Рабочая программа по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету КНРС(Я) составлена на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу по учебнику Ебугэ угэьэ" Винокурова Е.Н., дедюкина Л.Г. для 4 класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 42.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Чериктейская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Афанасьева-Алданского
С.Чериктей Усть-Алданский улус РС(Я)
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО начальных классов зам.директора по УВР директор ЧСОШ
Горохова С.Д.________ Лугинова Л.Е._________ Ушницкая В.В._______
«___» __________2015г. «____»_________2015г «____»_________2015г
Рабочая программа
по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
в 4 классе (1 – 4)
на 2015-2016 учебный год
Количество часов 1 час в неделю
уровень освоения (общеобразовательный)
Составитель: Босикова А.В.
Учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
- Описание материально-технического обеспечения.
Использованная литература
Рабочая программа
по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» 4 класс (1 – 4)
I.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по курсу «Культура народов Республики Саха (Якутия)» (1 – 4), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно учебному плану на 2015-2016 учебный год и ориентирована на работу по учебнику «Өбүгэ үгэһэ» 4 класс. Винокурова Е.Н., Дедюкина Л.Г.
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» соответствует структуре идентичности, приведенной в Концепции. Особое значение приобретает развитие и воспитание личности, знающей культуру своего народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности сохранять и развивать язык и культуру коренных народов Республики Саха (Якутия). Логика изучения курса построена по конструктивному принципу «от знания культуры родного народа к пониманию культуры народов совместного проживания, к освоению ценностей русской и мировой культур».
Целью курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Задачи:
- Освоение базовых национальных ценностей на основе духовной и материальной культуры своего народа как неотъемлемой части и общечеловеческой культуры;
- Формирование базовых знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания;
- Умение соблюдать традиции, обычаи родного народа; описать себя как представителями народов Севера, Якутии, России; представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения;
- Воспитание позитивного отношения к культуре других народов; проявление терпимости, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности, верования.
III. Описание места учебного предмета
Изучение учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» не предусмотрено в обязательной части Базисного учебного плана и может быть организовано со 2 по 4 классы в рамках учебных и внеурочных часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательного процесса.
Учебный предмет рассчитан на 17 часов (по 1 ч в неделю) в I полугодии, с учётом выбора участников образовательного процесса.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
-ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
-формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
-формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
-формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения «Культура народов Республики Саха (Якутия) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
Признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремление жить в гармонии с окружающей природой;
-уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
-культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
-культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
-поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
Развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.)
-описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
-ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения «культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются:
-умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
-проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
-оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
-способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и т.д.)
- умение вести себя в парах, группе, коллективе;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
- умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутия)» в начальной школе являются:
-формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;
-формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;
-умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарем, картами;
-овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
-формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций;
-конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии)
-анализ, синтез (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии);
- классификация (на примере быта, одежды, игр, игрушек, национальной кухни);
-классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства);
- обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности этносу);
-доказательство (на примере особенностей природных условий жизни)
-развитие умения составлять представления модели знаково-символическими средствами культуры народов республики (коновязь, якутская лошадь, северный олень, чум).
VI. Содержание учебного предмета
Народы Республики Саха (Якутия). Понятие народ. Коренные народы республики. Места компактного проживания якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющин республику (украинцы, буряты, белорусы).
Семейные отношения. Мои родители, роль отца и матери в семье. Воспитание детей в семье. Почитание людей старшего поколения. Семейные ценности. Организация жизни в семье: трудовые обязанности. Семейные праздники. Досуг. Взаимоотношения между членами семьи. Составление древа жизни предков. Наши ближайшие соседи, их семьи.
Материальная культура народов Республики Саха (Якутия). Традиционное хозяйство народов Республики Саха (Якутия). Основные виды хозяйственной деятельности народов республики: охота, рыболовство, собирательство, коневедство, оленеводство.
Хозяйство моего народа. Домашнее хозяйство моей семьи. Домашний скот – богатство и благополучие народа.
Жилища народов Республики Саха (Якутия). Названия традиционных жилиц коренных народов Республики Саха (Якутия), их устройство, строение. Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня.
Одежда народов. Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение.
Народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Традиционные промыслы коренных народов Республики Саха (Якутия). Орнаменты, используемые для украшения одежды и обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Известные народные мастера и художники.
Национальная кухня народов. Традиционная кухня народов Якутии. Сезонные национальные блюда. Национальная кухня моего народа.
Национальные игры народов. Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные). Игрушки, их виды и изготовление.
Духовная культура народов Республики Саха (Якутия). Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Обычаи и обряды народов. Праздники народов Республики Саха (якутия): ысыах, эвинек, шахадьибэ. Религиозные праздники (Рождество, Пасха и другие).
Устное народное творчество. Фольклор в жизнедеятельности коренных народов Якутии. Жанры устного народного творчества народов Республики Саха (Якутия). Героический эпос. Олонхо. Народные сказители. Знатоки фольклора. Исполнители эпических песен.
Музыкальная культура народов Якутии. Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии, истоки их возникновения. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии.
Литература народов Якутии. Общее понятие о литературах народов Республики Саха (Якутия). Детские писатели народов Якутии, их произведения. Республиканские газеты и журналы для детей. Детское творчество.
Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации. Россия – многонациональная страна. Москва – столица России. Якутск – столица Республики Саха (Якутия). Понятие о символике РФ, РС(Я); Федеральное собрание, правительство РФ. Государственная структура РС (Я), правительство РС(Я). Улусы, центры улусов республики. Государственные и всенародные праздники.
VIII. Описание материально-технического обеспечения.
- Примерная программа по курсу «Культура народов Республики Саха (Якутия)» (1 – 4). 2011
- «Культура народов Республики Саха (Якутия)» учебное пособие. 4 класс
- Справочная литература для учителя, обеспечивающая изучение учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)».
- Энциклопедии по культуре, справочные издания.
- Научно-методические журналы «Бастакы үктэл», «Иитии кыһата».
- Серии познавательных книг для детей среднего и старшего возраста: «Ытык сирдэр», «Айыл5а дьиктилэрэ», «Ытык дьоммут», «Саха сирин улуустара», «Якутск – столица Республики Саха (Якутия).
- Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.
- Интернет-ресурсы (www.sakha.gov.ru/depnarod; Федеральный информационный портал Sakha News; www.vikipedia.org)
Использованная литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт в якутской школе/ Н.В.Ситникова, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева; Министерство образования Республики Саха (Якутия), ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия); Якутск : Бичик, 2011.
- «Культура народов Республики Саха (Якутия)» учебное пособие. 4 класс
- Методическое пособие «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
VII. Календарно-тематическое планирование по предмету «Культура народов Саха (Якутия)
4 класс (1-4) в неделю 1 час, всего в год 17 часов (I полугодия)
№ | Дата | Факт. дата | Тема урока | Содержание образовательной деятельности | Виды деятельности | Примечание |
1 четверть (9 ч.) | ||||||
1 | 02.09 | Введение. Народы и их культура | Расширение и углубление понятия о народах Республики Саха (Якутия), России, мира. Международный день коренных народов мира — 9 августа. Национальный этикет народов Якутии, России и мира | Рассказывать о разных народах и их культуре. Практическая работа: показывать на карте территорию России и Якутии, места проживания разных народов. | ||
2 | 07.09 | Наш дом — планета Земля | Всемирное наследие ЮНЕСКО. Национальный парк Республики Саха (Якутия) «Ленские столбы». Природный ландшафт Якутии. Природоохранные традиции коренных народов Якутии. Священные места (Ытык сирдэр): священная гора, великий курган, Эбэ (река, озеро) и другие. Священные деревья (Ытык мастар): берёза, лиственница, ель, сосна и другие. Растения, занесённые в Красную книгу. Заповедники. Загадки, народные песни о растениях. Стихи о цветах, деревьях. Работа с картиной: — Владимир Семёнович Карамзин. Ленские столбы. | Рассказывать о бережном отношении коренных народов Якутии к природе, об их обычаях и обрядах. Находить информацию о природе с использованием средств ИКТ, образовательного портала. Практическая работа: экскурсия на природу, наблюдение за природными явлениями Проектная деятельность: «Семь чудес нашей Якутии», «Якутия: туристический маршрут для наших друзей», конкурс плакатов «Берегите лес!», «Гора Кисилях», «Священная земля Олонхо», «Ленские столбы» и другие | ||
3 | 14.09 | Наша Россия — многонациональная страна | Общее понятие о праздниках (международные, государственные, республиканские, национальные, корпоративные (ведомственные), семейные). Государственные праздники России: День России, День Победы, День Российского флага, День русского языка, День народного единства и другие. Работа с картиной: Афанасий Петрович Мунхалов. Слушают мир (Аан дойдуну истэллэр. «Мин хоту дойдум» серияттан). Василий Семёнович Парников-Сэксэй.Мир. | Различать государственные праздники России. Выступить с сообщением о государственных праздниках России. Проектная деятельность: «День Российского флага в нашем городе (улусе, посёлке)», «Новости: теле-(радио) сюжет «Дети о России», Праздники России. | ||
4 | 21.09 | Республика Саха (Якутия) — многонациональный регион Российской Федерации | Официальные праздники Республики Саха (Якутия): День родного языка и письменности — 13 февраля. День Республики Саха (Якутия) — 27 апреля, Национальный праздник ысыах — 23 июня, День государственности Республики Саха (Якутия) — 27 сентября, День олонхо, День хомуса и другие. Город Якутск — столица Республики Саха (Якутия). Основные исторические достопримечательности г. Якутска: национальный парк для проведения ысыаха в местности «Ус Хатынг», башня «Якутский острог», памятник Абакаяде и Семёну Дежнёву и другие. | Различать официальные праздники Республики Саха (Якутия). Рассказывать об официальных праздниках Республики Саха (Якутия). Находить информацию об исторических памятниках города Якутска. Проектная деятельность: «Новости НВК «Саха»: День олонхо», «Наши праздники: День Республики Саха (Якутия)», «Памятники нашей столицы», «Моя экскурсия по г. Якутску» и «Якутск — мой родной город» и другие. | ||
5 | 28.09 | Наш улус (район) | Природно-климатические особенности родного края. Улусный (районный) центр. Достопримечательности улусного (районного) центра. Топонимика улуса (района). Достопримечательности улуса (района). Музеи улуса (района). Национальный состав населения. Основные виды трудовой деятельности жителей улуса (района). | Выступить с устным сообщением о родном улусе (районе) с ИКТ-поддержкой. Рассказывать о достопримечательности улуса (района). Выступить с сообщением об основных видах трудовой деятельности жителей улуса (района). Проектная деятельность: | ||
6 | 06.10 | Наше родное село | Природно-климатические особенности нашего села. Топонимика родных мест. Достопримечательности нашего села. Песни о родных местах. Население: национальный состав. Основная трудовая деятельность жителей села | «Официальная символика наших посёлков: о чём она рассказывает?, «Многонациональные семьи нашего села», «Наше село — колыбель национальной культуры», «Незабываемые каникулы в деревне», «Наш улус (район): туристический маршрут для наших друзей», «Знакомьтесь — это наш улус (район)». | ||
7 | 13.10 | Национальные костюмы коренных народов Якутии | Национальный костюм коренных народов Якутии: традиции и современность. Якутский женский национальный костюм: наименования, назначения и технология пошива. Якутский мужской национальный костюм: наименования, назначения и технология пошива. Якутские национальные костюмы для девочек и мальчиков (наименования, назначения и технология пошива). Зимние и летние национальные костюмы. Национальные костюмы народов Севера: женские, мужские, для девочек и мальчиков (наименования, назначения и технология пошива). Этикет ношения национального костюма. | Рассказывать о роли одежды в природно-климатических условиях Якутии. Различать характерные особенности национальных костюмов народов Якутии. Искать информацию об уходе за одеждой с использованием ИКТ. Проектная деятельность: «Национальный костюм нашего класса», «Мастерская: готовимся к национальному празднику», «Выставка-продажа национальных костюмов», «Национальный костюм моей мечты» и другие. | ||
8 | 20.10 | Языки в нашей жизни | Двуязычие и многоязычие как основное условие успешности, мобильности человека в современной жизни. Двуязычие и многоязычие в истории Якутии и России. Исторические личности, владевшие несколькими языками. Основные условия формирования двуязычия и многоязычия. | Рассказывать о значении двуязычия и многоязычия в современной жизни. Различать функции родного, государственного и международного языков. Проектная деятельность: «Мои любимые языки», «Мои достижения в изучении языков ...», «Языковой портфель нашего класса», «Языковая история нашей семьи», «Языки нашей семьи» и другие. | ||
9 | 27.10 | Моя семья | Семейно-родственные отношения: пожилые родственники, родственники с ограниченными возможностями, дети младшего возраста. Семейные ценности: любовь к родителям, любовь к детям, уважение, забота друг о друге. Семейный очаг — это свет и тепло, дружба и радость общения. Семейные традиции: праздники, чтение, хобби, походы, совместный труд. Устное народное творчество (фольклор) о семье. Семейные реликвии: фотоальбом, памятные вещи, старинная домашняя утварь, передающиеся от поколения к поколению. | Рассказывать о своей семье и о пожилых родственниках и других. Приводить примеры заботы о младших членах семьи. Собирать материалы на основании бесед с родными, друзьями семьи о семейных праздниках и традициях. Проектная деятельность: «Семейные традиции: забота о пожилых», «Семейные традиции: любовь к чтению», «Семейные традиции: совместные чаепития и общение», «Семейная реликвия: о чём она рассказывает?», «Наш домашний музей» и другие. | ||
2 четверть (7 ч.) | ||||||
10 | 10.11 | Традиционные жилища коренных народов Якутии | Традиционные жилища коренных народов Якутии: внешнее и внутреннее устройства (балаган, ураса, юрта, яранга, чум). Домашняя утварь саха, русских старожилов, коренных малочисленных народов Севера, их предназначение. Работа с картиной: Иван Васильевич Попов. Внутренний вид якутской урасы. | Различать внешнее и внутреннее устройства национального жилища коренных народов Якутии. Рассказывать о традиционном жилище родного народа. Находить дополнительную информацию о типах жилищ, домашней утвари из Интернета, образовательного портала и т.д. Проектная деятельность: «История моей семьи: дома, в которых жили наши предки», «Балаган: внутреннее устройство», «Чум: внутреннее устройство». | ||
11 | 17.11 | Традиционные виды хозяйствования коренных народов Якутии | Охота и рыболовство как традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Якутии. Традиционные способы улова рыбы и охоты. Традиционные снаряжения охотников и рыбаков. Экологические традиции коренных народов Якутии, придерживаемые охотниками и рыбаками. Благословение — алгыс охотников и рыбаков. Понятия «Байанай» и «Эбэ иччитэ». Личностные физические, духовные и интеллектуальные качества, необходимые охотнику и рыбаку. Охотничьи и рыбацкие традиции, умения и навыки коренных народов Якутии. Земледелие, выращивание хлеба и огородничество традиционные виды хозяйственной деятельности русских крестьян в Якутии. Посещение музея. Устное народное творчество (фольклор) о труде. Работа с картиной: Иннокентий Иннокентьевич Корякин. Сенокос. Афанасий Николаевич Осипов. Коневоды. Афанасий Николаевич Осипов. Молодой оленевод. | Различать виды традиционного хозяйствования коренных народов Якутии. Выступить с сообщением об основных способах рыболовства и охоты в Якутии, об экологических традициях. Представлять примеры из реальной жизни об интересных событиях из жизни охотников и рыбаков. Проектная деятельность: «Мой дед — охотник», «Традиции якутских охотников: солидарность и благородство», «Моя первая рыбалка», «Народные приметы и охота», «Народные приметы и рыбалка», «День охотника в Республике Саха (Якутия): готовим поздравления», «Охота и рыболовство» — любимая телепередача нашей семьи», «Журнал «Байанай» — любимый журнал моего отца (деда)» и другие. | ||
12 | 24.11 | Национальная кухня коренных народов Якутии | Национальные блюда народов России: русская (щи, борщ, рассольник, блины, пирожки, пироги, пельмени, вареники), татарская (чак-чак, азу по-татарски, бэлиш с уткой), карельская, тувинская и другие. Национальная кухня коренных народов Севера: блюда из рыбы (строганина, уха, юкола), блюда из дичи, зайчатины, сохатины, блюда из оленины (язык, отварное мясо, суп), блюда из съедобных растений и ягод (морошка, дикорастущие ягоды). | Группировать национальные блюда коренных народов Якутии по их видам (мясные, рыбные, молочные, мучные). Характеризовать основные особенности национальной кухни народов Якутии. Проектная деятельность: «Кулинарное путешествие по России», «Любимые блюда нашей семьи», «Национальное блюдо коренных народов Севера — мои первые рецепты», «По рецепту Иннокентия Тарбахова» и другие | ||
13 | 01.12 | Народные художественные промыслы народов Якутии | Народные художественные промыслы как неотъемлемая часть культуры народов России. Художественное творчество и рукоделие. Вышивание (нитью, бисером). Лоскутное шитьё. Макраме. Мозаика. Кружево. Ручное узорное ткачество. Деревянные, глиняные и берестяные игрушки (дымковская игрушка, матрёшки и другие). Орнаменты и узоры, технология нанесения. Хохломская, жостовская, гжельская росписи. Вклад народных мастеров в становление культурных традиций народов России. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства Национальные орнаменты, используемые. для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Работа с картиной: Владимир Семёнович Карамзин. Узоры. Марианна Михайловна Лукина. Натюрморт | Различать виды декоративно- прикладного творчества народов России, Республики Саха (Якутия). Находить необходимую информацию из разных источников, в том числе в сети Интернет. Выступить сообщением с использованием ИКТ средств. Практическая работа: изготавливать изделие с национальным орнаментом и узором (по выбору). Проектная деятельность: «Музейная экспозиция: народные художественные изделия», «Национальный орнамент моего народа», «Изделие народных художественных промыслов в нашем доме», «Делайте вместе с нами ». «Семейная реликвия» и другие. | ||
14 | 08.12 | Устное народное творчество народов Якутии | Якутские сказки (о животных, бытовые, волшебные). Сказки коренных народов Севера (о животных, бытовые, волшебные). Сказки народов мира (о животных, бытовые, волшебные). | Различать сказки коренных народов Якутии и народов мира. Рассказывать любимую народную сказку. Проектная деятельность: «Моя любимая народная сказка», «Сказки народов Севера о животных» и другие. | ||
15 | 15.12 | Национальные танцы народов Якутии | Сюжеты и образы национальных танцев коренных народов Якутии, связанные с природой родного края. Культура народных танцев: язык танцев, выразительность пластики человеческого тела, эмоциональное состояние, передача эмоций с помощью мимики и жестов. Ритм и характер танца. Особенности мужских и женских танцев. Плавность, изящество, грациозность, женственность женских танцев. Основательность, ясность и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство мужских танцев. Работа с картиной: •Владимир Семёнович Карамзин. Осуохай. •Михаил Михайлович Носов. Старинный якутский танец. | Различать национальные танцы коренных народов Якутии их специфику. Находить информацию о национальных танцах с использованием средств ИКТ (образовательный портал). Проектная деятельность: «Танцы о птицах: стерхи», «Танцы о животных: олени», «Танцы о растениях: подснежники», «Осуохай — танец дружбы», «Осуохай — в рекорде Гиннеса», «Танцуем с нами осуохай», «Фестиваль русских хороводов». | ||
16 | 22.12 | Национальные игры и игрушки коренных народов Якутии | Якутские традиционные настольные игры (хабылык, хаамыска, тыксаан). Якутские подвижные игры. Национальные игры коренных народов Севера. Национальные игрушки коренных народов Якутии, их виды и их изготовление. Игрушки из природных материалов. Изготовление национальных игрушек. Игрушки для девочек и мальчиков. Фольклор об игрушках. Работа с картиной: Элляй Семёнович Сивцев. Стрельба из лука. Работа с картиной: Андрей Васильевич Чикачёв. Одуванчик. | Различать виды национальных игр и игрушек народов России, в том числе коренных народов Якутии. Выявлять связи народных игр коренных народов Якутии с временами года. Рассказывать правила национальных игр родного народа. Участвовать в национальных играх народов России и соблюдать правила игры. Проектная деятельность: «На празднике оленеводов: национальные игры», «На стойбище», «Игры детей тундры», «Мастерская национальной игрушки: делаем подарки для детского сада», «Мастерская национальной игрушки: хоровод дружбы» и другие. | ||
17 | 26.12 | Национальные праздники народов Якутии | Понятие о национальных праздниках. Национальные праздники народов России. Русские народные праздники (рождество, пасха, масленица и другие). Национальные праздники других народов России (сабантуй, курбан-байрам, ураза-байрам, вороний день, медвежий праздник и другие). Национальные праздники народов Якутии. Календарные праздники (22 мая — якутский новый год по старинному календарю и другие). Ысыах — якутский национальный праздник. Национальные праздники коренных народов Севера (эвинек — эвенский национальный праздник; бакалдын — эвенкийский национальный праздник; шахадьибэ - юкагирский национальный праздник, праздники оленеводов и другие). Национальные праздники народов Якутии, признанные официальными: Ысыах, День охотника, День народного мастера, День олонхо, День хомуса и другие. | Искать информацию о национальных праздниках из различных источников. Различать государственные и национальные праздники. Участвовать в праздниках совместно с близкими и родными. Проектная деятельность: «Мой любимый национальный праздник», «Любимый национальный праздник нашей семьи», «Школьный ысыах — наш любимый праздник», «Семейная мастерская: готовимся к национальному празднику», «Национальный праздник: принимаем гостей», «Мы в гостях на национальном празднике ...» и другие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Интегрированное занятие в 1 классе. «Азбука информатики» + «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
Темы: Понятие «Дерево». Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия).Предметные цели:· создать условия для знакомства с понятием «Дерево», научи...
Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).
Внеурочная деятельность в 1 классе.Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).Тема: «Чороон»Целевая установка: сформировать понятие о деревянной посуде на примере кубка чороон...
Культура народов Республики Саха (Якутия) 4 класс
Культура народов Республики Саха (Якутия) 4 класс...
Календарно-тематическое планирование предмета "Культура народов Республики Саха (Якутия)"
Тематическое планирование уроков по предмету "Культура народов Республики Саха(Якутия)" во 2 классе, в классах с якутским язяком обучения....
Контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс
контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" по разделам в 4 классе...