Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).
методическая разработка (1 класс) на тему
Внеурочная деятельность в 1 классе.
Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).Тема: «Чороон»
Целевая установка: сформировать понятие о деревянной посуде на примере кубка чороон; познакомить с типами якутских орнаментов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-_uroka_knya_23.04.14.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность.
Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).
Класс: 1а, МБОУ СОШ №1 им. М.П.Кочнева
Учитель: Александрова Елена Николаевна
Тема: «Чороон»
Целевая установка: сформировать понятие о деревянной посуде на примере кубка чороон; познакомить с типами якутских орнаментов
Задачи:
Предметные: прививать художественный вкус, знакомство с деревянной посудой народа Севера, как видом декоративно-прикладного искусства народа;
- знакомство с технологией изготовления посуды и декором;
- нанесение орнамента обучающимися нетрадиционным способом.
Личностные: проявлять интерес к художественной культуре народов саха ; оценивать свои действия и действия своих одноклассников; развивать внимание, моторику мелких мышц рук; эстетический вкус, а также чувство прекрасного,
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: проявлять познавательный интерес к художественной культуре народов Севера;
Коммуникативные: воспитывать умение слушать и слышать друг друга;
Тип занятия : решение учебной задачи.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Структура и ход занятия:
Оборудование: чорооны, иллюстрации из книг, журналов, презентация.
Ход занятия:
- Орг.момент
- Вступительная беседа.
- Судя по оформлению нашей классной комнаты, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Кто знает?
«О чорооне»
- Что вы о нем знаете?
(Ответы обуч-ся)
- Молодцы! Но я вам сегодня расскажу чуть-чуть подробнее. Итак, начинаем.
Слайд №1,2
Чороон был и остается любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, особенно необходимый на праздниках. Чороон подносили молодым на свадьбе, с чорооном встречали дорогих гостей. Слайд №3
Чорооны – это кубки для кумыса отличаются особо красивым орнаментом.
Художественные вкусы и представления якутов особенно проявлялись в оформлении праздника ЫСЫАХ – праздника возрождения и обновления природы, появления жеребят у лошадей.
Такой праздник устраивался в разгар лета , а именно 21 июня , когда молока было много; устраивались они на открытом воздухе, на лугу, при большом стечении народа; главным моментом Ысыаха были торжественное питьё кумыса в честь светлых божеств, моления этим божествам. В старину еще этот праздник называли – кумысным праздником. Слайд №4,5
Что такое кумыс? Кто знает?
( Ответы обуч-ся.)
«Кумыс – кобылье молоко». У тех, кто пьет кумыс, повышается аппетит. Кумыс всасывается и усваивается в организме очень быстро.
Для этого напитка изготовлялась специальная посуда, запас ее копился в каждом якутском доме, в каждой семье. В комплект этой посуды входили деревянные сосуды – кубки – чорооны, деревянные ложки - кенкелейны. Особенно интересны в художественном отношении – чорооны. Слайд№6
Чорооны бывали разных размеров и разной вместимости. Наиболее крупные, из которых пили кумыс коллективно, вкруговую, передавая сосуд друг другу. В высоту они достигали до 80 см. а вместимостью от 8л , 16л , 32 литра.
А чорон появлялся он у человека обычно в момент его рождения. Раньше такую чашу изготавливали для каждого новорожденного. Рассказывают, что были мастера, которые при помощи одного только кривого ножа, всего за 30 минут могли выточить чороон.
Чорон – деревянный кубок для питья кумыса и других молочных напитков.
Чорон изготавливался из дерева, глины, бересты. В наше время чороны изготавливают также из дерева и даже из стекла и фарфора.
Чорон красиво украшен орнаментом из геометрических узоров. На деревянных чоронах рисунок выполняется художественной резьбой по наружной поверхности чорона.
Кумыс – напиток из кобыльего молока, хорошо утоляет жажду, придает бодрость, лечит многие болезни.
Слайд №7
Форма чороона очень своеобразна.
От широкой горловины, он плавно сужается и стремительно расширяется, которое внизу плавно переходит в конус и заканчивается непропорционально маленькой конусовидной ножкой, которая ни зрительно, ни фактически не может быть опорой для такого большого сосуда, особенно когда он полон кумыса. И действительно, большие чорооны не были рассчитаны на то, чтобы их ставить. Их передавали по кругу, пока не выпивали все содержимое, а затем опрокидывали вверх ножкой на траву, окропляя ее остатками напитка.
И если вы заметили, то силуэт чороона, похож на священную птицу якутов журавля-стерха, на полураскрывшейся бутон национального цветка сардаана , а самое главное на силуэт женщины – как символ плодородия.
(Демонстрация рисунка на доске).
Какова техника изготовления чороонов? На первый взгляд кажется, что они выточены на токарном станке. Но якуты не знали токарного станка и , значит, не пользовались им, все изделия выполнены мастерами вручную от начала и до конца.
Слайд №8, 9
Основным материалом для изготовления чороонов служила древесина березы, которая ценилась за свой белый свет, плотность. При заготовке сырья брали кусок дерева, клали его в болото и выдерживали там несколько месяцев. Выделкой посуды занимались в зимнее время.
Внешняя грубая обрубка будущего чороона производилась топором, а затем теслом (кривой нож).
На поверхность сосуда наносили орнамент.
Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чороон может украшаться серебром или медными сплавами.
Слайд № 10 (Демонстрация орнаментов на доске)
Для каждой части существовала определенная группа орнаментов: у края в виде треугольников, на центральных поясах – «ячейки сети», «позвоночный узор», по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигзагами. Иногда поддон украшали прямыми линиями – символами деревьев.
Часто декорировали ободком из тонкой медной, а иногда серебряной ленты с металлическими «сережками». Слайд №11
Узоры чороона .
Вы посмотрите, как светло и ровно
Похож на задушевный разговор,
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
В нём оживает старина седая,
Умельцев давних тёмная судьба.
Вот мчаться кони, время обгоняя,
Вот высится нетленно городьба.
И Лена непременной бороздою
Лежит среди немереных лесов,
И над её стремительной водою
Застыли пики скальных гольцов.
Так пусть в веках бежит смело и ровно
По стенкам деревянного чорона
Бессмертный, незатейливый узор.
Слайд №12
-А как вы думаете, на что похожи ножки этих чороонов? (Фото чороонов на трех ножках)
- «На копыта лошадей»
- « А почему их 3, а не 4, как количество копыт у лошади или быка?»
«А все потому, что у якутов священное число 3.»
Слайд № 13
Чорооны были двух видов повседневные и ритуальные. Самых дорогих гостей якуты встречали у порога дома с чорооном в руках, наполненным кумысом.
Слайд № 14
III. Просмотр презентации “Чорооны»
IV. Физминутка.
V. Практическая часть.
- А сейчас, я предлагаю вам шаблон чороона. Ваша задача нанести на шаблон узоры в том порядке как я вам рассказывала. А затем раскрасьте сосуд в коричневый цвет.
VI. Выставка работ.
VII. Итог: Что нового вы узнали о чорооне?
Посмотри тест …… (презентация)
VIII. Чтение уч-ся стих-я И.М. Гоголева «Мой чорон» (Выходят уч-ся с чороонами в руках. )
Мое сердце – большой чороон,
В нем клокочет кумыс, играя.
Тот, кто жаждою удручен,
Пей – он полон сейчас до края.
Кто в борьбе утомился, тот
От кумыса сильнее будет.
А тот, кого скорбь гнетет,
Вскоре горе свое позабудет.
У того кто выпьет его,
Сердце чище и тверже станет,
Не обманет он никого,
Другу руку в беде протянет.
Коль напьется старик седой,
К нему молодость возвратится,
Отхлебнув его, молодой
Сразу в мудрого превратится.
Как играет кумыс – взгляни!-
В моем сердце, большом чорооне
Подходи и его глотни –
Будь ты близкий, будь посторонний.
IХ. Угощение гостей и обучающихся национальным напитком - кумысом.
Источники:
В.Л. Серошевский «Якуты» т.1 СПБ, 1896, с.262
Н.И. Васильев «История Якутии». Я., 2004.
http://yakutsk.name/2010/02/16/choron/ http://yakutsk.name/2010/02/16/choron/
Национальная культура коренных народов РС(Я): пособие для учителя. /Сост. Т.И. Петрова, В.Р. Шишигина. – Якутск: Кн. изд. 1992
В. А. Кисель, «Якутские чороны и их происхождение», Этногр.обозрение, 2003.
Н. Алексеев, “Древняя Якутия: Железный век и эпоха средневековья”, ИИАиЭ СО РАН, Новосибирск,1996
И. А. Потапов. «Якутская народная резьба по дереву», Якутск: Якутское книжное изд-во, 1972.
Источник: http://merkit.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Интегрированное занятие в 1 классе. «Азбука информатики» + «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
Темы: Понятие «Дерево». Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия).Предметные цели:· создать условия для знакомства с понятием «Дерево», научи...
Рабочая программа по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс
Рабочая программа по предмету КНРС(Я) составлена на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу п...
Культура народов Республики Саха (Якутия) 4 класс
Культура народов Республики Саха (Якутия) 4 класс...
Календарно-тематическое планирование предмета "Культура народов Республики Саха (Якутия)"
Тематическое планирование уроков по предмету "Культура народов Республики Саха(Якутия)" во 2 классе, в классах с якутским язяком обучения....
Контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс
контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" по разделам в 4 классе...