ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
статья (1 класс) по теме

Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ

 ОБУЧАЮЩИХСЯ  В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ

 «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

                                          Родоманченко Л.В., учитель начальных классов

                                          МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри

                                          Макарова Н.И., учитель начальных классов

                                          МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри

Творческой группой учителей МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри была разработана в 2009 году программа по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)». В 2013 году программа по предмету была дополнена и усовершенствована в соответствии с требованиями новых федеральных образовательных стандартов. В частности,  сделан особый акцент на деятельностный подход обучающихся на уроках КНРС (Я), а также на реализацию универсальных учебных действий. Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС.

Так, оценивая познавательные универсальные учебные действия, педагог должен учитывать следующие моменты:

  • Самостоятельное выделение и формулирование учащимися познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Знаково-символическое моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;
  • Умение структурировать знание;
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказываниев устной и письменной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • Смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  •  Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное построение алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера.

Как внедряются вышеуказанные УУД на уроках «Культуры народов Республики Саха (Якутия)»? Самым простым вариантом оценивания являются оценочные суждения, построенные на основе критериев балльной оценки. Так, оценивая работу ученика, педагог фиксирует уровень выполнения требований:

  • Справился отлично, не допустил н одной ошибки, изложил логично, полно, привлёк дополнительный материал;
  • Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает алгоритм выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить. В следующий раз надо поискать ещё более удобный способ решения и т.д.;
  • Выполнил наиболее важные учебные действия, знает основу, понимает суть, однако не всё учёл, переставил местами логические звенья и т.д.;
  • Выполнил все учебные действия, но осталось поработать вот над этим… Вместе посмотрим от это…

Эти суждения показывают степень соответствия УУД и просты для использования. Эта форма оценивания является эффективным средством оценки при безотметочном обучении на уроках КНРС(Я).

Особая роль в оценочной деятельности отводится поощрению. В данном случае реализуются коммуникативные и личностные УУД.

Систематизация применяемых видов поощрения позволяет выделить следующие средства их выражения:

  • Мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка учителя, ласковый одобряющий взгляд, пожатие руки и т.д.)
  • Словесные («Умница!», «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне было приятно читать твою работу», «Я радовалась, когда читала твое сочинение» и т.д.)
  • Материальные (поощрительный приз, значок «Лучший модельер мужской одежды»)

Поощряются не только успехи в учебной деятельности, но и старания ребёнка (присваивается звание «Самый старательный», победитель конкурса «Самая аккуратная работа» и др). Учитываются умения общаться (коммуникативные умения) при работе в группах (присваиваются звания «Самой дружной команде», «Самый лучший друг»).

 В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе. Ребята не боятся ошибок, стараются помогать друг другу.

Большое значение в оценочной деятельности на уроках КНРС(Я) имеет эмоциональный отзыв учителя или других учеников на работу ребёнка. Особое место в оценке достижений обучающихся имеет самооценка. Здесь удобно применять карточки разных цветов или смайлики. Улыбающийся смайлик обозначает: «Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я много работал на уроке и считаю, что получил заслуженную оценку. Я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке». Следующий смайлик – «Урок был интересен, и я принимал в нем активное участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места и сумел выполнить ряд заданий. На уроке мне было достаточно комфортно». Равнодушный смайлик – «Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чём идет речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов». В конце урока каждый ученик сдает учителю тот смайлик, который соответствует его оценке урока.

Следующей формой оценивания можно назвать рейтинговую оценку. Эта форма оценки достаточно сложная. Для начальной школы достаточно представление ранжирования команд, пар учащихся или отдельных учащихся по степени успешности их деятельности при выполнении заданий, как одного из способов, применяемых при рейтинговой оценке.

 В качестве приема такой оценки можно использовать «цепочку», суть которой состоит в том, что ребята последовательно «по цепочке» представляют свои выполненные работы. При этом, сначала оцениваются работы, которые соответствуют всем требованиям (в которой соблюдены все критерии). Затем оцениваются работы, которые отличаются от образца по одному критерию и т.д. В конце оцениваются работы, которые совершенно отличаются от заданных критериев.

Данный вид оценивания учитель использует обычно в конце урока. В некоторых случаях такую «цепочку» составляет кто – нибудь из детей. Причём, после того, как он её составит, он должен сам найти в ней свое место. В этой роли должны побывать все дети по очереди.

Ещё одной эффективной формой, на наш взгляд, является квалиметрическая  (описательная) оценка уровня развития ребёнка по какому – либо направлению. Квалиметрическая оценка строится на основе четко заданных критериев и показателей развития оцениваемого параметра. При этом, степень выраженности критериев характеризует определенный уровень развития изучаемой характеристики. Высокий уровень отмечается, если выраженными оказываются около 90-100% заданных критериев. Уровню выше среднего соответствует наличие 70-80 % заданных критериев. Средний уровень означает, что для измеряемой характеристики свойственны 50-74 % заданных критериев. Если же присутствует менее 50 % заданных критериев, тог можно говорить о низком уровне измеряемого качества.

Квалиметрическая оценка позволяет не только описать оцениваемый параметр, но и измерить его количественно, что очень  важно  для учителя.

Все перечисленные формы и методы оценивания могут применяться учителем на протяжении всех лет изучения предмета КНРС(Я) в начальной школе.

Для того,чтобы педагог, ученик и его родители систематически видели продвижение в усвоении программы, с нашей точки зрения  наиболее оптимальной формой организации оценивания является мониторинг результатов обучения на основе квалиметрической оценки с использованием журнала индивидуальных достижений учащихся. В журнал заносятся результаты тестов по предмету, разработанные на основе программных требований каждого года обучения. Нам представляется  целесообразным преподавателю вести подобные журналы отдельно по каждому классу на каждый учебный год. Регулярному отслеживанию подвергаются успехи в обучении всех учеников с начала и до конца учебного года. Оценивание производится на основе анализа результатов выполнения детьми диагностических работ с применением квалиметрической (описательной, уровневой) оценки. По результатам выполнения работы успехи ребёнка относятся к одному из трёх уровней: высокому, среднему или низкому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Интегрированное занятие в 1 классе. «Азбука информатики» + «Культура народов Республики Саха (Якутия)»

Темы: Понятие «Дерево». Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия).Предметные цели:·         создать условия для знакомства с понятием «Дерево», научи...

Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).

Внеурочная деятельность в 1 классе.Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).Тема: «Чороон»Целевая установка:   сформировать понятие о деревянной посуде на примере кубка чороон...

Рабочая программа по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я)  составлена на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу п...

Культура народов Республики Саха (Якутия) 4 класс

Культура народов Республики Саха (Якутия)  4 класс...

Календарно-тематическое планирование предмета "Культура народов Республики Саха (Якутия)"

Тематическое планирование уроков по предмету "Культура народов Республики Саха(Якутия)" во 2 классе, в классах с якутским язяком обучения....

Контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс

контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" по разделам в 4 классе...