Урок краеведения " Мой Пермский край"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Дать предствление о крае, в котором  мы живём.

Создать условия для «погружения» в богатую, разнообразную природную и общественную среду родного края. 

Задачи:

дать характеристику Пермского края как единого региона, выявить наиболее типичные черты положения, населения и народного хозяйства, познакомить с разнообразием природы родного края;

совершенствовать умения учащихся работать с информационными и статистическими данными для формирования целостного представления о своей Земле;

воспитание у учащихся стремления активного участия и личной ответственности в деле охраны природы, чувства сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kraevedeniya.doc491 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  краеведения «Моя родина – Пермский край»

Васюкова М. В.

учитель начальных классов

Форма проведения: обзорное занятие.

Цель: Создать условия для «погружения» в богатую, разнообразную природную и общественную среду родного края.

Задачи:

дать характеристику Пермского края как единого региона, выявить наиболее типичные черты положения, населения и народного хозяйства, познакомить с разнообразием природы родного края;

совершенствовать умения учащихся работать с информационными и статистическими данными для формирования целостного представления о своей Земле;

воспитание у учащихся стремления активного участия и личной ответственности в деле охраны природы, чувства сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Оборудование: карточки с символикой Пермского края, слайды, природоохранные знаки, контур карты Пермского края, иллюстрации животных, кроссворд, мозаика.

Ход занятия.

Учитель. Ребята, нашу работу мы начнем с не совсем обычного задания. Я предлагаю вам собрать мозаику.

Дети собирают мозаику карты Пермского края.

Учитель. Что получилось? Что вам это напоминает?

Ответы детей. Учитель. На доске такая же фигура. Расположите свою фигуру так, как она расположена на доске. Не случайно фигура напоминает контур нашего края, потому, что говорить мы будем о Пермской земле, о нашем родном крае, о нашей малой Родине, которую мы должны любить и знать. А насколько вы хорошо знаете свой край… узнаем!

(Эпиграф с доски читает ученица.)

Такие просторы полей и лесов

И небо такой высоты,

И рек синева, и лесная трава -

Все это, Пермский край!

Хватает речке широты и сини,

А с родником она еще сильней,

И для меня бы не было России

Без могучей Перми моей.

Учитель. Пермский край расположен на восточной окраине Русской равнины и в западных предгорьях Урала. Западная и центральная её части представляют собой полого-волнистую равнину с высотами 200-400 м над уровнем моря.

        На северо- западе тянутся Северные Увалы высотой до 270м, служащие водоразделом между бассейнами рек Камы и Вычегды. На западе находится Верхнекамская возвышенность с высотами до 335 м, откуда в Удмуртии берёт своё начало река Кама.

Б.Галязимов.

Что за край?

Откройте атлас синий:

Вот лежит в короне нефтяной

Черная жемчужина России,

Область со страну величиной.

      У каждого государства, страны, области, города есть своя символика. Какая? (герб, флаг, гимн).

       Есть она и у нашего края. Перед вами 3 флага. Найдите флаг Пермского края, г.Краснокамска.

Дети выполняют задание.

       В композиции флага объединены цвета России и Урала. На флаге 3 цвета. Белый крест - крест Святого Георгия, покровителя России. Цвета полотнища флага Пермского края обозначают: красный, синий, белый цвета согласуются с этнокультурными особенностями народов, проживающих на территории Пермского края; красный, синий и белый цвета одновременно повторяют цветовую гамму флага Российской Федерации. Белый - символ чистоты, добра, во флаге он отражает мирный быт и чистоту помыслов жителей области. Синий (лазурь) - символ красоты, мягкости и теплоты человеческих отношений и символизирует обширные водные просторы Камы, многочисленных рек и озер области. Красный - символ храбрости Ребята, а герб вы видели? А что на нем изображено?

Ответы детей.

        Герб Пермской области был утвержден в 1995 г.

Описание герба: "Герб Пермской области представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещённого на червлёном (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. По центру располагается серебряный крест, непосредственно венчающий Евангелие. Щит увенчан княжеской короной, обрамлён венком из золотых дубовых листьев, перевитых Андреевской лентой".: «В червленом (красном) поле серебряный идущий медведь, несущий на спине золотое Евангелие и сопровождаемый во главе щита серебряным уширенным крестом, означающие: первое – дикость нравов обитавших жителей, а второе – просвещение через принятие Христианского закона».

Демонстрация слайдов.

       Здесь встречаются различные природно-климатические зоны. Тундра достигает местами в ширину 500-600км. Зима длинная и суровая. Лето непродолжительное, но теплое. Недостаток тепла, многолетняя мерзлота, обилие озер, отсутствие леса - все это тундра.

       На Крайнем Севере тундра сменяется лесотундрой, а затем широким поясом таежных лесов.

       Здесь преобладают хвойные леса, на болотах - ольха, береза. Тайга сменяется лесостепью. Это мелкие лесные острова лиственных деревьев.

       Ребята, а какие реки протекают на территории Пермского края? (Кама, Чусовая, Вишера).

       В крае протекает также много мелких речушек. А всего в крае 30000 рек. «Что за богатый Пермский край , что за мощный край»-писал Радищев и мы с ним согласны.

«Пойдем со мной в наш тихий лес,

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко.»

       Разнообразны пермские леса, Образованные 45 видами деревьев и кустарников, помогающих дышать и жить всему живому. Я уверена, что вы все хорошо знаете растения нашего леса. Проверим это в игре.

Деловая игра «Узнай растение.»

        Работа в группах. Скучен и молчалив был бы наш лес без пения птиц, животных. Они наполняют лес жизнью. Давайте вспомним о братьях наших меньших, о животных. Будьте очень внимательны. По описанию вы должны догадаться о ком идет речь. 

- Его называют лесным хозяином. Он отменный рыболов, быстрый, изобретательный. (медведь)

- Этого зверя кормят ноги. Подолгу рыщет, себе добычу ищет. (волк)

- Этот таежный зверь - красавица, огромная, серая, хитрая. Ее боится даже лось. (рысь)

- Крупный коротконогий зверь весом до 10 кг, живущий по берегам лесных рек. Питается рыбой, утками, мышами. Хорошо плавает, ее боится лиса. (выдра)

- Чистоплотный, уделяет много времени чистке и расчесыванию меха. Умеет строить хатки. (бобр)

- Ценнейший пушной зверёк, за прекрасный мех , прозванный «жемчужиной леса». Питается кедровым и орехами, мышами, рябчиками. (соболь)

       Удивителен мир животных. Но не менее удивителен мир птиц.

Уроки истины берем мы у природы

В которой нет ни зависти, ни подлости, ни лжи

И учат жизни нас березовые своды

И все, о чем поют нам соловьи.

Кроссворд о птицах «Литературный»

 

 

По горизонтали:

1. На верхушке ******* белке домик конопатил.

3. «Чего распелся ты так рано над крыльцом?» - Кукушка из лесу ***** прокуковала. (С. Михалков)

7. ***** все парами, только я одна. (из песни)

9. Над седой равниной моря гордо реет ****. (М. Горький)

13. Жили у бабуси два весёлых ******. (Из песенки)

14. ***** Белая плывёт. ( А. С. Пушкин)

17. Что стоишь как **** на болоте? (поговорка)

19. Как-то ночью к телефону **** вызвала ворону. (С. Михалков) 21. Где-то плачет ****, схоронясь в дупло. ( С. Есенин)

23. ***** бог послал кусочек сыра…. ( И. Крылов)

25. И ***** тоже плачут…. ( М. Горький)

26. У дороги ****, у дороги ****, он стоит волнуется, чудак. (из песни)

По вертикали:

2. Той костью овладеть Ворона захотела, и сверху вниз как **** налетела. (С. Михалков)

4. **** , **** , не будите солдат. (из песни)

5. Хоть боимся мы волка и ****. (из песни)

6. **** учатся летать… (из песни)

8. Лисица и **** (название басни)

10. Вы слыхали, как поют ****. (из песни)

11. Спасибо, **** , спасибо птица, так должно было случиться.( из песни)

12. **** завидовал гусям, что могут плавать там и сям. (С. Михалков)

15. Спой нам песню, ****, ****, раз иголка, два иголка – будет ёлочка! (из песни)

16. ****, пыжик, где ты был? (из песенки)

18. Глупый **** робко прячет тело жирное в утёсах. (М.Горький) 20. Вот пискнула и села на подоконник **** …. (из романса)

24. «Кр-ра» - ответила ворона - **** не из нашего района. (С.Михалков)

      В нашем крае много птиц, которые занесены в Красную книгу. Эти птицы нуждаются в защите и охране. Для них создаются специальные заповедники и заказники.

       Заказники - это территории, где разводят какие-либо виды животных и растений по заказу государства. Именно в таких местах увеличивается количество редких и исчезающих животных, птиц, растений. А от кого зависит, чтобы не исчезали леса, животные, растения?

Ответы детей.

        На территории края два заповедника «Вишерский», «Басеги». На территории заповедников-заказников размещаются природоохранные знаки. Мы с вами уже говорили о таких знаках, некоторые вы создали сами.

Беседа с детьми.

         О чём будут напоминать эти знаки людям, пришедшим в лес?

Ответы детей.

Есть просто храм

Есть храм науки

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверни его святынь.

       А чтобы наш край стал краше и богаче, его богатство своим трудом приумножают замечательные люди, живущие на этой земле.

      Наши реки богаты рыбой. Но природные запасы не бесконечны. По прогнозам ученых примерно через 20 лет потребность в рыбе у населения земли увеличится в 2 раза. Путь решения этой проблемы ? искусственное разведение. Вы видите – это мальки рыбы. Через день, другой их выпустят. Но лишь через 18 лет эта молодь будет полноценной рыбой. Вот поэтому человек должен разумно обращаться с этими природными богатствами.

      К профессии животноводов, землевладельцев, рыбоводов прибавилась не менее нужная и важная профессия - геолог. Геологи многие годы в тяжелых природных условиях искали нефть. Первая нефтяная скважина заработала в 1933 году.

     Люди разных профессий и национальностей живут в Пермском крае. В нелегких испытаниях преодолевают трудности, утверждая силу человеческого духа и разума, преобразовывают этот край. Среди пермяков есть знаменитые спортсмены, певцы и поэты, писатели и художники, скульпторы, ученые и просто народные умельцы. В Перми родился и учился в гимназии С.П.Дягилев - известный знаток театра. А. Попов – основатель радио также наш земляк. Народными умельцами славится наш край.

- А мы с вами в каком городе живём? Наш город является частью Пермского края, частичкой большой страны под названием Россия.

        Богат наш г. Краснокамск и почётными гражданами. Кто они такие? Это звание присваивается за особые заслуги. Вот некоторые из них.

Наталья Геннадьвна Костылева мастер спорта международного класса по борьбе самбо.

Шилов Евгений Алексеевич мастер спорта по тяжёлой атлетике.

    Перчик Василий Троянович заслуженный тренер России по борьбе самбо.

Морозов Иван Иванович руководитель Картинной галереи.

Деребеев Станислав Феоктисович главный врач профилактория «Вита».

Полушкин Евгений Степанович заслуженный учитель средней школы п. Майский.

     Но и в наши дни не оскудела земля талантами. Славу и признательность нашему краю принесли наши спортсмены. Среди них чемпионка мира Светлана Высокова, чемпионка Европы Наталья Геннадьевна Костылева. Именно она пришла сегодня к нам в гости.

- Наталья Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, как вы добились таких высот?

Рассказ спортсменки.

Вопросы детей:

Были ли спортсмены в Вашей семье?

Какой была самая первая награда?

Были ли такие моменты, когда Вам хотелось уйти из спорта?

Самый интересный и весёлый случай из Вашей спортивной жизни.

- Спасибо за то, что Вы пришли к нам. В память о нашей встрече разрешите подарить Вам книгу о нашем городе.

      Я думаю, ребята, через много лет среди вас будут талантливые художники и писатели, поэты и певцы, знаменитые учёные и спортсмены. И каждый из вас принесет пользу земле, на которой вы живёте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме: «Птицы Пермского края в математических задачах"

Перезентация к интегрированному уроку математика-окружающий мир в 3 классе по теме «Птицы Пермского края в математических задачах» (закрепление таблицы умножения) ...

Презентация к интегрированному уроку математика и окружающий мир в 3 классе по теме " Животные Пермского края в математических задачах"

Занимательные задания и красочные фотографии животных в презентации делают урок продуктивным и насыщенным....

Презентация к курсу Краеведение "Стефан Пермский" 3-4 класс

Презентация подготовлена к курсу Краеведение . Тема занятия: "Христианизация коми края. Стефан Пермский."...

Презентация "Пермский край - водный край" для работы по предмету "Окружающий мир" 4 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР

Презентация была создана для работы по теме "Родной край - часть большой страны".  Важно было сформировать представление обучающегося о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и ис...

Памятка Проект по краеведению «Деревья и кустарники Пермского края».

Памятка Проект по краеведению «Деревья и кустарники Пермского края»....

Конспект урока по краеведению на тему «Пермский край» (2 класс)

Конспект урока по краеведению на тему «Пермский край» (2 класс)...

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению во 2 классе «Красная книга Пермского края»

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению во 2 классе «Красная книга Пермского края»...