РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина?»
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 3 класса "Моя малая Родина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._moya_malaya_rodina_3_klass.docx | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
МЫТИЩИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ | |
Директор МАОУ СОШ №19 | |
_______________Колонина Д.Ч. подпись | |
"_____"________________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности
«Моя малая родина»
3 «г» класс
Составитель: Падалко Елена Ивановна,
учитель первой квалификационной категории
Разработана на основе методических разработок «Внеурочная деятельность школьников» Григорьева Д.В., Степанова П.В., а так же Парамоновой А.М., Сухваловой
А.П., методических разработок, размещённых на интернет ресурсах http//nsportal//ru, Shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Library, программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Моя малая Родина» разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и методических разработок «Внеурочная деятельность школьников» Григорьева Д.В., Степанова П.В., методических разработок, размещённых на интернет ресурсах http//nsportal//ru , Shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Library, программы духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова/ Издательство «Белово», 2010; авторской программы «Я — гражданин России» С.В.Сабиной /издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.
Настоящая программа способствует воспитанию у детей любви к родному селу, краю, Отечеству. Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Новизна данной программы заключается в том, что она помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Актуальность выбора определена следующими факторами: это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Цель программы: воспитание экологической культуры младших школьников через знакомство с природой родного края.
формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).
Задачи программы:
-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
-формирование у детей социокультурной идентичности: этнической, культурной.
-ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
Формы организации занятий:
-беседа;
-индивидуальная и групповая работа;
-ролевые игры, игры-путешествия,;
-познавательная игра;
-чтение, показ (демонстрация);
-работа с видеоматериалом, со вспомогательными пособиями: изображениями;
рисунками, разрезным материалом и т.д.;
-выставки фотографий, рисунков.
Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.
Место курса в учебном плане
Согласно учебному плану школы на 2014 — 2015 учебный год на изучение «Моя малая Родина» в 3 классе отводится 35 часов в год (35 учебных недель, 1 час в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 34 часа, то дополнительный 1 час выделен на тему «Итоговое повторение».
Первая четверть – 8ч.
Вторая четверть – 8ч.
Третья четверть – 10ч.
Четвёртая четверть – 9ч.
Разделы курса:
1.Азбука гражданина -6 часов
2.Моя малая Родина – моё Подмосковье -10 часа
3.Будущее моего посёлка -4 часа
4.Экология п. Пироговского -5 часов
5.Памятные места посёлка-8 часов + 1 дополнительный час
Предполагаемые результаты:
Приобратение школьниками знаний о разнообразии и богатстве родной природы.
Приобретение школьниками знаний о знаменитых людях посёлка.
Развитие ценностного отношения школьника к природе родного края. Приобретение школьниками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми и работа в команде
- Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Предметные результаты:
1) воспитание чувства гордости за свой край;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу года учащиеся должны:
Уметь:
- Собирать краеведческую информацию.
- Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.
Знать:
Знать и ценить традиции посёлка, беречь его реликвии.
Знать посильные способы решения экологических проблем.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Название разделов и тем занятий | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |||
Планир. | Коррекц. | |||||
1 ЧЕТВЕРТЬ 1.Азбука гражданина (6 часов) (1 ч в неделю по учебному плану школы). | ||||||
| Водное занятие. | Знакомство с новым курсом внеурочной деятельности. | 1.09.2014 – 5.09.2014 | |||
| Урок гражданина. | Анализ и подбор исторического, географического материала по теме. Участие в выставке рисунков «Я - гражданин», «Символы России». Знакомство с разными национальностями. | 8.09.2014 – 12.09.2014 | |||
| Символы государства России (Герб, флаг, гимн). | 15.09.2014- 19.09.2014 | ||||
| Россия – многонациональное государство. | 22.09.2014- 26.09.2014 | ||||
| Конституция – основной закон государства. | Знакомство с правами и обязанностями граждан. | 29.09.2014- 3.10.2014 | |||
Проектная работа «Что в символе твоём?» | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. | 6.10.2014- 10.10.2014 | ||||
2.Моя малая Родина – моё Подмосковье (10 часа) (1 ч в неделю по учебному плану школы). | ||||||
| Наш край родной. | Экскурсия по родному поселку. Знакомство с жизненно – важными объектами поселка. | 13.10.2014- 17.10.2014 | |||
| Экскурсия в осенний лес. | 20.10.2014- 24.10.2014 | ||||
2 ЧЕТВЕРТЬ | ||||||
| История посёлка Пироговский. | Познакомить с историей нашего посёлка. | 4.11.2014- 7.11.2014 | |||
| Моя семья в истории нашего посёлка. | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Краеведческая гостиная Выставка работ, фотографий, рисунков. Оформление фотовыставки. Выступление с устным журналом перед учащимися начальной школы и их родителями. Обмен мнениями. | 10.11.2014- 14.11.2014 | |||
| Я, моя семья и моя малая Родина. | 17.11.2014- 21.11.2014 | ||||
| Достопримечательности моего посёлка. | Знакомство с достопримечательностями родного посёлка. | 24.11.2014- 28.11.2014 | |||
| Эксурсия на стадион «Труд» в п. Пироговский. | Экскурсия на стадион, рассказ о то, когда был создан. | 1.12.2014- 5.12.2014 | |||
| Горжусь тобой моё Подмосковье. | Беседа о том, что увидели на экскурсии. Обмен впечатлениями. Конкурс рисунков. Выставка. | 8.12.2014- 12.12.2014 | |||
| Экскурсия в ДК «Подмосковье». | Знакомство с кружками, которые есть в ДК «Подмосковье». Рассказ детей, которые посещают различные кружки. | 15.12.2014- 19.12.2014 | |||
| Экскурсия в библиотеку-хранительницу знаний. | Книга – твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в сельскую библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. | 22.12.2014- 26.12.2014 | |||
3 ЧЕТВЕРТЬ 3.Будущее моего посёлка (4 часа) (1 ч в неделю по учебному плану школы). | ||||||
| Проектная работа по теме «Моя семья в посёлке». | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. | 12.01.2015- 16.01.2015 | |||
| Каким мы хотим видеть посёлок? | Подготовка к конкурсу проектов Сбор и систематизация материала к проекту. | 19.01.2015- 23.01.2015 | |||
| Проектная работа «Будущее Пироговского». | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. | 26.01.2015- 30.01.2015 | |||
| Проектная работа «Будущее стадиона в п. Пироговский». | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. | 2.02.2015- 6.02.2015 | |||
| Проектная работа «Школа будущего». | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. | 9.02.2015- 13.02.2015 | |||
4.Экология п. Пироговского (5 часов) (1 ч в неделю по учебному плану школы). | ||||||
| Экологические проблемы посёлка. | Рассказ об экологических проблемах посёлка. | 16.02.2015- 20.02.2015 | |||
| Что мы можем сделать? (Экологические проблемы) | Обсуждение и планирование мероприятий для решения проблемы. Выбор дела. Деловая игра. | 23.02.2015- 27.02.2015 | |||
| Чистота спасёт посёлок. | Подготовка к акции. Распределение обязанностей. Обсуждение и планирование природоохранных мероприятий к акции. Распределение обязанностей. Акция по уборке территории. Реализация запланированных дел. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, вокруг памятника. | 2.03.2015- 6.03.2015 | |||
| Озеленение нашего посёлка. | Посадка деревьев в посёлке. Реализовать запланированное дело. | 9.03.2015- 13.03.2015 | |||
| Проектная работа «Экологические проблемы». | Презентация проектов перед одноклассниками. Конкурс на лучший проект. Оформление выставки. | 16.03.2015- 20.03.2015 | |||
4 ЧЕТВЕРТЬ 5.Памятные места посёлка(8 часов + 1 дополнительный час) (1 ч в неделю по учебному плану школы). | ||||||
| Их имена носят улицы города. | Знакомство с именами, в честь кого названы улицы в городе г. Мытищи. | 1.04.2015- 3.04.2015 | |||
| О чём рассказали улицы посёлка. | Беседа о улицах поселка. Конкурс рисунков. Выставка рисунков. | 6.04.2015- 10.04.2015 | |||
| Экскурсия по улицам посёлка. | 13.04.2015- 17.04.2015 | ||||
| Люди нашего посёлка. | Познакомить со знаменитыми людьми нашего посёлка. Пригласить на беседу. | 20.04.2015- 24.04.2015 | |||
| Герои нашего посёлка. | Встреча с героями – земляками в профессии. | 27.04.2015- 1.05.2015 | |||
| Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. | Знакомство детей с памятником неизвестного солдата. Подготовка мероприятия, посвящённого дню Победы. | 4.05.2015- 8.05.2015 | |||
| Проектная работа по теме «Памятные места нашего посёлка». | «История возникновения памятника на территории поселка». Сбор материала. | 11.05.2015- 15.05.2015 | |||
| Проектная работа «Моё любимое место в посёлке». | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. | 18.05.2015- 22.05.2015 | |||
| Итоговое повторение. | Провести выставку о проделанной работе за весь год. | 25.05.2015- 29.05.2015 |
Перечень учебно – методического обеспечения.
- В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительтсва РФ от 05.10.2010 No 795 // Вестник образования. –2011. No 1.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –2
-е изд. –М.: Просвещение, 2011г. Примерные программы научно-познавательного направления //Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. –2-е изд. –М., 2011 г.
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
- Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
- Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
- Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
- В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.
- Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.
Большая детская энциклопедия http//all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
Материально-технические:
Документ-камера.
Проектор.
Интерактивная доска.
Ноутбуки.
Акустическая система.
Согласовано
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от __________________ № ___________________
Согласовано
Зам.директора по УВР
_____________________ Соломатина М.Е.
«_________» ___________________ 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
ПРоектная деятельность...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» ...