Конспект урока литературного чтения во 2 классе ("Перспектива") по теме "Корякская сказка "Хитрая лиса"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе ("Перспектива") по теме "Хитрая лиса" Корякская сказка". Урок открытия нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии. Прописаны планируемые предметные результаты и планируемые УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока: | Корякская сказка «Хитрая лиса» |
Тип урока: | Урок открытия нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии |
Цель: | Познакомить с корякской народной сказкой «Хитрая лиса», сформировать представление о корякской народной сказке, о корякской народности. |
Планируемые результаты | Личностные умения: -оценивать поступки героев произведения -проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к сказке -развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях Познавательные умения: -определять жанр,тему и главную мысль литературного произведения и обосновывать своё мнение. -определять виды народных сказок. -определять особенности народной сказки -формулировать вопросы и отвечать на него - читать сказку по ролям -выделять сравнения в литературном тексте -умение выражать собственное отношение к герою, строить речевые высказывания в соответствии с заданием Регулятивные умения: -выполнять учебное действие по плану -осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания Коммуникативные умения: -умение слушать вопросы учителя и отвечать на них; -умение строить своё высказывание в соответствии с поставленными задачами; -умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме -умение работать в паре, в группе -умение сравнивать; |
Оборудование | -Учебник -аудиозапись сказки «Хитрая лиса» -лист индивидуальной работы у каждого ученика Презентация к уроку |
План-конспект урока литературного чтения
Корякская народная сказка «Хитрая лиса»
Задачи данного этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые предметные результаты | Планируемые УУД | ||||
Организационный момент урока, проверка готовности к уроку, физкультминутка | ||||||||
Создание условий для начала работы на уроке. Эмоциональный настрой на работу. | Учитель приветствует учеников, предлагает проверить наличие на партах необходимых для работы предметов (учебник, пенал, лист с заданиями), проводит небольшую спортивную разминку. | Ученики приветствуют учителей, проверяют свою готовность к уроку и повторяют за учителем упражнения для выработки правильной осанки. | Сформировать мотивацию к обучению (личностные УУД) | |||||
Проверка домашнего задания | ||||||||
Проверка умения выделять в тексте слова героев и слова автора, читать по ролям сказку. | Учитель напоминает, что на прошлом уроке ученики знакомились с произведением «Лисичка-сестричка и волк», проверяет домашнее задание: чтение по ролям отрывков сказки. | Ученики отвечают на вопросы учителя про авторство сказки (народная), вид сказки (о животных), главных героев. Читают отрывки по ролям. | Ученики, пользуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках, вспоминают основные литературоведческие термины, демонстрируют своё умение читать сказку по ролям. | Учатся работать в группе. Учатся слушать вопросы учителя и отвечать на них. (Коммуникативные УУД) | ||||
Сообщение темы урока, знакомство с новым произведением. | ||||||||
Создание творческо-деловой атмосферы с элементами поиска, размышления о жанре, теме и главных героях произведения. | Учитель предлагает ученикам познакомиться с новым литературным произведением, предварительно прочитав задание на листе, которое предстоит выполнить сразу после прочтения сказки. | Ученики просматривают первую часть заданий на листе (указать жанр, основную тему, главных и второстепенных героев…) и следят по тексту учебника за чтением сказки. Читают сказку подготовленные ученики (опережающее задание). | Учатся определять жанр, тему произведения, главных и второстепенных героев. Демонстрируют навык беглого, выразительного чтения. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу, действовать по составленному плану. | ||||
Проверка первичного восприятия, словарно-лексическая работа | ||||||||
Создание условий для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширения представлений учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении; содействие сознательному восприятию текста. | Учитель предлагает ученикам заполнить лист, далее обсудить результат в парах и в классе. Рефлексия: кто остался доволен своим результатом, закрашивает кружок зелёным, были трудности – синим, было тяжело – красным. Учитель задает несколько вопросов по содержанию сказки: -Как лиса оказалась в воде? -Какие помощники были у лисы, когда она плыла по морю? -Удалось лисе выплыть на берег? Почему? -Что такое открытое море? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? -Кого лиса встретила вдали от берега? -Лиса попросила помощи у зверей морских? -Как лиса лишилась глаза? -Почему ягоды брусники и черники не смогли лисе заменить глаз? -Какой глаз себе выбрала лиса? -Почему все звери стали с лисой едой делиться? | Ученики заполняют первую часть листа, обсуждают свой результат с соседом по парте, потом в классе. Оценивают успешность своей работы. Ученики отвечают на вопросы учителя. | Учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, выражать своё отношения к происходящим событиям и поступкам, делать выводы, обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Учатся сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий (Личностные УУД) Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей , осуществлять взаимопроверку и самооценку выполненного задания (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) | ||||
Формулирование проблемы, поиск решения | ||||||||
Создание условий для работы по анализу, обобщению, сравнению сведений, полученных в тексте сказки. Привитие интереса к жизни северных народов России, желания узнать новое об истории народа и его традициях. | Учитель предлагает обсудить авторство сказки (где можно получить информацию об этом народе): обращает внимание, что произведения УНТ отражают быт, нравы, обычаи народа. Прогнозирование -Попробуем ответить на основные вопросы (подчеркиваем ответы на листе):где живут коряки (юг, север или средняя полос России), чем занимается народ(земледелие, рыболовство, охота, сбор грибов и ягод),какой эпизод сказки вас удивил (возможно, это связано с верой народа: лиса перехитрила всех зверей, лиса плавает по морю, лиса снимает шубу, вынимает глаз). -Проверяем (ПРЕЗЕНТАЦИЯ рассказывает о коряках, северной народности, их занятиях, вере). Рефлексия. | Ученики подчеркивают ответы на вопросы, анализируя полученные в сказке сведения. Проверяют себя по презентации, оценивают. | Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (Познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (Коммуникативные УУД); | ||||
Физкультминутка | ||||||||
Снятие мышечного и зрительного напряжения, эмоциональный настрой на продолжение работы. | Учитель показывает упражнения для красивой осанки, выполняет вместе с учениками зрительную гимнастику. | Ученики повторяют действия за учителем. | ||||||
Работа с текстом сказки, анализ произведения, составление плана. | ||||||||
Создание условий для обеспечения целостного восприятия текста; выразительности чтения как гарантии правильного восприятия содержания; создание условий для активной работы учащихся на уроке. Формирование навыков правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичных исследовательских умений при работе с текстом; комплексное осуществление образовательных и воспитательных задач в процессе работы над произведением; формирование у школьников универсальных учебных действий как основу умения учиться. | Учитель предлагает перейти непосредственно к анализу произведения: чтение по частям, выделение основных событий, составление плана, подготовка к пересказу. План записывается на листе. Ученики ищут в тексте сравнения и дописывают их на лист, как опорные слова при подготовке к пересказу: плывёт, будто в …; лапы, как …; хвост, как … Подчеркните название этого литературного приема: олицетворение, сравнение, эпитет. | Ученики читают текст сказки, отвечают на вопросы учителя, составляют план по опорным словам, записывают его на лист. Дописывают, пользуясь учебником, сравнения из сказки, объясняют, по какому признаку они определили эти выражения как сравнения (помогли слова КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО). | Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, работать с текстом, со словом, составлять план произведения. | Учатся оценивать поступки героев (Личностные УУД) Учатся отвечать на вопросы учителя, строить высказывания в устной форме (Коммуникативные УУД) | ||||
Подведение итогов урока, объявление домашнего задания, рефлексия. Организованный конец урока. | ||||||||
Формирование у школьников первичных исследовательских умений при работе с художественным произведением; личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных действий; развитие творческих способностей. Обобщение и закрепление полученных школьниками знаний. Мотивация учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | Учитель предлагает подвести итог урока и сформулировать, чему же учит эта сказка? -Вернемся к названию сказки: действительно ли лиса хитрая? -В сказке зло должно быть наказано. Лиса – это зло? Обращение к уже полученным знаниям: какое качество мы часто путаем с хитростью? (находчивость, смекалку). -Вспомним разницу между этими понятиями. -Сравним двух лис из наших сказок: лисичка-сестричка украла рыбу у деда из саней, чтоб полакомиться, пожадничала и обманула братца-волка, чуть не погубив его. Она какая? (хитрая) -А лиса из корякской сказки обманула тюленя, чтоб жизнь свою спасти. Ее саму сороки обокрали, а она не унывает – новый глаз себе нашла. Да и звери ее сами угощали.Она какая? (находчивая) -Выберите и подчеркните пословицу, которая точнее выражает главную мысль сказки. Учитель объявляет домашнее задание: пересказать близко к тексту одну из частей сказки. Можно пользоваться листом с опорными словами. Рефлексия: было интересно, трудно, остались непонятные моменты. | Ученики отвечают на вопросы учителя -Смекалка, находчивость – положительные качества – умение найти выход в сложных ситуациях. Хитрость – отрицательное качество – обманув ближнего, получить собственную выгоду. В сказке наказана излишняя доверчивость, желание любой ценой доказать что-то. Ученики делают вывод, что коряки ценили смекалку, живой ум. Выбирают одну из пословиц, подчеркивают ее. Что хитро, тои просто. На вид простак, а в душе хитряк. Если есть ум и сноровка, не страшна никакая голодовка. Лиса семерых волков проведёт. Весь бы прост, да лисий хвост. Ученики записывают домашнее задание и оценивают себя . Организованно заканчивается урок. | Учатся систематизировать полученные знания и на их основе делать выводы, делать лексический анализ понятий, сравнивать лексическое значение слов, подбирать пословицы, выражающие главную мысль произведения. | Школьники учатся творчески мыслить, доказывать свою точку зрения, обращаясь к другим литературным произведениям и знаниям, полученным на других уроках (Познавательные УУД); Учатся давать самооценку работе на уроке (Регулятивные УУД) Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других (КоммуникативныеУУД); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива» Тема: Лисичка-сестричка и серый волк
Конспект урока литературного чтения "Лисичка сестричка и с волк" с применением интерактивного плаката. 2 класс, Перспектива...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Конспект урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой « Пожарные собаки», УМК «Перспектива»
Тема: Л. Толстой « Пожарные собаки»Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Л. Толстого и его биографией; формирование интереса и любови к чтению произведений о животных;Пла...
Конспект урока литературного чтения 1 класс Н. Сладков « Без слов», УМК «Перспектива»
Тема: Н. Сладков « Без слов»Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Н. Сладкова и его биографией; формирование интереса и любови к чтению стихотворных произведений;Планируе...
Конспект урока литературного чтения 1 класс С. Михалкова «Сами виноваты» , УМК «Перспектива»
Тема: «Сами виноваты ». Цели деятельности учителя: ознакомление со сказкой С. Михалкова «Сами виноваты»; развитие речи и творческих способностей через инсценирование сказ...
Конспект урока литературного чтения 1 класс Л Пантелеев «Две лягушки », УМК «Перспектива»
Тема: Л Пантелеев «Две лягушки ». Цели деятельности учителя: формирование представлений о сказочных героях через изучение произведения Л Пантелеев «Две лягушки »; формирование ...