Урок по литературному краеведению "Ненецкие загадки"
план-конспект урока (2 класс) по теме
На уроке дети знакомятся с ненецкими загадками, как жанром устного народного творчества, учатся составлять загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_kraevedenie.docx | 811.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное краеведение Безумова Ольга Борисовна
Тема: Ненецкие загадки.
Цели: ознакомить с ненецкой загадкой, как жанром устного народного творчества;
учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и
доказывать правильность отгадки .
Развивать навыки анализа, уметь делать выводы.
Воспитывать любовь к ненецкой словесности, народному творчеству.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны различать малые жанры устного народного
творчества.
Уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки.
Распределять загадки по тематическим группам.
Уметь составить загадку.
1. Организационный момент
-Прозвенел звонок,
Начинается урок! (дети говорят хором)
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром устного народного творчества и миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.
Тему нашего урока вы подскажите сами.
Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я...
(Загадка)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с устным народным творчеством. Кто уже догадался, с каким жанром мы познакомимся?
Мы будем разгадывать ненецкие загадки и попробуем сами сочинить загадку.
3.Работа над новым материалом.
-Какие загадки знаете вы? (Народные и авторские)
Работа с загадками по карточке
“Загадок имею запас
И вам предложу их сейчас,
А вас попрошу не молчать
И сразу на них отвечать”
Каждая группа загадывает загадки.
За правильные ответы группы получают поощрительный жетон.
А что же такое загадка?
Работа в парах. Толкования этого слова ребята нашли в словаре.
Загадка – краткое иносказательное описание предмета , предлагаемое для разгадки (В.И.Даль. Толковый словарь ).
Термин "загадка" древнего происхождения. В древнерусском языке слово "гадать" означало "думать", "размышлять".
В загадке всегда заключен вопрос что это? Она не называет предмета, а говорит о нем иносказательно, намеком, дает его образ, указывает на отдельные признаки, по которым надо узнать, что это за предмет .
Для чего же нужны загадки? Чем они полезны?
-Разгадка, отгадка прячется в загадке. Её можно отыскать, если будешь внимателен к описанию, сравнению, не пропустишь намёк.
Работа с ненецкими народными загадками.
-Народные загадки – произведения устного народного творчества, которые живут многие столетия, изменяются, создаются и сегодня.
Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость ненецкого народа. В них он красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.
Ненецкие загадки удивительно образны, поэтичны. В них вы услышите поэзию народного языка. Очень долго загадки оставались для простого народа единственным средством для развития смекалки, ума. Давайте и мы понаблюдаем за языком ненецких загадок. Поучимся их отгадывать.
Работа над тематикой загадок.
О ком или о чем составлял народ загадки ?
- Загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире
- Загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.
- Загадки о жилище и предметах домашнего обихода.
- Загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни ненцев.
- Загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.
Выступления групп учащихся
Каждая группа подбирала и оформляла загадки к определённой группе.
4. Закрепление
Отгадывание загадок, определение их тем.
Тема загадок | Примеры |
Загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире | Не поймать, не увидеть. (Ветер) Без корня растёт. (Камень) На конце холма чернеет уголёк. (Песец) |
Загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода. | У клубка семь отверстий. (Голова) Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы. (Зеркало) |
Загадки о жилище и предметах домашнего обихода. | Ивовую речку туда – сюда переходит. (Игла и нитка) У берега озера железная утка плавает. (Ковш) |
Загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни ненцев. | Червяк с костяной головой. (Аркан) Идёт, идёт, а следа не видно. (Лодка) |
Загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа. | Без огня горит. (Электрическая лампочка) По дорогам без оленей и лошадей мчится. (Аэросани) |
Соотнеси загадку и рисунок.
Голова костяная, туловище деревянное,
хвост железный. (Хорей)
На конце холма чернеет уголёк. (Песец)
По одному отверстию войдёт,
по трём выйдет. (Человек в малице)
Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка)
Железная птица над облаками летает. (Самолёт)
5. Творческая работа в парах. «Загадки лесной опушки»
- А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в парах иллюстрации или фоторепродукции. Составьте текст загадки с опорой на вопросы:
Кто это? Или что это?
Где это можно увидеть?
На что похож предмет?
Что он может делать?
Нарисуй отгадку.
- Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку.
6. Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
7. Подведение итогов урока
- С каким жанром устного народного творчества ненецкого народа вы сегодня познакомились?
- Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?
Выступление групп на уроке
«Загадки лесной опушки», составленные учащимися
В тундре на полянке
Красуются Татьянки.
Оранжевые сарафаны
Радуют наши взгляды. (Морошка)
Среди лесных болот,
На тоненькой ножке
Стоит одна матрёшка.
Жёсткая она,
А когда поспевает – всех удивляет.
Ярко – оранжевой, мягкой бывает. (Морошка)
На болоте растёт ярко.
Красным цветом цветёт.
В конце лета в ведёрко попадёт. (Морошка)
На кустах бусы красные висят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Рябина)
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена. (Берёза)
По полю скачет – ушки прячет.
Встанет столбом – ушки торчком. (Зайчик)
Летом по лесам гуляет,
А зимою засыпает. (Медведь)
Живёт в тундре косолапый.
Спит в берлоге, сосёт лапу.
Ест морошку и грибы.
Отгадай скорее ты. (Медведь)
По лесам гуляет зверь.
Очень хитрый он, поверь.
Шуба рыжая на нём,
И виляет он хвостом. (Лисица)
Людям помогают,
Их в упряжки запрягают. (Олени)
Бьёт копытами: цок – цок.
Снег летит, крупа – песок.
Знают все кому не лень,
Это северный … (олень)
Меня полярной лисицей кто – то зовёт.
Нас много в тундре живёт.
Пушистой шубкой гордимся,
Цвета белого, как снег серебримся. (Песец)
Хищный зверёк
Спрятался за сугроб.
Снег разгребает,
Мышек добывает. (Песец)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».
Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС. Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...
Презентация к открытому уроку по литературному чтению "Авторские загадки"
Презентация к открытому уроку по литературному чтению "Народные и авторские загадки"....
Урок по литературному чтению на тему: "Загадка". 1 класс.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС по технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон...
2 класс Урок по литературному чтению. Тема « Произведения фольклора. Русские народные загадки»
Знакомство детей с произведением фольклора – загадкой....
Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс
Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс...
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки, потешки" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песнями, потешками; обучение отгадыванию загадок и составлению своих; ознакомление с напевностью рус...