Презентация "Город мастеров"
презентация к уроку (2, 3, 4 класс) на тему
Эта презентация содержит информацию о достопримечательностях Тульского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_masterov.rar | 2.37 МБ |
Подписи к слайдам:
Самовары.
Тульские самовары известны во всей России.
Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар.
Предназначение самовара.
Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. И самовар не мог появиться ни в какой другой стране.
Изобретатель самовара.
Неизвестно имя изобретателя самовара. Известно лишь, что, отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров.
Семья Лисициных.
В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын.Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.
Стоимость самоваров.
Самовары тогда продавались на вес. из латуни - 64 рубля за пуд.(1 пуд = 16,380496 кг) из красной меди - 90 рублей за пуд.
Тульские самовары на ярмарках.
Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке самовары (до Оки их везли на лошадях) переправлялись на Нижегородскую ярмарку.
Устройство самовара.
Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки. Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Самовары изготовлялись не только в Туле.
Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных селах в радиусе примерно 40 км от города. Так, население деревень Нижние Присады, Хрущево, Банино, Осиновая Гора, Барсуки, Маслово, Михалково Тульского уезда и деревень Изволь, Торчково, Скороварово и Глинища Алексинского уезда из поколения в поколение специализировалось на самоварном промысле.
Дорожные самовары.
Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические.
Керосиновый самовар.
В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров – керосиновые.
Музей самоваров в Туле.
Тульская гармонь.
История гармони.
Самые первые образцы ручных гармоник в своей мастерской были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми. Примерно с 1820 года, производство простых ручных гармоник наладил оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики.
Пятиклапанная гармошка.
Следующим этапом была привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник
Фабрика братьев Киселевых.
Наиболее крупным в тот период предприятием по изготовлению гармоней была фабрика братьев Киселевых. Она специализировалась на выпуске двухрядных и трехрядных венских гармоней.
Первые гармони.
Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй. Создание гармоники без этого изъяна было важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Совершенствование инструмента.
Среди гармонных мастеров нужно отметить Леонтия Алексеевича Чулкова. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую. В 1907 году Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство.
Гармонь Н.И. Белбородова.
Н.И.Белобородов. В 70-е годы ХХ века предложил мастеру Л.А.Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной.
Первое производство.
Первая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. В 1930 году со строительством гармонной фабрики началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. В результате было кооперировано порядка шести тысяч человек.
Создание объединения «Мелодия».
Однако вплоть до 60-х годов производство баянов и гармоней носило разрозненный характер .В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения "Мелодия".
«Переходное» время.
Пройдя в 1998 году через процедуру банкротства, восстановив платежеспособность и вернув себе историческое название "Тульская гармонь", предприятие приступило к восстановлению систем жизнеобеспечения. С этой целью пришлось заново создавать все коммуникации. Однако самым сложным оказалось вновь собрать мастеров и привлечь молодежь для освоения редких профессий, которых не готовят практически нигде.
«Тульская гармонь» на сегодняшний день.
Сегодня "Тульская гармонь" не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки. Преемственность в сохранении народных традиций позволила создать уникальный музыкальный инструмент - баян новой конструкции "Русь", на который в 2001 году получен патент.
Тульские пряники.
Тульские пряники по всей России.
В тульских пряниках, пожалуй, вся история России. Мастеров в Туле было много, и каждый из них пек пряники по своим уникальным рецептам, которые хранились в строгой тайне и передавались только по наследству и исключительно по мужской линии. Ни один из мастеров никогда не пользовался гирями, на которых написан вес, чтобы "шпионы" не смогли вызнать, сколько по рецепту требуется муки, сколько мёда и т.д. Пекари пользовались разновесами - камушками, кусочками железа, которые прятались в укромное место под замок, чтобы, не дай Бог, никто их не нашёл, не взвесил и не вычислил рецепт.
Тульские пекари.
19-м веке в Туле было около десяти пекарей: Василий Сериков, считающийся прародителем фабрики, организовавший своё производство в 1870-м году, братья Белолипетские, Пётр Козлов, братья Гречихины, которые в 1900-м году потрясли весь мир, соорудив на Международной выставке в Париже из пряников целый павильон. Всех и не перечислишь.
Как пекли пряники
Тульский пряник - печатный. Сделать его непросто. Сначала нужно изготовить дощечку для формы. Материал для неё вырезается из берёзы и должен "вылежаться" – от пяти до 20-ти лет. Когда дощечка просыхала, на неё наносили узор в зеркальном отражении. По этой форме и пекли пряники.
Пряник для Николая II.
Уникальным можно считать пряник, форма которого использовалась всего один раз, в 1896-м году, ко дню коронации последнего российского императора Николая II.
Возрождение Тульского пряника.
Существует легенда, согласно которой после войны решили возродить забытое искусство выпечки пряника. Однако все рецепты приготовления пряников умерли вместе с их изобретателями. Степан Севостьянов оказался единственным, кто помнил уникальный рецепт. В 13-тилетнем возрасте он работал на знаменитых Гречихиных подмастерьем. Однажды в воскресный день, когда все рабочие пошли в церковь, он притворился больным, потихоньку залез в чулан, отмычкой вскрыл ящики, где хранились разновесы, перемерил их на весах и так запомнил рецепт пряников.
Виды пряников.
Пряники были разных видов и сортов, с начинкой и без начинки, с разными составом теста, степенью его насыщенности специями, выдержкой, качеством муки и формой - лепные, вырезные и печатные. Среди печатных пряников наиболее известны тульские сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой; тверские белые мятные; городецкие, приготовленные на меду из крутозамешенного теста; московские и петербургские заварные.
Надписи на пряниках.
Темы изобразительных сюжетов самые разнообразные: изображения самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов Тулы, тульского Кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд; надписи в центре пряника - "Тульский пряник", "От всей души", "Подарок из Тулы", "Свадебный подарок", "С днём рождения"; "Клубничный", "Смородиновый", "Яблочный" и т. д. в соответствии с вкусовыми качествами начинки; "Оля", "Вера", "Таня" - именные пряники.
Самый большой Тульский печатный пряник был зарегистрирован в Книге Рекордов России.2 февраля Тула весело отпраздновала День Тульского печатного пряника. Это новый и совместный проект ОАО «Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна», входящего в состав холдинга «Объединённые кондитеры», и ОАО «ВымпелКом», предоставляющего услуги сотовой связи под торговой маркой «Билайн». Кульминацией праздника стала презентация печатного пряника-великана и его регистрация в Книге Рекордов России. Размеры пряника-рекордсмена составили 220 см в длину, 60 см в ширину, 5,5 см в высоту, а вес – 43,4 кг.
Музей пряников в Туле.
Тульское оружие.
Создание завода.
15 февраля 1712 г., по именному Указу Петра I началось строительство Тульского оружейного завода. Предприятие оснащалось прогрессивным по тому времени оборудованием: водяными машинами, «вертельными» станками для сверления стволов, точилами, молотами, станками для «оттирания» — наружной и внутренней отделки стволов. Впервые в производстве механизмов стали использовать поверочные калибры.
В 1720 г. для вооружения русской армии выпускалось 22 тысячи надежных, легких пехотных и драгунских ружей, пистолетов с кремневым замком, а с 1749 г. начато массовое производство холодного оружия — клинков, сабель, палашей, шпаг.
Тульские оружейники.
К концу XVIII века становятся известны имена таких прекрасных оружейников, как Иван Пушкин; Иван Лялин — создатель казнозарядного двуствольного кремневого ружья; Иван Полин — конструктор, создавший один из первых образцов многозарядного магазинного оружия.
Тульский оружейный завод в XIX веке
Реконструированный в XIX веке Тульский оружейный завод стал одним из лучших предприятий Европы. В 1879 г. завод освоил производство известной винтовки системы Бердана с усовершенствованным скользящим затвором. Была организована образцовая мастерская, где создавались собственные модели стрелкового и охотничьего оружия. Увеличился выпуск разнообразной продукции: одноствольных, и двуствольных шомпольных ружей, казнозарядных ружей центрального боя, гладкоствольных и комбинированных.
В течение нескольких лет С. И. Мосин занимался конструированием различных систем магазинных винтовок. В 1891 году по результатам сложных конструкторских испытаний систем Мосина и бельгийского фабриканта и конструктора А. Нагана винтовка русского, а вернее сказать, тульского конструктора, была принята на вооружение нашей армии под наименованием «Трехлинейная винтовка образца 1891 года».
Деятельность завода в 1941-1945гг.
В 1941—1945 годах, работая под девизом «Все для фронта, все для победы», тульские оружейники выпускали самозарядные винтовки СВТ-38/40, авиационную пушку «Швак», револьвер системы Наган и пистолет системы Токарева.
Производство оружия после войны.
Послевоенный период — время плодотворной работы завода в области создания различных видов спортивного, охотничьего оружия. В эти годы созданы такие модели ружей, как двуствольное бескурковое Т03-25, двуствольное курковое «БМ», малокалиберные винтовки ТОЗ-8М, ТОЗ-12, ТОЗ-16, ТОЗ-18.В это же время завод выпускал 7,62 мм карабин системы Симонова СКС.
Современное оружие.
Новое поколение мастеров создало свой неповторимый стиль, вобравший в себя все известные в opyжейном деле художественные средства, использующие различные материалы — золото, серебро, кость, перламутр. Традиции Левши живы и по сей день.
Музей оружия.
Принимая во внимание историческое значение Тульского оружейного завода как самого старейшего из оружейных заводов России, еще в 1920 году был организован музей оружия, где сохранено много удивительного, интересного об истории оружейного производства, мастерстве в Туле и поистине уникальных образцах вооружения.
Музей оружия на сегодняшний день.
Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ №24 города Тулы Трушина Светлана Олеговна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...