" В гостях у корякских мастериц"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_koryakskikh_masterits.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное образовательное учреждение
« Камчатская санаторная школа интернат»
«В гостях у корякских мастериц»
Аппликация
для детей 7-9 лет
Разработала воспитатель:
Юрчак Ирина Геннадьевна
Г. Петропавловск- Камчатский .
Поясни тельная записка.
В настоящее время значительное место в образовательном процессе отводится региональному компоненту. Изучение национальной культуры, быта, традиций, фольклора малочисленных народов Крайнего Севера дает возможность воспитанникам увидеть неповторимость образов культуры народов Камчатки, донести до них мысль, что его оригинальность не придумана искусственно, а прочно связана с природой и опытом жизни народа.
ЦЕЛЬ: Создание обучающимися корякского орнамента в технике аппликации из бумаги.
ЗАДАЧИ:
- продолжать знакомить воспитанников с историей корякского народного искусства;
- развивать внимание, творческое мышление, эстетическое сознание через освоение художественного наследия культуры народов Крайнего Севера;
- создание условий для формирования познавательного интереса к традициям корякского творчества, для подражания народным мастерицам.
-формировать умения самостоятельно планировать композицию изделия, использовать рациональные приемы вырезания;
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: кухлянка, орнамент, аппликация, торбаса, малахай, аппликация.
ОБОРУДОВАНИЕ: клей, цветная бумага, ножницы, шаблоны кухлянки, салфетки, карточки с новыми словами, иллюстрации, образцы корякского орнамента, диск с этнической музыкой Камчатки. Прензентация «Корякский национальный костюм».
Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей, цикл занятий по краеведению.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Вводное слово воспитателя.
Педагог - Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с историей Камчатки.
Как только человек научился шить одежду, он начал ее украшать. Так родилось неповторимое самобытное искусство. Украшение одежды было присуще всем народам во все времена и служило оберегом от недобрых сил.
А нам предстоит сегодня узнать о искусстве корякского народа.
2. Основная часть.
(Показ презентации национального корякского костюма) Педагог. - Что вы можете сказать, глядя на эту одежду? Как она называется?
Воспитанники. - Кухлянка. Она очень нарядная: с пушистым мехом и украшена орнаментом, ( воспитатель проговаривает с детьми слова: кухлянка, орнамент).
Педагог. - А какие вы еще знаете виды одежды?
Воспитанники. - Торбаса - это обувь, малахай – головной убор.
Педагог. -Корякские женщины с незапамятных времен владели искусством вышивки и аппликации, изготовления изделий из кожи и меха.
(показ укрупненных образцов орнамента)
Подумайте и скажите, из каких фигур состоит корякский орнамент?
Воспитанники. Из квадратов, треугольников, полосок, кружков.
Педагог. -А теперь, давайте попробуем «прочитать» корякский орнамент, ведь все эти фигуры что-то обозначают:
Квадрат – четыре стороны света;
Ромбы – земля;
Треугольники – снежные горы или рябь волн океана;
Круги – символы солнца;
Розетки – это маленькие солнышки и выполняют оберегающую функцию и роль заплаток;
Крестообразные фигуры – летящие птицы;
Полоски – бескрайняя тундра;
Педагог. -Посмотрите теперь на кухлянку и скажите, какие цвета использовали мастерицы для узора? Почему?
Воспитанники. - Все узоры состоят из белых , черных и коричневых цветов. Это цвет меха оленя и других животных.
Педагог. - Корякские мастерицы могли не только делать прекрасные аппликации из меха для украшения одежды, они еще знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета - желтый и оранжевый. Для окраски использовали отвар коры ольхи.
Умение шить одежду было одним из очень важных умений, потому что от сохранения тепла зависела жизнь человека. И, конечно, самым ценным предметом в семье была металлическая иголка. Иголки появились у коряков только тогда, когда их стали привозить из России и Америки и обменивать на мех, так как металл местные жители не умели добывать.
Вот как об этом рассказывает одна легенда.
Воспитанник.- По тундре кочевал один человек, были у него жена, ребенок и огромное стадо оленей. Как-то раз отправился он на охоту. Когда он вернулся, то застал свою жену горько плачущей. Она рассказала, что пришли злые люди, угнали всех оленей, а она с ребенком чуть не погибла, спаслась чудом. На эти слова муж облегченно вздохнул: Ох, как ты меня напугала, я- то подумал, что ты потеряла иголку.
В старинные времена женщина имела только одну иголку, если она терялась, нечем было шить одежду, и вся семья погибала.
ФИЗМИНУТКА
«Прогулка по зимнему лесу»
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубе стоит,
Слева на нас елка глядит.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
Пролетают воробьи,
Как красивы все они!
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
Педагог. -Ребята, закройте глаза и представьте, что вы сейчас не просто дети, искусные мастерицы и вам предстоит составить корякский узор на кухлянке с помощью аппликации из бумаги. Вы готовы к работе? Откройте глазки.
Давайте вспомним правила работы с ножницами. Прочитайте памятку с правилами.
(воспитанники по очереди читают правила)
3.Самостоятельная работа.
Перед детьми на столах шаблон кухлянки, полоски цветной бумаги, клей и ножницы.
Воспитанники работают под музыку.
4. Итог.
Мини-выставка работ детей.
Педагог. - Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. Вы действительно настоящие мастера.
Вам понравилось, как вы работали? Вам было интересно? Что нового вы узнали?
ЛИТЕРАТУРА
1. Витер И.В., Новик Ю.О.. Мода от природы. Традиционная корякская одежда. П. – Камчатский. Новая книга. 2004.
2. Иохельсон В.И. Коряки. СПб. 1997.
3. Соколова З.П. Пучков П.И. Полярная энциклопедия школьника. Арктика - мой дом. Москва. Северные просторы. 1999.
4. Люби и знай свой край: атлас. Федерал. Служба геодезии и картографии России. – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корякский национальный костюм
Познакомить обучающихся с национальной одеждой народов Камчатки...
Презентация к уроку литературного чтения Корякская сказка «Хитрая лиса» 2 класс Программа «Перспектива»
Презентация к уроку литературного чтения Корякская сказка «Хитрая лиса» 2 класс Программа «Перспектива» ...
Урок литературного чтения во 2 классе. Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспектива»Учитель начальных классовМБОУ «СОШ № 51»г.ВоронежЧерепнина О.В.Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.Цели: познакомить учащи...
Конспект урока по теме: Корякская сказка «Хитрая лиса»
Конспект урока по теме: Корякская сказка «Хитрая лиса»Класс: 2...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе ("Перспектива") по теме "Корякская сказка "Хитрая лиса"
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе ("Перспектива") по теме "Хитрая лиса" Корякская сказка". Урок открытия нового знания с использованием пробле...
Технологическая карта урока. Тема урока: «Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок» (2 класс)
Цель урока: познакомить с корякской сказкой «Хитрая лиса»Задачи: -стимулировать желание читать народные сказки;-сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традици...
Тест Корякская сказка " Хитрая лиса"
Данный тест для урока литературного чтения по теме Корякская сказка "Хитрая лиса" 2 класс...