Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 1 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
на 2015-2016учебный год
Предмет: окружающий мир. 1 класс.
Учитель:
Система обучения: традиционная.
Программа: Планета Знаний. Окружающий мир. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2009г.
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 66
Из них:
Из них:
*предметных уроков 7
*экскурсий 7
* Н.Р.К. 10
* практических работ 10
* опытов и наблюдений 20
* проверочных работ 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по окружающему миру
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»
- Учебный план образовательного учреждения на 20152016 учебный год
Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17 часов)
Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
- органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;
- виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
- о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
- о предметах личной гигиены и их назначении;
- о профессиях родителей и работников школы;
- о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
- название страны, её столицу;
- герб и флаг России;
- виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
- названия частей растений;
- отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
- названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);
- о значении домашних животных в жизни человека;
- наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
- названия месяцев в году и дней недели;
- некоторые охраняемые растения и животные.
Учащиеся должны уметь:
- различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
- выполнять элементарные правила личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
- выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;
- различать части растений 9корень, стебель, лист, цветок, плод);
- приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
- ухаживать за комнатными растениями;
- правильно вести себя в природе.
Учащиеся могут знать:
- названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
- о самонаблюдении и самоконтроле;
- о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
- некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
- условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;
- как развиваются растения;
- о разнообразии способов движения и питания животных;
- гимн России.
Учащиеся могут уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- выращивать растения одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
- рассказывать о разнообразии труда людей;
- устанавливать родственные связи;
- пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Учебники и учебные пособия:
1.Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2009г.
2.Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2010г.
Методические пособия для учителя:
1.Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2009г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п | Тема урока | Кол во ча сов | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения | Измерители, виды и формы контро ля | Сроки проведения | |||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | ||||||
ПРИШЛА ПОРА УЧИТЬСЯ (13 ЧАСОВ) | |||||||||
1 | Что такое окружающий мир. Предметный урок. | 1 | Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. | Обучающийся научится: рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике; отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации); называть и различать окружающие предметы и их признаки; сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия;
группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе); устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки); наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени; объяснять значение некоторых дорожных знаков;
обсуждать значение правильной организации распорядка дня; знакомиться с одноклассниками (работа в парах); ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе);
обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их; задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность);
выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы). работать в малых группах (в парах); находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника;
моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения); выбирать форму участия в проектной деятельности, объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»; значение правил поведения в школе и на улице; рассказывать о значении школы в жизни детей; оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к учебному материалу или к отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о своей гражданской идентичности и этнической, семейной принадлежности; – развития этических чувств (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – проявлять первоначальное умение выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность для формирования: – сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения; – вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; – сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – знакомиться на примере учебника «Окружающий мир» со структурой книги (ее содержанием, приложениями, условными знаками и символами); – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Обучающийся получит возможность для формирования: – представлять многообразие способов решения задач; – анализу, сравнению объектов окружающего мира, представленных в реальности и на рисунках, по заданным критериям; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком».. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – представлять разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой). Обучающийся получит возможность для формирования :– использованию в общении правил вежливости, подходящих учебной ситуации; – представлять возможности получения помощи от учителя или одноклассников в случаях затруднений. | беседа | сентябрь | ||
2 | Ты и твоё имя. | 1 | Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе. | беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
3 | Экскурсия «Твоя школа». | 1 | Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы. | беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
4 | Твоя школа. | 1 | Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми. | Беседа, устный опрос. | сентябрь | ||||
5 | Экскурсия «Во дворе школы». | 1 | Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора. | беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
6 | Во дворе школы. | 1 | Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к учебному материалу, отдельным заданиям учебника «Окружающий мир»; мах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о причинах успеха в учебе; – этических чувств на основании анализа простых ситуаций; – понимания заданных критериев успешности учебной деятельности.; Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результаты своих действий; – первоначальным умениям выполнять учебные действия в устной речи. Обучающийся получит возможность для формирования – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров; – на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью предложенных учителем иллюстративных элементов (картинок); – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями; – вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; – сообщать учителю о затруднениях в понимании учебного материала. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – находить нужную информацию на странице (или развороте) учебника, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках; – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. Обучающийся получит возможность для формирования – на основе анализа и сравнения группировать объекты окружающего мира по заданному основанию; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; –представлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – уметь подводить группы объектов окружающего мира под понятия «окружающий мир», «природа», «сделанное человеком», «живая природа», «неживая природа» и т.д. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой); – адекватно реагировать на обращение учителей. Обучающийся получит возможность для формирования – разным формам работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в паре и группе); – использовать в общении правила вежливости, подходящие учебной ситуации; – понимать ситуации, когда требуется обращение за помощью к учителю или одноклассникам. | беседа, устный опрос, рисунок «Осень» | сентябрь | |||
7 | Экскурсия «Вот и лето прошло». | 1 | Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность. Формировать умение работать в группах. | Беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
8 | Вот и лето прошло. | 1 1 | Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать. | беседа, устный опрос | сентябрь | ||||
9 | Экскурсия «Дорога в школу». | беседа, устный опрос | октябрь | ||||||
10 | Дорога в школу. | 1 | Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
11 | Твой распорядок дня. | 1 | Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время. | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
12 | Экскурсия «Осень». | 1 | Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
13 | Осень. | 1 | Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ) | |||||||||
14 | Как ты рос. | 1 | Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни. | Обучающийся научится: Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их; составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме). Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки. Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения. Составлять меню. Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей. Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах. Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике. Выполнять задания, требующие внимание и память в разнообразных видах деятельности. Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи). Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору). | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе; – интерес к учебному материалу; – представление об основных моральных нормах поведения в новой школьной жизни. Обучающийся получит возможность для формирования: – представления о гражданской идентичности – «Я» как гражданин России; – представления о причинах успеха в учебе; – этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; – первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохранном, здоровье сберегающем поведении. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – выполнять учебные действия в устной речи и в уме (на первоначальном уровне); – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования: – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях, «считывать» информацию с рисунков; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты, представленные в рисунках, и объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии. Обучающийся получит возможность для формирования: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа: живая–неживая; животные: птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые; растения: деревья, кустарники, травянистые и др.); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать участие в работе парами и группами; – использовать в общении правила вежливости; – допускать существование различных точек зрения. Обучающийся получит возможность для формирования: – формулировать собственную точку зрения и позицию; – строить понятные высказывания; – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | беседа, устный опрос | октябрь | ||
15 | Как ты воспринима ешь мир. | 1 | Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений. | беседа, устный опрос | октябрь | ||||
16 | Как ты воспринима ешь мир. | 1 | беседа, устный опрос | октябрь | |||||
17 | Твоё тело. | 1 | Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом. | практическая работа | октябрь | ||||
18 | Как ты питаешься. | 1 | Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником. | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
19 | Твоя одежда. Предметный урок. | 1 | Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности. | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
20 | Твоя одежда. | 1 | беседа, устный опрос | ноябрь | |||||
21 | Будь здоров! Предметный урок. | 1 | Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении. | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
22 | Будь здоров! | 1 | беседа, устный опрос | ноябрь | |||||
23 | Твоё настроение. | 1 | Развивать эмоциональную сферу ребёнка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. | беседа, устный опрос | ноябрь | ||||
24 | Твоё настроение. | 1 | Беседа, устный опрос | декабрь | |||||
25-26 | Будь внимательным! | 2 | Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности. Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек». Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (21 ЧАС) | |||||||||
27 | Полна природа удивленья. | 1 | Практическая работа. Ознакомление с географическими знаками, окраской объектов географической карты. | Умение различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам. Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризующий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашними животными. Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок. | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; – представление об основных моральных нормах поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; – первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – осознания гражданской идентичности «Я» как гражданин России; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении.. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы; – владеть первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Обучающийся получит возможность для формирования: – адекватно воспринимать оценки своей работы учителями, товарищами; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по за_ данному признаку); Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, осуществлять смысловое восприятие познавательного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения (например, природа: живая – неживая, животные – растения); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости.. Обучающийся получит возможность для формирования: – принимать другие мнение и позицию; – формулировать собственные точку зрения и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы; | беседа, устный опрос | декабрь | ||
28 | Вода и воздух. | 1 | Познакомить с правилами постановки опытов; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
29 | Вода и воздух. | 1 | беседа, устный опрос | декабрь | |||||
30 | Экскурсия «Зима». | 1 | Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами. Организовать наблюдение за животными; включить детей в природоохранительную деятельность. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
31 | Зима. | 1 | Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать. Закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности детей. | беседа, устный опрос | декабрь | ||||
32 | Времена года. | 1 | Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение учащихся. | беседа, устный опрос | январь | ||||
33 | Как устроено растение. Предметный урок. | 1 | Выявить степень понимания детьми обобщённого представления «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения. | Тест | январь | ||||
34 | Как устроено растение. | 1 | беседа, устный опрос | январь | |||||
35 | Деревья, кустарники, травы. | 1 | Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах. | беседа, устный опрос | январь | ||||
36 | Деревья, кустарники, травы. | 1 | январь | ||||||
37 | Как развиваются растения. Предметный урок. | 1 | Особенности строения и питания растительноядных (травоядных) и хищных Животных | Обучающийся научится: -формулировать выводы на основе анализа иллюстраций учебника. -различать животных по типу питания. -приводить примеры хищных и растительноядных животных. -выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания. -оперировать новыми понятиями «хищные животные», «растительноядные животные» -иметь представление о жизни растительноядного предка человека. -сравнивать древнего предка человека с человекоподобными обезьянами -анализировать совершенствование орудий труда. -различать понятия «орудие» и «оружие». -слушать и формулировать ответы на поставленные вопросы, участвовать в обсуждениях. -понимать зависимость образа жизни человека от природных условий, постоянного стремления человека улучшить условия своей жизни - анализировать образ жизни предков человека на разных этапах его развития (изменение питания, поведения, внешности, видов деятельности). -соотносить древние орудия труда с современными. -получить представление о материалах, из которых изготавливают орудия труда
-получить общее представление о родовом строе. -извлекать информацию из различных источников знаний (текст, рисунок и др.). -иметь представление о зарождении разных видов искусства. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира - использовать на практике основные правила познания окружающего мира -самостоятельно работать с заданиями в учебнике. -устанавливать последовательность в развитии живой природы, в том числе и человека. -соотносить предметы с историческими этапами | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – интерес к учебному материалу; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; – знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне; Обучающийся получит возможность для формирования: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – находить в сотрудничестве с учителем, классом несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по за_ данному признаку). Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – осуществлять смысловое восприятие познавательного текста; – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность для формирования: – принимать другое мнение и позицию; – выражать собственное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы. | беседа, устный опрос | январь | ||
38 | Как развиваются растения. | 1 | Этапы зарождения жизни на Земле. Растительноядный предок человека | беседа, устный опрос | февраль | ||||
39 | Растения в нашем классе. Предметный урок. | 1 | Особенности строения и питания | беседа, устный опрос | февраль | ||||
40 | Насекомые, птицы, рыбы, звери. | 1 | Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Развивать умение концентрировать внимание. | беседа, устный опрос | февраль | ||||
41 | Насекомые, птицы, рыбы, звери. | 1 | беседа, устный опрос | февраль | |||||
42 | Жизнь животных. | 1 | Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных – движением и питанием. Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными. | беседа, устный опрос | февраль | ||||
43 | Жизнь животных. | 1 | беседа, устный опрос | февраль | |||||
44-45 | Домашние животные. | 2 | Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. | беседа, устный опрос | март | ||||
Тест. | март | ||||||||
46 | Береги природу, человек! | 1 | Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников. | беседа, устный опрос | март | ||||
47 | Береги природу, человек! | 1 | беседа, устный опрос | март | |||||
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (17 ЧАСОВ) | |||||||||
48 | Наша Родина. | 1 | Влияние природных условий на образ жизни людей. | Умение узнавать государственные символы России: гимн, герб, флаг. Обсуждать многонациональность нашей Родины. Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России. Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости. Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания. Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года. Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта). Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес). Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду). Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их. Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки. Оценивать возможности возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения. Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты). Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнёром. Находить информацию о городе своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края). Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение» | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; – представление об основных моральных нормах поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; – этических чувств (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; – первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – осознания гражданской идентичности «Я» как гражданин России; – представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении.. Регулятивные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – оценивать с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить коррективы; – владеть первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Обучающийся получит возможность для формирования: – адекватно воспринимать оценки своей работы учителями, товарищами; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя. Познавательные УУД У обучающегося будут сформированы: – осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; – понимать знаки, символы, модели, приведенные в учебнике и учебных пособиях; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого объекта из его частей; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по за_ данному признаку); Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, осуществлять смысловое восприятие познавательного уровня обобщения в соответствии с этапом обучения (например, природа: живая – неживая, животные – растения); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные УУД У обучающегося будут сформированы: – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность для формирования: – принимать другие мнение и позицию; – формулировать собственные точку зрения и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы; – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | беседа, устный опрос | март | ||
49 | Наша Родина. | 1 | Приспособленность людей к жизни в разных природных условиях | беседа, устный опрос | март | ||||
50-51 | Наш дом. | 2 | Часовые пояса и Гринвичский меридиан | беседа, устный опрос | март | ||||
52-53 | Наши родственники. | 2 | Одежда, национальная кухня, народные промыслы, народное творчество | беседа, устный опрос | апрель | ||||
54-55 | Хороший день. | 1 | Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. | беседа, устный опрос | апрель | ||||
56 | Экскурсия в природу «Весна». | 1 | Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. | беседа, устный опрос | апрель | ||||
57 | Весна. | 1 | Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. | беседа, устный опрос | апрель | ||||
58 | Наша безопасность. | 1 | Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отработать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей | беседа, устный опрос | апрель | ||||
59 | Наша безопасность. | 1 | беседа, устный опрос | апрель | |||||
60-61 | Будем вежливы. | 2 | Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его. | Проверочная работа | апрель | ||||
62-63 | Мы едем, едем, едем… | 2 | Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. | беседа, устный опрос | апрель | ||||
64 | Скоро лето. | 1 | Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. | беседа, устный опрос | май | ||||
62-66 | Резерв | 5 | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федераль...
Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний
Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...
рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по математике, 2 класс, "Планета знаний"...
рабочая программа по технологии, 2 класс, "Планета знаний"
рабочая программа по технологии, 2 класс, "Планета знаний"...
Рабочая программа по математике 3 класс "Планета знаний".
Планирование для электронного журнала....
Рабочая программа по математике 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...
Рабочая программа по ИЗО 3 класс Планета знаний
Рабочая порограмма, тематическое планирование...