«Знатоки родного края»
методическая разработка (4 класс) на тему
«Знатоки родного края» викторина в рамках декады «Знай и люби свой Коми край», (на примере телепередачи «Своя игра»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знатоки Родного Края | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Койгородок»
«Знатоки родного края»
викторина в рамках декады «Знай и люби свой Коми край»
(на примере телепередачи «Своя игра»)
Автор составитель:
Страмоусова Елена Витальевна
- учитель начальных классов
с.Койгородок
2003г
Целевая аудитория – учащиеся 4 классов
Задачи:
- Познакомить детей с содержанием коми легенд, мифов, традиций.
- Расширить знания учащихся о своей малой родине – Койгородском районе.
- Заинтересовать участников мероприятия в дальнейшем самостоятельном изучении Коми истории.
Правила игры:
Класс делится на 4 команды. Одна из команд выбирает из таблицы тему вопроса и количество баллов за ответ на вопрос, чем больше баллов обозначено в таблице, тем сложнее вопрос. Если команда дает правильный ответ, то баллы засчитываются, если команда не отвечает на вопрос, то право ответить на него переходит к другой команде.
На обсуждение вопроса - 1 минута.
Малая родина | 10 | 15 | 15 | 5 | 30 | 5 | 10 |
Мифы народов Коми | 20 | 25 | 15 | 10 | |||
Еда | 5 | 10 | 15 | ||||
Географические названия | 10 | 10 | 5 | ||||
Охота | 20 | 15 | 10 | ||||
Легенды | 5 | 5 | 5 | 5 |
Ход игры.
Ведущий: Итоговое занятие в декаде «Знай и люби свой Коми край» посвящается Коми краю и нашей малой родине – Койгородскому району. Назначение игры не столько в том, чтобы выявить настоящих Знатоков, а показать, что даже в самом близком и знакомом так много нового и интересного.
Вопросы для викторины.
«Моя малая родина».
10 – Объясните название деревни Погост в с. Койгородок.
(место возле церкви, где раньше хоронили умерших, кладбище – погост).
15 – Название посёлка Койгородского района переводится на русский язык, как «длинная лесная речка»? (Кузьёль)
15 - Название посёлка Койгородского района переводится, как «возле чёрного озера»?
(Сьодтыдор)
5 – Центр Койгородского района? (Койгородок)
30 – Громадные богатства лесов Коми, изобилующих ценными зверями и дичью, привлекали в глухой таёжный край не только русских, но и иностранных торговых людей. Падкие на золото и серебро иностранцы во времена Ивана Грозного и даже раньше, ещё при Иване III, по непроходимым дремучим лесам, дебрям, болотам пробирались в зырянский край искать золото. Золото не нашли, но увидели другое богатство, широко распространённое по всему бассейну рек Сысолы.
Внимание - вопрос: Что это за богатство? Оно позволило построить заводы Кажимский (1758) и Нючпасский (1758).
(Болотная руда или железная. Благодаря высокому качеству руды выплавлялось превосходное железо, за качество которого, в 1896 года на выставке получило малую Золотую медаль, а кровельным железом Кажимского завода перекрывали Царский дворец).
5 – Название луга, на котором построена школа? (Поп луг)
10 – Название церкви в с. Койгородок?
(«Церковь во имя Нерукотворного образа Спаса» 1807-1816).
Мифы народа Коми.
Мифы – это древнейшее представление коми о появлении и существовании мира, вещей, людей и животных.
По коми мифологии, мир создали братья-соперники: Добрый Ен и Омöль. И животных они создавали в жестком соперничестве:
20 – Ен создал белку, чтобы человек мог охотиться, а Омöль создал зверя-противовес, чтобы она ела белку. Что за зверь? (куница)
А в ответ Ен создал собаку, чтобы она помогала охотиться на куницу. Ен сотворил куропатку, рябчика, а Омöль из вредности хищных зверей: лисицу, рысь, росомаху.
25 – Что за зверь – особо почитаемый у коми, ему посвящены отдельные мифы. По одному из них, он – сын Ена, который спустился с неба и стал жить на земле. По другим – этот зверь был когда-то человеком, но леший превратил его в зверя. (медведь)
Дополнительная информация: Существует интересная версия о происхождении ногтей: у первого человека вместо кожи был роговой панцирь, остатки которого сохранились только на ногтях, после того, как Омöль обмазал его соплями и слюной и вывернул наизнанку.
15 – От кого, по представлению древних коми, произошли коми народы? По одной из версий, коми произошли от героя коми легенды, сына Пармы. Отсюда, будто бы и второе название - коми-пермяки. (От детей Перы Богатыря).
10 – водоплавающая птица, выступающая творцом мира в древней коми мифологии?
(Утка)
Дополнительная информация: Солонки изготавливались в форме утки, бережно хранились и являлись оберегом-хранителем семейного благополучия.
Еда.
5 – Коми название сушеной моркови? (Паренча, по-русски - парёнка).
10 – Коми национальное блюдо, изготовленное из чёрной (ржаной) муки и ягод черёмухи? (Ляз)
15 – Про картошку сейчас часто говорят – «второй хлеб». Но до 18 века даже Россия не знала этот овощ. Что было «вторым хлебом» до картофеля? Он сейчас незаслуженно забыт, его сажают мало и редко. (Репа успешно заменяла хлеб, ели вареной, пареной, жареной. Умели приготовить и квас из неё).
Географические названия.
10 – Река Сысола берёт начало недалеко от посёлка Кажим и впадает уже возле г. Сыктывкара в реку…? В какую реку впадает Сысола? (Вычегда)
10 – Как раньше называлась столица Республики Коми? (Усть-Сысольск)
5 – Какой населённый пункт не находится в Койгородском районе:
а) Воктым
б) Иван-Чомья
в) Пыёлдино
г) Кузьёль
д) Койгородок
е) Зимовка
ж) Ком
з) Койдин (Пыёлдино)
Охота.
Охота – была одним из главнейших занятий коми. Да, и грех не охотиться, когда Парма богата и птицей, и зверем. Здесь и пища, и одежда. Меха, пушнина пользовались большим спросом у заезжих купцов. Есть купцы, - есть и деньги.
20 – Назовите древнюю денежную единицу коми?
(«ур» - белка, Ур означает и копейку, так как заезжие купцы давали в те времена за шкурку белки одну копейку).
Дополнительная информация: Охотники проводили много времени в лесу. Они, в отличие от нас нынешних, умели устроиться на ночлег в 40-градусный мороз. Как? Умели запалить особым способом костёр – нодья, негаснущий в течение всей ночи (не нужно было присматривать за костром) и он грел со всех сторон, мог охотник даже раздеться. Охотник не боялся остаться наедине с деревьями.
15 – Что должен был сделать охотник, устраивающийся на ночлег под деревом, чтобы оно его оберегало от злых духов7
(попросить разрешения на ночлег у дерева. Существовало поверие, что деревья не только понимают человеческую речь, но и сами разговаривают между собой).
Дополнительная информация: В то время человек полностью зависел от природы: в те давние времена, страшась природных сил, придумывали себе божества, которым приписывали сверхъестественные силы и способности. Особое место для охотников занимал Ворса – лесной дух. От его отношения к охотнику зависел успех охоты. Поэтому надо было добиться его расположения.
10 – Как по коми древнему поверью, обычаю охотник или рыбак мог добиться расположения лешего (Ворса) или водяного (Васа)? (первую добычу (улов) отдавал лешему, вешал на дерево, а рыбу с особым заговором отпускали обратно).
Легенды.
5 – Каких героев русских былин вы знаете? ( Соловей-разбойник, Илья Муромец, Алёша Попович и др.)
Назовите героя коми легенд по описанию: «чудовищный лесной человек в косматой одежде из невыделанной шкуры, жестокий и беспощадный»? (Яг-Морт)
5 – Специальные охотничьи лыжи, широкие и подбитые мехом так, что вперёд едут, а назад – нет, мешает мех? (Лямпа).
5 – Обычай взаимопомощи односельчан. Приглашали на спешную работу не за плату, а только угощение ждало работников после работы? (Помочи)
5 – подарки, которые получил Пера-Богатырь от царя?
(сети шелковые и грамоту на владение лесными угодьями).
- Выберите и озвучьте самый интересный вопрос, который вас удивил, который хочется обязательно задать маме с папой и обсудить ответ с ними? (обсуждение вопроса)
- Предлагаю вам домашнее задание: найти и придумать вместе со взрослыми вопрос, который можно было бы включить в нашу игру в дальнейшем. Ящик предложений действует до …………(указывается конкретная дата).
- А сейчас давайте попробуем определить значение этой игры для себя лично. Совместными усилиями соберём цветок. У вас на столах лепестки трёх цветов. Лепестков какого цвета будет больше - зависит от вашего мнения о сегодняшней игре.
Синий – «мне было всё сложно и не интересно»
Зелёный – «нормально, кое-что узнал»
Красный – «мне было интересно, хочется больше узнать по этой теме».
-Подводим итоги игры, подсчитываем баллы, выявляем победителей, распределяем команды по занятым местам (1, 2 , 3). Вручение наград.
Список литературы:
- Авторский коллектив: И.О. Васкул, И.Л. Жеребцов, М.Б. Рогачев, М.В. Таскаев, О.И. Уляшов, «История Республики Коми», 7-11 классы, М, 2000 г.
- Атлас Республики Коми.
- Очерки о Десяти веках.
- Статьи из газеты « Новая жизнь»: « Богатство родного края», автор Ю.Соколов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное направление .Кружок "Знатоки родного края"
Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительнос...
Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах
Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах посвящена 90- летнему юбилею Икрянинского района.Данная разработка в развлекательно- игровой форме позволяет у...
Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"
Материал кружка содержит сведения о Самарской области....
Турнир знатоков родного края
Мероприятие проходит в форме развлекательной игры. Обучающиеся соревнуются в знании истории, культуры, природы марийского края...
Положение о проведении экологической викторине "Знатоки родного края"
Положение о проведении Викторины было разработано для сетевого мероприятия в рамках года экологии. Викторина проводилась для начальной школы....
Программа творческого объединения «Знатоки родного края»
Программа творческого объединения рассчитана на детей 6,5-10 лет. Срок реализации 4 года....