Рабочая программа по риторике, 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.
Программа обеспечена УМК для 3 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika2.docx | 19.01 КБ |
ritorika.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г.Уржума»
«Рассмотрено» на заседании кафедры Начального образования Протокол № __ от «__»_____2012г. Согласовано: заместитель директора по УВР _______________________________________ | Утверждаю: Директор КОГОАУ « Гимназия г.Уржума» _________________________ Приказ № __ от «__»_____2012г. |
Рабочая программа
по риторике,
3 класс
на 2012 – 2013 учебный год
Составитель программы:
Чикулаева Е.А., учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Уржум, 2012
Пояснительная записка
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской.
Программа обеспечена УМК для 3 класса (учебник, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Содержание учебного предмета
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по риторике
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Тип урока | Результаты | |||
План | Факт | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) | Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. | Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: – формулировать тему урока после предварительного обсуждения; -определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; –критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; - осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; –учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; –анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно -учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; -аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. | Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: – приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов; – отличать подготовленную и неподготовленную речь; – знать особенности неподготовленной речи; – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; –- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; – знать особенности диалога и монолога; –анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах; – использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; – знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.); – пользоваться основными способами правки текста. | |||||
НАУКА РИТОРИКА 3 часа | ||||||||
1 | Чему учит риторика | 1 | 05.09 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
2 | Твои речевые роли. | 1 | 12.09 | Комбинированный | ||||
3 | С какой целью и зачем | 1 | 19.09 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ 6 часов | ||||||||
4 | Речь. Неподготовленная речь | 1 | 26.09 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
5 | Подготовленная речь | 1 | 03.10 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
6 | Подготовленная речь, приёмы подготовки. | 1 | 17.10 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
7 | Подготовленная речь, приёмы подготовки. | 1 | 24.10 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
8 | Говорим подробно, кратко. Проверочная работа «Подготовленная речь, приёмы подготовки». | 1 | 31.10 | Комбинированный | ||||
9 | Похвала (комплимент). | 1 | 01.11 | Комплексное применение знаний и умений | ||||
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ 1 час | ||||||||
10 | Слушаем, вдумываемся. | 1 | 08.11 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 2 часа | ||||||||
11 | Читаем учебные тексты. | 1 | 15.11 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
12 | Учимся писать, редактировать. | 1 | 21.11 | Комплексное применение знаний и умений | ||||
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 4 часа | ||||||||
13 | Проверь себя. Что такое вежливость. | 1 | 28.11 | Обобщение и систематизация знаний и умений. | ||||
14 | Вежливо, невежливо, грубо. | 1 | 12.12 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
15 | Добрые дела – добрые слова. | 1 | 19.12 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
16 | А ты вежлив? Проверочная работа «Вежливое общение». | 1 | 26.12 | Урок комбинированный | ||||
Итоговые задачи и игры 1 час | ||||||||
17 | Итоговые задачи и игры. | 1 | 09.01 | Обобщение и систематизация знаний и умений. | ||||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) | ||||||||
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2 часа | ||||||||
18 | Проверь себя. Тексты разные нужны. | 1 | 16.01 | Урок комбинированный | ||||
19 | Диалог и монолог. | 1 | 23.01 | Комплексное применение знаний и умений | ||||
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3 часа | ||||||||
20 | Пиши правильно! | 1 | 30.01 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
21 | Произноси правильно! | 1 | 06.02 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
22 | Употребляй слова правильно! Проверочная работа «Правильная речь». | 1 | 13.02 | Урок комбинированный | ||||
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4 часа | ||||||||
23 | Пересказ. | 1 | 27.02 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
24 | Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) | 1 | 06.03 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
25 | Цитата в пересказе | 1 | 13.03 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
26 | Кратко о книге (аннотация). | 1 | 20.03 | Комплексное применение знаний и умений | ||||
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… 2 часа | ||||||||
27 | Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? | 1 | 27.03 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
28 | С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | 1 | 03.04 | Комплексное применение знаний и умений | ||||
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2 часа | ||||||||
29 | Рассуждение. Вывод в рассуждении. | 1 | 17.04 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
30 | Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве. | 1 | 24.04 | Комплексное применение знаний и умений | ||||
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3 часа | ||||||||
31 | Сравни и скажи. | 1 | 08.05 | Урок изучения нового материала и первичного закрепления | ||||
32 | Правила сравнения. | 1 | 15.05 | Комплексное применение знаний и умений | ||||
33 | Как строятся сравнительные тексты. Проверочная работа «Чему научились на уроках риторики?» | 1 | 22.05 | Урок комбинированный | ||||
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1 час | ||||||||
34 | Риторический праздник. | 1 | 29.05 | Урок повторения |
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
- Ладыженская Т.А. «Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс» (в 2-х частях) М.:Баласс, 2012 г
- Методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...