«Знатоки родного края»
методическая разработка (4 класс) на тему

Страмоусова Елена Витальевна

«Знатоки родного края» викторина в рамках декады «Знай и люби свой Коми край», (на примере телепередачи «Своя игра»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Знатоки Родного Края62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Койгородок»

«Знатоки родного края»

викторина в рамках декады «Знай и люби свой Коми край»

(на примере телепередачи «Своя игра»)

Автор составитель:

Страмоусова Елена Витальевна

- учитель начальных классов      

с.Койгородок

2003г

 Целевая аудитория – учащиеся 4 классов

 Задачи:

  • Познакомить детей с содержанием коми легенд, мифов, традиций.
  • Расширить знания учащихся о своей малой родине – Койгородском районе.
  • Заинтересовать участников мероприятия в  дальнейшем самостоятельном изучении Коми истории.

Правила игры:

Класс делится на 4 команды. Одна из команд выбирает из таблицы тему вопроса и количество баллов за ответ на вопрос, чем больше баллов обозначено в таблице, тем сложнее вопрос. Если команда дает правильный ответ, то баллы засчитываются, если команда не отвечает на вопрос, то право ответить на него переходит к другой команде.

На обсуждение вопроса - 1 минута.

Малая родина

10

15

15

5

30

5

10

Мифы народов Коми

20

25

15

10

Еда

5

10

15

Географические названия

10

10

5

Охота

20

15

10

Легенды

5

5

5

5

Ход игры.

Ведущий: Итоговое занятие в декаде «Знай и люби свой Коми край» посвящается Коми краю и нашей малой родине – Койгородскому району. Назначение игры не столько в том, чтобы выявить настоящих Знатоков, а показать, что даже в самом близком и знакомом так много нового и интересного.

                        Вопросы для викторины.

«Моя малая родина».

10 – Объясните название деревни Погост в с. Койгородок.

(место возле церкви, где раньше хоронили умерших, кладбище – погост).

15 – Название посёлка Койгородского района переводится на русский язык, как «длинная лесная речка»?                                                                                       (Кузьёль)

15 - Название посёлка Койгородского района переводится, как «возле чёрного озера»?

                                                                                                              (Сьодтыдор)

5 – Центр Койгородского района?                                                     (Койгородок)

30 – Громадные богатства лесов Коми, изобилующих ценными зверями и дичью, привлекали в глухой таёжный край не только русских, но и иностранных торговых людей. Падкие на золото и серебро иностранцы во времена Ивана Грозного и даже раньше, ещё при Иване III, по непроходимым дремучим лесам, дебрям, болотам пробирались в зырянский край искать золото. Золото не нашли, но увидели другое богатство, широко распространённое по всему бассейну рек Сысолы.

Внимание - вопрос: Что это за богатство? Оно позволило построить заводы Кажимский (1758) и Нючпасский (1758).

(Болотная руда или железная. Благодаря высокому качеству руды  выплавлялось превосходное железо, за качество  которого,  в 1896 года на выставке получило малую Золотую медаль, а кровельным железом Кажимского завода перекрывали Царский дворец).

5 – Название луга, на котором построена школа?                                           (Поп луг)

10 – Название церкви в с. Койгородок?

(«Церковь во имя Нерукотворного образа Спаса» 1807-1816).

Мифы народа Коми.

Мифы – это древнейшее представление коми о появлении и существовании мира, вещей, людей и животных.

По коми мифологии, мир создали братья-соперники: Добрый Ен и Омöль. И животных они создавали в жестком соперничестве:

20 – Ен создал белку, чтобы человек мог охотиться, а  Омöль создал зверя-противовес, чтобы она ела белку. Что за зверь? (куница)

А в ответ Ен создал собаку, чтобы она помогала охотиться на куницу. Ен сотворил куропатку, рябчика, а Омöль из вредности хищных зверей: лисицу, рысь, росомаху.

25 – Что за зверь – особо почитаемый у коми, ему посвящены отдельные мифы. По одному из них, он – сын Ена, который спустился с неба  и стал жить на земле.  По другим – этот зверь был когда-то  человеком, но леший превратил его в зверя. (медведь)

 Дополнительная информация: Существует интересная версия о происхождении ногтей: у первого человека вместо кожи был роговой панцирь, остатки которого сохранились только на ногтях, после того, как Омöль обмазал его соплями и слюной и вывернул наизнанку.

15 – От кого, по представлению древних коми, произошли коми народы? По одной из версий, коми произошли от героя коми легенды, сына Пармы. Отсюда, будто бы и второе название - коми-пермяки.                                       (От детей Перы Богатыря).

10 – водоплавающая птица, выступающая творцом мира в древней коми мифологии?

                                                                                               (Утка)

Дополнительная информация: Солонки изготавливались в форме утки, бережно хранились и являлись  оберегом-хранителем семейного благополучия.

Еда.

5 – Коми название сушеной моркови?                          (Паренча, по-русски - парёнка).

10 – Коми национальное блюдо, изготовленное из чёрной (ржаной) муки и ягод черёмухи?   (Ляз)

15 – Про картошку сейчас часто говорят – «второй хлеб». Но до 18 века даже Россия не знала этот овощ. Что было «вторым хлебом» до картофеля? Он сейчас незаслуженно забыт, его сажают мало и редко.    (Репа успешно заменяла хлеб,  ели вареной, пареной, жареной.  Умели приготовить и квас из неё).

Географические названия.

10 – Река Сысола берёт начало недалеко от посёлка Кажим и впадает уже возле                      г. Сыктывкара в реку…? В какую реку впадает Сысола?                        (Вычегда)

10 – Как раньше называлась столица Республики Коми?                  (Усть-Сысольск)

5 – Какой населённый пункт не находится в Койгородском районе:

а) Воктым

б) Иван-Чомья

в) Пыёлдино

г) Кузьёль

д) Койгородок

е) Зимовка

ж) Ком

з) Койдин                                                           (Пыёлдино)  

Охота.

Охота – была одним из главнейших занятий коми. Да, и грех не охотиться, когда Парма богата  и птицей, и зверем. Здесь и пища, и одежда. Меха, пушнина пользовались большим спросом у заезжих купцов. Есть купцы, - есть и деньги.

20 – Назовите древнюю денежную единицу коми?

(«ур» - белка, Ур означает и копейку, так как заезжие купцы давали в те времена за шкурку белки одну копейку).

Дополнительная информация:  Охотники проводили много времени в лесу. Они, в отличие от нас нынешних, умели устроиться на ночлег в 40-градусный мороз. Как? Умели запалить особым способом костёр – нодья, негаснущий  в течение всей ночи  (не нужно было присматривать за костром) и он грел со всех сторон, мог охотник даже раздеться. Охотник не боялся остаться наедине с деревьями.

15 – Что должен был сделать охотник, устраивающийся на ночлег под деревом, чтобы оно его оберегало от злых духов7

(попросить разрешения на ночлег у дерева. Существовало поверие, что деревья не только понимают человеческую речь, но и сами разговаривают между собой).

Дополнительная информация:  В то время человек полностью зависел от природы: в те давние времена, страшась природных сил, придумывали себе божества, которым приписывали сверхъестественные силы и способности. Особое место для охотников занимал Ворса – лесной дух. От его отношения к охотнику зависел успех охоты. Поэтому надо было добиться его расположения.

10 – Как по коми древнему поверью, обычаю охотник или рыбак мог добиться  расположения лешего (Ворса) или водяного (Васа)? (первую добычу (улов) отдавал лешему, вешал на дерево, а рыбу с особым заговором отпускали обратно).

Легенды.

5 – Каких героев русских былин вы знаете? ( Соловей-разбойник, Илья Муромец, Алёша Попович и др.) 

 Назовите героя коми легенд по описанию: «чудовищный лесной человек в косматой одежде из невыделанной шкуры, жестокий и беспощадный»?                           (Яг-Морт)

5 – Специальные охотничьи лыжи, широкие и подбитые мехом так, что вперёд едут, а назад – нет, мешает мех?                                                                                            (Лямпа).

5 – Обычай взаимопомощи односельчан. Приглашали на спешную работу не за плату, а только угощение ждало работников после работы?                                            (Помочи)

5 – подарки, которые получил Пера-Богатырь от царя?

(сети шелковые и грамоту на владение лесными угодьями).

- Выберите и  озвучьте самый интересный вопрос, который вас удивил, который  хочется обязательно задать маме с папой и обсудить ответ с ними? (обсуждение вопроса)

- Предлагаю вам домашнее задание: найти и придумать вместе со взрослыми вопрос, который можно было бы включить в нашу игру в дальнейшем. Ящик предложений действует до …………(указывается конкретная дата).

- А сейчас давайте попробуем определить значение этой  игры для себя лично. Совместными усилиями соберём цветок. У вас на столах лепестки трёх цветов. Лепестков какого цвета будет больше - зависит от вашего мнения о сегодняшней игре.  

Синий – «мне было всё сложно и не интересно»

Зелёный – «нормально, кое-что узнал»

Красный – «мне было интересно, хочется  больше узнать  по этой теме».

-Подводим итоги игры, подсчитываем баллы, выявляем победителей, распределяем команды по занятым местам (1, 2 , 3). Вручение наград.

Список литературы:

  1. Авторский коллектив: И.О. Васкул, И.Л. Жеребцов, М.Б. Рогачев, М.В. Таскаев, О.И. Уляшов, «История Республики Коми», 7-11 классы, М, 2000 г.
  2. Атлас Республики Коми.
  3. Очерки о Десяти веках.
  4. Статьи из газеты « Новая жизнь»: « Богатство родного края», автор Ю.Соколов.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность.Духовно-нравственное направление .Кружок "Знатоки родного края"

Программа кружка относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 класса школы. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительнос...

Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах

Конкурсно – игровая программа  «Знатоки родного края»  в начальных классах посвящена 90- летнему юбилею Икрянинского района.Данная разработка в развлекательно- игровой форме позволяет у...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Турнир знатоков родного края

Мероприятие проходит в форме развлекательной игры. Обучающиеся соревнуются в знании истории, культуры, природы марийского края...

Положение о проведении экологической викторине "Знатоки родного края"

Положение о проведении Викторины было разработано для сетевого мероприятия в рамках года экологии. Викторина проводилась для начальной школы....

Программа творческого объединения «Знатоки родного края»

Программа творческого объединения рассчитана на детей 6,5-10 лет. Срок реализации 4 года....