Рабочая программа по предмету "Мокшанский язык"
рабочая программа (2 класс) на тему

Зимулькина Надежда Александровна

Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А.И.Исайкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_2_novaya.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения учителей русского языка и литературы

Руководитель МО ________________А.М. Котова

 Утверждена  руководителем                                                                                                                                           МБОУ  «Инсарская средняя

           общеобразовательная школа №1»
 
           _______________Е.В. Гулькина

                          29 августа 2014г.                                        1 сентября  2014г.                          


 
 
 

                                   Рабочая программа

учебного курса «Мокшанский язык» 

во 2 «А», 2 «Б»  классах


 
 
 

                          Составитель: Зимулькина Надежда Александровна,

                                                                 учитель мокшанского языка                        

                                            Инсар 2014 г.

                                       

                                   Пояснительная записка.

Рабочая программа по мокшанскому  языку во 2 классе составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.

2. Примерные программы начального общего образования по мокшанскому языку (2009г.).

 3. Перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РМ,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.

        Рабочая программа по мокшанскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основании примерной программы по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся, автор А.И.Исайкина.

Учебник:                                                                                                                               Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся  / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104 с.                                                                                          

Цели программы:

- пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

- воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре.                                              Цели и образовательные результаты программы представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном.

Личностные результаты учащихся, формируемые при изучении мокшанского языка во 2 классе:
- формирование мотивации изучения мокшанского языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов.

Метапредметные результаты изучения мокшанского языка во 2 классе:

-научить школьников воспринимать и понимать мокшанскую речь на слух, говорить и читать по-мокшански в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

- формирование у детей навыков коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;
- ознакомление учащихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

-формирование умения пользоваться двуязычными словарями.

Предметные результаты освоения программы:
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
-  начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;
- сообщать краткие сведения о своем городе/селе;
- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного;
аудировании:
-  воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аудиотекстов;
-  воспринимать на слух и  понимать с опорой на языковую догадку предложения;
чтении:
-  читать аутентичные тексты разных жанров и стилей;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
письменной речи:
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков  мокшанского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета).
Межпредметные связи:

 по русскому языку - применение лексико-грамматических аналогов родного языка детей (при обучении мокшанскому языку учитель прибегает к родному языку детей, обращает их внимание (в том или другом случае), как это можно выразить на родном языке;

по музыке – осуществляется знакомство с песенным творчеством мордовского народа;

по изобразительному искусству – ознакомление с прикладным искусством мордовского народа.

 Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа,  наблюдение,  работа по карточкам, устный опрос.

Место курса «Мокшанский язык» в учебном плане школы:

На изучение учебного курса мокшанского языка во 2 классе отводится 2 часа в неделю.

Курс рассчитан   на 68  ч -  (34 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти - 18.

Количество часов во 2-й четверти - 14.

Количество часов в 3-й четверти - 20.

Количество часов в 4-й четверти - 16.

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета включает в себя три взаимосвязанных структурно-смысловых аспекта, направленных на целостное восприятие школьниками лингводидактического объекта познания: тематический, речевой, языковой.

1. Тематический аспект

1.  Моя семья и я. Знакомство. Семья (члены семьи, возраст, внешность, профессии). Мой дом, квартира, комната. Помощь старшим. Посещение и приём гостей. Покупки (еда, одежда). Любимая игрушка, мультфильм, книга. Занятия спортом, музыкой. Праздники. Обычный и выходной день. Каникулы.

2. Мои друзья и я. Друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Совместные занятия и игры. Любимое домашнее животное.

3. Моя школа. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Занятия на уроке. Классная комната.

4.  Мир вокруг меня. Родной город/село. Природа и отношение к ней. Времена года. Погода. Дикие и домашние животные.

5. Республики Мордовия. Столица, города. Любимые сказки, песни, стихи, игры мордовского народа.

2. Речевой аспект

Говорение. Диалогическая речь. Приветствие и прощание. Знакомство, представление друга. Просьба, приглашение к действию с использованием утвердительных, побудительных предложений. Согласие/несогласие, благодарность, желание/нежелание.

Говорение. Монологическая речь. Описание предмета, картинки, иллюстрации к сказке,  собственного рисунка на заданную тему.

Аудирование. Понимание речи учителя. Понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке.

Чтение. Техника чтения вслух: соотнесение графического образа слова со звуковым; соблюдение ударения в словах, фразах; соблюдение интонации.

Письмо и письменная речь. Списывание текста, выписывание из него слов, словосочетаний, простых предложений.

3. Языковой аспект

Произносительная сторона речи. Произношение всех звуков мордовского языка. Членение предложений на смысловые группы.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа в объёме 200 лексических единиц.

Требования к уровню владения мокшанским зыком в первый год обучения:

  -усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для первого года обучения;

   - правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения мокшанского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

- понимать  речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы;

-уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

-называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

-давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

-рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

-составлять из 3-5 предложений по вопросам учителя или по картинке небольшой рассказ наблюдаемой или воображаемой ситуации;

-усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа-песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть

 

Содержание учебного курса

       Глава

           

Раздел, тема

Кол-во      часов

1

Мы знакомимся

5

2

Моя семья

5

3

Любимые игрушки

4

4

Осень

4

5

Фрукты и овощи

3

6

В школе

3

7

Наш класс

4

8

Зима

3

9

Новый год

3

10

Человек

3

11

Счёт 1-10

2

12

Мир вокруг нас

3

13

Пища и посуда

4

14

Одежда и обувь

4

15

Домашние животные

3

16

Дикие животные

3

17

Птицы

2

18

Город и транспорт

3

19

Дни недели

3

20

Весна. Приход лета

2

21

Моя Мордовия

2

                                        Всего:

68

Уроки контроля во втором классе не запланированы.   

               


                                                                         

                                                                               Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Обязательные результаты обучения

дата

план

факт

план   факт

Мы знакомимся

5

Цель: знакомство со словами приветствия

       2 а

2 б

1

Моя Родина

1

Знать: слова, необходимые для знакомства, личные местоимения

Уметь: задавать вопросы при знакомстве друг с другом, отвечать на заданный вопрос

5.09

3.09

2

 Приветствие

1

6.09

6.09

3

Мы знакомимся

1

12.09

10.09

4

Мы знакомимся

1

13.09

13.09

5

 Приветствуем друг друга

1

19.09

17.09

Моя семья  

5

Цель: знакомство с названиями членов семьи

6

Моя семья

1

Знать: названия членов семьи

Уметь: обращаться к членам семьи в диалоге

20.09

20.09

7

Члены семьи

1

26.09

24.09

   8

Обращение к членам семьи

1

27.09

27.09

9

Обращение к членам семьи

1

3.10

1.10

10

Моя семья

1

4.10

4.10

Любимые игрушки

4

Цель: знакомство с названиями игрушек

11

Названия игрушек

1

Знать: названия игрушек

Уметь: применять существительные в уменьшительно-ласкательном значении, отличать формы слова в единственном и множественном числе

10.10

8.10

12

Любимые игрушки

1

11.10

11.10

13

Любимые игрушки

1

17.10

15.10

  14

В магазине игрушек

1

18.10

18.10

Осень

4

Цель: знакомство с прилагательными, обозначающими цвета

  15

Осень

1

Знать: названия цветов

Уметь: составлять словосочетания существительное +прилагательное

24.10

22.10

  16

Цвета осени

1

25.10

25.10

  17

Приметы осени

1

31.10

29.10

  18

Погода осенью

1

1.11

1.11

Фрукты и овощи

3

Цель: знакомство с названиями фруктов и овощей

  19

Фрукты

1

Знать: названия фруктов и овощей

Уметь: описывать предмет по цвету и вкусу

14.11

12.11

  20

Овощи

1

15.11

15.11

  21

Осенний урожай

1

21.11

19.11

В школе

3

Цель: знакомство с названиями предметов в школе

  22

В школе

1

Знать и понимать: повелительное и побудительное значение глаголов

Уметь: составлять рассказ о своей школе по опорным словам

22.11

22.11

  23

Наша школа

1

28.11

26.11

  24

Что есть в школе

1

29.11

29.11

Наш класс

4

Цель: знакомство с названиями учебных принадлежностей

  25

В классе

1

Знать: названия учебных принадлежностей

Уметь: составлять предложения по образцу: я пишу, ты пишешь, он пишет и т.д.

5.12

3.12

  26

Предметы в классе

1

6.12

6.12

  27

Учебные принадлежности

1

12.12

10.12

  28

Наш класс

1

13.12

13.12

 Зима

3

Цель: знакомство со словами, характеризующими  зиму

  29

Наступила зима

1

Знать: названия слов, описывающих зиму

Уметь: составлять предложения по образцу: Миша катается на коньках (на лыжах, на санках)

19.12

17.12

  30

Приметы зимы

1

20.12

20.12

  31

Погода зимой

1

26.12

24.12

Новый год

3

Цель: знакомство с названиями зимних праздников

  32

Подготовка к Новому году

1

Знать: названия зимних праздников, личные местоимения

Уметь: составлять рассказ по картинке по вопросам

27.12

27.12

  33

Праздник Новый год

1

  34

Хоровод вокруг ёлки

1

Человек

3

Цель: знакомство с названиями частей тела человека

  35

Человек

1

Знать: названия частей тела человека

Уметь: составлять предложения по образцу: я мою руки, я умываюсь и т. д.

  36

Названия частей тела человека

1

  37

Человек

1

Счёт 1-10

2

Цель: знакомство с названиями чисел от 1 до 10

  38

Счёт 1-5

1

Знать: названия чисел 1-10

Уметь: считать в прямом и обратном порядке

  39

Счёт 5-10

1

Мир вокруг нас

3

Цель: знакомство со словами, обозначающими место действия

  40

Мир вокруг нас

1

Знать: слова, обозначающие место действия

Уметь: составлять предложения по вопросам кто где живёт?

  41

Наша улица

1

  42

Природа вокруг нас

1

Пища и посуда

 4

Цель: знакомство с названиями продуктов и посуды

  43

Продукты

1

Знать: названия продуктов питания, посуды

Уметь: называть предмет по его описанию

  44

Посуда

1

  45

Пища и посуда

1

  46

Пища и посуда

1

Одежда и обувь

4

Цель: знакомство с названиями одежды и обуви

  47

Название одежды

1

Знать: названия одежды и обуви

Уметь: использовать в речи притяжательные местоимения

  48

Как мы одеваемся

1

  49

Название обуви

1

  50

Одеваем куклу

1

Домашние животные

3

Цель: знакомство с названиями домашних животных и их детёнышей

  51

Домашние животные

1

Знать: названия домашних животных

Уметь: составлять предложения по образцу: у кошки есть котёнок

  52

Детёныши домашних животных

1

53

Домашние животные

1

Дикие животные

3

Цель: знакомство с названиями диких животных и их детёнышей

  54

Дикие животные

1

Знать:  названия диких животных

Уметь: называть животное по его описанию

  55

Детёныши диких животных

1

  56

Домашние и дикие животные

1

Птицы

2

Цель: знакомство с названиями птиц

  57

Птицы нашего края

1

Знать: названия птиц

Уметь: описывать птицу, используя опорные слова

  58

Домашние птицы

1

Город и транспорт

3

Цель: знакомство с названиями населённых пунктов

  59

Город. Проект

1

Знать: названия  населённых пунктов

Уметь: составлять предложения на тему «Что есть в городе»

  60

Транспорт в городе

1

  61

Что есть в городе

1

Дни недели

3

Цель: знакомство с названиями дней недели

  62

Дни недели

1

Знать: названия дней недели

Уметь: переводить текст по словарю

  63    

Названия дней недели

1

 

   64                                                                                                                                                                                                                      

Названия дней недели

1

Весна. Приход лета

2

Цель: знакомство с названиями времён года

  65

Весна

1

Знать: названия времён года

Уметь: описывать время года по опорным словам

  66

Приход лета

1

Моя Мордовия

2

Цель: знакомство с достопримечательностями Мордовии

  67

Моя Мордовия

1

Знать: достопримечательности Мордовии

Уметь: составлять текст по опорным словам

  68

Моя Родина

1

                                                                 Всего:

              68


Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Диски:                                                                                                           Фонохрестоматия «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».                                                                                                              Словарь наиболее употребляемых слов (русско-мокшанский, мокшанско-русский).                 Мы – Мордва!                                                                                                               Портреты:                                                                                                                            Писатели и поэты Мордовии.                                                                                                   Учебно – методическое обеспечение предмета.                                                                                   О. Е. Поляков, А. Н. Келина «Русско-мокшанский школьный словарь»,1998 г.                             О.Е. Полякова «Учимся говорить по-мокшански», 1995 г.                                                        Б. А.Серебрянников, А. П.Феоктистов, О. Е. Полякова «Мокшанско - русский словарь», 1998.           П.Е.Седова,  Т.И.Ломакина: Словарик – валкскя, русско-мокшанский, мокшанско-русский. Саранск: ООО «Издательский Дом «Книга», 2009

А.И.Исайкина. Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся / А.И. Исайкина. - Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006.                                                                                                             Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся  /      А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104 с.                                                                                          

Рабочая тетрадь к учебнику «Мокшанский язык» для 2 класса русскоязыч.учащихся (первый год обучения) / А.И. Исайкина, М.И. Малькина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2009. – 40 с.

Используемые Интернет-источники:

www.standart.ru

www.edurm.ru

www.miromar@yandex.ru

Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...