Рабочая программа кружка Доноведение.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа кружка Доноведение, для 4-го класса. Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donoved_pered19.docx | 45.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Доноведение» составлена на основе:
- приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017г.
№ 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №6 г. Гуково (ФГОС НОО);
- Авторской программы: Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, М.М.Вюнникова,
«Доноведение» издательство - «Баропресс», г.Ростов-на-Дону, 2010г.;
- М.П. Астапенко И.Ю.Величко «Обычаи казаков» Баропресс», г. Ростов-на-Дону, 2011г.
Программа предназначена для обучающихся 4 класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 10 -11 лет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
«ДОНОВЕДЕНИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
В процессе изучения учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
- личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
2.Содержание программы
Я и окружающий мир
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае.
Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле»,
«Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,
«Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
2.Содержание программы
Я и окружающий мир
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае.
Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу».«Кто работает на родной земле»,
«Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,
«Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Я и окружающий мир | 4 | 3 | 1 |
2 | Яркие страницы истории Земли Донской | 18 | 14 | 4 |
3 | Человек и природа | 8 | 6 | 2 |
4 | Жизнь на Дону | 4 | 3 | 1 |
Итого: | 34 часа |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Образовательные задачи | Виды деятельности | Дата план/ факт |
Я и окружающий мир | ||||
1-2 | Донской край – мой край! | Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
3-4 | Что ты знаешь о роде своём? | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; - научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. | Защита проекта «Моя семья» | |
Яркие страницы истории земли донской | ||||
5 | На казачьем Кругу | Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | Экскурсия в краеведческий музей | |
6 | Донской казак хват, силой, удалью богат | Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю. | ||
7 | Ермак Могучий. | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | Составление теста | |
8 | Степан Разин. | Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»). | Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» | |
9 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова. | Составление летописи города Азова. | |
10 | Таганрог – первый порт России | Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города. | Составление летописи города Таганрога. | |
11 | Крепость Димитрия Ростовского | Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону. | Составление летописи города Ростова- на-Дону. | |
12 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»; место Пугачева в истории казачества. | Доклады-сообщения учащихся. | |
13 | Вместе с Суворовым | Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае | Написание очерка | |
14 | Платов Матвей Иванович | Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни». | Экскурсия в музей. Составление летописи города Старочеркасска |
15 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасск. | Составление летописи города Новочеркасска. | |
16 | Бакланов Яков Петрович | Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков. | Доклад-сообщение | |
17 | За землю и за волю | Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны. | Экскурсия в исторический музей. Диспут. Составление летописи Вёшенской. | |
18 | Дон в годы строительства новой жизни | Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. | Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами. | |
19 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов. | Экскурсия в музей «Военно- исторический музей» | |
20 | День освобождения родного города (села, станицы | Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов | Участие в празднике. Чествование участников войны. | |
21 | Мирное время на Донской земле. | Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми. | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» | |
22 | Волгодонск – город молодости | Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска. | Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска. |
23 | Дом, в котором мы живём. | Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. | |
24 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; -раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. | Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». | |
25 | Экологические проблемы воды в родном крае. | |||
26 | Экологические проблемы почв родного края | Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. | Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». | |
27 | Охрана полезных ископаемых родного края. | Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; - познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. | Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» | |
28 | Экологическое равновесие в природе | Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. | Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут. | |
29 | Охранять природу – значит охранять Родину | Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области. Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края. | Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие. |
Жизнь на Дону | |||||
30 | Троица | Дать общее | Изготовление Семика и Семичихи из | ||
представление о летних | соломы | ||||
обрядах на Дону. Познакомить с играми, забавами, потехами, | |||||
31 | Ивана Купала | Купальская площадка: игры, забавы, потехи | |||
научить в них играть. | |||||
32 | Спасы | Праздник-застолье | |||
33 | Я – гражданин | Воспитывать чувство | Праздничное мероприятие, | ||
Ростовской области | гордости и | приравненное к выпускному вечеру. | |||
ответственности | |||||
гражданина своего края. | |||||
Сплочение людей разных | |||||
национальностей, | |||||
населяющих донской | |||||
край. |
Список литературы
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
- Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
- Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по доноведению
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...
Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.
Рабочая программа по доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)
Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1. Сухаревс...
Рабочие программы по "Доноведению" (Культура Дона)
Рабочие программы по вариативному курсу "Культура Дона" помогут учтелю в организации внеурочной деятельности в начальной школе.По данному курсу необходимо обеспечение:1. Сухаревская Е.Ю. Учебноое посо...
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...
Рабочая программа по доноведению 3 класс.
Рабочая программа по доноведению 3 класс....
Рабочая программа по доноведению 1 класс.
Рабочая программа по доноведению 1 класс....