Программа внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы») для 1-4 классов
рабочая программа по музыке
Программа внеурочной деятельности составлена с целью сохранения ненецких традиций. Дети на уроках знакомятся с творчеством ненецких и других композиторов, пишущих песни о нашем северном крае
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_neney_syo.docx | 59.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» и принято на заседании ШМО Протокол № 1 от 03.09.2019 Руководитель МО ________ Котельникова Е.А.
«СОГЛАСОВАНО»: Заместитель директора по УВР________РепинаТ.Е.
«УТВЕРЖДАЮ» Приказ № ___от _____Директор ГОУ РК «СШИ №1» г. Воркуты ____________Чупрова Е.М.
Программа
внеурочной деятельности
«Ненэй сё» («Родные напевы»)
для 1-4 классов
(в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Срок реализации: 4 года
Составила: Котельникова
Евгения Анатольевна, учитель
начальных классов
Раздел «Пояснительная записка».
Жизнь ребенка должна протекать в мире, одухотворенном искусством во всём его богатстве и разнообразии. Освоение выработанных ценностей национальной культуры, овладениями богатства родного языка составляет один из основных элементов развития личности.
Традиционные ненецкие напевы и авторское творчество органично вошли в жизнь детей–ненцев, воспитывающихся в нашем учреждении. Так как такое качество фольклора, как синкретизм (т.е. слитность и нерасчлененность), являются его неоценимым свойством, позволяющим гармонично, комплексно работать над словом и напевом, танцевальным движением и жестом, дикцией, формами поведения в коллективе.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Потому данная программа актуальна, т.к. она подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения.
Ненецкая песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшее составляющее этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.
Народное пение – это вид музыкального искусства, в котором объединяется множество наук и видов народного творчества: фольклористика, этнография, музыкально-поэтическое творчество, бытовая хореография, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, история и т.д.
В программные занятия учащихся народному песенному наследию входят познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности творческой деятельности каждого учащегося, повышение уровня художественного воспитания способствующего выработке целостных взглядов на культуру своего народа, искусство, историю.
Представленная программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.
В творческом объединении вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (10 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир поэзии и музыкального искусства. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового – укрепляется голосовой аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, повышает умственную активность мозга.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы») для 1-4 классов, разработана на основе нормативно- правовых документов: 29.12.2012г. №273-ФЗ общего образования.
Цель программы:
Сохранение и утверждение культурных традиций ненецкого народа
Задачи программы:
- привить детям любовь к ненецкой культуре через народное пение;
- выявить и развить индивидуальные творческие и музыкальные способности в процессе изучения ненецкой культуры;
- изучить основные ненецкие обряды, праздники, жанры песни и танца;
- формировать элементарные навыки научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;
- развивать самостоятельность и инициативу.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
- Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
- Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
- Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
- Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
- Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
- Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
- Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Занятия в творческом объединении «Ненэй сё» («Родные напевы») групповые. Группа включает в себя 8-10 человек.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих
задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование
музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 11 лет. Занятия
проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год, в 1 классе – 33 часа в год.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает
взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к
ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных
педагогов – музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей.
При наборе детей специального отбора не предполагается.
Результаты освоения программы
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности учащегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе внеурочной деятельности
«Ненэй сё» («Родные напевы») являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков
1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей
проводится с помощью диагностики, разработанной руководителем творческого объединения.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов
наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Раздел «Место учебного курса в учебном плане»
Программа внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы») рассчитана на 135 часов на 4 года обучения в 1-4 классах из расчета 1 час в неделю. 1 КЛАСС - 33 ЧАСА, 2 КЛАСС - 34 ЧАСА, 3 КЛАСС - 34 ЧАСА, 4 КЛАСС - 34 ЧАСА
Раздел « Содержание программы»
Программа предусматривает теоретический и практический разделы.
Содержание 1 – го года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива,
правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания,
знакомство с упражнениями.
3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование
вокального звука.
4. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения,
направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и
дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок,
упражнения по системе В.В.Емельянова.
6. Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры
звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и
окончание песни. Использование а-капелла.
7. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.
Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8. Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание
длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра
«Матрешки».
9. Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в
различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на
раскрепощение.
10. Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание
репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой,
нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения
сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и
поощрение удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
В результате обучения пению на занятиях 1-го года обучения воспитанник должен: знать, понимать: - строение артикуляционного аппарата; - особенности и возможности певческого голоса; - гигиену певческого голоса; - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им («Внимание!», «Вдох», начало звукоизвлечения и его окончание); - различные манеры пения; - место дикции в исполнительской деятельности; уметь: - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание; - петь короткие фразы на одном дыхании; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; - петь легким звуком, без напряжения; - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; - уметь делать распевку; - к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.
Содержание программы 2 – го года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной
гигиены вокалиста.
2. Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3. Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных
упражнений.
4. Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного
унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
5. Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания.
Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6. Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная
на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных
скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и
мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7. Ансамбль. Унисон.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного
ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение
каноном.
8. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино»,
«форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях,
распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9. Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение
воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально
– ритмические скороговорки.
10. Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение
и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11. Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила
пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром,
выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное
совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12. Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на
сцене. Поощрение более удачных моментов.
13. Итоговые занятия, творческие отчеты.
В результате обучения пению на занятиях 2-го года обучения воспитанник должен: знать, понимать: - соблюдать певческую установку; - понимать дирижерские жесты и правильно следовать им («Внимание!», «Вдох», начало звукоизвлечения и его окончание); - жанры вокальной музыки; - произведения различных жанров; уметь: - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; - точно повторить заданный звук; - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - правильно показать самое красивое звучание голоса; - петь чисто и слаженно в унисон; - петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; - использовать элементы ритмики и движения под музыку; - работать в сценическом образе; - принимать участие в творческой жизни коллектива.
Содержание программы 3 – го года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2. Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3. Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное
интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с
сопровождением и без него.
4. Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного
звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5. Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого
дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6. Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная
на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7. Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения
петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков
(«легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках,
репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении
«тихо».
9. Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение
канонов.
10. Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11. Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и
технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-
дисков.
12. Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13. Итоговые занятия, творческие отчеты.
В результате обучения пению на занятиях 3-го года обучения воспитанник должен: знать, понимать: - основные типы голосов; - жанры вокальной музыки; - типы дыхания; поведение певца до выхода на сцену и во время концерта; - реабилитация при простудных заболеваниях; уметь: - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; - дать критическую оценку своему исполнению; - характеризовать выступления других вокальных групп; - принимать участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
Содержание программы 4 – го года обучения
1. Введение. Знакомство с певческим аппаратом.
Певческая установка. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2. Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное
дыхание.
Певческое дыхание – один из трудных и спорных вопросов в вокальной педагогике. От
правильного певческого дыхания зависит качество звука.
Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной
(диафрагматический), смешанный (грудобрюшное)
Дыхательные упражнения учат нарабатывать мышечные ощущения. Цепное дыхание
берётся не вместе, а по очереди; главное – чувство ансамбля. Правила цепного дыхания.
3. Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического
диапазона. Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого
голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки звука и способы звуковедения.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков
являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое,
специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его
выполнения. Часть занятия, которая состоит из упражнений, называется распеванием.
Упражнения обычно выполняют в начале вокальных занятий и тогда они не только
служат целям формирования и развития навыков, но и «разогревают» голосовой аппарат.
Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и
голосового аппарата. Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности,
т.к. они определяют характер звучания. Атака звука определяется различными вариантами
взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Кантилена и способы звуковедения.
Кантилена — это непрерывно льющийся звук, составляющий основу пения. Она
образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением
предыдущего, как бы «выливается» из него. Такая манера пения называется связной или
пением легато.
4. Дикция. Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над
выразительностью слов в пении.
Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со
словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата,
формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в
его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и
твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на
создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.
5. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики,
сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю
необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как
выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент
выступлений.
6. Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса.
Психологическая готовность к выступлению.
Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний
голосового аппарата. Звук – результат колебаний упругого тела. Всё многообразие звуков
можно сгруппировать в три категории – звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и
звоны. Музыкальные звуки, в отличие от всех остальных, являются результатом
регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена.
В результате обучения пению на занятиях 4-го года обучения воспитанник должен: знать, понимать: - основные типы голосов; - жанры вокальной музыки; - особенности многоголосного пения; - реабилитация при простудных заболеваниях; - обоснованность сценического образа; уметь: - петь чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; - дать критическую оценку своему исполнению; - характеризовать выступления других вокальных групп; - принимать активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
Раздел «Репертуар курса внеурочной деятельности «Ненэй сё» («Родные напевы»)
Класс | № п/п | Название песни |
1 | 1 | Северные пимы Слова Н. Уляшевой, музыка В. Мастеницы |
2 | Сенгакоця (Колокольчик) Слова В Няруй, музыка С. Няруй | |
3 | Тэталь-Вэталь (Колыбельная) Слова и музыка С. Няруй | |
4 | Охотник Ойе Слова и музыка неизвестного автора | |
5 | Нявакоця (Зайчик) Слова П. Явтысого, музыка А. Выучейской | |
6 | Маня нюдякоцяне (Мы – малыши) Слова и музыка А. Выучейской | |
7 | Мой вожак Слова П. Явтысого, музыка неизвестного автора | |
2 | 1 | Едейкова (Катание с горки) Слова и музыка Н. Ардеевой |
2 | Мань нисяковэй (Мой папочка) Слова и музыка народные | |
3 | Хаер”(Солнце) Слова Л. Ненянг, музыка А. Корюкова, обработка А. Выучейской | |
4 | Вэнеко Налтоко (Мой пёс Черныш) Слова Х. Яунгада, музыка С. Няруй | |
5 | Хан’ ӈэ (Ножки нарты) Стихи В. Ледкова, музыка народная | |
6 | Ебцотакоева”(Наш милый малыш) Слова и напев В. Няруй, нотирование С.Няруя | |
7 | Санрэй (Градинки) Слова П. Явтысого, музыка А. Выучейской | |
3 | 1 | Морошка Слова М. Пляцковского, музыка Г. Гладкова |
2 | Теневава” (Мы всё умеем) Слова Л. Ненянг, музыка А. Корюкова, обработка А. Выучейской | |
3 | Пук ямбкоми (Длинноногая моя) Слова и напев Н. Яптунай, нотирование С. Няруя | |
4 | Хадэцяко (Ёлочка) Слова Г. Пуйко, музыка С. Няруй | |
5 | Тобакоця” (Копытца) Слова Н. Ардеевой, музыка А. Выучейской | |
6 | Нохо (Песец) Слова В. Ледкова, музыка А. Выучейской | |
7 | Хоноталанго сё (Колыбельная песня) Слова Л. Валей, музыка народная | |
4 | 1 | Няхар” ӈавками (Три моих ручных олененка) Слова И. Юганпелика, напев В. Няруй, нотирование С. Няруя |
2 | Пунанцяко (Пуночка) Слова П. Явтысого, музыка А. Выучейской | |
3 | Небянд нуда” иба” (Тепло материнских рук) Слова П. Явтысого, музыка С. Няруя | |
4 | Ябто” (Гуси) Слова и музыка Н. Ардеевой | |
5 | Мерця (Ветер) Слова Н. Ардеевой, музыка А. Выучейской | |
6 | Суюкоця (Оленёнок) Слова А. Пичкова, музыка Г. Пайкова | |
7 | Северный олень Слова М. Шульгина, музыка А. Выучейской |
Раздел «Тематическое планирование»
№ п/п | Тема | Количество часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 | - | - | - |
3 | Охрана голоса | - | 1 | 1 | 2 |
4 | Певческая установка | - | 2 | 2 | 2 |
5 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Дыхание | 2 | 2 | 2 | 2 |
7 | Дикция и артикуляция | 1 | 1 | 2 | 1 |
8 | Ансамбль. Унисон | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | - | - | 2 | 2 |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 | Ритм | 1 | 2 | 2 | 2 |
12 | Сценодвижение | 2 | 2 | 2 | 2 |
13 | Работа над репертуаром | 14 | 12 | 9 | 9 |
14 | Концертная деятельность | 2 | 3 | 3 | 3 |
15 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 год обучения (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально- хоровыми навыками пения | 2 | 1 | 1 |
3 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | 1 | 1 |
4 | Дыхание | 2 | 1 | 1 |
5 | Дикция и артикуляция | 1 | 1 | - |
6 | Ансамбль. Унисон | 2 | 2 | - |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 | - |
8 | Ритм | 1 | 1 | - |
9 | Сценодвижение | 2 | 2 | - |
10 | Работа над репертуаром | 14 | 12 | 2 |
11 | Концертная деятельность | 2 | 2 | - |
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - |
Итого | 33 | 27 | 6 |
2 год обучения (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса | 1 | - | 1 |
3 | Певческая установка | 2 | 1 | 1 |
4 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | 1 | 1 |
5 | Дыхание | 2 | 1 | 1 |
6 | Дикция и артикуляция | 1 | 1 | - |
7 | Ансамбль. Унисон | 2 | 2 | - |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 | - |
9 | Ритм | 2 | 1 | 1 |
10 | Сценодвижение | 2 | 2 | - |
11 | Работа над репертуаром | 12 | 10 | 2 |
12 | Концертная деятельность | 3 | 3 | - |
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - |
Итого | 34 | 26 | 8 |
3 год обучения (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 1 | - | 1 |
3 | Певческая установка. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 2 | 1 | 1 |
4 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | 1 | 1 |
5 | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 2 | 1 | 1 |
6 | Дикция и артикуляция. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 2 | 2 | - |
7 | Ансамбль. Унисон. | 2 | 2 | - |
8 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 | 2 | - |
9 | Музыкально-исполнительская работа. Распевание. Работа над тембром. | 2 | 1 | 1 |
10 | Ритм | 2 | 1 | 1 |
11 | Сценодвижение. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 2 | 2 | - |
12 | Работа над репертуаром. Распевание. Работа над подвижностью голосов. | 9 | 8 | 1 |
13 | Концертная деятельность | 3 | 3 | - |
14 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - |
Итого | 34 | 26 | 8 |
4 год обучения (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса | 2 | 1 | 1 |
3 | Певческая установка. Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению. | 2 | 1 | 1 |
4 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | 1 | 1 |
5 | Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание. | 2 | 1 | 1 |
6 | Дикция и артикуляция. Работа над согласными и гласными. Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона. | 1 | 1 | - |
7 | Ансамбль. Унисон. | 2 | 2 | - |
8 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 2 | 1 | 1 |
9 | Музыкально-исполнительская работа. Распевание. Работа над тембром. | 2 | 2 | - |
10 | Ритм | 2 | 1 | 1 |
11 | Сценодвижение. Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 2 | 2 | - |
12 | Работа над репертуаром. Дикция. Работа над выразительностью слов в пении. | 9 | 8 | 1 |
13 | Концертная деятельность | 3 | 3 | - |
14 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 2 | 2 | - |
Итого | 34 | 26 | 8 |
Раздел «Список литературы»
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
2. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с. 5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
4. Гладков Г. Белый север. Сборник песен на стихи М. Пляцковского – М.: Музыка. 1969
5. Куприянова З.Н. Ненецкий фольклор: учебное пособие для педагогических училищ. – Л.: Просвещение. 1960
6. Нилов В.Н. Северный танец: традиции и современность. – М.: Северные просторы. 2005.
7. Няруй В., Няруй С. Ебцотако’ нюкубц. Колыбельная для тундровичка: сборник песен. – СПб.: Просвещение. 2001.
8. Няруй В., Няруй С. Ненецкая песня. Методическое пособие в помощь воспитателям ненецких детских садов и учителям музыки 1-4 классов. – Салехард, 1993. – Ч.1.
9. Петрова – Бытова Т.Ф. Народное хореографическое творчество на Крайнем Севере.- СПб.: Просвещение. 1992.
10. Скворцова Н.М., Пушкарева Е.Т., Хомич Л.В. О музыке традиционных ненецких песен. Фольклор ненцев. – Новосибирск: Наука, 2001.
11. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
12. Юнкеров Ю. Ненецкие песни: сборник фольклорных песен народов Севера. – Салехард: ЗАО «СПЭЙБ», 1996. Вып. 1
Приложение 1
Работа над песней
Для облегчения работы над ненецкой песней рекомендуется не отходить от традиционной методики разучивания.
Примерная последовательность работы над песней:
- Педагог сообщает краткую информацию о песне, её характере, основном содержании, истории создания и логически связывает работу с ней с предыдущим этапом занятия. Для обеспечения понимания каждого слова и грамматической конструкции лучше использовать дословный перевод.
- Перед первым предъявлением песни предлагается обратить внимание на характер песни (лирическая, шуточная и т.п.) и средства, указывающие на это, на аккомпанемент и манеру исполнения.
- Дети прослушивают песню.
- После первого предъявления педагог с помощью вопросов проверяет степень понимания текста песни.
- Для обеспечения полного понимания содержания педагог выделяет в тексте песни грамматические явления, новые слова и обеспечивает их закрепление. На более продвинутом этапе обучения полезно обращать внимание учащихся на способы выражения той или иной мысли средствами родного языка.
- Фонетическая отработка текста песни: педагог обращает внимание детей на темп и правильность произнесения отдельных слов и текста в целом.
- Песня прослушивается повторно с опорой на текст.
- Разучивается мелодия в процессе совместного исполнения песни.
- На последующих занятиях песню повторяют один-два раза до полного её усвоения. В памяти ребят закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.
Следует отметить, что текст некоторых ненецких песен немного отличается от диалекта, на котором разговаривают наши воспитанники, поэтому при разучивании песни особое внимание уделяется разбору и переводу некоторых слов, которые непонятны учащимся, и возможно даже заменяются в соответствии с особенностями группы.
Приложение 2
Работа с ненецкими музыкальными инструментами
В репертуаре есть песни, которые рекомендуются для игры на ненецких музыкальных инструментах. Это преимущественно:
- вывко (жужжалка) – деревянная гудящая пластина (или пуговица), вращаемая на длинной нитке;
- сенгакоця (колокольчик) – конусные металлические подвески – погремушки;
- тобакоця (копытца) – погремушка из нанизанных на шнур и потряхиваемых копытец оленят;
- нямд (рожки) – верхняя часть рогов оленей;
- нохо – высушенный и надутый зоб куропатки;
- пензер – сценический бубен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."
Данная программа направлена на изучение младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс
Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 2 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС и Примерных программ внеурочной деятельности. Рассчитана на 1 год....
Программа внеурочной деятельности "Мой край родной, Смоленщина моя "(АСК) 4 класс
Программа по Азбуке Смоленского края.(Блок "История", блок "Природа")...