Урок по краеведению "Ягоды югорского края"
план-конспект урока (3 класс) по теме
Урок проводится по программе по краеведению "Мы - дети природы", 3 класс, в теме "Растения нашего края". Учащиеся подробно знакомятся с ягодами Югры через различные виды заданий, просмотр презентации и работу в "Рабочей тетради".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yagody_yugorskogo_kraya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя: Демус Любовь Георгиевна
Класс: 3
Предмет: краеведение "Мы -дети природы"
Тема | Ягоды югорского края. |
Цель урока | Познакомить детей с ягодными растениями Югры, показать их многообразие и красоту. Формировать понятие о значении ягод в жизни человека и лечебных свойствах ягод. Развивать речь, наблюдательность, мышление детей. Воспитывать бережное отношение к ягодным полянам и кустарникам. |
Задачи урока | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. Познавательные: представление о разнообразии ягод и их существенных признаках; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);сравнивать и группировать факты и явления. Коммуникативные: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); уметь задавать вопросы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи),учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, умения уступать другому), осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг, учиться бережно относиться к богатствам края. |
Планируемый результат | Знать названия различных ягод края, их значение и способы применения |
Основные понятия | Растения, названия ягод, их роль в питании коренных народов, способы заготовки. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Рабочая тетрадь по краеведению "Мы -дети природы" 3 класс. – Ханты-Мансийск: ООО "Печатное дело", 2012 г. Айпин Е.Д. Клюквинка и травяная косичка: Сказки, потешки, были сургутских остяков. — М.: Литературная Россия, 2002. — 40 с. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в паре. |
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Органи-зацион- ный момент. | Цель - активизация учащихся. | -Прозвенел звонок на новый урок. Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи, плодотворной работы. На доске пословица: День сегодняшний - ученик вчерашнего. -Как понимаете это высказывание? | Словесный, мотивация учебной деятельности. | Настрой учащихся на работу на уроке. | Читают пословицу. Проговаривают правила общения: - Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает. |
II этап. Провер-ка домаш- него задания. Актуализация знаний. | Цель -обобщить знания о видах растений. | -То, что мы узнали вчера, является основой для открытия нового сегодня. -Откройте рабочие тетради на стр. 12. Дома вы выполняли задание №11.(Приложение 1) Обсудите в паре ответы на вопросы: 1.Какое слово из подсказок не использовали? Почему? 2.Почему лишайники в схеме выделены в отдельную строку? -Рассмотрите иллюстрации. ( Ель, мак, водоросли, папоротник, лишайник). -Какие общие признаки есть у всех видов растений? Чем различаются? -Самая многочисленная группа? Жизнь коренных народов нашего края неотделима от природы; без растений, животных их жизнь была бы невозможна. Природа для них и дом, и источник существования, и источник творческого вдохновения. Познакомимся со сказкой мансийского писателя Еремея Айпина "Клюквинка и травяная косичка"(Приложение 2) Инсценировка сказки заранее подготовленными учащимися. -Назовите главных героев сказки. -Как относились друг к другу подружки в начале сказки, зачитайте. -Почему лопнула Клюквинка? -Чему учит эта сказка? -Какие вопросы к тексту вы задали бы сами? | Беседа, решение проблемного вопроса, работа с тетрадью на печатной основе, взаимоконтроль, работа с текстом, малые театральные формы -инсценировка. | Постановка проблемы. Организация решения путем сравнения признаков растений. Организация работы с текстом произведения. | Обсуждают ответ на вопрос. Пара, готовая отвечать, поднимает руки. Выборочное чтение в ответ на вопросы. |
III этап. Изуче- ние нового матери- ала. | Цель-познако- мить учащихся с разнообра- зием ягод Югры. | -Разгадайте ребус на стр. 12 №12.(Приложение 3) Как связана отгадка ребуса и одна из героинь сказки? Кем была вторая героиня? - Назовите тему сегодняшнего урока. - Запишите отгадку к 1 ребусу стр. 13 №15. (Клюква) -Запишите отгадку к 3 ребусу.(Черника) (Приложение 4) Какая ягода по внешнему виду похожа на чернику? (Голубика). -Разгадайте 2 ребус ( Толокнянка). -Что вы узнали об этом растении? (Ягода не употребляется в пищу, но листочки имеют лекарственное значение). -Мы назвали только 2 вида ягод. Попробуйте самостоятельно в парах вспомнить еще ягоды нашего края и записать их названия в кузовок. Тетрадь стр.13 №14. - Ягоды - важнейшее дополнение к столу народов ханты и манси. | Словесный, наглядный, беседа, сообщения учащихся, применение ИКТ, игровой прием "Собери кузовок" | Организует работу по прослушиванию сообщений учащихся, чередуемую с работой в тетради. Фронтальная проверка. Учитель демонстрирует слайды презентации с текстом. (Приложение 6) | Пишут отгадку в тетради. Формулируют тему урока. Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Козлова "Клюква" "Голубика" (Приложение 5), демонстрируются слайды презентации с текстом о клюкве , голубике и способах употребления их коренными народами. Работа в паре. |
IV этап. Итог урока. Рефлек- сия деятель-ности. . | Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | - Какова была тема сегодняшнего урока? Чтоб природе другом стать, -Чему вы научились сегодня на уроке? Расскажите по схеме. Я Знал Узнал | |||
Домашнее задание. - А как вы думаете, ягоды - это травы или кустарники? А может, ни то, ни другое? Ответить на этот вопрос вам поможет выполнение домашнего задания в тетради на стр. 12 № 13. Также необходимо дополнительно найти материал. Обязательно запишите источник. где вы найдете информацию. | Постановка проблемного вопроса. | ||||
Используемые ресурсы: Рабочая тетрадь по краеведению "Мы -дети природы" 3 класс. – Ханты-Мансийск: ООО "Печатное дело", 2012 г. Айпин Е.Д. Клюквинка и травяная косичка: Сказки, потешки, были сургутских остяков. — М.: Литературная Россия, 2002. — 40 с. В. Козлов Голуба -душа лесная, Мегион, 2000 г. Гребенюк, Г.Н. Экология для младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для учителя. 1-4 классы / Г.Н.Гребенюк. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005 Край родной. Азбука краеведения [Текст] / автор-сост. О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. Ягоды округа и их роль в жизни коренных народов Югры. http://project.1september.ru/work.php?id=566914 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.
К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...
Приложение к уроку "Ягоды югорского края"
Даны художественные тексты, сведения о ягодах, занимательные задания по теме из "Рабочей тетради"...
Презентация к уроку "Ягоды югорского края"
В презентации использован материал о сборе и способах применения ягод в нашем краю....
Кладовая земли Югорского края
Урок выстроен в стиле проектной задачи,с учетом приемов ТРИЗ . Расчитан на 2 часа.Тема :Кладовая земли югорского края +региональны компонент...
Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»
Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...
Ягоды Югорского края
Презентация: Ягоды Югорского края...
Урок по курсу «Брянский край» «Природа родного края» во 2 классе на тему:« Жизнь животных зимой »
Учитель: Олейник Н.П. Тема: Жизнь животных зимой. Тип урока: отк...