Урок по литературному краеведению "Ненецкие загадки"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Безумова Ольга Борисовна

На уроке дети знакомятся с ненецкими загадками, как жанром устного народного творчества, учатся составлять загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kraevedenie.docx811.19 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное краеведение                                Безумова  Ольга Борисовна

Тема: Ненецкие загадки.

Цели: ознакомить с ненецкой загадкой, как жанром устного народного творчества;

           учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и  

           доказывать правильность отгадки .

          Развивать навыки анализа, уметь делать выводы.

          Воспитывать любовь к ненецкой словесности, народному творчеству.
Планируемые результаты:

        Учащиеся должны различать малые жанры устного народного  

           творчества.

           Уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки.

           Распределять загадки по тематическим группам.

           Уметь составить загадку.

1. Организационный момент

  -Прозвенел звонок,

   Начинается урок! (дети говорят хором)

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром устного народного творчества и миром  поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

Тему нашего урока вы подскажите сами.


Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я...
(Загадка)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с устным народным творчеством. Кто уже догадался, с каким жанром мы познакомимся?

Мы будем разгадывать ненецкие загадки и попробуем сами сочинить загадку.

3.Работа над новым материалом.

-Какие загадки знаете вы?         (Народные и авторские)

Работа с загадками по карточке

“Загадок имею запас

 И вам предложу их сейчас,

 А вас попрошу не молчать

 И сразу на них отвечать”

Каждая группа загадывает загадки.

За правильные ответы группы получают поощрительный жетон.

А что же такое загадка? 

Работа в парах. Толкования этого слова ребята нашли в словаре.

Загадка – краткое  иносказательное описание предмета , предлагаемое для разгадки (В.И.Даль. Толковый  словарь ).

Термин "загадка" древнего происхождения. В древнерусском языке слово "гадать" означало "думать", "размышлять".
В загадке всегда заключен вопрос  что это? Она не называет предмета, а говорит о нем иносказательно, намеком, дает его образ, указывает на отдельные признаки, по которым надо узнать, что это за предмет .

Для чего же нужны загадки? Чем они полезны?

-Разгадка, отгадка прячется в загадке. Её можно отыскать, если будешь внимателен к описанию, сравнению, не пропустишь намёк.

Работа с ненецкими  народными загадками. 

-Народные загадки – произведения устного народного творчества, которые живут многие столетия, изменяются, создаются и сегодня.

Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость ненецкого народа. В них он красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.

Ненецкие загадки удивительно образны, поэтичны. В них вы услышите поэзию народного языка. Очень долго загадки оставались для простого народа единственным средством для развития смекалки, ума. Давайте и мы понаблюдаем за языком ненецких загадок. Поучимся их отгадывать.

Работа над тематикой загадок.

О ком или о чем составлял народ загадки ?

  • Загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире
  • Загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.
  • Загадки о жилище и предметах домашнего обихода.
  • Загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни ненцев.
  • Загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.

Выступления групп учащихся

Каждая группа  подбирала и оформляла загадки к определённой группе.

4. Закрепление

 Отгадывание загадок, определение их тем.

Тема загадок

Примеры

Загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире

Не поймать, не увидеть. (Ветер)

Без корня растёт. (Камень)

На конце холма чернеет уголёк.  (Песец)

Загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.

У клубка семь отверстий. (Голова)

Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы. (Зеркало)

Загадки о жилище и предметах домашнего обихода.

Ивовую речку туда – сюда переходит. (Игла и нитка)

У берега озера железная утка плавает. (Ковш)

Загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни ненцев.

Червяк с костяной головой. (Аркан)

Идёт, идёт, а следа не видно. (Лодка)

Загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.

Без огня горит. (Электрическая лампочка)

По дорогам без оленей и лошадей мчится. (Аэросани)

Соотнеси загадку и рисунок.

Голова костяная, туловище деревянное,

хвост железный. (Хорей)

На конце холма чернеет уголёк.  (Песец)slide0012_image011

По одному отверстию войдёт,2009-10-06 20-29-37_0031

              по трём выйдет. (Человек в малице)

              Ног нет, рук нет, а в рубашке. (Подушка)

Железная птица над облаками летает. (Самолёт)

5. Творческая работа в парах. «Загадки лесной опушки»

- А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в парах иллюстрации или фоторепродукции. Составьте текст загадки с опорой на вопросы:

Кто это? Или что это?

Где это можно увидеть?

На что похож предмет?

Что он может делать?

Нарисуй отгадку.

- Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку.

6. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение.

- На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось…

- Сегодня я сумел…

7. Подведение итогов урока

- С каким жанром устного народного  творчества ненецкого народа вы сегодня познакомились?

- Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?

Выступление групп на уроке

«Загадки лесной опушки», составленные учащимися

В тундре на полянке

Красуются Татьянки.

Оранжевые сарафаны

Радуют наши взгляды. (Морошка)

Среди лесных болот,

На тоненькой ножке

Стоит одна матрёшка.

Жёсткая она,

А когда поспевает – всех удивляет.

Ярко – оранжевой, мягкой бывает. (Морошка)

На болоте растёт ярко.        

Красным цветом цветёт.

В конце лета в ведёрко попадёт. (Морошка)

На кустах бусы красные висят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна.

Одежда зелена.   (Берёза)

По полю скачет – ушки прячет.

Встанет столбом – ушки торчком. (Зайчик)

Летом по лесам гуляет,

А зимою засыпает. (Медведь)

Живёт в тундре косолапый.

Спит в берлоге, сосёт лапу.

Ест морошку и грибы.

Отгадай скорее ты.    (Медведь)

По лесам гуляет зверь.

Очень хитрый он, поверь.

Шуба рыжая на нём,

И виляет он хвостом.  (Лисица)

Людям помогают,

Их в упряжки запрягают. (Олени)

Бьёт копытами: цок – цок.

Снег летит, крупа – песок.

Знают все кому не лень,

Это северный … (олень)

Меня полярной лисицей кто – то зовёт.

Нас много в тундре живёт.

Пушистой шубкой гордимся,

Цвета белого, как снег серебримся. (Песец)

Хищный зверёк

Спрятался за сугроб.

Снег разгребает,

Мышек добывает.   (Песец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС.  Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...

Презентация к открытому уроку по литературному чтению "Авторские загадки"

Презентация к открытому уроку по литературному чтению "Народные и авторские загадки"....

Урок по литературному чтению на тему: "Загадка". 1 класс.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС по технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон...

Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс

Урок по литературному чтению "Загадки, потешки, небылицы" , 2 класс...

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению "Загадки, песенки, потешки" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песнями, потешками; обучение отгадыванию загадок и составлению своих; ознакомление с напевностью рус...