Рабочая программа кружка Доноведение.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Ступникова Елена Николаевна

Рабочая программа кружка Доноведение, для 4-го класса. Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл donoved_pered19.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

             Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Доноведение» составлена на  основе:

  • приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014,  от 17.07.2015);
  • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017г.

№ 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;

  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №6 г. Гуково (ФГОС НОО);
  • Авторской программы: Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, М.М.Вюнникова,

«Доноведение» издательство - «Баропресс», г.Ростов-на-Дону, 2010г.;

  • М.П. Астапенко И.Ю.Величко «Обычаи казаков» Баропресс», г. Ростов-на-Дону, 2011г.

Программа предназначена для обучающихся 4 класса, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 10 -11 лет.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ        ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«ДОНОВЕДЕНИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

В процессе изучения учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3- 4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

  1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу,  приводить  примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

 2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
  • оценивать собственные знания и умения;
  • доводить дело до конца.

 3.        познавательным        универсальным        учебным        действиям,        включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

2.Содержание программы

Я и окружающий мир

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае.

Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

Города        Ростовской        области:        Азов,        Таганрог,        Ростов-на-Дону,        Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Жизнь на Дону

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле»,

«Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,

«Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».

2.Содержание программы

Я и окружающий мир

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае.

Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

Города        Ростовской        области:        Азов,        Таганрог,        Ростов-на-Дону,        Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Жизнь на Дону

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу».«Кто работает на родной земле»,

«Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором»,

«Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».

3.Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Я и окружающий мир

4

3

1

2

Яркие страницы истории Земли Донской

18

14

4

3

Человек и природа

8

6

2

4

Жизнь на Дону

4

3

1

Итого:

34 часа

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Образовательные задачи

Виды деятельности

Дата

план/

факт

Я и окружающий мир

1-2

Донской край – мой край!

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

3-4

Что ты знаешь о роде своём?

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Защита проекта «Моя семья»

Яркие страницы истории земли донской

5

На казачьем Кругу

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей

6

Донской казак хват, силой, удалью богат

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

7

Ермак Могучий.

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Составление теста

8

Степан Разин.

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России

лежали на передней луке казачьего седла»).

Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

9

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества.

Значение для России взятие г.Азова.

Составление летописи города Азова.

10

Таганрог – первый порт России

Показать значение строительство морского порта для России.

Познакомить с историей города.

Составление летописи города Таганрога.

11

Крепость Димитрия Ростовского

Показать значение строительство крепости для всей России.

Познакомить с историей города Ростова-на-Дону.

Составление летописи города Ростова- на-Дону.

12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;

место Пугачева в истории казачества.

Доклады-сообщения учащихся.

13

Вместе с Суворовым

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

14

Платов Матвей Иванович

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Экскурсия в музей. Составление летописи города Старочеркасска

15

Новочеркасск - столица казачьего Дона

Показать значение строительства новой столицы казачества.

Познакомить с историей города Новочеркасск.

Составление летописи города Новочеркасска.

16

Бакланов Яков Петрович

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Доклад-сообщение

17

За землю и за волю

Познакомить с термином гражданская война и движением

«красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.

Экскурсия в исторический музей. Диспут.

Составление летописи Вёшенской.

18

Дон в годы строительства новой жизни

Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.

Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.

19

Дон в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов.

Экскурсия в музей «Военно- исторический музей»

20

День освобождения родного города (села, станицы

Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов

Участие в празднике. Чествование участников войны.

21

Мирное время на Донской земле.

Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

22

Волгодонск – город молодости

Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.

Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.

23

Дом, в котором мы живём.

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

24

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;

-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа

««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных знаков

«Береги воздух»,

«Береги воду».

25

Экологические проблемы воды в родном крае.

26

Экологические проблемы почв родного края

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».

27

Охрана полезных ископаемых родного края.

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;

- познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

28

Экологическое равновесие в природе

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы.

Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать

выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут.

29

Охранять природу – значит охранять Родину

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены; Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны

природы: заповедники и заказники Ростовской области.

Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга» Ростовской области.

Праздничное мероприятие.

Жизнь на Дону

30

Троица

Дать общее

Изготовление Семика и Семичихи из

представление о летних

соломы

обрядах на Дону.

Познакомить с играми, забавами, потехами,

31

Ивана Купала

Купальская площадка: игры, забавы, потехи

научить в них играть.

32

Спасы

Праздник-застолье

33

Я – гражданин

Воспитывать чувство

Праздничное мероприятие,

Ростовской области

гордости и

приравненное к выпускному вечеру.

ответственности

гражданина своего края.

Сплочение людей разных

национальностей,

населяющих донской

край.

Список литературы

  1. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  2. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  3. Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
  4. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
  5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
  6. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
  7. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по доноведению

В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...

Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.

Рабочая программа по доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)

Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1.       Сухаревс...

Рабочие программы по "Доноведению" (Культура Дона)

Рабочие программы по вариативному курсу "Культура Дона" помогут учтелю в организации внеурочной деятельности в начальной школе.По данному курсу необходимо обеспечение:1. Сухаревская Е.Ю. Учебноое посо...

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...

Рабочая программа по доноведению 3 класс.

Рабочая программа по доноведению 3 класс....

Рабочая программа по доноведению 1 класс.

Рабочая программа  по доноведению 1 класс....