План-конспект урока по кубановедению "Апшеронский район - земля казачья"
план-конспект урока (2 класс) на тему
Основными целями данного урока является: знакомство с историей и культурой Апшеронского района, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; развитие словарного запаса; интереса к прошлому родного района, края; воспитание любви к родному району, краю, через познание её истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apsheronskiy_rayon_-_zemlya_kazachya.doc | 233 КБ |
podsolnukhi.ppt | 976 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Муниципальный конкурс на лучшую разработку уроков кубановедения посвящённых 150-летию образования г. Апшеронска
Номинация:
Выполнила работу
учитель начальных классов
МБОУСОШ №2
Федорченко Наталья
Анатольевна ( 8 918 234 32 21)
г. Апшеронск -2012г.
Урок по кубановедению
Учитель: Н.А.Федорченко
Класс: 2 «А»
Тема: «Апшеронский район – земля казачья»».
Цели: знакомство с историей и культурой Апшеронского района, бытом
кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;
развитие словарного запаса; интереса к прошлому родного района, края;
воспитание любви к родному району, краю, через познание её истории.
Формирование УУД
Познавательные УД: оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УД: работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.
Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД: учиться ставить цель урока, контролировать свою работу и работу своего товарища по эталону, планировать работу в парах, группах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация к уроку, «карта-схема», карточки с новыми словами, иллюстрации по теме, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
(Звонок)
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем!
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном нашем крае –
Где мы все живём.
2. Актуализация знаний.
-Разгадайте кроссворд, и узнаете, о чем сегодня пойдёт речь на уроке кубановедения.
1 | ||||||
| 2 | |||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
- В каком помещении мы сейчас находимся?
- За чем сидят дети?
- Где находится класс и парты?
- как называют детей в школе?
- Ими пишут ученики?
- В чем ходят ученики?
- В чём хранят ручки?
- У девочек на голове?
9) В классе на стене?
- Какое слово получилось? (Апшеронск)
- А кто знает, какой праздник будет отмечать город в 2013 году? (150-летие со дня образования)
3. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях быта и традициях родного района. А для этого мы совершим путешествие в историческое прошлое.
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
4. Проверка ранее изученного.
- Подберите подходящее по смыслу слово:
Апшеронская …
Деревня – корень «дерево», т.е. «место очищенное от леса». А казаки обживались в степи.
Село – ср.р.
Станица – большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались.
- Дом казака – это…
Изба – деревянный крестьянский дом в деревне. А казачьи дома были не деревянные
Терем – высокий богатый дом в Древней Руси.
Хата - постройки на юге, которые начинались непосредственно на земле.
- Я знаю, что на прошлом уроке Кубановедения вы познакомились со способами построения казачьей хаты.
-В ходе урока мы будем работать со страничкой из «Казачьего словарика». Она понадобится нам, чтобы выполнить 3-е задание.
- Прочитайте первую строчку в словарике. (Кирпич из глины с примесью соломы.)
О каком строительном материале идёт речь?
(саман) Запишите, диктуя по слогам.
Прочитайте вторую строчку (частокол, плетень обмазанный глиной.) О чём говорится здесь? Это …Запишите: турлук.
- Мы с вами вспомнили эти понятия, для того, чтобы сравнить два текста. Прочитайте.
Саманная хата | Турлучная хата |
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. | Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили. Входя в хату, человек крестился повернувшись к иконе. Главным местом в доме был «Красный угол». |
- Поднимите карточку, где описывается хата из самана?
Докажите словами из текста.
- Поднимите карточку, где описывается турлучный способ построения хаты. Почему вы так решили? Прочитайте слова из текста.
Что нового вы узнали из текста? Прочитайте.
- Открытие новых знаний.
- Мы с вами сегодня представим, как выглядела хата казака внутри. Нам помогут в этом карточки – путеводитель.
«Красный угол» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой».В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами.Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога.
Откройте тетради на стр.42 (2-ой абзац)
- Какое слово встретилось впервые?
- Найдите в словарике, что называют «божницей»?
- Прочитайте. Запишите.
- Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)
Мы начнём обустраивать нашу хату. Что поместим в угол хаты? Выберите. (Икону)
- Чем украшены иконы?
Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник.
- Разные рушники имели разное значение.
Давайте посмотрим на другие рушники.
Для чего они были нужны, почему так назывались?
«Крючковые» вешали на гвоздь, на крючок. Они украшали комнату.
«Утирач» - им вытирали лицо.
«Зеркальные» - ими украшали зеркала.
«Церковные» украшали иконы.
- Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники.
Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. В доме были рукодельные половики и одеяла.
Работа с тетрадью стр.44 (1 абзац)
- Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия.
Молодцы! Как преображается наша комната.
Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте.
Запишите.
Физминутка.
- А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?
Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:
Если работает она,
Не будет голодная семья.
Можно на неё прилечь,
А зовётся она …печь.
Работа с тетрадью стр.42 (1 абзац)
Ученик 1.
В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Ученик 2.
Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились».
- Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?
Это место так и называется - «лежанка».
- Найдите в словарике значение слова «лежанка».
- Покажите, где в печи готовили еду?
Посуду ставили в «устье».
Отгадайте загадки и узнаете какой посудой пользовалась казачка.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …(миска)
Стоит толстячок,
Подбочинивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.(Самовар)
Работа с тетрадью стр.44 (3 абзац)
- Как называлась посуда изображённая у вас в тетради?
Все ли названия знакомы?
- Объяснение какого слова записано у вас в словарике?
Записали.
- Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы)
- Давайте расставим посуду на полки.
- Чего в нашей хате не хватает? (стола и лавок)
- А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:
« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».
Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?
Давайте расставим мебель в нашей хате.
Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной.
-Для чего в доме сундук?
-Для чего нужна лавка?
- Найдите в словаре объяснение слову – лавка.
До широкого распространения кровати, люди спали на сундуках, лавках и на полу.
6. Итог.
- Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату казака? А можем мы, оказавшись сегодня в казачьей хате рассказать, что увидели?
( Ответы учащихся.)
Выставление оценок.
7. Рефлексия.
-Ребята, мы воссоздали картину из прошлого района. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями.
-Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.
Возьмите листочки голубого цвета. Начало письма уже есть.
Привет!
Сегодня я был в казачьей хате. Представляешь, я узнал ___________________.
Продолжите.
-Закончить наш урок я хочу словами нашего земляка Е.Редько
Кубань – жемчужина России,
И ты – частица той земли,
Мой город Апшеронск любимый,
Ты – город счастья и мечты.
8. Домашнее задание
-Дома, вы вспомните, о чём мы говорили на уроке, и нарисуете казачью хату
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.
Тема урока: Баскетбол.Задачи: 1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна», развивать внимание, монологи...
План-конспект занятия на тему "Природа-дар Земли" Кривова И.Ю. ГБОУ СОШ №493
Цели занятия по теме: «Природа – дар Земли» : Углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении...