програма кружка "Кубанские напевы"
рабочая программа по теме

Цурикова Лариса Викторовна

программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_kruzhka_kubanskie_napevy.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

поселок Щербиновский

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Кубанские напевы»

                                             

Исполнитель:

Цурикова Л.В..

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

2012

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа    направлена  на духовно - нравственное воспитание школьников через ознакомление с народным творчеством и традициями.

         Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации  «Об образовании»  принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.

         Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста.

       В настоящее время в нашем  учреждении появилась возможность приобщения школьников к кубанской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение школьников.

                   Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ:

Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Знакомить детей с русским народным, кубанским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
  • Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:

  • Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

  • Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
  • Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы(2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый);
  • Отчет о работе кружка на Совете педагогов (май)

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Фольклор кубанского народа»

ТЕМА 1. « Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

ТЕМА 2. « Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно -попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

ТЕМА 3. « Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

« Народные песни».

ТЕМА 1. « Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

ТЕМА 2. « Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

ТЕМА 3 « Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

« Игровой фольклор».

Тема 1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. « Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

« Хоровод».

Тема 1, 2 « Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

 « Игра на детских музыкальных инструментах».

Тема 1. « Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство  с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2 « Ансамблевая игра».

Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «КУБАНСКИЕ НАПЕВЫ»

№ занятия

Тема занятия

Дата

план

Дата

факт

Беседа о календарных песнях.

 

6.09

Историческое  прошлое. Заселение Кубани

13.09

Современная жизнь Кубани

20.09

Передача  в пении  настроение  песни.  

27.09

Знакомство с символикой края

4.10

 Малые фольклорные формы. Частушки

11.10

Частушки – форма фольклорного жанра

18.10

 Открытое мероприятие «Кубанские посиделки»

25.10

Знакомство с кубанскими народными танцевальными движениями

1.11

Знакомство с кубанскими народными поговорками

8.11

Знакомить детей с кубанскими народными песнями

15.11

Знакомство с колыбельными

22.11

Повторение знакомых песен.

30.11

Беседа о предназначении потешек.

Разучивание потешек

7.11

Разучивание рождественских песен

14.11

Танец «Гусеница».

21.11

Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.

Разучивание колядок

28.11

Рождественские посиделки

9.01

Знакомство с кубанским народным костюмом

11.01

Продолжать разучивать танец.

Учить играть на детских (шумовых)  инструментах

18.01

Разучивание.

 

25.01

Повторение знакомых песен

1.02

Разучивание хоровода.

8.02

Повторить знакомые песни  (по желанию детей)

15.02

Казачий обрядовые песни. Проводы в армию

22.02

Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах.

1.03

Заучивание закличек о весне, масленице.

8.03

Подготовка к празднику «Масленица».

Разучивание песни.

Беседа о частушках. Разучивание

Принимать активное участие в игре.

15.03

Праздник «Масленица широкая»

22.03

Беседа о приходе весны и о быте казаков, труде, связанном с этим временем года.

Разучивание закличек о весне.

29.03

Разучивание пасхальных песен.

Учить детей самостоятельно выполнять плясовые движения.

Игры по желанию детей

5.04

Православный праздник Пасха

12.04

Знакомство с  произведениями народного искусства

19.04

Знакомство с трудом предков

26.04

Разучивание плясовой

3.05

Знакомство  с кубанским  фольклором: загадками, пословицами, песнями, играми.

10.05

Разучивание пасхальных песен.

Развивать творческие способности детей при разыгрывании театрализованного  представления по мотивам русской народной сказки.

17.05

Итоговый концерт для родителей.

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"

Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...

Програма летнего лагеря "Тропинки родины моей"

МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» имеет большой опыт организации социально-значимой проектной деятельности учащихся и в настоящее время использование проектной и исследовател...

интегрированный урок краеведения и музыки " Кантеле напевы.Искусство карельского народа" 2 класс

данный урок представлен в виде технологической карты с использованием технологий деятельностного типа и приёмов музыкальной терапии...

Буду песню напевать, колыбелечку качать

Иллюстративный материал позволит дать детям более полное представление об особенностях семейного быта и воспитания малышей в прошлые века. Презентация может быть использована как на уроках литературно...

Казачьи напевы

Календарно-тематическое планирование...

Программа внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы») для 1-4 классов

Программа внеурочной деятельности составлена с целью сохранения ненецких традиций. Дети на уроках знакомятся с творчеством ненецких и других композиторов, пишущих песни о нашем северном крае...

проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив «Байкальские напевы»

проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив  «Байкальские напевы»...