програма кружка "Кубанские напевы"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
поселок Щербиновский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Кубанские напевы»
Исполнитель:
Цурикова Л.В..
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13
2012
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на духовно - нравственное воспитание школьников через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста.
В настоящее время в нашем учреждении появилась возможность приобщения школьников к кубанской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение школьников.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Задачи программы:
Образовательные:
- Знакомить детей с русским народным, кубанским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
- Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
- Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
- Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
- Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
- Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
- Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы(2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый);
- Отчет о работе кружка на Совете педагогов (май)
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
«Фольклор кубанского народа»
ТЕМА 1. « Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
ТЕМА 2. « Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно -попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
ТЕМА 3. « Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
« Народные песни».
ТЕМА 1. « Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
ТЕМА 2. « Свадебные песни».
Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.
ТЕМА 3 « Лирическая песня».
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
« Игровой фольклор».
Тема 1. Песенный припев.
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Тема 2. « Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
« Хоровод».
Тема 1, 2 « Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
« Игра на детских музыкальных инструментах».
Тема 1. « Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
Тема 2 « Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА «КУБАНСКИЕ НАПЕВЫ»
№ занятия | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
Беседа о календарных песнях.
| 6.09 | ||
Историческое прошлое. Заселение Кубани | 13.09 | ||
Современная жизнь Кубани | 20.09 | ||
Передача в пении настроение песни. | 27.09 | ||
Знакомство с символикой края | 4.10 | ||
Малые фольклорные формы. Частушки | 11.10 | ||
Частушки – форма фольклорного жанра | 18.10 | ||
Открытое мероприятие «Кубанские посиделки» | 25.10 | ||
Знакомство с кубанскими народными танцевальными движениями | 1.11 | ||
Знакомство с кубанскими народными поговорками | 8.11 | ||
Знакомить детей с кубанскими народными песнями | 15.11 | ||
Знакомство с колыбельными | 22.11 | ||
Повторение знакомых песен. | 30.11 | ||
Беседа о предназначении потешек. Разучивание потешек | 7.11 | ||
Разучивание рождественских песен | 14.11 | ||
Танец «Гусеница». | 21.11 | ||
Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни. Разучивание колядок | 28.11 | ||
Рождественские посиделки | 9.01 | ||
Знакомство с кубанским народным костюмом | 11.01 | ||
Продолжать разучивать танец. Учить играть на детских (шумовых) инструментах | 18.01 | ||
Разучивание.
| 25.01 | ||
Повторение знакомых песен | 1.02 | ||
Разучивание хоровода. | 8.02 | ||
Повторить знакомые песни (по желанию детей) | 15.02 | ||
Казачий обрядовые песни. Проводы в армию | 22.02 | ||
Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах. | 1.03 | ||
Заучивание закличек о весне, масленице. | 8.03 | ||
Подготовка к празднику «Масленица». Разучивание песни. Беседа о частушках. Разучивание Принимать активное участие в игре. | 15.03 | ||
Праздник «Масленица широкая» | 22.03 | ||
Беседа о приходе весны и о быте казаков, труде, связанном с этим временем года. Разучивание закличек о весне. | 29.03 | ||
Разучивание пасхальных песен. Учить детей самостоятельно выполнять плясовые движения. Игры по желанию детей | 5.04 | ||
Православный праздник Пасха | 12.04 | ||
Знакомство с произведениями народного искусства | 19.04 | ||
Знакомство с трудом предков | 26.04 | ||
Разучивание плясовой | 3.05 | ||
Знакомство с кубанским фольклором: загадками, пословицами, песнями, играми. | 10.05 | ||
Разучивание пасхальных песен. Развивать творческие способности детей при разыгрывании театрализованного представления по мотивам русской народной сказки. | 17.05 | ||
Итоговый концерт для родителей. | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
Програма летнего лагеря "Тропинки родины моей"
МОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2» имеет большой опыт организации социально-значимой проектной деятельности учащихся и в настоящее время использование проектной и исследовател...
интегрированный урок краеведения и музыки " Кантеле напевы.Искусство карельского народа" 2 класс
данный урок представлен в виде технологической карты с использованием технологий деятельностного типа и приёмов музыкальной терапии...
Буду песню напевать, колыбелечку качать
Иллюстративный материал позволит дать детям более полное представление об особенностях семейного быта и воспитания малышей в прошлые века. Презентация может быть использована как на уроках литературно...
Казачьи напевы
Календарно-тематическое планирование...
Программа внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы») для 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности составлена с целью сохранения ненецких традиций. Дети на уроках знакомятся с творчеством ненецких и других композиторов, пишущих песни о нашем северном крае...
проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив «Байкальские напевы»
проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив «Байкальские напевы»...