Урок к предмету "Севастополеведение"
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с Программой курса "Севастополеведение" и знакомит учащихся с историей возникновения древнего города Херсонеса на Крымском полуострове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_hersones_tavricheskiy.docx | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 2
Урок к курсу Севастополеведения.
Тема: Херсонес Таврический
ЦЕЛЬ: дать представления об истории возникновения древнейшего и первого поселения на территории современного города Севастополя.
Задачи:
- познакомить с культурой и бытом древних херсонеситов,
- раскрыть историческую значимость памятника истории и культуры Херсонеса,
- прививать интерес к истории, культуре своего города, своего народа,
- воспитывать у учеников лучшие человеческие качества: доброту, заботу, уважение, любовь к истории и людям, творящим её.
Оборудование: карта Херсонеса с маршрутом следования, детские работы-рисунки, презентация к уроку, раздаточный материал в конвертах «Амфоры», картонные кружочки-монетки для рефлексии, рабочая тетрадь, дети в костюмах богов.
Рекомендация: перед уроком желательно совершить обзорную экскурсию в Херсонес, посетить основные памятные места - базилику, монетный двор, выставку амфор, древний театр.
Ход урока:
- Организационный момент
Вход под песню «Легендарный Севастополь» Муз. В. Мурадели,
сл. П. Градова.
- Актуализация знаний
УЧИТЕЛЬ: - Вы вошли в класс под песню. О чем она?
УЧЕНИКИ: - О Севастополе.
УЧИТЕЛЬ:- Кто знает, сколько лет существует город?
УЧАЩИЕСЯ:- Ему 231 год.
СЛАЙД № 1 Виды города и надпись 1783-2014 год.
УЧИТЕЛЬ:- Кто основал наш город?
СЛАЙД № 2 Портрет и памятник царице Екатерине II на ул. Ленина.
УЧАЩИЕСЯ: - Царица Екатерина II своим приказом 14 июня 1783 года велела основать на берегу Ахтиарской бухты город, который впоследствии назвали «Севастополь». Императрице Екатерине в честь празднования 225- летия города был установлен памятник.
УЧИТЕЛЬ: - Кто знает, где находится этот памятник?
УЧАЩИЕСЯ: - В Севастополе на улице Ленина, напротив Дома офицеров Черноморского флота.
УЧИТЕЛЬ: - У жителей и гостей нашего города сквер около памятника Екатерине стал одним из любимых мест отдыха. А какие ещё вы знаете памятники ? Назовите некоторые из них.
СЛАЙД № 3 Памятник Нахимову, Графская пристань, памятник затопленным кораблям.
УЧИТЕЛЬ:- Такие памятники являются визитной карточкой нашего города. Их знают все, даже те люди, кто никогда не был в нашем городе. Все памятники, которые мы рассматривали, находятся в центе города. Но есть в Гагаринском районе, на берегу моря наидревнейший памятник. Узнайте его по фотографии. (Фото с высоты )
УЧАЩИЕСЯ: Это древний город Херсонес. СЛАЙД №4
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Сегодня мы познакомимся с историей возникновения и особенностями жизни древних людей в этом городе. И тема нашего урока будет «Херсонес Таврический»
СЛАЙД №4 Тема урока в презентации и на доске.
- УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
1. Погружение в тему урока.
СЛАЙД №5 Карта Херсонеса и места посещения памятников.
УЧИТЕЛЬ: - Вспомните маршрут, каким мы следовали на экскурсии.
Начнем наше виртуальное путешествие.
УЧИТЕЛЬ: - Закройте на секунду глаза и представьте, что мы с вами оказались в машине времени, и она перенесла нас в далёкие-далёкие времена. А стоим мы с вами на берегу моря в Карантинной бухте. Что же происходило в те далёкие времена?
2. Знакомство с основателями древнего города.
СЛАЙД № 6 Так выглядели греки.
Рассказ учителя.
Давным-давно, около 422 года до нашей эры, приплыли из древнего города Гераклеи Понтийской к берегам Карантинной бухты греческие колонисты.
УЧИТЕЛЬ:- По какому морю они плыли?
ОТВЕТ:- По Черному морю.
УЧЕНИК (или группа учеников) читает стихотворение о Черном море.
ПОЧЕМУ ТЕБЯ НАЗВАЛИ ЧЕРНЫМ?
Вижу твои ласковые волны,
Стоя на гористом берегу...
Почему тебя назвали Черным? -
Вот чего понять я не могу.
Ты обычно - в солнечной лазури.
Можешь быть зеленым, как листва.
Даже если ты во время бури -
Видится не чернь, а синева.
Белым цветом, небывало-чистым,
Серебрится пена от волны.
Ты еще бываешь золотистым -
В сказочном сиянии луны.
А когда встаешь навстречу зорям -
Розовой становится вода.
Я тебя видала бирюзовым.
Черным - не видала никогда.
Я люблю тебя - во время шторма,
Или в штилевое забытье...
Почему тебя назвали Черным?
Светлое, лучистое мое?
УЧИТЕЛЬ:- Почему море назвали Чёрным? Этим вопросом задаются многие люди. Ответы находятся разные, в том числе, как один из вариантов –легенда. В ней говорится, что мореплавателей море встречало штормами, было темное, неприветливое. Его так и прозвали Понт Аксинский ( в переводе и означает Чёрное море).
УЧИТЕЛЬ:- Что искали греки в новых странах?
Они разведывали новые земли для жизни, новые поля для выращивания урожая, богатые рыбой моря, расселялись из стран, где не хватало пищи и места для жизненного простора, а также греки бежали от своих врагов.
СЛАЙД №7 Так выглядел греческий корабль.
3. Работа с тетрадью. С. 32
УЧИТЕЛЬ: - Запомните, как выглядит корабль на экране и обведите и раскрасьте греческую триеру в тетради задание 2 (можно рекомендовать на домашнее задание, в целях экономии времени урока)
4. Знакомство со значением слова «Херсонес»
УЧИТЕЛЬ:- Сошли греки на берег и стали строить город - государство, который назвали «Херсонес».
- Что означает слово «Херсонес»? Давайте выполним задание 1 в тетради. Собери уплывшие буквы по порядку (получаем слово «полуостров»). И правда, кусок земли, окружен со всех сторон морем, похож на полуостров ( показать на карте).
СЛАЙД №8 Руины базилики.
УЧАЩИЕСЯ читают стихотворение Л. Фирсова с.35 или следующий отрывок:
Н. Минский
ХЕРСОНЕС
Печальней никогда не видел я руин.
Разрытые дома зияют, как могилы,
На пыльных насыпях растет бурьян унылый.
И с ветром плачущим беседует один. …
УЧИТЕЛЬ: А когда-то более 2500 лет назад в нем было всё, как и во всех городах: защитные стены, городские ворота, улицы, площади, храмы, театр, место для захоронения умерших - некрополь.
Мы видим базилику. Это место каждый узнает на открытках, фото и картинах. Это место – визитная карточка нашего города и Херсонеса.
5. Работа в тетради с.33
УЧИТЕЛЬ :- Какие получатся слова, если спасем буквы на с.33?(учащиеся выполняют задание с. 33)
УЧАЩИЕСЯ:- Получились слова: Херсонес, Таврида, Гераклея.
УЧИТЕЛЬ: - Таврида или Таврика -название полуострова Крым, а во времена греков- южного берега Крыма. Гераклея- город, откуда приплыли греческие колонисты. Как связаны слова между собой?
УЧЕНИКИ: -Это греческие названия.
6. Занятия древних греков.
УЧИТЕЛЬ:- Много трудились древние люди, занимались каждый своим делом: выращивали виноград, зерно, делали ткани и шили одежду, кузнецы изготовляли оружие, рыбаки ловили рыбу, воины защищали горожан от набегов варваров. (ОБЪЯСНИТЬ ИЛИ СПРОСИТЬ УЧАЩИХСЯ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО). Но не только трудились люди в Херсонесе, но и умели отдыхать. Самым любимыми видами отдыха были для греков спортивные соревнования и посещение театра. Почему греки любили спорт? Они хотели в силе и ловкости быть равными богам, живущим, по их представлениям, на горе ОЛИМП в Греции.
СЛАЙД №9 Гора Олимп.
7. Чтение статьи о спорте с. 33.
УЧИТЕЛЬ : Когда была последняя олимпиада?
И сейчас олимпиады открывают зажжением священного огня. Раскрасьте на странице 33 олимпийский факел.
8. Знакомство с древнегреческими богами.
УЧИТЕЛЬ: - На каких богов хотели быть похожими греки? Самым сильным считался Геракл.
СЛАЙД № 10 Геракл.
УЧЕНИК: Он 12 подвигов свершил,
Льва убил и гидру истребил.
Злого пса в Аиде укротил,
Золотые яблоки добыл.
УЧИТЕЛЬ:- Каким богам ещё поклонялись греки?
СЛАЙД № 11 Изображения богов Зевса, Диониса.
ЗЕВС - Главный верховный бог
УЧЕНИК: Грозно громыхает
Громовержец ЗЕВС.
Главный бог Олимпа,
Властелин небес!
ДИОНИС - бог виноделия и виноградарства
УЧЕНИК: Бог виноградарства и вина,
Мог превращаться в пантеру и льва.
Там, где он шёл, его волшебством
Реки струились вином, молоком.
СЛАЙД №12 ГЕЛИОС - бог Солнца
УЧЕНИК: Гелиос в наш полуостров влюблен,
Дивной природой его покорён,
Солнышком щедро его купает,
Нежным теплом весь год обнимает.
УЧИТЕЛЬ:- Вот на каких богов хотели быть похожи мужчины-херсонеситы. И в их честь чеканили монеты на монетном дворе.
УЧИТЕЛЬ:- Монеты отливались из металла и на них ставились отпечатки правителя города или бога, которым поклонялись херсонеситы. Веру в богов как часть культуры, греки привезли с собой из Гераклеи Понтийской.
СЛАЙД №13 Монетный двор
УЧИТЕЛЬ: - Кроме спорта горожане любили театр.
9. Знакомство с древнегреческим театром.
СЛАЙД № 14 (Херсонесский театр, маски актеров)
УЧИТЕЛЬ:- Театр строился для граждан города и был рассчитан по числу жителей. Расположение было удобным для просмотра спектакля: на склоне холма. Скамьи для зрителей вырубались прямо в скале полукольцом.
Первые ряды предназначены для знатных и богатых людей города.
Граждане победнее занимали места повыше на рядах.
СЛАЙД № 15 Так выглядели театр и актеры.
В центре театра - площадка для актеров - орхестра. За ней – скене - палатка для переодевания актеров и реквизита спектакля.
Чтобы было лучше видно каждого актера, на ноги они надевали специальные платформы, на лица - маски. Маски были изготовлены соответственно настроению героев представления: гнев, радость, страдание, и т.д., на маске отражен возраст и пол героя. Ведь в спектаклях играли только мужчины. Они же исполняли и все женские роли, надев маску женского лица. В театре выступали певцы и танцоры.
СЛАЙД № 16 В настоящее время летом в театре Херсонеса проходят театральные представления и фестивали.
УЧИТЕЛЬ: - Представим, что и мы участники театрального действа и покажем греческий танец «Сиртаки».
ФИЗМИНУТКА: Греческий танец «Сиртаки».
Продолжение.
УЧИТЕЛЬ:- Развлечения в театрах были не часто, но проходили весь световой день. Поэтому зрители шли в театр с мягкой подушечкой для сидения, с кувшином вина, лепешкой и горстью орехов.
За представления необходимо было вносить плату. Богатые горожане расплачивались монетами, а бедные получали жетоны на посещение представлений.
Деньги были нужны и для платы за различные товары, например чтобы купить амфору.
10. Знакомство с видами амфор.
СЛАЙД №17 Амфоры в музее.
УЧИТЕЛЬ:- Что такое амфоры и для чего они предназначались?
УЧАЩИЕСЯ: - Амфоры служили грекам посудой для хранения и перевозки зерна, рыбы, вина, растительного масла. Для перевозки амфоры ставили в песок, который был насыпан на дне корабля. Некоторые амфоры служили емкостью для захоронения умерших детей.
СЛАЙД № 18 Виды и назначение сосудов.
УЧИТЕЛЬ: - Самые большие – ПИФОСЫ, служили для хранения продуктов. Такие сосуды закапывали в землю или обкладывали камнями.
В ГИДРИЯХ держали воду.
В КРАТЕРАХ разбавляли вино.
КИЛИКИ служили чашами для питья.
КИАФОМ как ковшиком наливали жидкости в другие сосуды.
УЧИТЕЛЬ: - Эти и другие сосуды нужны были в хозяйстве греков. Их делали мастера гончарного искусства.
Археологи до сих пор находят повреждённые или расколотые амфоры. Давайте им поможем восстановить сосуды. С.35 тетради или
11. ИГРА «РЕСТАВРАТОРЫ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МИНИГРУППАХ. (В конвертах раздаточный материал, подготовленный учителем. Из разрезанных кусочков, по типу пазлов, сложить амфору) (ПРИЛОЖЕНИЕ)
УЧИТЕЛЬ:- Какие амфоры у вас получились? Для чего они были предназначены? (Закрепление знаний об амфорах).
Ученики называют виды получившихся амфор и их назначение.
УЧИТЕЛЬ: А украшали амфоры росписями - изображениями богов и сценами из жизни самих греков. Для богов греки выстраивали храмы.
12. Знакомство с храмами.
УЧИТЕЛЬ: Во время путешествия мы проходили около самого высокого места в Херсонесе, на котором стоит собор. Назовите его.
УЧАЩИЕСЯ: Владимирский собор.
СЛАЙД №19 Владимирский Собор.
УЧИТЕЛЬ:- Для своих покровителей – богов греки тоже строили Храмы. Они не сохранились до наших дней. Самой почитаемой богиней считалась ДЕВА. СЛАЙД №20.
Она была покровительницей города. В древнем Херсонесе на месте Владимирского собора, на холме, была центральная городская площадь, здесь стояли статуи богам, был рынок, где горожане могли приобрести необходимые товары, тут же вывешивались для граждан сообщения. На этом месте и стоял храм богине Деве.
УЧИТЕЛЬ: - Здесь наше путешествие завершилось.
- РЕФЛЕКСИЯ.
УЧИТЕЛЬ: - На столе 2 керамические тарелочки. Кому понравился урок - путешествие в историю монетки положите в первую тарелочку, кому что-то было непонятно - во вторую.
- Обобщение и выводы
УЧИТЕЛЬ: - Мы совершили путешествие в историю.
Давайте сделаем вывод, что старше: наш город или его историческое место-заповедник Херсонес.
СЛАЙД №21 Севастополю- 230 лет. Херсонесу – более 2500 лет.
УЧИТЕЛЬ - Какое значение имеет Херсонес для людей современных?
ВЫВОДЫ
1. Хранит сведения об истории зарождения жизни на юге полуострова.
2. Содержит исторические памятники и экспонаты.
3. Способствует привитию жителям Севастополя любви и уважения к истории своего города.
4. Дает возможность знакомить с историей возникновения города людей из разных стран мира.
УЧИТЕЛЬ:- Древние херсонеситы для сохранения и преумножения богатств своего города давали ПРИСЯГУ. Текст её был высечен на мраморной плите, которую нашли на территории Херсонеса и сохранили до сих пор в музее.
СЛАЙД №22 (Площадь АГОРА и плита с ПРИСЯГОЙ)
ЗВУЧИТ ПРИСЯГА. (Аудиозапись в презентации)
ПРИСЯГА ГРАЖДАН Херсонеса
…Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами Херсонесцев. Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной гавани… но буду оберегать все это для Херсонесского народа. (Из присяги граждан Херсонеса III в. до н.э.)
- ИТОГ УРОКА
УЧИТЕЛЬ: - Как итог нашего урока дадим свою клятву.
УЧЕНИКИ читают текст клятвы по пунктам и все вместе клянутся выполнять её пункты
.
СЛАЙД № 23
КЛЯТВА юного хранителя истории.
Памятью древнего города и его жителей, памятью людей, которые открыли для нас эту страницу истории:
- Клянёмся изучать историю нашего города. (КЛЯНЁМСЯ)
- Клянемся охранять памятники и другие ценности истории и культуры. (КЛЯНЁМСЯ)
- Клянёмся приобщать к культуре и истории Севастополя всех людей нашего города и его посетителей. (КЛЯНЁМСЯ)
СЛАЙД №24 (Литература и сайты для создания презентации)
Составила учитель начальных классов
специализированной школы №35
с углублённым изучением немецкого языка
Понизова Е.Н.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...