Рабочая программа по курсу " Зелёная планета"
рабочая программа (2 класс) на тему

Дорохова Наталья Михайловна

Программа  « Зеленая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка

Программа  « Зеленая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В результате расширения реализуются следующие учебные цели:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
  2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

            Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

           Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

  1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
  2. В  большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
  3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
  4. Результатами проектной деятельности являются творческая самопрезентация;  изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ.

В результате освоения содержания курса кружка «Зеленая планета » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.

Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (35 часа).

Календарно – тематический план

№ п/п

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Оборудование

Дата

1

1-2

Как охраняют природу

2

Тетрадь, слайды Карта Алт.края

2

3

В гостях у животных

1

Тетрадь, слайды Карта Алт.края

3

4

А что же осень нам готовит?

1

Иллюстрации

4

5

Роль заповедников в охране природы родного края

1

Тетрадь, слайды Карта Алт.края

5

6

Уж я пойду, пойду на лужочек, сорву, сорву цветочек

1

Иллюстрации

6

7-8

Они могут исчезнуть. Красная книга Алтайского края

2

Тетрадь, слайды Карта Алт.края

7

9

Вода и жизнь

1

Иллюстрации

8

10

Минеральные запасы озёр Алтайского края

1

Иллюстрации

9

11

По рыбьему следу рек и озёр нашего края

1

Иллюстрации

10

12

Кто ты муравей и какую пользу приносишь природе?

1

Презентация

11

13-14

Сказ о мудрой матушке – Земле и о самом волшебном волшебнике - Солнце

2

Иллюстрации

12

15-16

О подземных богатствах. Поделочные камни Алтая

2

Иллюстрации

13

17

Немного о насекомых

1

Иллюстрации

14

18

Пчелиная семья

1

15

19

Наши пернатые друзья

1

Иллюстрации

16

20

Царство почвы – уникальный мир природы

1

Презентация

17

21

Во владениях весны

1

Презентация

18

22

Помоги найти им дом

1

Презентация

19

23

Царство бессловесных зелёных друзей

1

Презентация

20

24-25

Богатство родной природы в творчестве русского народа

2

Презентация

21

26-27

Загадочный мир Вселенной

2

Презентация

22

28

Берегите природу

1

Презентация

23

30

Как живёшь ты, край сибирский

1

Презентация

24

31-32

Как прекрасен этот мир…

2

Презентация

25

33

Жизнь и мир едины

1

26

34-35

Судьба природы – наша судьба

1

Презентация


                                                                                                   Предполагаемые результаты

Предполагаемые результаты

Учебные действия

Универсальные учебные действия

Природа вокруг нас.

Обучающиеся должны знать:

Определение «природа». Основные типы веществ. Называть явления природы

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности веществ и явлений природы

Наблюдать объекты и явления

природы

 Характеризовать их особенности.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

У П логические Д

  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Прогнозирование уровня усвоения
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Смыслополагание.
  • Самоопределение

Времена года                                                                          

Обучающиеся должны знать:

Основные признаки времен года

Обучающиеся должны уметь:

Описывать и узнавать по описанию времена года

Понимать тексты о природе.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Вести дневник наблюдений.

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий «Времена года».

Работать в группе

Выбирать вид деятельности

Природа живая и неживая

Обучающиеся должны знать:

Признаки живого. Знать виды растений и животных и их признаки. Правила ухода за растениями и животными

Обучающиеся должны уметь:

Отличать объекты живой и неживой природы. Применять на практике основные знания по уходу за растениями

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств воды.

Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по

изучению свойств полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

 Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизничеловека (на примере своей мест_

ности).

Выращивать растения в группе (из

семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые

грибы (на примере своей местности).

Называть и узнавать виды изученных лишайников.

Знать роль лишайников в природе.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

 Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения.

Различать растения и животных,

используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать)

объекты природы по признакам:

домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил.

Единство живой и неживой природы

Обучающиеся должны знать:

О круговороте веществ в природе

Обучающиеся должны уметь:

Прогнозировать влияние деятельности человека на экосистему

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества.

Характеризовать влияние человека

на природные сообщества.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Обсуждать в группах полученные сведения

Человек – часть природы

Обучающиеся должны знать:

О пагубном влиянии человека на природу

Обучающиеся должны уметь:

Бережно относится к природным объектам

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Выполнять групповые задания

Наша страна на карте и глобусе

Обучающиеся должны знать:

Основные условные обозначения

Обучающиеся должны уметь:

Составлять план местности

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

 Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок)

Тело человека

Обучающиеся должны знать:

Основные приемы оказания первой мед.помощи

Обучающиеся должны уметь:

Оказать помощь при порезе, ушибе

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой

помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания

первой помощи при несчастных

случаях.

                                                    Литература:

Головкин Б . Н.  О чем говорят названия растений . М.Колос , 1992 .

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет .М .Детская литература, 1985 .

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких .М.Педагогика ,1982 .

Корабельников В.А.Краски природы .М.Просвещение ,1989 .

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006

Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение./ Ярославль: «Академия развития», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 2 класс УМК "Планета знаний"

Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаи­модействии;знакомство с методами изучени...

ФГОС 1-4 классы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА"

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов, реализуемая в рамках введения ФГОС....

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка:      а) роль и место дисциплины;      б) адресат;      в) соответствие...