села, г. Брянска, Брянского края, Климовского района, культурные истоки своего народа;
- знать семиотику (знаки и знаковые системы) одежды, ритуалов, обрядов родного края;
- уметь работать с адаптированными документальными, художественными, историческими текстами как основой художественного образования, источником извлечения информации;
- владеть навыками самоорганизации самостоятельной, индивидуальной учебной и исследовательской деятельности;
- принимать участие в приоритетных видах деятельности на занятиях окурсу «История Брянского края»: защита творческих и информационных проектов, постановка сказки, дидактическая игротека, инсценировка и театрализация, изодеятельность;
Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся 4 класса курса внеурочной деятельности «Брянский край. Культура родного края»
Методы устного контроля - беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, схемы. Индивидуальный опрос учащихся. Дидактические тесты
Содержание программы курса «Брянский край»
Вводный урок. Что такое культура.Как жили славяне. Занятия славян.
Язычество древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную: духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них.
Славянские племена. Главные города: Новгород и Киев (легенды о возникновении), их устройство. Род Рюриковичей. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир (легенды, былины, о Владимире Красном Солнышке и богатыре его Илье Муромце), Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие).
Принятие христианства на Руси. “Выбор” веры. Крещение славян. Монастыри (Киево-Печерский, Свенский и др.). Церковь: храм, росписи, фрески, иконы.Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.
Крестьянский дом. Объем понятий “ДОМ”: дом-жилище, дом-семья, дом-жизнь человеческая от рождения до кончины. Дом в городе и дом в деревне.
Крестьянские поселения, их типы: село, деревня, займище, починок, выселки, хутор, сельцо, слобода, станица, погост, ряд, местечко, посад (к какому типу относилось Ваше поселение). Мир деревни: околица, гумно, огород, колодцы, жилые дома, подворья, церковь.
Интерьер крестьянского жилища. Украшения интерьера, их символика, место и роль в жизни каждого члена семьи. Убранство жилища: красного угла, горницы. Утварь: деревянная, глиняная, плетеная, металлическая. Искусство в быту народа. Промыслы и ремесла с. Брахлов.Мастера Злынки. Резные кружева
Жизнь крестьянской семьи. Место в ней каждого ее члена. Семейно-бытовые обряды. Работа. Традиционные занятия в нашем крае. Застольный этикет традиционной семьи крестьян. История происхождения стола и его названия. Ритуальная роль стола в обрядах главных событий человеческой жизни. Собрание фольклора (песни, присказки, сказки, потешки, колыбельные). Народные гулянья и праздники. Народные игры.
Жители России
«Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотский конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков.
Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого. «Соловьи». Городской парк Трубчевска − на родине Бояна.
«Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец.
Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинскаясельхозакадемия.
По памятным местам. Партизанская поляна и др.
Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. Дворец детского и юношескогого творчества имени Ю.А.Гагарина
Экскурсии в краеведческий музей п. Климово, по историческим и памятным местамс. Новый Ропск. Защита проектов «Мой край родной»
Учебно- тематический план
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Дата | Тема урока | Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала | |
По плану | Факти чески | |||
1 | Вводный урок. Что такое культура. | Знакомство с курсом. Повторение сведений по истории и культуре Брянского края и Климовского района. | ||
2 | Как жили славяне | Систематизация знаний обучающихся о жизни и занятиях славян. Выполнение творческих заданий. | ||
3 | Занятия славян | |||
4 | Язычество древних славян | Интегративное занятие с привлечением информации из курсов ИЗО, музыки, литературы, истории о мифических существах, населяющие крестьянскую Вселенную: духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них. | ||
5 | Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. | Знакомство с произведениями искусства о “Выборе” веры, крещении славян. Защита информационных проектов о монастырях, храмах и церквях Брянского края и Климовского района. | ||
6 | Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края. | |||
7 | Крестьянский дом. | Формирование понятия “ДОМ”: дом-жилище, дом-семья, дом-жизнь человеческая от рождения до кончины. Сравнительная характеристика дома в городе и дома в деревне. Характеристика и создание эскизов из бумаги крестьянских поселений (село, деревня, займище, починок, выселки, хутор, сельцо, слобода, станица, погост, ряд, местечко, посад) Творческие работы (рисунки) «Мир деревни: околица, гумно, огород, колодцы, жилые дома, подворья, церковь». Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках ИЗО, истории, литературы об интерьере крестьянского жилища (украшения интерьера, их символика, место и роль в жизни каждого члена семьи. Убранство жилища: красного угла, горницы. Утварь: деревянная, глиняная, плетеная, металлическая. Искусство в быту народа) Зажита исследовательских мини-проектов «Промыслы и ремесла с. НовыйРопск» Театрализация семейно-бытовых обрядов, народных гуляний, праздников, игр. | ||
8 | Мастера Злынки. Резные кружева. | |||
9 | Занятия крестьян. | |||
10 | Занятия крестьян. | |||
11 | Не боги горшки обжигают. | |||
12 | Не боги горшки обжигают. | |||
13 | Долог день до вечера. | |||
14 | По одёжке встречают. | |||
15 | По одёжке встречают. | |||
16 | Делу время, потехе час. | |||
17 | Делу время, потехе час. | |||
18 | Жители России | |||
19 | «Что дает мой край стране». Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотскийконезавод. | Выполнение творческого проекта «Достопримечательности Брянской области» | ||
20 | Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. | |||
21 | «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы город текстильщиков. | |||
22 | Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им.А.К.Толстого. «Соловьи». Городской парк Трубчевска − на родине Бояна. | Просмотр видеофильмов об исторических и культурных местах Брянщины | ||
23 | «Соловьи». Городской парк Трубчевска − на родине Бояна. | |||
24 | «Дорогие мои земляки». Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Заочное путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. | Подготовка презентаций о выдающихся деятелях культуры и искусства Брянщины. | ||
25 | Рыленков. А.И. Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская. | |||
26 | Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинскаясельхозакадемия. | Знакомство с учебными заведениями Брянщины. Встреча с односельчанином-выпускником одного из учебных заведений. | ||
27 | По памятным местам. Партизанская поляна и Площадь Партизан | Мини-исследования по теме «Памятные места Брянщины». | ||
28 | По памятным местам. Хацунь. | |||
29 | Образование, спорт, искусство, литература сегодня. Брянские театры. | Работа с диском «Брянский край» (виртуальная экскурсия) | ||
30 | Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина | |||
31 | Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии.Экскурсия в районный краеведческий музей. | Повторение и обобщение изученного. Сбор материалов к творческим проектам «Мой край родной» | ||
32 | Целевой инструктаж по ОТ при проведении экскурсии.Экскурсия по историческим и памятным местам с. Брахлов | Повторение и обобщение изученного. Сбор материалов к творческим проектам «Мой край родной» | ||
33 | Защита проектов «Мой край родной» | Повторение и обобщение изученного. Защита творческих проектов «Мой край родной». Работа с портфолио школьника | ||
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса по курсу внеурочной деятельности «Брянский край» в 4 классе
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1 | Рекомендации Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию предметов регионального (национально-регионального) компонента «Брянский край» (письма от 11 мая 2012 года № 2552-04-О,от 03 сентября 2012 г № 4677-04-О) | Д |
2 | Учебное пособие: Лупоядов В.Н. Культура родного края 4 класс Курсив, 2012 | К |
3 | Печатные пособия: Соколов Я.В., Наша Родина – великая Россия. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012 Соколов Я.В., Наше государство и его символы. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012 Соколов Я.В., Россия - наш общий дом. Книга для учащихся /М.:НИЦ «Гражданин», 2012 СмолянкинН.С.Старообрябцы. историко-краеведческий очерк.-Климово. ООО «Издательство «Наяда»,2006 Гаврилкова И.Н. УНТ и Брянский край. Учебно-методическое пособие по литературному краеведению-Брянск,2008 Полетаева Т.М., Историко-краеведческий очеркКлимово: страницы истории./Климово, 2009 Полетаева Т.М., Историко-краеведческие миниатюры Золотые страницы краеведения./ Климово,2011 Географическая карта Брянской области и Климовского района | Д |
Технические средства обучения. | ||
Экспозиционный экран, компьютер, проектор | Д | |
Образовательные ресурсы (диски) | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по природе Брянского края 2 класс с ууд
Можно воспользоваться учителям, работающим по учебнику "Природа родного края" Пряниковой...
Презентация "В царстве рыб" к уроку курса "Брянский край" (2 класс)
Презентация "В царстве рыб" к уроку "Природа родного края" курса "Брянский край" (2 класс)...
Рабочая программа. История родного края. 3 класс
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс
Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем» для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
Рабочая программа "Азбука Смоленского края" 2 класс
Сегодня, наиболее актуальной задачей образования является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою Родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма мног...
Брянский край 4 класс
Рабочая программа по курсу Брянский край познакомит учащихся с культурно-истроическим наследием Брянского региона...