Рабочая программа по курсу " Зелёная планета"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа « Зеленая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа « Зеленая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
- Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
- Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
- В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
- Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
- Результатами проектной деятельности являются творческая самопрезентация; изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ.
В результате освоения содержания курса кружка «Зеленая планета » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (35 часа).
Календарно – тематический план
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Оборудование | Дата |
1 | 1-2 | Как охраняют природу | 2 | Тетрадь, слайды Карта Алт.края | |
2 | 3 | В гостях у животных | 1 | Тетрадь, слайды Карта Алт.края | |
3 | 4 | А что же осень нам готовит? | 1 | Иллюстрации | |
4 | 5 | Роль заповедников в охране природы родного края | 1 | Тетрадь, слайды Карта Алт.края | |
5 | 6 | Уж я пойду, пойду на лужочек, сорву, сорву цветочек | 1 | Иллюстрации | |
6 | 7-8 | Они могут исчезнуть. Красная книга Алтайского края | 2 | Тетрадь, слайды Карта Алт.края | |
7 | 9 | Вода и жизнь | 1 | Иллюстрации | |
8 | 10 | Минеральные запасы озёр Алтайского края | 1 | Иллюстрации | |
9 | 11 | По рыбьему следу рек и озёр нашего края | 1 | Иллюстрации | |
10 | 12 | Кто ты муравей и какую пользу приносишь природе? | 1 | Презентация | |
11 | 13-14 | Сказ о мудрой матушке – Земле и о самом волшебном волшебнике - Солнце | 2 | Иллюстрации | |
12 | 15-16 | О подземных богатствах. Поделочные камни Алтая | 2 | Иллюстрации | |
13 | 17 | Немного о насекомых | 1 | Иллюстрации | |
14 | 18 | Пчелиная семья | 1 | ||
15 | 19 | Наши пернатые друзья | 1 | Иллюстрации | |
16 | 20 | Царство почвы – уникальный мир природы | 1 | Презентация | |
17 | 21 | Во владениях весны | 1 | Презентация | |
18 | 22 | Помоги найти им дом | 1 | Презентация | |
19 | 23 | Царство бессловесных зелёных друзей | 1 | Презентация | |
20 | 24-25 | Богатство родной природы в творчестве русского народа | 2 | Презентация | |
21 | 26-27 | Загадочный мир Вселенной | 2 | Презентация | |
22 | 28 | Берегите природу | 1 | Презентация | |
23 | 30 | Как живёшь ты, край сибирский | 1 | Презентация | |
24 | 31-32 | Как прекрасен этот мир… | 2 | Презентация | |
25 | 33 | Жизнь и мир едины | 1 | ||
26 | 34-35 | Судьба природы – наша судьба | 1 | Презентация | |
Предполагаемые результаты
Предполагаемые результаты | Учебные действия | Универсальные учебные действия |
Природа вокруг нас. Обучающиеся должны знать: Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности веществ и явлений природы | Наблюдать объекты и явления природы Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. | Познавательные Общеучебные действия
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Времена года Обучающиеся должны знать: Основные признаки времен года Обучающиеся должны уметь: Описывать и узнавать по описанию времена года | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе Выбирать вид деятельности | |
Природа живая и неживая Обучающиеся должны знать: Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными Обучающиеся должны уметь: Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_ ности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | |
Единство живой и неживой природы Обучающиеся должны знать: О круговороте веществ в природе Обучающиеся должны уметь: Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения | |
Человек – часть природы Обучающиеся должны знать: О пагубном влиянии человека на природу Обучающиеся должны уметь: Бережно относится к природным объектам | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | |
Наша страна на карте и глобусе Обучающиеся должны знать: Основные условные обозначения Обучающиеся должны уметь: Составлять план местности | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) | |
Тело человека Обучающиеся должны знать: Основные приемы оказания первой мед.помощи Обучающиеся должны уметь: Оказать помощь при порезе, ушибе | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. |
Литература:
Головкин Б . Н. О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .
Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение./ Ярославль: «Академия развития», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;знакомство с методами изучени...
ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС....
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".
Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка: а) роль и место дисциплины; б) адресат; в) соответствие...
Рабочая программа по курсу "Обучение грамоте" 1 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу "Обучение грамоте" 1 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу "Технология" 1 класс УМК "Планета знаний"
Рабочая программа...