Рабочая программа по риторике для 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по риторике для 4 класса (17 часов) создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы по риторике» Т.А.Ладыженско
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по риторике 4 кл | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по риторике
для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по риторике для 4 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы по риторике» Т.А.Ладыженской
Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучение общению. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения.
Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет
Цели обучения
• обучение умелой, искусной речи;
• обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
Задачи обучения
• Сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
• Способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
• Научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
Нравственно-риторические идеи курса.
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)
Будь своему слову господин. (Пословица)
Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)
Школьная риторика – практико-ориентированный предмет, который учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. В центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная.
Технологии обучения:
• Технология проблемного обучения;
• Технология проектного обучения;
• Технология развития критического мышления;
• Технология когнитивного обучения;
• Технология обучения в глобальном информационном сообществе.
На уроках риторики происходит развитие таких ключевых компетенций как:
ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение (на примере литературных произведений);
общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества;
учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности. Весь учебный процесс способствуют развитию навыков данной компетенции;
информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
стимулирование и мотивация учебной деятельности, контроль и самоконтроль;
демонстрация таблиц, иллюстраций, видеозаписей;
различные виды чтения;
самостоятельная работа;
работа в парах и группах;
использование ИКТ;
анализ текста;
составление плана текста;
пересказ текста;
участие в дискуссии;
обобщающая беседа по изученному материалу;
словесное рисование.
На уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Виды и формы контроля: устный опрос, письменные творческие задания, контрольная работа.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– умение анализировать и оценивать общение;
– умение общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.
Владея определенным запасом информации, ученик должен сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
Личностными результатами изучения курса риторики в4-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Содержание учебного предмета
4 класс (17 часов)
Блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок –«Текст– даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
ОБЩЕНИЕ. 6 часов
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью.
Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. 11часов
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Учебно - тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Элементы содержания | Формы контроля |
1 | «Речевая ситуация». 1 | Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). |
Фронтальный опрос |
2 | « Улыбнись улыбкою своей». | Называть несловесные средства общения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях . Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач. | Составить цепочку к схеме кто – что – кому? Письменный опрос |
3 | Средства устного общения «Особенности говорения». | Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). | тексты поздравлений Самостоятельная работа |
4 | Эмоциональные средства общения «Успокоить. Утешить словом», | « Успокоить. Утешить словом», « Утешить – помочь, утешить – поддержать» 2 | тексты объявлений самопроверка |
5 | Правила в общении «Какой я слушатель», « Я – читатель» | Слушание. Приёмы слушания. Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). | Фронтальный опрос
|
6 | Обобщающий урок. Этикет. Этикетные жанры. Этикетные диалоги. | Этикетные жанры: приветствие, поздравление, просьба, благодарность, запрет, отказ, извинения, утешение, прощание. Этикетные диалоги. Речевые привычки. | Письменный опрос |
7 | Структура текста. Абзац. Абзацные отступы | Структура текста. Абзац. Абзацные отступы.
1 | Письменный опрос |
8 | Виды текстов. Запрет – предостережение. Запрет- строгий и мягкий. | Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Типы текстов. | Творческая работа |
9 | Знаки вокруг нас. | «Перед тобой дорожные знаки», «Знаки – символы , знаки – копии», «Языковые знаки» 2 | Самостоятельная работа |
10 | Опорные конспекты. Описание.
| Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). | Самостоятельная работа. Составить описание загадку |
11 | Рассуждения, доказательства, аргументы в текстах и ситуациях. | Скажи мне, почему. Аргументы. Суждения и факты. Рассуждения. Во - первых, во-вторых, в- третьих. | Фронтальный опрос. |
12 | Вступление и заключение. | Вступление и заключение. Вежливая оценка. | Самостоятельная работа. |
13 | Работа со словарями. Словарная статья. | Словарная статья: заглавное слово, грамматические пометы, толкование значения слова, примеры употребления. | Письменный опрос. Самопроверка |
14 | Рассказ. Структура рассказа. | Рассказ. Структура рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, спад действия, заключение. | Творческая работа. |
15 | Служба новостей. | Что такое информация? Газетная информация. Факты , события и отношения к ним. | Выпуск классной газеты. (групповая работа) |
16 | Информационные жанры. | Информационные жанры. Хроника. Информационная заметка. Автограф. Подпись под фотографией. | Выставка фотографий. (групповая работа) |
17 | Обобщение | Чему мы научились на уроках риторики. | Игра. |
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Общение | |||
1 | «Речевая ситуация». | 1 | |
2 | « Улыбнись улыбкою своей». 1 | 1 | |
3 | Средства устного общения «Особенности говорения». 1 | 1 | |
4 | Эмоциональные средства общения «Успокоить. Утешить словом», | 1 | |
5 | Правила в общении «Какой я слушатель», « Я – читатель» | 1 | |
6 | Обобщающий урок. Этикет. Этикетные жанры. Этикетные диалоги. | 1 | |
Текст | |||
7 | Структура текста. Абзац. Абзацные отступы.
| 1 | |
8 | Виды текстов. Запрет – предостережение. Запрет- строгий и мягкий. | 1 | |
9 | Знаки вокруг нас. | 1 | |
10 | Опорные конспекты. Описание.
| 1 | |
11 | Рассуждения, доказательства, аргументы в текстах и ситуациях.
| 1 | |
12 | Вступление и заключение. | 1 | |
Речевые жанры | |||
13 | Работа со словарями. Словарная статья. | 1 | |
14 | Рассказ. Структура рассказа. | 1 | |
15 | Что такое информация? Газетная информация. Факты , события и отношения к ним. | 1 | |
16 | Информационные жанры. Хроника. Информационная заметка. Автограф. Подпись под фотографией. | 1 | |
17 | Обобщение. | 1 |
Используемый учебник: Школьная риторика:4 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Баласс, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике, 3 класс
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыжен...
Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...