Духовно-нравственное воспитание учащихся, посредством изучения культурного наследия страны
статья
С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались как настоящие произведения искусств. Каждый народный промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся, посредством изучения культурного наследия страны
Хуперт Юлия Владимировна – учитель, педагог- организатор
1слайд.
Духовно-нравственное воспитание учащихся, посредством изучения культурного наследия страны
2 слайд.
С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались как настоящие произведения искусств. Каждый народный промысел был выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций.
3 слайд. Хочу процитировать слова академика Дмитрия Лихачёва «…Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».
А наш долг, как педагогов стараться передать накопленный опыт и знания подрастающему поколению. Показать многогранность народного искусства, через творчество.
4 слайд. Система воспитания строится на основе сохранения народных традиций. Задачи, которые ставим перед собой
- Привить детям любовь к народным традициям.
- Обогатить содержание детского творчества.
- Развить способности детей и их восприятие к прекрасному.
- Дать возможность почувствовать себя наследниками русских традиций.
5 слайд. В нашей школе на уроках технологии учащихся знакомят с различными видами росписи - гжель, хохлома, жостов и другими. На слайде вы видите этапы росписи по дереву под Хохломскую роспись «Ягодка клубничка», «Ягодка рябинка». Ученицы 10 «А» за работой в художественной мастерской. Процесс очень трудоемкий, требующий внимательности, аккуратности, усидчивости и конечно терпения.
6 слайд. На слайде представлено панно «Птицы», сделанное старшеклассницами, выполненное под северную хохлому. Панно учащиеся расписывали, используя технику плетения фольгой. Птицы и цветы сплетены из прутиков фольги. Синий фон панно и фольга придают изделию холодный северный колорит. Таким образом учителя адаптировали технологию изготовления Вологодской хохломы для наших учащихся, заменив серебряный оттенок «лудки» на фольгу.
7 слайд. Уроки по изучению народных промыслов превратились в долгосрочный интересный проект, который был представлен на городском фестивале «Голос страны – Время действовать!» в 2022 году. Воспитанницы достойно его представили. Рассказали о главных этапах его реализации, продемонстрировали получившиеся изделия.
8 слайд. В швейных мастерских учащимся рассказывают про историю народного костюма, об истоках возникновения народной вышивки, уделяя особое внимание вышивке мережкой. Ведь этот вид прикладного искусства связан с традициями и обычаями русского крестьянства. Когда-то наши прабабушки вышивали салфетки, скатерти, рубашки, платья, юбки, блузы, различные предметы домашнего обихода. Воспитанницы смотрят образцы готовых изделий, отделанные мережкой. Красивейшие салфетки вызывают живейший интерес и желание научиться вышивать такие же. Это даёт хороший результат при самостоятельной работе учениц, а также появляется мотивация поделиться полученными знаниями и представить свои работы окружающим.
9 слайд. Вы видите, на слайде как учащиеся 5-го «А» класса выполняли мережки на салфетках, и какая красота у них получилась. Ручная работа учащихся требовала терпения, точности и аккуратности. В итоге у ребят получились уникальные салфетки, которые можно с удовольствием использовать для украшения домашнего интерьера.
10 слайд. На слайде представлена фотография русского костюма с элементами техники «Мережка». Учащиеся старших классов школы под руководством учителей технологии вышивали мережкой жилет и передник.
В результате получился роскошный костюм, адаптированный для нашего времени. Замечательный наряд также был представлен в номинации «Голос культуры-народный костюм», где был высоко оценен жюри и получил 1 место.
11 слайд. В 2022 году ребятам и педагогам нашей школы повезло принять участие в специальной номинации фестиваля «Голос страны – Время действовать» «Лучший выпуск самиздатовского журнала «Тин Зин», посвященного Году культурного наследия народов России. Это номинация появилась благодаря сотрудничеству организаторов конкурса с библиотекой «Семёновская» МЦБС им. М.Ю. Лермонтова. Нашей задачей было представить самодельный журнал (то есть сделанный своими руками) на любую тему, связанную с народными традициями, народными праздниками, обрядами народов России. Самое интересное, что сотрудниками библиотеки были разработаны специальные мастер-классы по созданию журнала. Наша команда с удовольствием посетила данные мероприятия, после чего появились идеи для создания собственного школьного журнала.
12 слайд. Придумывали и создавали журнал коллективно, над этим проектом трудилась целая команда. Ученики 5 «А» и 9 «А» классов и два наставника.
Сначала придумали оформление обложки, решили вышить страничку мережкой, это придало Зину неповторимый стиль. Затем стали думать, чем наполнить журнал?
13 слайд. Тема: «Народный промысел – Мережка» была настолько благодатная, что идеи по наполнению журнала появлялись одна за другой. В него была включена статья про школьный проект по изучению вышивки «Мережка».
14 слайд. Наша рабочая группа захотела наполнить журнал чем-то необычным, интересным для каждого, кто возьмёт его почитать, будь то взрослый или ребёнок. Пришла в голову идея, сделать открывающийся сундучок, в котором будет находится кусочек ткани, вышитой «Мережкой». Получилось здорово! На слайде мы видим учеников 5 «А» за работой по вышиванию салфеток. На представленном развороте есть занимательный раздел с загадками про то, что может хранить в сундучке рукодельница.
15 слайд. Ребята предложили идею, что было бы интересно всем узнать, про лён, и как вообще в старину делали льняную ткань. Стали придумывать, как интересно подать этот материал. В итоге придумали показать принцип обработки льна в виде открывающихся окошек с рисунками, если одно из них открыть, то можно подробно узнать о виде работы. По-моему, получилось занимательно. Я сама с удовольствием открывала эти окошки и читала, что там написано.
16 слайд. Вот такой у нас получился интереснейший школьный журнал про «Народный промысел - «Мережка». Теперь задумываемся создать следующий выпуск «УзнавайКи», а идей для него в нашей школе очень много!
В первой части нашего выступления я постаралась передать всю многогранность образовательного процесса, который неотъемлемо связан с изучением культурного наследия страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона
Статья, посвященная проблеме формирования национального самосознания обучающихся в процессе изучения культурного наследия региона (из опыта работы)...
Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...
Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».
Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...
Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через изучение олонхо.
В республике разработана концепция «Педагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспосо...
Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.
О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения....