Рабочая программа "История и культура С-ПБ"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №83
с углубленным изучением японского и английского языков
Выборгского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГОУ школы № 83 _______________/ Полякова Н.А. «___»_____________2013г. Приказ №____от «__»________ 2013г. | «СОГЛАСОВАНО» Председатель МО ______________/Пономарёва Н.И. «___»_______________2013г. Протокол заседания МО №1 от «29» августа 2013г. |
Рабочая программа
История и культура Санкт-Петербурга
4 «А» класс
срок реализации 1год
Уровень изучения программы: базовый
Составитель:
Горячева В. В.
Санкт-Петербург
2013-2014 уч. г.
Содержание
Характеристика класса .……………………………………………………………………………………………………..……6
Место предмета в учебном плане ОУ 6
Результаты освоения программы 6
Тематическое планирование 13
Технологии обучения…………………………………………………………………………………………………………………………..16
УМК 17
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 19
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адаптироваться, почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
В сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Курс «Чудесный город» направлен на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Учащиеся знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
При изучении данной программы учащиеся посещают музеи Санкт-Петербурга и пригородов: г. Пушкина, Павловска, Гатчины; совершают прогулки с родителями по городу на Неве, паркам пригородов.
В процессе изучения программы – коллективные экскурсии – 1 раз в триместр.
Цель программы:
Пробудить познавательный интерес к родному городу на Неве, сформировать представление о значимости Петербурга для каждого его жителя, о связи каждого горожанина с окружающей средой.
Задачи курса:
- Показать целесообразность составных частей города, их пользу для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними;
- Раскрыть уникальность, неповторимость природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, истории и культуры, достопримечательностей Петербурга);
- Познакомить с неповторимыми ансамблями исторического центра города, которые являются символами Петербурга;
- Помочь детям открыть в знакомом окружении (микрорайон, район проживания) памятники истории и культуры.
- Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения школьников к городу (под формированием здесь и далее подразумевается создание условий, способствующих становлению личностных качеств): восприятие красоты Петербурга;
бережное отношение к окружающей городской среде; соблюдение элементарных правил поведения горожанина – петербуржца формирование умений «видеть» в конкретных объектах памятники петербургского наследия, «читать», расшифровывать» их.
- Научить грамотно произносить, писать и произносить краеведческие термины;
узнавать объекты по облику, по описанию, по фрагментам;
описывать объекты по памятке, выражать свое впечатление от памятника;
ориентироваться по карте и в реальном городе.
объяснять значение памятника.
- Способствовать восприятию детьми городских объектов и уголков как «знаков», символов определенной исторической эпохи, а себя воспринимать как пользователей и хранителей богатого наследия, созданного предшествующими поколениями.
- Формировать познавательный интерес у детей к изучению своего города, предоставив каждому ребенку возможность «соприкоснуться с прошлым» на примере отдельных городских памятников. Познавательный интерес учащихся проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать рекомендованную книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей, самостоятельно «добыть» информацию.
- Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) известных памятников Петербурга, для чего необходимо расширить имеющийся у них опыт элементарными знаниями:
о важнейших периодах формирования петербургского наследия; - о конкретных памятниках, являющихся «знаками», символами определенной эпохи, раскрывающими одну из особенностей города как исторического или экономического или художественно-культурного центра;
об особенностях жизни (жизнедеятельности) горожан в различные периоды истории и современных традициях, напоминающих об этом.
- Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни.
- Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся.
- Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного от-ношения к городу и его изучению.
Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся проявляется в словесном выражении собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?), в форме и содержании выполненного по желанию творческого задания (рисунка, стихотворения, сказки или др.); в объяснении необходимости бережного отношения к конкретному городскому объекту, памятнику.
Характеристика класса
Уч-ся 4 «А» класса отличаются высокой мотивацией к изучению предмета. Активной познавательной деятельностью отличаются (…). Познавательный интерес учащихся проявляется в желании выполнить творческое задание, прочитать рекомендованную книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей, самостоятельно «добыть» информацию. Уч-ся с низкой мотивацией (…). Это проявляется в недобросовестном выполнении домашнего задания, невысокой активности на уроках. В связи с этим, необходимо активно использовать проектную деятельность и творческие задания , в которых распределять роли таким образом, чтобы «слабые» учащиеся имели возможность подготовиться и выступить с сообщениями в группе или паре , а «сильные» учащиеся продолжали совершенствовать свои знания и оказывали помощь одноклассникам в выполнении учебной задачи.
Место предмета в учебном плане ОУ
Программа составлена на основании программ Ермолаевой Л.К. «Чудесный город» и «Страницы истории родного края» и рассчитана на 102 часа (1 час в неделю, по 34 учебные недели) со 2 по 4 класс. Может использоваться частично, в качестве модульного обучения в процессе освоения программ по русскому языку, окружающему миру, технологии и изобразительного искусства.
Результаты освоения программы
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- чувства гордости за свою Родину, свой родной город;
- умение ориентироваться в реальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; - по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты);
- умение объяснять и обосновывать необходимость бережного отношения к памятникам наследия;
- умение соблюдать правила поведения в общественном месте;
- умение дать оценку собственного поведения;
- потребность регулярно посещать музеи, городские экскурсии вместе с классом и самостоятельно.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;….
- умение самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;
- умение узнавать объект по изображению, указывая признаки, по которым определил памятник;
- умение соотносить изображение и эпоху; рассматривать реальные городские объекты, изучаемые в классе, находить в их облике ответы на познавательные задания, предложенные учителем;
- умение составлять отчет о поездке, экскурсии и т. д;
- монологическая речь и мыслительные умения (работать со стихами, ребусами, кроссвордами; характеризовать объект, выявляя его главные признаки; сравнивать объекты; доказывать свою точку зрения) при работе с объектами культурного наследия;
- умение выражать свое отношение к памятнику, событию, творчеству людей через слово, рисунок, поделку.
Предметные результаты:
- овладеют понятиями: мир города, особенности Санкт-Петербурга, памятник, достопримечательность, символ, облик здания (города), взаимосвязь города и горожан;
- будут грамотно произносить, писать и объяснять термины: город, улица, проспект, набережная, река, канал, сад, правила безопасности движения, подземное хозяйство, здание, горожанин, Санкт-Петербург, петербуржец, петербургский, Нева, решетка, мост, герб, острова, завод, вокзал, библиотека, музей, театр, фасад, фундамент, фронтон, скульптура, Зимний дворец, Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Адмиралтейство, Стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Медный всадник, Исаакиевский собор, ансамбль, колонна, пилястра, аллегория, декоративное убранство;
- научатся грамотно произносить: Растрелли, Трезини, Захаров, Тома де Томон, Монферран, Росси;
- смогут узнавать по изображению и в реальном городе: объекты — памятники истории и культуры, достопримечательности, которые придают неповторимость облику Петербурга (согласно программе и отобранных учителем памятников своего района);
- научатся описывать памятник, выражая свое впечатление (Какой? Какая? Какое?) или используя памятку, составленную учителем;
- отвечают на вопросы, показывая степень сформированности представлений о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан, взаимозависимости горожан; об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о бесценности памятников, достопримечательностей, символов Петербурга, о важности и нужности созидательного труда горожан;
- научатся объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанина;
- научатся ориентироваться по упрощенной схеме города на улице, в своем районе, в центре города;
- с помощью родителей и самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;
- смогут выражать впечатление от изученного материала, от увиденного на прогулке объекта: в виде рисунка, рассказа, стихотворения, сказки;
- их познавательный интерес проявится в желании выполнить творческое задание, прочитать книгу о городе, побывать на прогулке, экскурсии, посетить музей, самостоятельно «добыть» новую информацию;
- их эмоционально-ценностное отношение к городу проявится: в оценках памятников истории и культуры, деятельности петербуржцев; в выполнении творческих заданий; в понимании необходимости бережного отношения к историческому и культурному наследию Петербурга.
Содержание курса :
4 класс
Раздел 1. НАСЛЕДИЕ СТОЛИЧНОГО ГОРОДА
Тема 1. Санкт-Петербург: 1703 – 1725 гг.
События, в ходе которых возник Санкт-Петербург. Крепость и ее сооружения (Петровские ворота и Петропавловский собор) — памятники началу строительства города.
Значение Санкт-Петербурга для России: столица, центр кораблестроения, город-порт. Памятники, напоминающие о первоначальном значении города: Домик Петра I, Летний дворец, топонимы Троицкая площадь, Адмиралтейство. Облик нового для России города и памятные уголки города, напоминающие об этом: планировка Васильевского острова, Меншиковский дворец, Летний сад.
Первые петербуржцы, их жизнь в новом городе. Праздничные традиции.
Тема 2. Санкт-Петербург: 1725 – 1796 гг.
Санкт-Петербург – город дворцов и слобод в середине ХУ111 в. Памятники: Зимний дворец, Смольный собор, Владимирская церковь. Облик Петербурга в конце ХУ111 в. Памятники эпохи: Медный всадник, жилые дома и общественные здания.
Дворцовая набережная, каменные мосты, чугунные решетки
Значение города как центра просвещения и художественной культуры. Эрмитаж – первый в России музей художественной культуры.
Эрмитажный театр – здание бывшего придворного театра.
Памятник на площади Островского — памятник Екатерине II, государственным деятелям и деятелям культуры.
Жизнь петербуржцев: придворных и рядовых. Таврический дворец — памятник дворянской культуре. Праздничные традиции.
Тема 3. Санкт-Петербург: 1801 – 1861 гг.
Санкт-Петербург – «зеркало» российской истории: памятники Отечественной войны 1812 г. (Нарвские ворота, Александровская колонна); памятники, посвященные первым в России железным дорогам (макет паровоза на Витебском вокзале, Московский вокзал).
Празднование 100-летнего юбилея города.
Облик столицы – города ансамблей: Адмиралтейство, Дворцовая площадь, площадь Декабристов (Сенатская), мосты, гранитные набережные, скульптура, решетки. Невский проспект.
Жизнь петербуржцев – представителей разных слоев населения. Памятники знаменитым петербуржцам – А. С. Пушкину, И. А. Крылову, К. И. Росси
Тема 4. Санкт-Петербург: 1861-1917 гг.
Многоликий Петербург: блистательный центр (ансамбли и Адмиралтейский сад с фонтаном, Адмиралтейская набережная, Каменноостровский проспект, Петровская набережная, доходные дома, Невский проспект) и рабочие окраины.
Значение Петербурга для России – центр экономики, образования, просвещения, художественной культуры. Памятники, напоминающие об этом: торговый порт на Гутуевском острове, заводы, вокзалы, торговые фирмы, банки, высшие учебные заведения, (отбор объектов по усмотрению учителя), Русский музей, Этнографический музей, Новый Эрмитаж, Артиллерийский музей, Мариинский театр.
Повседневная жизнь горожан в доходных домах, в рабочих кварталах. Развлечения, отдых, праздники петербуржцев. Изменение быта горожан: первая в Петербурге электростанция, первая в России водонапорная станция. Знаменитые петербуржцы: Н. А. Некрасов, Н. А. Римский-Корсаков, И. Е. Репин
Основные события и памятники этим событиям: 200-летний юбилей города, революционные события 1905 г., первая мировая война, Февральская революция.
РАЗДЕЛ 2. НАСЛЕДИЕ ГОРОДА В ХХ в.
Тема 5. Петроград – Ленинград: 1917 – 1941 гг.
Важнейшие события: Октябрь 1917 года, гражданская война, перенесение столицы в Москву, восстановление города, его переименование в Ленинград, репрессии. Памятники этим событиям: Смольный, Аврора, Марсово поле, памятник Ленину около Смольного, камень-памятник на Троицкой площади
Изменения в облике старинного центра города: изменения в названиях улиц, площадей, появление светофоров, нового транспорта, изменение вывесок и реклам. Облик новых районов.
Ленинградцы: особенности формирования состава населения, поведение горожан. Возможности, предоставляемые городом для его жителей: образование, трудоустройство, досуг. Повседневный быт ленинградцев. Праздники в городе. Знаменитые ленинградцы: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Г. И. Уланова, Л. А. Ильин
Тема 6. Ленинград - город-герой: 1941-1945 гг.
Ленинград в первые недели войны (мобилизация, облик города). Ленинградская битва. Жизнь в блокадном Ленинграде.
Памятники, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде
Знаменитые ленинградцы: Д. Шостакович, О. Берггольц, Т. Савичева
Тема 7. Ленинград: 1945-1991 гг.
События тех лет: празднование 250-летия города, полет Юрия Гагарина в космос и другие события, важные для страны, города, горожан (отбор по усмотрению учителя).
Облик города: центр и новые районы (отбор объектов по усмотрению учителя).
Невский проспект.
Жизнь ленинградцев: дедушек и бабушек, родителей современных школьников (повседневная жизнь, быт, развлечения и отдых).
Знаменитые ленинградцы: М. К. Аникушин, Д. А. Гранин, Г. А. Товстоногов, А. Б. Фрейндлих.
РАЗДЕЛ 3. НЕОКОНЧЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ.
Тема 8. Город, в котором ты живешь…
Изменения в жизни страны: 12 июня 1991 года — провозглашение независимости Российской Федерации. Возвращение городу первого имени — Санкт-Петербург. Флаг и герб города. Изменения названий улиц, площадей.
Основные события, свидетелем которых был ребёнок. Изменения в облике центра города, района, в котором находится школа, живет ребенок Проблемы города и горожан. Управление городом: губернатор, Законодательное собрание Жизнь современных горожан: права и обязанности, повседневная жизнь, развлечения и отдых. Петербуржцы — создатели, хранители и разрушители наследия города. Знаменитые петербуржцы: Ж. И. Алферов — лауреат Нобелевской премии, Д. С. Лихачев — всемирно известный ученый, первый почетный гражданин нашего города
По усмотрению учителя могут быть введены фамилии других известных петербуржцев, в том числе Почетных граждан, архитекторов, поэтов и писателей.
Тематическое планирование
4 класс
. События, в ходе которых возник Санкт-Петербург. Крепость и ее сооружения (Петровские ворота и Петропавловский собор) — памятники началу строительства города. Первые петербуржцы, их жизнь в новом городе. Праздничные традиции нового города. Эрмитаж – первый в России музей художественной культуры. Эрмитажный театр – здание бывшего придворного театра. Памятник на площади Островского — памятник Екатерине II, государственным деятелям и деятелям культуры. Облик столицы – города ансамблей: Адмиралтейство, Дворцовая площадь, площадь Декабристов. | НАСЛЕДИЕ СТОЛИЧНОГО ГОРОДА (19 часов) Санкт-Петербург: 1703 – 1725 гг. Санкт-Петербург: 1725 – 1796 гг. Санкт-Петербург: 1801 – 1861 гг. Санкт-Петербург: 1861-1917 гг. | Понятия: площадь, ансамбль, Сенат, Синод, Медный всадник, собор, декор, восстание декабристов. ансамбль площади, дворец, военные штабы, триумфальная колонна. Лавра, монахи, собор, церковь, трапезная, митрополичий дом, некрополь, действующий монастырь, музей, памятник, достопримечательность. Умения: правильно употреблять понятия, обобщать полученные знания и на их основе выносить оценочные суждения. Раскрывать на примере площади понятие архитектурного ансамбля, описывать его, осознавать ценность труда создателей. Находить лавру на карте-схеме, объяснять особое ее значение в прошлом и в настоящем, понимать необходимость ее сохранения |
Важнейшие события: Октябрь 1917 года, гражданская война, перенесение столицы в Москву, восстановление города, его переименование в Ленинград, репрессии. Памятники этим событиям: Смольный, Аврора, Марсово поле. Памятники, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде. Знаменитые ленинградцы: Д. Шостакович, О. Бергольц, Таня Савичева. Облик города: центр и новые районы. Дачная местность Шувалово -Озерки. Невский проспект. | НАСЛЕДИЕ ГОРОДА В ХХ В. (15 часов) Петроград – Ленинград: 1917 – 1941 гг. Ленинград - город-герой: 1941-1945 гг. Ленинград: 1945-1991 гг. Город, в котором ты живешь… | Понятия: революция гражданская война, памятники революции. Блокада, вражеское кольцо, фронт, прорыв и снятие блокады, блокадники, дети блокады. Умения: комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план; устно описывать объект, используя памятку; составлять письменный рассказ об объекте или человеке; извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание. Ориентироваться по упрощенной схеме города; читать ее «легенду»; находить основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; находить объекты по природным и городским ориентирам. Ориентироваться в реальном городе: на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, № домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы и др., а также изученные на уроках ранее объекты). Объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанина; Самостоятельно находить нужную информацию в учебнике по истории и культуре Санкт-Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; узнавать по изображению достопримечательность, называя признаки, по которым узнал памятник; указывать хронологические рамки основных периодов; называть самые характерные для каждого периода события и узнавать памятники, напоминающие об этом событии; определять последовательность событий; частично реконструировать облик города в разных эпохах; объяснять значение города для России в определённый период; узнавать изученные на уроках объекты в реальном городе; рассматривать их и видеть «говорящие» детали - вывески, украшения; а также замечать детали зданий, памятников, придающих им неповторимый вид; Регулярно посещать музеи вместе с классом, совершать учебные прогулки и экскурсии. Слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. |
Технологии обучения
В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:
- Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности учеников, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют повышению познавательной активности.
- Технология индивидуализации обучения – помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
- Технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
- Игровая технология – позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление детей и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы
УМК
Класс | Название учебной программы | Вид учебной программы | Используемые учебники и учебные пособия для учащихся (наименование, автор, год издания) | Используемые пособия для учителя | Наглядные пособия, цифровые образовательные ресурсы |
4 класс | Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для общеобразовательной школы (автор программы Ермолаева Л.К.).- СПб.: ВАКО, 2011 | Государственная | Ермолаева Л.К. и др. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края.- Спб.: СМИО Пресс, 2011 | Никонова Е.. Первые прогулки по Петербургу.- СПб.: Паритет, 2005 Владимирович А.Г. Все улицы Петербурга.- СПб., 2005 Пукинский Б. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов.-СПб., 1999 Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград. Энциклопедический справочник.- М., 1992 Путеводители по Русскому музею Путеводители по Эрмитажу | Комплект слайдов № 1 Комплект слайдов № 2 Комплект слайдов № 3 Комплект слайдов № 4 Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу Карта С-Пб Карта Лен. области Атлас Санкт- Петербурга с контурными картами Видеофильм «Чудесный город» Презентации к урокам по темам «А. Невский», «История невских земель до петровских времён», «Петербургские праздники и традиции» и др. Презентации к урокам |
Компоненты УМК
- Ермолаева JI. К., Гаврилова Н. Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч. 1, 2. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. —. СПб., СМИО Пресс, 2011
Учебное пособие «Чудесный город. Петербургская тетрадь» (часть 1) предназначено для учащихся начальных классов, изучающих историю и культуру Санкт-Петербурга в школе или семейном кругу. Оно соответствует концепции краеведческого образования, разработанной Л. К. Ермолаевой. Концепция рекомендована для внедрения Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Пособие является одновременно учебником, рабочей тетрадью и книгой для чтения. Содержит текст, познавательные задания, маршруты учебных прогулок. Тексты и задания дифференцированы. Тексты и задания, отмеченные логотипом (флажок со львом), носят дополнительный характер.
- Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Страницы истории края. СПб., СМИО Пресс, 2011
Памятники и традиции напоминают: а) о событиях; б) об облике города; в) о значении города как торгового, промышленного, культурного центра России; г) о жизни горожан; д) о знаменитых петербуржцах разных исторических периодов. Содержание текста и методического аппарата двухуровневое. Учитель, исходя из познавательных возможностей конкретных детей, самостоятельно определяет объем изучаемого материала и задания. Приложение к учебнику Приглашаем в путешествие предназначено для семейных прогулок. Учебник построен по хронологическому принципу. Каждый период представлен памятниками и традициями, сохранившимися до наших дней. Учебник составлен в русле концепции краеведческого образования Л. К. Ермолаевой и предназначен для учащихся 4 класса после освоения ими во 2-3 классах программы Чудесный город,
- Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. СПб., СМИО Пресс, 2009
Основные особенности УМК
В УМК по истории города кроме учебников и тетрадей включены карты, атласы, наборы слайдов и звукозаписей, а также видеофильм.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
К – комплект (на каждого ученика)
Д – демонстрационный экземпляр
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) | |||
1 |
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2011
| К Д К К К | |
Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся) | |||
2 |
| Д Д | |
Печатные пособия | |||
3 |
| Д Д Д | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | |||
4 |
| Д Д Д Д Д Д Д К К К |
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009.
- Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011
- Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. СПб., СМИО Пресс, 2009
- Ермолаева JI. К., Гаврилова Н. Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч. 3 Изд. 2-е, переработанное и дополненное. —. СПб., СМИО Пресс, 2011
- Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Страницы истории края. СПб., СМИО Пресс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (физическая культура 5 -7 классы) Тематический план
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему ...
Рабочая программа Физическая культура. 1 класс.
Уроки по физической культуре проводятся 3 часа в неделю....
Рабочая программа "Физическая культура" 1 час игровой урок 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа составлена по программе Лях В.И. Программа содержит пояснительную записку, КТП с УУД....
Рабочая программа. Физическая культура 1 - 4 класс. (по образовательной системе школа 2100)
Тематическое планирование составлено на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) Егорова Б.Б., Пер...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программа по культуре речи 3 класс
Рабочая программа по курсу «Культура речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной програ...