Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).
методическая разработка (1 класс) на тему

Александрова Елена Николаевна

Внеурочная деятельность в 1 классе.

Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).Тема: «Чороон»

Целевая установка:   сформировать понятие о деревянной посуде на примере кубка чороон;  познакомить с типами якутских орнаментов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-_uroka_knya_23.04.14.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность.

Кружок «Культура народов Республики Саха (Якутия).

Класс: 1а, МБОУ СОШ №1 им. М.П.Кочнева

Учитель: Александрова Елена Николаевна

Тема: «Чороон»

Целевая установка:   сформировать понятие о деревянной посуде на примере кубка чороон;  познакомить с типами якутских орнаментов

 Задачи:

Предметные: прививать художественный вкус, знакомство с деревянной посудой народа Севера, как видом декоративно-прикладного искусства народа;

  • знакомство с технологией изготовления посуды и декором;
  • нанесение орнамента обучающимися нетрадиционным способом.

Личностные: проявлять  интерес к художественной культуре народов саха ; оценивать свои действия и действия своих одноклассников; развивать внимание, моторику мелких мышц рук; эстетический  вкус, а также  чувство прекрасного,  

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: проявлять познавательный  интерес к художественной культуре народов Севера;

Коммуникативные: воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

Тип занятия : решение учебной задачи.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура и ход занятия:

   

Оборудование: чорооны, иллюстрации из книг, журналов, презентация.

                                       

                                               Ход занятия:

  1. Орг.момент
  2. Вступительная беседа.

- Судя по оформлению нашей классной комнаты, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Кто знает?

      «О чорооне»

- Что вы о нем знаете?

       (Ответы  обуч-ся)

- Молодцы! Но я вам сегодня расскажу чуть-чуть подробнее. Итак, начинаем.

           Слайд №1,2

Чороон был и остается любимым и обязательным предметом в жизни каждого якута, особенно необходимый  на праздниках. Чороон подносили молодым на свадьбе, с чорооном встречали дорогих гостей.                                                      Слайд №3

Чорооны – это  кубки для кумыса отличаются особо красивым орнаментом.

 

Художественные вкусы и представления якутов особенно проявлялись в оформлении праздника ЫСЫАХ – праздника возрождения и обновления природы, появления жеребят у лошадей.  

Такой  праздник устраивался  в разгар  лета , а именно  21 июня , когда молока было много; устраивались они на открытом воздухе, на лугу, при большом стечении народа; главным моментом Ысыаха были торжественное питьё  кумыса в честь светлых божеств, моления этим божествам. В старину еще этот праздник называли – кумысным праздником.                                                                                                     Слайд №4,5

 Что такое кумыс? Кто знает?

 (  Ответы обуч-ся.)

  «Кумыс – кобылье молоко». У тех, кто пьет кумыс, повышается аппетит. Кумыс всасывается и усваивается в организме очень быстро. 

 Для этого напитка  изготовлялась специальная посуда, запас ее копился в каждом якутском доме, в каждой семье. В комплект этой посуды входили деревянные сосуды – кубки – чорооны, деревянные ложки - кенкелейны. Особенно интересны в художественном отношении – чорооны.                                                       Слайд№6

Чорооны бывали разных размеров и разной вместимости. Наиболее крупные, из которых пили кумыс коллективно, вкруговую, передавая сосуд друг другу. В высоту они достигали до 80 см. а вместимостью от 8л , 16л , 32 литра.

А чорон появлялся он у человека обычно в момент его рождения. Раньше такую чашу изготавливали для каждого новорожденного. Рассказывают, что были мастера, которые при помощи одного только кривого ножа, всего за 30 минут могли выточить чороон.

Чорон – деревянный кубок для питья кумыса и других молочных напитков.
Чорон изготавливался из дерева, глины, бересты. В наше время чороны изготавливают также из дерева и даже из стекла и фарфора.
Чорон красиво украшен орнаментом из геометрических узоров. На деревянных чоронах рисунок выполняется художественной резьбой по наружной  поверхности чорона.
Кумыс – напиток из кобыльего молока, хорошо утоляет жажду, придает бодрость, лечит многие болезни.  

                                                                                                                             Слайд №7                                                                                                                                                    

Форма чороона очень своеобразна.

От широкой горловины, он плавно сужается и стремительно расширяется, которое внизу плавно переходит в конус и заканчивается непропорционально маленькой конусовидной ножкой, которая ни зрительно, ни фактически не может быть опорой для такого большого сосуда, особенно когда он полон кумыса. И действительно, большие чорооны не были рассчитаны на то, чтобы их ставить. Их передавали по кругу, пока не выпивали все содержимое, а затем опрокидывали вверх ножкой на траву, окропляя ее остатками напитка.                                                                                        

 И если вы заметили, то силуэт чороона, похож на священную птицу якутов журавля-стерха,  на полураскрывшейся бутон национального цветка сардаана , а самое главное на силуэт женщины – как символ плодородия.

                                                                                            (Демонстрация рисунка на доске).

Какова техника изготовления чороонов? На первый взгляд кажется, что они выточены на токарном станке. Но якуты не знали токарного станка и , значит, не пользовались им, все изделия выполнены мастерами вручную от начала и до конца.

                                                                                                                            Слайд №8, 9

Основным материалом для изготовления чороонов служила древесина березы, которая ценилась за свой белый свет, плотность. При заготовке сырья брали кусок дерева, клали его в болото и выдерживали там несколько месяцев. Выделкой посуды занимались в зимнее время.

Внешняя грубая обрубка будущего чороона производилась топором, а затем теслом (кривой нож).

На поверхность сосуда наносили орнамент. 

 Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чороон может украшаться  серебром или медными сплавами.  

                                                                Слайд № 10 (Демонстрация орнаментов на доске)

Для каждой части существовала определенная группа орнаментов: у края в виде треугольников, на центральных поясах – «ячейки сети», «позвоночный узор», по венчику шел гребенчатый в свободном сочетании с узорами; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбиками, точками, зигзагами. Иногда поддон украшали прямыми линиями – символами деревьев.

Часто декорировали ободком из тонкой медной, а иногда серебряной ленты с металлическими «сережками».                                                                       Слайд №11

Узоры чороона .

Вы посмотрите, как светло и ровно
Похож на задушевный разговор,
По стенкам деревянного чорона
Бежит и не кончается узор.
В нём оживает старина седая,
Умельцев давних тёмная судьба.
Вот мчаться кони, время обгоняя,
Вот высится нетленно городьба.
И Лена непременной бороздою
Лежит среди немереных лесов,
И над её стремительной водою
Застыли пики скальных гольцов.
Так пусть в веках бежит смело и ровно
По стенкам деревянного чорона
Бессмертный, незатейливый узор.

                                                                                                                        Слайд №12

   -А как вы думаете, на что похожи ножки этих чороонов?  (Фото чороонов на трех ножках)

 -   «На копыта лошадей»

-   « А почему их 3, а не 4, как количество копыт у лошади или быка?»

      «А все потому, что у якутов священное число 3.»

                                                                                                                      Слайд № 13

Чорооны были двух видов повседневные и ритуальные. Самых дорогих гостей якуты встречали у порога дома с чорооном в руках, наполненным кумысом.

                                                                                                                      Слайд № 14

III. Просмотр презентации  “Чорооны»

IV. Физминутка.

 

V.  Практическая часть.

- А сейчас, я предлагаю вам шаблон чороона. Ваша задача нанести на шаблон узоры в том порядке как я вам рассказывала. А затем раскрасьте сосуд в коричневый цвет.

VI. Выставка работ.

VII. Итог: Что нового вы узнали о чорооне?

 Посмотри тест …… (презентация)

VIII. Чтение уч-ся стих-я  И.М. Гоголева «Мой чорон»   (Выходят уч-ся с чороонами в руках. )

Мое сердце – большой чороон,

В нем клокочет кумыс, играя.

Тот, кто жаждою удручен,

Пей – он полон сейчас до края.

Кто в борьбе утомился, тот

От кумыса сильнее будет.

А тот, кого скорбь гнетет,

Вскоре горе свое позабудет.

У того кто выпьет его,

Сердце чище и тверже станет,

Не обманет он никого,

Другу руку в беде протянет.

Коль напьется старик седой,

К нему молодость возвратится,

Отхлебнув его, молодой

Сразу в мудрого превратится.

Как играет кумыс – взгляни!-

В моем сердце, большом чорооне

Подходи и его глотни –

Будь ты близкий, будь посторонний.

IХ. Угощение гостей и обучающихся  национальным  напитком - кумысом.

Источники:

В.Л. Серошевский «Якуты» т.1 СПБ, 1896, с.262

    Н.И. Васильев «История Якутии». Я., 2004.

http://yakutsk.name/2010/02/16/choron/ http://yakutsk.name/2010/02/16/choron/

    Национальная культура коренных народов РС(Я): пособие для учителя. /Сост. Т.И. Петрова,             В.Р. Шишигина. – Якутск: Кн. изд. 1992

В. А. Кисель,  «Якутские чороны и их происхождение», Этногр.обозрение, 2003. 
Н. Алексеев, “Древняя Якутия: Железный век и эпоха средневековья”, ИИАиЭ СО РАН, Новосибирск,1996
И. А. Потапов.  «Якутская народная резьба по дереву», Якутск: Якутское книжное изд-во, 1972.

Источник: http://merkit.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ПО ПРЕДМЕТУ «КУЛЬТУРА НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Сегодня в арсенале педагогов существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющей реализовать все требования к оцениванию в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Интегрированное занятие в 1 классе. «Азбука информатики» + «Культура народов Республики Саха (Якутия)»

Темы: Понятие «Дерево». Национальная одежда народов Республики Саха (Якутия).Предметные цели:·         создать условия для знакомства с понятием «Дерево», научи...

Рабочая программа по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс

Рабочая программа по предмету КНРС(Я)  составлена на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу п...

Культура народов Республики Саха (Якутия) 4 класс

Культура народов Республики Саха (Якутия)  4 класс...

Календарно-тематическое планирование предмета "Культура народов Республики Саха (Якутия)"

Тематическое планирование уроков по предмету "Культура народов Республики Саха(Якутия)" во 2 классе, в классах с якутским язяком обучения....

Контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" 4 класс

контрольные тесты по предмету "Культура народов Республики Саха (Якутия)" по разделам в 4 классе...