Краеведение 2 класс Мой край - Удмуртия
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Дорощенко Екатерина Леонидовна

Факультатив 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_2_klass_moy_kray_udmurtiya.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа   внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный краевед»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, концепцией развития национального образования в Удмуртской Республике, с учетом региональных,  национальных и этнокультурных особенностей Удмуртской Республики

Основанием для разработки данной рабочей программы  послужила авторская программа «Краеведение. 2-4 классы» авторов Н. В. Борлуковой, Г. С. Волковой. Ижевск: ИПКиПРО, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Особую роль в воспитательном процессе наших школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Наша Удмуртская Республика, которая является малой родиной для большинства учащихся, сохранила и свою  благословенную сердцевину, а потому особенно располагает к любованию, созерцанию и раздумью. Это о нашей земле сказал поэт Флор Васильев «…И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей».  Любовь к Родине конкретна. Город Воткинск и Удмуртская Республика имеют уникальную многонациональную и культурно-образовательную среду, в которой представлено тесное взаимодействие природных, исторических, социально-экономических, культурных, национальных и религиозных факторов. Культура Воткинска многообразна.  Культурное и природное наследие составляет здесь единый, взаимосвязанный комплекс.  Особенность историко-культурного наследия Воткинска и Удмуртской Республики заключается и в том, что оно не может быть рассмотрено только в региональном контексте, поскольку многие памятники Удмуртской земли являются объектами всероссийского и мирового культурного наследия. Освоение собственной культурно-исторической традиции даст возможность ребенку на равных войти в мировое культурное пространство, сделать возможным диалог культур.

Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью. Занимаясь краеведением, учащиеся имеют возможность познакомиться с местными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями еще до окончания школы. Там они наблюдают труд самых разнообразных профессий, что впоследствии поможет им правильно выбрать будущую специальность, тем самым происходит политехническое обучение учащихся. Большую связь школьное краеведение имеет и с охраной природы, поскольку  оно позволяет учащимся активно включиться в работу по ее охране и преобразованию. Изучение своей местности помогает развивать самостоятельность школьников, открывает возможность активного включения в общественно полезный труд. Краеведение создает условия для исследовательской деятельности учащихся.

              Цель:

Воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.

Задачи:

-  расширение и углубление знаний учащихся по различным образовательным предметам;

-  приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

-  содействие гармоничному развитию личности школьника;

-  совершенствование духовных и физических потребностей;

-  формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

-  гуманное отношение к окружающей среде;

-  воспитание патриотизма, любви к родному городу и республике;

-  создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию и историю всей нашей огромной страны. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью.

.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа   рассчитана на четыре года и предназначена для младших школьников (6,5-11 лет), что соответствует начальному уровню образования и направлена на расширение знаний о родном крае, развитие творческой активности, формировании гражданственности и патриотизма, способствует духовно-нравственному развитию детей

Программа  курса «Краеведение» для 2 класса объемом 34 часа в год изучается в течение 34 учебных недель (1 ч. в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Удмуртии;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;    формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Воткинске, об Удмуртской Республике;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение  элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и республик

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Удмуртия на карте России (повторение.)

Удмуртия на карте России. Представление об Удмуртии как части России. Рельеф. Водоёмы. Климат. Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Взаимосвязь человека и природы

«Я моя семья».

Состав семьи, профессии родителей.  Увлечения членов семьи.

«Наш земляк – Евгений Пермяк»

Понятие «земляк», «землячка».

Детские годы жизни писателя в Воткинском заводском поселке. Знакомство с его творчеством. Детские произведения писателя.

«Месяцеслов» - народный календарь.

Дать объяснение слову «месяцеслов», «святцы». На основе чего составлялись старославянские календари, когда они появились на Руси.

Народная мудрость в наблюдениях за явлениях в природе. Народные приметы.

Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Что за праздник Новый год, когда появился на Руси, как отмечали славяне.

Какие обычаи  и традиции связаны с новогодними праздником. Современное трактование.

Русский народный костюм

История возникновения русского костюма, его функциональность и применение.

Что входит в русский народный костюм. Определение статуса человека по одежде на Руси.

Изготовления ткани, пошив одежды, украшение костюма.

Что входит в русский народный костюм. Для чего и как люди украшали одежду. Что означают  элементы вышивки на рубахе, сарафане, пояса и т. д.

Русский народный фольклор

Что относится к фольклорным произведениям русского народа.

Колыбельные песенки, потешки, заклички, поговорки, загадки и т.д., применение его быту.   Значение фольклора в жизни ребенка и семьи.

Природа и мы

Роль перелетных птиц в природе.

Виды перелетных птиц и места их обитания.

Разнообразие животного мира лесной зоны, где мы с вами проживаем. Интересные факты из жизни животных.

Знакомство с Красной книгой Удмуртии.

«Мы туристы»

Требования к участникам похода, распределение обязанностей в туристской группе. Необходимость выполнения требований руководителя. Техника движения туристской группы: правила замыкающего и направляющего.

Что входит в состав личного снаряжения туриста, подбор снаряжения  в соответствии с погодными условиями.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ ,ДИСЦИПЛИН И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

РАССКАЗ.РАБОТА СТЕКСТОМ, БЕСЕДА

ПРАКТ.РАБОТА В ГРУППАХ

ФОРМА КОНТРОЛЯ

1

1.1

1.2

1.3

1.4

Удмуртия на карте России

Удмуртия на карте России

В мире живого и зелёного

Водоёмы. Зелёные острова города

Природа и человек

10

2

4

2

2

4

1

2

1

6

1

2

1

2

Творческие работы «Моя Удмуртия»

Работа по карте

2

2.1

2.2

2.3

История имён и названий

История происхождения названия моего города, деревни, улицы

Происхождение моего имени

Мои «корни»

6

2

2

2

2

1

1

4

1

1

2

Творческая работа

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Культура и традиции народов

Национальные цвета Удмуртии

Народные праздники

Традиционная кухня народов

Тайны бабушкиного сундука

Декоративно-прикладное искусство

16

4

4

2

4

2

8

2

2

2

2

8

2

2

2

2

Народные костюмы. Описание блюда

Описание блюда

Эскизы народных костюмов.

4

4.1

4.2

Почему языки такие разные?

Родной язык. Государственный язык. Языки наших соседей.

Учимся общаться на разных языках

12

6

6

4

2

2

8

4

4

Словарь «Дружба»

5

5.1

5.2

5.3

Межэтническое общение

Разные народы – разное поведение

Культура межэтнического общения

Народные игры и общение

12

4

4

4

6

2

2

2

6

2

2

2

Описание, участие в народной игре

6

6.1

6.2

Семейные ценности

Семейные раритеты

Ценности учебного сообщества

8

6

2

2

2

6

4

2

Выставка «Семейные раритеты»

7

7.1

Обобщение знаний по теме «Я, моя семья и мои соседи»

Обобщение знаний по теме «Я, моя семья и мои соседи»

4

4

4

4

Коллаж

Итого

68

26

42

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока в году

урока в теме

Название урока

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Удмуртия на карте России- 5 часов

1.

1.

Удмуртия на карте России

Представление об Удмуртии как части России. Рельеф. Водоёмы. Климат. Экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы.

Находят на карте России Удмуртию., местоположение на  ней Ижевска-столицы. , на карте  Удмуртии- своего районного центра, населённого пункта. Определяют особенности местоположения своего населённого пункта, городов Удмуртии. Выделяют особенности природы своего края ,водоёмы , растения и животные. Имеют представления об экологии , о роли природы в жизни человека, о их тесной взаимосвязи.

2-3

2-3

«В мире живого и зелёного»

4.

3.

Водоёмы. «Зёленые острова» городов.

5.

4.

Природа и человек.

История имён и названий-3 часа

6.

1.

История происхождения названия моего села, улицы.

Какие бывают имена. История происхождения имен и фамилий. Мои предки. Алгоритм действий по сбору материала о родственниках .Методика составления родословной. Составление генеалогического   древа..

История происхождения названия моего города( села, посёлка), улицы. Имена знаменитых людей в названия улиц, площадей.

Находят на карте и называют культурные и исторические памятники своей местности. Имеют представления об истории происхождения своего города (села, посёлка).Собирают сведения о своих предках. Собирают и анализируют материал о происхождении своей семьи.

7.

2.

Происхождение моего имени.

8.

3.

Мои корни.

Культура и традиции народов- 8 часов

9.

1.

« Национальные цвета» Удмуртии

«Народные цвета» Удмуртии. Общее представление о народах мира, России ,республики. Отличительные черты того или иного народа. Народ и язык. Календарные , народные праздники и верования, религия народов, обряды некоторых народов России и Удмуртии. Семейные праздники. Традиционная кухня. Особенности праздничной пищи народов Удмуртии. Тайны бабушкиного сундука. Традиционная народная одежда. Виды декоративно-прикладного искусства.

Находят на карте расселения некоторых народов мира.

Называют какие народы проживают на территории Удмуртии, выделяют некоторые отличительные особенности того или иного народа. Имеют представление о многообразии религий и верований народов, населяющих Удмуртию. Имеют представление о многообразии традиционных национальных блюд разных народов . Имеют представление о традиционной одежде ,различают мужскую, женскую, повседневную, праздничную. Умеют рисовать традиционную одежду, одевать куклу в национальный костюм. Знают, что такое ремесло ,декоративно-прикладное искусство, имеют представление о его видах, распространенных на территории  Удмуртии.

10.

2

« Национальные цвета» Удмуртии

11.

3.

Народные праздники

12.

4.

Народные праздники

13.

5.

Традиционная кухня народов

14.

6.

Тайны бабушкиного сундука

15.

7.

Тайны бабушкиного сундука

16.

8.

Декоративно- прикладное искусство

Почему языки такие разные-6 часов

17.

1.

Родной язык. Государственный язык. Языки наших соседей.

Язык и география. «Почему языки такие разные?» Какие языки похожи друг на друга. Как  определить родственные языки? Как возникают родственные языки. Понятия «родной язык», «государственный язык».Языки народов Удмуртии. Правила общения на разных языках.

Находят на карте расселения некоторых народов мира и знают на каких  языках они говорят, называют, какие народы проживают в Удмуртии и на каких языках они говорят. Понимают значение терминов «родной язык», «государственный язык». Составляют и знают «словарик дружбы» не менее ,чем на трёх языках, носители ,которых учатся в классе. Используют лексику народно языка в общении со сверстниками, учителями.

18.

2.

Родной язык. Государственный язык. Языки наших соседей.

19.

3.

Родной язык. Государственный язык. Языки наших соседей.

20.

4.

Учимся общаться на разных языках.

21.

5.

Учимся общаться на разных языках.

22.

6.

Учимся общаться на разных языках.

Межэтническое общение-6 часов

23.

1.

Разные народы -разное поведение.

Что отличает один народ от другого. Разнообразии форм ,традиций, обычаев общения людей разных народов .Культура межэтнического общения. Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности. Народные игры и общение.

Имеют представления о разных формах приветствия, прощания и др. у некоторых народов. Умеют знакомиться с другими школьниками и соседями, детьми на игровой площадке. Умеют сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища, высказывать своё мнение. Знают на менее трёх народных игр и умеют играть в них.

24.

2.

Разные народы –разное поведение.

25.

3.

Культура межэтнического общения.

26.

4.

Культура межэтнического общения.

27.

5.

Народные игры и общение.

27.

6.

Народные игры и общение.

Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности-4 часа.

29.

1.

Семейные раритеты.

Понятие «семья». Взаимоотношения в семье.Традиционное отношение к родителям, старикам  в разные исторические эпохи. Старая фотография из семейного альбома. Понятие «раритет». Семейные праздники и традиции. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Духовные ценности учебного сообщества: класса, школы.

Понимают важность уважительного и заботливого отношения к близким и окружающим людям ,к одноклассникам, друзьям, соседям. Имеют представление о понятии «раритет». Имеют представление о духовных ценностях учебного сообщества: класса, школы.

30.

2.

Семейные раритеты.

31.

3.

Семейные раритеты.

32.

4.

Ценности учебного сообщества.

33.

Я- исследователь.

Обобщение знаний ,полученных за год.

Создают коллаж на заданную тему.

34.

Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....

Урок по краеведению "Ягоды югорского края"

Урок проводится по программе по краеведению "Мы - дети природы", 3 класс, в теме "Растения нашего края". Учащиеся подробно знакомятся с ягодами Югры через различные виды заданий, просмотр презентации ...

Урок краеведения " Мой Пермский край"

Дать предствление о крае, в котором  мы живём.Создать условия для «погружения» в богатую, разнообразную природную и общественную среду родного края. Задачи: дать характеристику Пермского кра...

Методическое пособие по материалам краеведения «Истоки родного края» для проведения внеклассных занятий в начальной школе ( Традиции народов Урала)

Методическое пособие составленно соотвецтвенно с требованиями ФГОС. Состоит из разработок внеклассных занятий, которые направлены на воспитпние толерантности у учащихся начальной школы....

Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов.

Программа  внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края»  для учащихся 1-4 классов.  рассчитана на 4 года обучения. Ее новизна заключается в объедине...