Урок по краеведению "Ягоды югорского края"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Демус Любовь Георгиевна

Урок проводится по программе по краеведению "Мы - дети природы", 3 класс, в теме "Растения нашего края". Учащиеся подробно знакомятся с ягодами Югры через различные виды заданий, просмотр презентации и работу в "Рабочей тетради".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yagody_yugorskogo_kraya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 Ф.И.О. учителя: Демус Любовь  Георгиевна

 Класс: 3

Предмет: краеведение "Мы -дети природы"

Тема

Ягоды югорского края.

Цель урока

Познакомить детей с  ягодными растениями  Югры, показать их многообразие и красоту.                                                        Формировать понятие о значении ягод в жизни человека и лечебных свойствах ягод.                                                                       Развивать речь, наблюдательность, мышление детей.                                                                                                                       Воспитывать бережное отношение к ягодным полянам и кустарникам.

Задачи урока

Регулятивные:  самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения,

 преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.                                                                                                 Познавательные:  представление о разнообразии ягод и их существенных признаках; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);сравнивать и  группировать факты и явления.                                                                                                                                                                Коммуникативные: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);  уметь задавать вопросы, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи),учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться                                                                                                                                Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, умения уступать другому), осознавать свою сопричастность к происходящему вокруг, учиться бережно относиться к богатствам края.

Планируемый результат

 Знать названия  различных ягод края, их значение и  способы применения

Основные понятия

 Растения, названия ягод, их роль в питании коренных народов, способы заготовки.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Рабочая  тетрадь по краеведению "Мы -дети природы" 3 класс. – Ханты-Мансийск: ООО "Печатное дело", 2012 г.

Айпин Е.Д. Клюквинка и травяная косичка: Сказки, потешки, были сургутских остяков. — М.: Литературная Россия, 2002. — 40 с.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,  в паре.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.  Органи-зацион- ный момент.

Цель - активизация учащихся.

-Прозвенел звонок на новый урок. Улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи, плодотворной работы.

На доске пословица:

День сегодняшний - ученик вчерашнего.

-Как понимаете это высказывание?

Словесный, мотивация учебной деятельности.

Настрой учащихся на работу на уроке.

Читают пословицу. Проговаривают правила общения:

- Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает.

II этап.

Провер-ка домаш- него задания.

Актуализация знаний.

Цель -обобщить знания о видах растений.

-То, что мы узнали вчера, является основой для открытия нового сегодня.

-Откройте рабочие тетради на стр. 12. Дома вы выполняли задание №11.(Приложение 1)

Обсудите в паре ответы на вопросы:

1.Какое слово  из подсказок не использовали? Почему?                                                                    2.Почему лишайники в схеме выделены в отдельную строку?

-Рассмотрите иллюстрации. ( Ель, мак, водоросли, папоротник, лишайник).

-Какие общие признаки есть у всех видов растений? Чем различаются?

-Самая многочисленная группа?

Жизнь коренных народов нашего края неотделима от природы; без растений, животных их жизнь была бы невозможна. Природа для них и дом, и источник существования, и источник творческого вдохновения. Познакомимся со сказкой мансийского писателя Еремея Айпина "Клюквинка и травяная косичка"(Приложение 2)

Инсценировка сказки заранее подготовленными учащимися.

-Назовите главных героев сказки.

-Как относились друг к другу подружки в начале сказки, зачитайте.

-Почему лопнула Клюквинка?

-Чему учит эта сказка?

-Какие вопросы к тексту вы задали бы сами?

Беседа, решение проблемного вопроса, работа с тетрадью на печатной основе, взаимоконтроль, работа с текстом, малые театральные формы -инсценировка.











Постановка проблемы. Организация решения путем сравнения признаков растений.
















Организация работы с текстом произведения.







Обсуждают ответ на вопрос. Пара, готовая отвечать, поднимает руки.




















Выборочное чтение в ответ на вопросы.

III этап.

Изуче- ние нового матери- ала.

Цель-познако-

мить учащихся с разнообра-

зием ягод Югры.

-Разгадайте ребус на стр. 12 №12.(Приложение 3)

 Как связана отгадка ребуса и одна из героинь сказки? Кем была вторая героиня?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Запишите отгадку к 1 ребусу стр. 13 №15. (Клюква)

-Запишите отгадку к 3 ребусу.(Черника) (Приложение 4)

 Какая ягода по внешнему виду похожа на чернику? (Голубика).

-Разгадайте 2 ребус ( Толокнянка).

-Что вы узнали об этом растении? (Ягода не употребляется в пищу, но листочки имеют лекарственное значение).




-Мы назвали только 2 вида ягод. Попробуйте самостоятельно в парах вспомнить еще ягоды нашего края и записать их названия в кузовок.

Тетрадь стр.13 №14.

- Ягоды - важнейшее дополнение к столу народов ханты и манси.

Словесный, наглядный, беседа, сообщения учащихся, применение ИКТ, игровой прием "Собери кузовок"

Организует  работу по прослушиванию сообщений учащихся, чередуемую с работой в тетради.















Фронтальная проверка.



Учитель демонстрирует слайды презентации с текстом. (Приложение 6)


Пишут отгадку в тетради. Формулируют тему урока.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение В. Козлова "Клюква" "Голубика"

(Приложение 5), демонстрируются слайды презентации с текстом о клюкве , голубике и способах употребления их коренными народами.


Работа в паре.


IV этап.

Итог урока. Рефлек- сия деятель-ности.

.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Только вместе, только дружно
Изучать природу нужно!

-Чему вы научились сегодня на уроке? Расскажите по схеме.

Я                  Знал

                     Узнал

Домашнее задание.

- А как вы думаете,  ягоды - это травы или кустарники? А может, ни то, ни другое? Ответить на этот вопрос вам поможет выполнение домашнего задания в тетради на стр. 12 № 13. Также необходимо дополнительно найти материал. Обязательно запишите источник. где вы найдете информацию.

Постановка проблемного вопроса.

Используемые ресурсы:


Рабочая  тетрадь по краеведению "Мы -дети природы" 3 класс. – Ханты-Мансийск: ООО "Печатное дело", 2012 г.

Айпин Е.Д. Клюквинка и травяная косичка: Сказки, потешки, были сургутских остяков. — М.: Литературная Россия, 2002. — 40 с.

В. Козлов Голуба -душа лесная, Мегион, 2000 г.

Гребенюк, Г.Н. Экология для младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для учителя. 1-4 классы / Г.Н.Гребенюк. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005

Край родной. Азбука краеведения [Текст] / автор-сост. О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001.

Ягоды округа и их роль в жизни коренных народов Югры. http://project.1september.ru/work.php?id=566914


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...

Приложение к уроку "Ягоды югорского края"

Даны художественные тексты, сведения о ягодах, занимательные задания по теме из "Рабочей тетради"...

Презентация к уроку "Ягоды югорского края"

В презентации использован материал о сборе и способах применения ягод в нашем краю....

Кладовая земли Югорского края

Урок выстроен в стиле проектной задачи,с учетом приемов ТРИЗ . Расчитан на 2 часа.Тема :Кладовая земли югорского края +региональны компонент...

Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...

Ягоды Югорского края

Презентация: Ягоды Югорского края...

Урок по курсу «Брянский край» «Природа родного края» во 2 классе на тему:« Жизнь животных зимой »

Учитель: Олейник Н.П.                   Тема: Жизнь животных зимой. Тип урока:  отк...