Казачьи напевы
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами.
Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация.
В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Волгоградской области учащийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории области, края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Основная цель данного кружка
- приобщить учащихся к чтению краеведческой, искуствоведческой литературы;
- продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
- развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего посёлка и всего народа;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
- развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи, которые призван решить кружок:
- обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
- формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни Донских казаков. Курсрассчитан на 66 часов и предлагается всем учащимся начальных классов, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с народными традициями края. Курс способствует созданию положительной мотивации обучения. Кружок фольклора не дублирует базовый курс, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты данных занятий.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.
Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.
Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, простейших импровизаций.
Используя занятия кружка, учитель расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
- отличительные особенности русского национального костюма;
- различные виды народных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- исполнять фольклорные произведения в ансамбле.
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.
Учитель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.
Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п.п | Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров. | На занятии учащиеся прослушивают народные музыкальные произведения. Учатся определять характер музыки. | 2 | |
3-4 | Обрядовая песня, как один из видов народного творчества |
. | 2 | |
5 | Посещение краеведческого музея | 1 | ||
6 | Национальные костюмы разных народов |
| 1 | |
7-8 | Колыбельные песни. | Колыбельная песня «Ай чу-чу –чу… ».(разучивание)
В чем сходство и в чем отличие? | 2 | |
9 | Из истории Государственного ансамбля «Казачий курень» |
| 1 | |
10-11 | Русская народная песня «Я на горку шла».(разучивание) | 2 | ||
12-13 | Ударно-шумовые инструменты народного оркестра. |
| 2 | |
14-15 | Пляски-заигрыши. |
| 2 | |
16-17 | Хороводные танцы. |
| 2 | |
18-19 | Хороводные песни. «Ох Варенька, Варенька…». |
| 2 | |
20-21 | Христово Рождество. |
| 2 | |
22-23 | Игра в оркестре. | Разучивание ритма различных шумовых инструментов песни «Калинка».
| 2 | |
24-25 | Масленица – праздник русского народа. |
| 2 | |
26-27 | Праздники Православной церкви. Вербное воскресенье. | Разучивание песни Гречанинова «Вербочки».
| 2 | |
28 | Жанры величания и баллады в музыке и фольклоре. | 1 | ||
29 | Баллада о князе Владимире. | Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. | 1 | |
30 | Народные промыслы России. | Дымковская игрушка.
| 1 | |
31 | Народные промыслы России. | История русской матрешки.
| 1 | |
32 | Песни-веснянки. |
| 1 | |
33 | Тара-тара-тара-ра начинается игра... |
| 1 |
Литература:
- Смирнова Г.П. Всё об искусстве – М.: «Издательство АСТ», 2003
- Ожегов «Толковый словарь русского языка» - изд. Советская энциклопедия, М.: 1973
- Семенов В.Н. «В старину на Руси», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994
- Хрестоматия для учащихся начальной школы, М.: 2008
- Бублей С. «Детский оркестр». Л.: «Музыка», 1989
- Сельский хоровод М.: «Советский композитор», 1987
- Гармошечка-говорушечка М.: «Музыка», 2000
- Уроки в начальной школе. Для учителя М.: 2002 Прилож. К ж. «Начальная школа».
- Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка», М.: 2004
- Новицкая М.Ю. Родная земля М.: Дрофа, 2003
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991
- Журнал «Педагогическое творчество» №5/2002, №2/003
- Журнал «ПедСовет» №1/2003
- Коринфский А. Народная Русь: Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа – М.: Белый город, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Казачьи посиделки» Сценарий казачьих посиделок для младшего школьного возраста.
«Казачьи посиделки»...
Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.
Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...
програма кружка "Кубанские напевы"
программа кружка...
интегрированный урок краеведения и музыки " Кантеле напевы.Искусство карельского народа" 2 класс
данный урок представлен в виде технологической карты с использованием технологий деятельностного типа и приёмов музыкальной терапии...
Буду песню напевать, колыбелечку качать
Иллюстративный материал позволит дать детям более полное представление об особенностях семейного быта и воспитания малышей в прошлые века. Презентация может быть использована как на уроках литературно...
Программа внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы») для 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности составлена с целью сохранения ненецких традиций. Дети на уроках знакомятся с творчеством ненецких и других композиторов, пишущих песни о нашем северном крае...
проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив «Байкальские напевы»
проект «Богатства, отданные людям» Народный коллектив «Байкальские напевы»...